Урок

"Буквы -о-, -а- в корне -лаг-, -лож-" 5 классЦели урока:Повторить правила написания изучаемых корнейРазвить образное и логическое мышление, речь учащихся Совершенствовать навыки правописанияВоспитывать эстетическое отношение к слову, любовь к родному языку Работа содержит рисунки учащихся.Ребята совершают лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. Эта страна имеет много городов. Чтобы переехать из одного города в другой, нужно выполнить задания, которые предложат жители.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Буквы -о-, -а- в корне -лаг-, -лож-" 5 класс

Цели:

Повторить правила написания изучаемых корней

Развить образное и логическое мышление, речь учащихся

Совершенствовать навыки правописания

Воспитывать эстетическое отношение к слову, любовь к родному языку

Оборудование:

Карта путешествия

Сигнальные карточки а - о

Смайлики

Ход урока:

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
- Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен.

II. Сообщение правил

-Как важно в наше время грамотно писать. Это вам пригодится на экзаменах, это нужно вообще в жизни. А где именно? (дети отвечают)

- Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. Эта страна имеет много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задания, которые вам предложат жители.
- Страна Русский Язык содержит много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете на корабле. Я приглашаю двух мальчиков - Айвазян Артема и Свиридюк Артема. А кто из вас будет капитаном на этом корабле, мы узнаем позже.

- За каждый правильный ответ вы будете получать по одному смайлику.
- Итак, начинаем наше путешествие.

III. Путешествие в страну Русского Языка

Прежде, чем мы попадем в страну Русского Языка, мы послушаем маленькую сказку, которую подготовила для нас Алманова Анастасия.

Маленькие росточки -раст-, -рос-, -ращ-

Жили-были маленькие росточки -раст-, -рос-, -ращ-. Росли они среди растений и любили сами выращивать растения из маленьких росточков. Им очень нравился растительный мир.

Однажды они из маленького росточка выращивали, выращивали и вырастили растение. Оно выросло большим, и корни -раст-, -рос-, -ращ- выращивали еще много растений под своим огромным растением.

Урок

- Эти корни растут в большом Морфемном парке. И сейчас мы вспомним, какие еще корни растут в Морфемном парке. (Ответы учащихся)

Урок

Урок

оУрок

На пути нашего плавания, нам встречаются препятствия. А сейчас для ребят, которые находятся на палубе - загадки. Ведь без отгадок, мы не попадем в страну Русского языка.

Урок интересный, на нем мы считаем,

Все вместе примеры, задачи решаем.

Циркуль, все точно - без всякой романтики.

Ну, что за урок? То урок... (математики)

Прописи, тетради, авторучки скрип,

Пишет аккуратно каждый ученик.

Правила читаем, учим назубок.

Ну, ребята, что же это за урок? (Урок русского языка)

Работать всем вместе нам очень приятно,

Лепить, вырезать, что-то клеить - занятно.

На этом уроке фантазия с нами,

Мы мастерим все своими руками. (Урок труда)

Кроссы пробегаем, делаем зарядку...

Со здоровьем будет все у нас в порядке,

Спорт нам помогает сохранить фигуру,

Спорт нас закаляет! Все на... (физкультуру)

На парте краски и набор гуаши,

Портрет, пейзажи - то рисунки наши.

Нужны здесь аккуратность и старание,

А сам урок зовется... (рисование)

Компьютерная то наука.

О вычислениях она.

Ее учить совсем не скучно,

Она загадочна, сложна.

Рифмуется с «грамматикой»,

Зовется... (информатикой)

Играем мы на ксилофоне

И песни разные поем,

Сонаты слушаем, симфонии,

Довольно весело живем. (Музыка)

- Итак, вы успешно преодолели препятствия, и теперь время отправиться в страну Русского Языка.
- Подходя к пристани города «Синтаксис и пунктуация» мы видим надпись (учитель читает):

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу - выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…

- И вот перед нами город Синтаксис и пунктуация.
Учитель:

Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте, ребята, поможем
Им в нелёгкой и грустной судьбе.

(Учитель раздаёт карточки с заданием)
Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните постановку знаков препинания.

Я приглашаю к доске девочек: Бойко Алену и Гладышеву Анастасию.

Бойко Алена: дерево, хвойных, семейства, сосна.
Гладышева Анастасия: ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.

Прекрасный город!
Там все знаки препинания,
Все члены предложения дружны между собой.
Прощаясь с нами,
Кричат нам: "До свидания!"
И машут весело рукой…

- Ну, а сейчас мы поплывем дальше. На пути встречается Орфографический Замок.

Учитель:
Безударный - хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука…

- Обратимся к материалу учебника с.71(учебник Русского языка 5 класс В.В.Бабайцева) и вспомним правила правописания корней с чередованием гласных а - о.

На доске записаны слова:
Излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.

- Распределите их в два столбика

Излагать -

изложить

Слагать -

сложить

Предлагать -

предложить

Касаться-

Касание-

коснуться

прикосновение

- Почему распределили слова таким образом?
- Выделим корни.
- Какие это слова?
- В этих словах происходит чередование гласных а - о?
- Почему в словах 1 столбика пишем в корне букву а?
- Почему в словах 2 столбика - буква о?
- Обозначим орфограмму.
- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
- Повторим правило на с.71-72
- От чего зависит чередование гласных а - о в корнях -лаг- - - лож-, кас- - -кос-, раст- - ращ- - -рос-? Какие чередующие гласные пишем в словах: расту, возраст, растение, росла, сращение, заросли?

- Лихо Замок Орфографии вы сумели обойти. А теперь закрепление изученного правила.

- От данных глаголов с помощью суффикса -ени образуйте существительные. Пожалуйста, Песчанская Анастасия, а помогать ей будет Елисеев Дмитрий.

сл_гать

распол_гать

прил_гать

прол_гать

предпол_гать

возл_гать

сл_гать

распол_гать

прил_гать

прол_гать

Работа с карточками

- Называю словосочетание, показываете гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.
Предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение.

- Итак, это была последняя остановка, на которой мы с вами сегодня остановились. Но в стране Русский Язык есть ещё очень много других городов и станций, и там вы обязательно побываете.

IV. Повторение.

А сейчас мы проведём орфографическую дуэль между соседями по парте.

Словарный диктант (предварительно повторить знание орфограмм)

Водоросли, растение, выращенный, подрос, предложение, изложение, предлагать, росток,

отрасль, Ростислав, слагать, прилагательное, полагаться, расположение.

- Поменяться тетрадями, и проверьте написание чередующих гласных в корне слова.

V. Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по стране Русского языка. Мы так и не выбрали капитана, так как вести корабль достоин каждый из вас. Закончить наш урок хочется словами А.А.Ахматовой.

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

VI. Задание на дом: учащиеся получают отпечатанные листочки с

письмом неграмотной девочки. Надо найти и исправить ошибки в этом письме.





© 2010-2022