«ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф. И. ТЮТЧЕВА («ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ»)» урок анализа поэтического текста

  Тема урока: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА («ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ»)» урок анализа поэтического текста.   Цель урока: познакомить учащихся с особенностями любовной лирики Ф.И. Тютчева.   Задачи: образовательные: учить выделять художественные особенности стихотворений Денисьевского цикла, анализировать стихотворения о любви; развивающие: развивать навык выразительного чтения, мышление, умение чувствовать, понимать авторский замысел; воспитательные: воспитывать интерес к художественному слову, к поэзии.   Оборудование: презентация, интерактивная доска, ПК, раздаточный материал, тексты стихотворений Ф.И. Тютчева.   Подготовка к уроку: 1) учащиеся должны подготовить сообщение «Любовь в жизни Ф.И. Тютчева»; 2) учащийся готовит чтение наизусть стихотворения «Не говори: меня он как и прежде любит…».   Ход урока   Орг. момент.   Вводная беседа.     На прошлом уроке мы с вами познакомились с фактами из жизни и творчества Ф.И. Тютчева, с особенностями его пейзажной лирики. - В чём же особенности биографии Тютчева? (Необычайная одарённость и ранняя карьера чиновника, длительное нахождение вдали от родины, знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры и т.д.). У Ф.И. Тютчева не только интересная судьба, но и необычайно красивая поэзия. - Назовите основные темы лирики Тютчева? (Основными темами творчества Тют...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА («ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ»)» урок анализа поэтического текста.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями любовной лирики Ф.И. Тютчева.

Задачи:

  • образовательные: учить выделять художественные особенности стихотворений Денисьевского цикла, анализировать стихотворения о любви;

  • развивающие: развивать навык выразительного чтения, мышление, умение чувствовать, понимать авторский замысел;

  • воспитательные: воспитывать интерес к художественному слову, к поэзии.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, ПК, раздаточный материал, тексты стихотворений Ф.И. Тютчева.

Подготовка к уроку:

1) учащиеся должны подготовить сообщение «Любовь в жизни Ф.И. Тютчева»;

2) учащийся готовит чтение наизусть стихотворения «Не говори: меня он как и прежде любит…».


Ход урока


  1. Орг. момент.


  1. Вводная беседа.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с фактами из жизни и творчества Ф.И. Тютчева, с особенностями его пейзажной лирики.

- В чём же особенности биографии Тютчева? (Необычайная одарённость и ранняя карьера чиновника, длительное нахождение вдали от родины, знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры и т.д.).

У Ф.И. Тютчева не только интересная судьба, но и необычайно красивая поэзия.

- Назовите основные темы лирики Тютчева?

(Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия - то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой).

III. Сообщение темы.

Любовь в понимании Тютчева - самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично:



Любима ты, и так, как ты -

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось

Ребята, о какой теме мы будем говорить? (о любви)

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Сегодня на уроке мы с вами коснёмся особенностей любовной лирики Тютчева, а также стихотворений, принадлежащих Денисьевскому циклу. Постараемся ощутить ту любовь, которая согревала поэта в жизни, а может быть, приносила ему страдания, тоску.

IV. Изучение нового.

Начать изучение этой трепетной темы мне хотелось бы строками из стихотворения «Предопределение», которые будут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье

И… поединок роковой…

(«Предопределение»)


- Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны мной?

В процессе урока попробуем ответить на этот вопрос более точно.

- Откройте свои тетради и запишите тему и эпиграф сегодняшнего урока.

- Любовная лирика отразила личную жизнь Ф.И. Тютчева, полную страстей, трагедий, разочарований, но всё-таки узкобиографического в его стихах меньше всего, хотя литературе почти всегда известны имена вдохновительниц поэта.

Более подробно нам об этом расскажет… (сообщение «Любовь в жизни Ф.И. Тютчева» рассказ сопровождается спрезентацией)

В Денисьевский цикл вошли такие шедевры любовной лирики «Пошли, Господь, свою отраду» (1850), «Я очи знал,- о, эти очи!» (1850-1852), «Не говори: меня он, как и прежде любит…» (1850-1851), «Чему молилась ты с любовью…» (1850-1851), «О, как убийственно мы любим» (1851), «Последняя любовь» (1852-1854) и др.

Цикл стихотворений представляет как бы лирическую повесть о любви, пережитой поэтом «на склоне лет», о любви к Елене Александровне Денисьевой. Их «беззаконные» в глазах общества отношения продолжались в течение 14 лет. «Последняя любовь» поэта внесла немало сложного и противоречивого в отношения с женой Эрнестиной Федоровной и послужила причиной тягостного для обеих сторон расхождения.

К сегодняшнему уроку вы должны были подготовить рассказ о любви Ф.И.Тютчева и Е.А.Денисьевой.

1 ученик

Дважды состоял Тютчев в законном браке. Третий брак был незаконным и длился на протяжении четырнадцати лет (1850-1864) до самой смерти Елены Александровны Денисьевой. У Тютчева и Денисьевой было трое детей, записанных под фамилией Тютчева, что неснимало с них незаконнорожденности, и отцовы права не распространялись на них и не давали им никаких привилегий. Ситуация, в которой оказались Денисьева и Тютчев, трагична. Она очутилась в фальшивом положении: мать троих детей, возлюбленная поэта, незаконная жена, «свет» ее не принял и отверг, от нее отрекся родной отец, тетка- инспектриса Смольного института из-за нее вынуждена была оставить институт. Беззаветная любовь к поэту сделала Елену Александровну вспыльчивой, экзальтированной, болезненной. Тютчев оставался в семье, в петербургских салонах, хотя трагически ощущал свою отдаленность от возлюбленной, «свое двойное бытие». Он находился в страшном раздвоении, «в котором жить нам суждено». Поэт сознавал себя виновным и перед женой, и перед Денисьевой за то, что не мог отвечать им с той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему.

2 ученик

Он - поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья. После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела, сохраняющие его жизнь и творчество: Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева - Нести и Леля. О Елене Александровне Денисьевой, последней, пылкой, тайной и мучительной любви Ф. И. Тютчева, поэта и блистательного остроумца - дипломата, которого часто впролголоса - не решались громко, - слишком рассеянно относился Федор Иванович к своему великолепному Дару, - называли "наследником пушкинских традиций" , неизвестно почти ничего.. и известно слишком много!

3 ученик

Она - адресат более пятнадцати его стихотворений, ставших самыми драгоценными шедеврами русской лирики второй половины девятнадцатого столетия. Это - очень много для Женщины, которая беззаветно любила. И - слишком мало для сердца, которое надорвало себя этой Любовью. Вот уже почти двести лет мы читаем строки, посвященные ей, восторгаемся мучительной и жгучей силой чувства к ней Тютчева, вообще - то, человека очень скрытного и презирающего всякую "сентиментальную чепуху". С Лелей он познакомился в 1850 году, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Всей душой они полюбили друг друга и 14 лет открыто были связаны узами гражданского брака и тремя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил свою вторую жену Эрнестину, семью. "Как захваченный водоворотом, Тютчев бесцельно метался…" - пишет о периоде "последней любви" поэта к Е.А.Денисьевой их сын Ф.Ф.Тютчев. В глазах петербургского общества их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность и вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает. И когда поэт потерял ту, которую так безумно и страстно любил, он потерял все.

Прожитая поэтом драма запечатлелась в денисьевском цикле (1850-1864), одном из вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе. Любимая предстает не как "неземное создание", а как человек, которому присуще все человеческое: не только возвышенные чувства, но и ошибки, слабости, противоречия, страсть. Стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием. Стихи этого цикла звучат как исповедь.

Почему урок «о Денисьевском цикле» мы начинаем с рассказа о взаимоотношениях поэта и Елены Александровны?

«Денисьевский цикл» - это результат личных переживаний поэта. Мы не сможем понять стихотворения, не зная истории любви Федора Ивановича и Елены Александровны.

- Дома вы читали стихотворения этого цикла, а теперь узнали о той, которая вдохновила Тютчева на их создание.

Давайте вслушаемся в строки стихотворений Ф.И. Тютчева. Постараемся определить своеобразие стихов Денисьевского цикла.

На доске записаны слова, которые вы можете использовать при определении художественных особенностей стихотворений: исповедальный, страстный, трагедия, стихийная страсть, горечь, угасает, тает, измученная душа, мгновение любовных отношений, психологический драматизм, внутренний монолог, трепетное чувство, блаженство, безысходность, душевное напряжение, умиротворение, успокоение, дисгармония, роковой поединок

Чтение и анализ стихотворений.

1 группа

Стихотворение «О, как убийственно мы любим...»

- О чем это стихотворение?

- О том, что любовь может быть гибелью, «судьбы ужасным приговором», обрекать любящих на страдания.

- Как бы вы определили звучание стихотворения?

- Оно печально, даже трагично.

- Что делает это произведение трагичным?

- Трагизм ощущается уже в первой строфе, в словах: Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Любимая была радостна и цветуща: «розы ланит», «улыбка уст и блеск очей», «волшебный взор и речи», «смех младенчески живой». Но все было недолговечно, «как северное лето», как «мимолетный гость»: Все опалили, выжгли слезы Горячей влагою своей.

- В чем причина такой перемены в героине?

- Ей пришлось отречься во имя любви от всего, что было мило сердцу: Жизнь отреченья, жизнь страданья. Ее осудили люди, хотя вряд ли они имели на это право: Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело.

- Что стало с ней?

- Героине удалось сберечь только Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!

- Понимает ли поэт, какую боль он причинил любимой, или он просто гордится победой?

- Он понимает, что такая любовь -«ужасный приговор судьбы», незаслужен- ный позор. Эта любовь - гибель: ... в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..

Истязательный самодопрос, истязующий самоотчет. Последняя строфа - словно судорожная вытяжка из своеобразного мучительного диалога между любящим убийцей и его жертвой…

В этом стихотворении "мы" расщепляется на "я" и "ты"; к тому "я", бывшему, поэт обращается сейчас на "ты". Получается, что былое тогдашнего "я" начальных дней любви предстает сейчас перед поэтом как чуждое ему "ты" врага и убийцы, на которое он смотрит сейчас с ужасом. Вместе с тем "ты" в обращении к любимой сменилось в стихотворении местоимением "она": осознавший себя убийцей любимой, поэт словно не решается назвать ее на "ты" и объективирует ее как жертву былого торжествовавшего "я".

Этот пронзительный диалог между "я" нынешним и "я" тогдашним глубоко драматичен, ибо он ведется как бы через голову любимой и обращен он к ней. А между с тем напряженность самодопроса с пристрастием теперешнего "я" с прошлым"я" становится все сильнее по мере того, как непосредственное "ты" в обращении к любимой все судорожнее сменяется заменой "ты" - на "ее".

"Она", "ты", любимая - неотступно присутствуют при самопытке поэта, все больше растравляя его боль. Именно потому, что "ты" - "она" все врем перед ним, тропы сплошь пронизаны риторическими и восклицательными интонациями.

Обобщающее называние ее боли - в предпоследней строфе. К сказанному добавим еще, что это обобщающее называние "ее" мук и придает особую эмоциональную завершенность повтору…и такое звучание конечного повтора объясняется прежде тем, что предшествующее ему называние наших с тобой, любимая, мук особенно выделяет "ее" муки и представляет особое углубление в ее внутренний мир. Любовь - убийство как определительный мотив стихотворения, предопределяющий указанные слова "убийственно". Поэт стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую, хочет раскрыть мир чувств, ее личность, проникнуть в духовный мир женщины через сравнение её с природой.

2 группа

Глубочайшим лиризмом отличается стихотворение «Последняя любовь», которое было написано в 1852-1854 г.г.

- Послушайте это стихотворение, постарайтесь ощутить те чувства, которыми оно наполнено.

- Прочитайте ещё раз про себя, чтобы лучше осознать, понять смысл стихотворения.

- Какова тема данного стихотворения?

Это стихотворение о любви, а если быть точнее, то о последней любви на склоне лет.

- Каким чувством проникнуто?

- Какая любовь в этом стихотворении?

В этом стихотворении последняя любовь предстаёт и как блаженство, и как безнадежность; оно звучит как исповедь поэта, как грустный романс, посвящённый позднему, но оттого особенно трепетному чувству.

- Можем ли выделить в этом стихотворении смысловые части?

Это лирическое стихотворение, во всех строфах которого с помощью разных поэтических образов перед читателем предстаёт последняя любовь, наполненная сильными чувствами.

- Каким предстаёт лирический герой?

-влюблённый человек, в зрелом возрасте, прошедший половину жизненного пути, испытывающий нежность

- Какие слова в стихотворении указывают на данную характеристику?

Поэт использует метафоры («Полнеба обхватила тень…», «скудеет в жилах кровь…»), которые помогают почувствовать, что половина жизненного пути уже пройдена, отчего ощущается тоска, грусть, печаль. Но эти чувства не преобладают в стихотворении. Обращаясь к последней любви, лирический герой с лёгкой горечью и одновременно с радостью приветствует её. В первой строфе звучит исповедальное признание лирического героя в нежности чувства и страхе перед утратой («…на склоне наших лет/ Нежней мы любим и суеверней…»).

Лирический герой не просто испытывает чувство влюблённости, а действительно горячо, трепетно любит и тем сильнее оттого, что эта любовь последняя.

- Какие поэтические образы, выражения помогают почувствовать эту последнюю любовь? (Что указывает на то, что любовь последняя?)

Метафоры: «Лишь там, на западе, бродит сиянье…», «прощальный свет», «вечерняя заря» - это своеобразная метафора, которую поэт избирает для передачи этого позднего, но сильного чувства; «заря вечерняя» - источник особого, интенсивного света. И оттого в 1-ой строфе об этом свете говорится трижды, применяя повтор и обращение: «Сияй, сияй, прощальный свет…». Этот мотив подхвачен во 2-ой строфе: «Лишь там, на западе, бродит сиянье…».

Но в этом стихотворении ощущается контраст: рядом со светом уживается тень, охватившая полнеба. Эпитет «вечерний день» тоже очень контрастен: с одной стороны - это вечер(закат жизни), с другой - день (то светлое чувство, возникшее на склоне лет). И снова звучат повторы мольбы: «Помедли, помедли, вечерний день,/ Продлись, продлись, очарованье…»

А в 3-ей строфе вновь мотив нежности, прозвучавший в начальном четверостишии, уверяя, что «в сердце не скудеет нежность».

В стихотворении не просто упоминаются эти знаменательные слова: оно этой нежностью, как и музыкой пронизано, покоряя чуткого читателя.

В финале жизни последняя любовь действительно может согреть любого человека.

- Что последняя любовь несёт в жизнь человека?

- С каким чувством она сопряжена?

Последняя любовь несёт нежность, блаженство, чем старше становится человек, тем трепетнее это чувство, но наряду с этими чувствами, последняя любовь - это ещё и безнадежность. Вновь мы видим противоречивость чувств, переживаний лирического героя.

- Обратите внимание на ритмический рисунок этого стихотворения. В чём его необычность?

Ритм стихотворения «неправильный», смещённый.

1 строка - ямб - подчёркнуто правильный, мужская рифма;

2 строка начинается ямбом, но затем появляется «лишний слог» - союз «и», рифма женская;

В 3 строке размер строго выдержан, а в 4-ой вновь «сбит», но очень аккуратно.

- Для чего нужен сбой? Что помогает ощутить?

Ритмический рисунок связан сообразным строем стихотворения, построенном на контрастах, что говорит о напряжённых переживаниях лирического героя.

Сбои повторяются и в 2-ух последних четверостишиях. (аналогично 1 строфе разбираем остальные)

- Что чувствуется здесь (во 2 строфе)?

Нарастает чувство тревоги, душевное напряжение, мольба.

В 3 строфе успокаивается сердце - выравнивается и ритм. Лишь напоследок - краткий вздох.

- Что ещё в стихотворении помогает передать переживания героя?

Синтаксический строй стихотворения, пунктуация.

Наличие многоточий, которые совпадают со сбоями в ритме, создаёт впечатление незаконченности мыслей; раздумья, размышления предстают перед нами.

! - эмоциональный всплеск, душевный крик.

! - в конце стихотворения ещё раз указывает на успокоение, умиротворение в сердце лирического героя, и лишь женская рифма и «сбой» в ритмическом рисунке создаёт впечатление последнего вздоха.

- Изменилось ли ваше восприятие этого стихотворения?

Последняя любовь - это «и блаженство, и безнадежность», и напряжённое чувство, которое тем нежнее, трепетнее, ценнее, чем позднее оно приходит. «О, как на склоне наших лет/ Нежней мы любим и суеверней…»

3 группа

- Мне бы хотелось остановиться ещё на одном стихотворении денисьевского цикла «Не говори: меня он как и прежде любит…»

Послушайте его и подумайте, почему именно это стихотворение мне бы хотелось вам предложить.

- Почему же, по вашему мнению, я остановилась именно на этом стихотворении? Чем оно отличается от предыдущего?

- Чей голос мы слышим?

Двенадцать строк этой лирической пьесы представляют собой монолог, произнесённый женщиной.

- Какой предстаёт перед нами лирическая героиня?

- Какое чувство она переживает?

Тютчеву в такой степени удалось почувствовать психологическое состояние возлюбленной, ранимой и раненной светской толпой, ворвавшейся в её интимную жизнь, что мы оказываемся поражёнными подлинностью и достоверностью признаний лирической героини, сетований, восклицаний.

Вся её речь соткана из очевидных противоречий. Она и увлечена, и уязвлена; она страстно любит и одновременно страдает; живёт и в то же время не живёт…

- Какие образы и выражения помогают ощутить её внутренние переживания?

Обилие многочленов («То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя…») показывает, как нервна и лихорадочна, даже несколько сумбурна исповедь героини, которая стонет, задыхается, ей видится в руке возлюбленного нож убийцы, который, благодаря олицетворению («нож дрожит»), кажется действительно правдоподобным, настоящим.

В этом стихотворении мало изобразительно-выразительных средств, что приближает стихотворение к быту, к трагической ситуации. Даже эпитеты: «жизнь горька», «лютый враг» - создают ощущение безысходности, горечи страдания, которыми наполнена жизнь лирической героини. Слова, используемые для исповеди страдающей героини, понятны любой женщине, оказавшейся в подобной ситуации.

- Передаёт ли ритмический рисунок стихотворения всё то, о чём сейчас сказали?

Нет, т.к. во всех строфах используется двусложный размер - ямб, чередование мужской и женской рифмы при перекрёстной рифмовке.

- Тогда с помощью чего же передаётся сумбурность, горечь мыслей, переживаний героини?

С помощью знаков препинания. Во всех строфах стихотворения присутствуют многоточия, которые делают исповедь героини прерывистой сбивчивой;

! - выражение наивысшего напряжения чувств. А вот то, что в последней строке стихотворения стоит точка, создаёт ощущение безысходности, как будто героиня сама выносит себе приговор.

- Только ли состояние лирической героини ощущается в этом стихотворении?

Вопрос ко всем

Этот монолог - это и покаяние героя, достигшее предельного самобичевания. Такое умение наложить одну исповедь на другую обнаруживает в Тютчеве великого психолога и мастера-лирика, сумевшего жизненную катастрофу и разнородные излияния героев уложить в 3 строфы монолога.

- Действительно ли страдания героев так велики, что нет возможности жить?

- Какое чувство придаёт им силы? Какое оно?

Герои прежде всего любят, и это чувство настолько сильно, что несмотря на все жизненные невзгоды, они не могут жить друг без друга. Любовь в этом стихотворении страстная, взаимная, но в то же время трагичная, создающая дисгармонию, она предстаёт как «поединок роковой».

V. Итог урока.

(Читаю вновь эпиграф)

- Как вы думаете, почему же именно эти слова являются эпиграфом?

Любовь у Тютчева - это действительно союз родных душ, их сочетанье, но в ней очень часто любящие люди не только не могут жить друг без друга, но и вступают в «поединок роковой», в котором один из них сгорает.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет, наконец…

VI Рефлексия

Напишите стихотворение синквейн, что такое любовь (Ведь мы сегодня на уроке говорили о любви)

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Любовь.
Вечная, неразделенная.
Чувствовать, обожать, думать.
Встречается редко и мыслит сердцем.
Чувство.

Любовь.
Возвышенная, божественная.
Восхвалять, радовать, дарить.
Помочь любому может спастись.
Дар.

Любовь.
Безответная, горькая.
Ранит, убивает, не щадит.
Горе великое несет.
Боль.

На сердечках напишите ответ на вопрос:

Что лично тебе дало изучение этой темы?







© 2010-2022