Эссе Мое педагогическое кредо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, -

он будет лучше того учителя, который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он - совершенный учитель. -

Л. Н.Толстой

В кабинете тихо, лишь солнце гуляет по партам… Закончился еще один школьный день. Каким он был для меня и каким он запомнится моим ученикам? Оставят ли мои сегодняшние уроки след в их душе? Думаю, размышляю, а мыслями уношусь далеко. С самого раннего детства я твердо знала, что буду учителем. Наверное, потому, что жизнь щедро одарила меня встречами со многими замечательными людьми - моими Учителями. Именно так: с большой буквы! В выборе моей профессии сыграли роль и авторитет учителя, и интерес к чтению, и любовь к слову. Всё, что есть во мне хорошего, заложено родителями и педагогами. Мама научила нас, четверых детей, любить книгу и много читать.

Вспоминаю себя робко входящей в класс, неуверенной, неопытной учительницей чуть старше своих первых учеников. Пятнадцать пар внимательных, изучающих глаз. Чего они ждут от меня, их наставника? Как не обмануть их ожиданий? Какова цель учителя, входящего в класс? С первых дней своего педагогического пути искала ответы на эти вопросы, ищу их и сейчас. Поиск ответов - это творчество, а творчество начинается с желания узнать ответ.

Убежденно верю в свое, еще в первые годы работы обретенное кредо: настоящий учитель должен любить не только свой предмет, но в первую очередь - детей. Удивительная профессия - учитель! Есть сорок пять минут на уроке и драгоценные минуты между ними и после них, чтобы воспитать в каждом ребенке собственное «я», научить жить в гармонии, никогда не быть равнодушными. Л.Н.Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь «только два качества - большие знания и большое сердце». Сердце я бы поставила на первое место.

Отношения «учитель - ученик» нужно строить так, чтобы это позволяло учить всех и дать каждому уверенность в том, что он добьется успеха. Успех вдохновляет ученика, а удача ученика вдохновляет учителя. Любовь - великая помощница. И.Гете говорил: «Учатся у того, кого любят». Но любят того, кто сам умеет любить, кто отдает свое сердце, душу. Недавно в книге очерков об учителях Галины Чумаковой прочитала о том, что любовь учителя к ученику бывает разной. Один любит своих учеников только на уроках, пока не отзвенел звонок. Другой жертвует ради детей какой-то частью и своего внеурочного времени, даже в походы отправляется с ними. А есть еще особая любовь учителя к своим ученикам, - это самоотверженная любовь взрослого, мудрого и сильного человека к хрупкому миру детства. Перед этой любовью порой склоняют головы и матери. Думается, именно такая любовь - любовь до самоотречения - способна творить чудеса. И как это трудно - любить каждого. Но ты - учитель, и в основание всех своих начинаний должен положить Любовь и Доброту.

Нам, современным учителям, часто приходится подстраиваться под жизненные неудобства. Так случилось и со мной. Мне пришлось переквалифицироваться из учителя начальных классов в учителя русского языка и литературы. Меня всегда окружали и окружают мудрые. неравнодушные, интересные люди. Многие из них очень помогли мне в становлении меня как учителя.

Теперь я - учитель русского языка и литературы. Всегда произношу эти слова с особым чувством. Я не просто учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Мне родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?

Если перестал удивлять - сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это - особая страна. Это - школа. И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадной до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренней, искренней с собой, с другом, с близким или далеким. Хочу быть отзывчивой, чтобы не пройти рядом с чужой болью.

Конечно, главные жители этой страны - это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

Вот уже восемнадцать лет я работаю в школе с детьми. Это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь, на протяжении которой я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

В наши непростые времена только добро, понимание и любовь могут спасти человечество от гибели. Язык и настоящая литература обладают большой силой воздействия на личность, приобщают ребенка к нравственно-эстетическим ценностям. Прививают стремление к добру, совести чести, веру в прогресс, в нравственное совершенствование, желание служить высшим целям. Поэтому вижу свою задачу как учителя-словесника в первую очередь в том, чтобы воспитать читателя, умеющего мыслить, сопереживать и сочувствовать, развивать способность соизмерять свой внутренний мир с духовным миром персонажей, черпать у них жизнестойкость, находить в них поддержку в решении своих проблем.

Я убеждена, что учить и воспитывать может тот, кто сам учится и воспитывается. Самому учителю просто необходимо много учиться, не бояться ломать стереотипы, овладевать новыми технологиями. Постоянно, каждый день, идти дальше, узнавать новое. И нельзя задерживаться на достигнутом, потому что опоздаешь. Опасен учитель-недоучка, но еще более опасен тот, кто раз и навсегда уверился в правильности своей доктрины и считает, что все новое - лишь ненужная блажь. Интерес к учителю и его предмету исчезает тогда, когда его самого перестает интересовать то, чему он учит. Учитель сам должен быть готов учиться с удовольствием. «Совершенство не знает предела, а следовательно, и самосовершенствование и работа над собой бесконечны», - так бы я сформулировала один из главных профессиональных принципов каждого учителя. Ведь ученики ждут от нас интересных уроков, динамичных, как они сами. На собственном опыте убедилась: чем увлекательнее, непринужденнее и содержательнее урок, тем больше, значит, учитель готовился к нему. И порой искренне жалеешь, что в сутках всего двадцать четыре часа, а хочется, чтобы каждый урок дарил ученику открытия, запоминался, оставлял след в душе ребенка. Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним - второй мой принцип.

Следующий принцип - это принцип организации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие которых формируется духовная культура человека.

Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка - четвертый принцип моей педагогической деятельности.

Все когда-нибудь наблюдали за работой дирижера. Вспомните, как плавно и грациозно разрезает он воздух своей палочкой, заставляя весь оркестр повиноваться ее движению. Так и хочется войти в шумный класс, взмахнуть так же рукой - и вдруг все замолчат, сосредоточатся, будут внимать только вам, учителю... Но это дети, маленькие непоседы, и, в отличие от взрослых музыкантов, они не выдержат и одного акта, сорвутся, и концерт не удастся. Как же стать таким дирижером, чтобы каждый ученик "запел" свою индивидуальную партию в унисон? Для этого нужно потрудиться. Все дети разные. Одни - копии своих родителей, другие - "себе на уме", третьи - тихони, а четвертые... Дети, которые приходят в школу, хотят быть принятыми, жаждут успеха, интересной и веселой жизни.

Именно в создании комфортности обучения и воспитания каждого такого ученика и вижу свою роль.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если после звонка ребята со мной, а не бегут «сломя голову» в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось. Умение увлечь учеников, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии.

Шестой принцип - формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание.

Седьмой принцип - принцип сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание - каждому, ждущему - похвала, мыслящему - радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит есть оно - сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания.

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.

И снова звенит звонок - урок окончен… Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя - найти эти изюминки.

Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе?

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Дети всегда остаются детьми, учителя - учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя: ПОДУМАТЬ

дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;

содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;

вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;

стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Я понимаю и принимаю это.

Таковы мои педагогические аксиомы. Может они очень просты? Но что я твердо усвоила за эти годы - это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое - нести любовь и радость». А ещё нужно просто любить свою работу. "Работа - лучший способ наслаждаться жизнью", - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя - владеть сердцами своих учеников. А если они будут идти по жизни с высоко поднятой головой, не избегать трудностей, а преодолевать их, значит, и моя жизнь будет потрачена не зря. А потому нельзя останавливаться. Жизнь движется вперед, распахнутые глаза учеников ждут чего-то нового, необычного... Уж если ты выбрал профессию учителя, то - только вперед! И только с детьми!

Учитель начинает, и ... все выигрывают.



Об этом вся моя работа и эти поэтические строки:

Успеха формулу я назову простую,

Я возвращаюсь к ней все вновь и вновь:

«Чтобы любой урок не проходил впустую,

Должна пылать Любовь к ребенку, к школе,

К профессии своей Любовь!»









МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ИМ. А. И.ХУАДЕ» А. ГАТЛУКАЙ Г. АДЫГЕЙСКА

385271 аул Гатлукай, ул. А. И. Хуаде 76

Тел. 9-81- 39



Эссе Мое педагогическое кредо


Чич Розы Еристемовны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №4» аула Гатлукай







аул Гатлукай


© 2010-2022