Урок русского языка 5 класс. Тема: Обстоятельство

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Обстоятельство. Виды обстоятельств».

Автор: Прядкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Школа: МКОУ Подгоренская СОШ №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Класс: 5

Предмет: русский язык

Краткое описание идеи занятия: Данный урок русского языка -восьмой урок раздела «Синтаксис» , третий в теме «Члены предложения»в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы под редакцией С.Львовой. Урок отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное речевое развитие школьников и реализацию их творческого потенциала. Богатство и разнообразие материала, предлагаемого учебником С.Львовой, позволяет дифференцировать работу учащихся на уроке, используя проблемный подход. Концепцию урока можно использовать, работая и по другим УМК в 5 классе.

Цели урока:

создать условия для формирования лингвистической компетенции уч-ся через ознакомление уч-ся с одним из видов второстепенных членов предложения - обстоятельством, через формирование умений составлять алгоритм ответа и находить обстоятельства в предложении, ставить к ним вопросы, определять их роль в предложении, графически обозначать, через формирование умения обобщать полученные данные и делать выводы, самостоятельно употреблять обстоятельства в речи, что будет способствовать формированию познавательного интереса к русскому языку, формированию критического мышления учащихся.

Задачи урока:

- разъяснить суть понятия «обстоятельство», способов его выражения и видов

- актуализировать знания по теме «Члены предложения»;

- самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в парах;

- развивать умение давать самооценку своей деятельности;

- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку и литературе.

Ожидаемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

После проведения урока учащиеся смогут:

1. дать определение обстоятельства как одного из видов второстепенных членов предложения

2. находить обстоятельства в предложении, ставить к ним вопросы, определять их вид, графически обозначать.

Познавательные УУД:

1.самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

2.работать со справочной литературой;

Регулятивные УУД:

1.умение ставить цель, планировать, прогнозировать результат

2.анализировать полученный результат, исправлять собственные ошибки;

Коммуникативные УУД:

1.уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

2.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.


1.стремиться к совершенствованию собственной речи;

2.умение учащихся учить себя, вступая в совместную деятельность;

3. испытывать потребность в самовыражении через слово;


4.толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.

Основные понятия: обстоятельство;

виды обстоятельств.

Ресурсное обеспечение урока: учебник «Русский язык. 5 класс. Часть 1 / С.Львова, В.Львов», приложение «Русский язык. 5 класс. Часть 3 / С.Львова, В.Львов», мультимедийный проектор, таблица «Члены предложения», словари





План урока


Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

и ожидаемый результат


Вводная часть.

1. Мотивация

Мотивировать

учащихся

к определению

темы урока

Оргмомент. (Музыка песни «Улыбка») (Слайд 2)

- Здравствуйте! По нашей доброй традиции урок начинаем улыбкой. Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.

Успеха на уроке!

Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку? (Слайд3 и дублируется на доске)

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н. Толстой.

Стадия «ВЫЗОВА»

- пробуждение интереса к изучаемой теме;

- ообнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

- п побуждение уч-ся к активной деятельности

1. Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.

- Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

- Подлежащее - это второстепенный член пр-я.

- Сказуемое - это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

- Дополнение и определение - это второстепенные члены пр-я.

- Дополнение обозначает признак предмета.

- Определение отвечает на вопросы какой? чей? который?

2 Графически обозначить члены предложения

Жёлтая листва берёзок трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете.

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока русского языка, опираясь на основную мысль эпиграфа и не забывая о том, что мы сейчас изучаем большой раздел линвистики, который называется «Морфология».

Настрой на позитивное начало урока.


Отвечают на вопрос.



Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки



1 ученик выполняет на доске

2. Постановка проблемы. Определе

ние целей и задач урока.

Помочь учащимся определить основные вопросы урока.

3. Проблемная ситуация. (слайд 4)

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

- Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр - части речи, 2 гр - члены предложения)

- Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)

- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.


4. Этап целеполагания. «Корзина идей»

Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать. В формулировании задач вам окажет помощь опросный лист. Приложение 1



Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать


1. В каком разделе лингвистики изучаются члены предложения?

2. На какие группы делятся члены предложения?

3. Что образует основу предложения?

4. Какие члены предложения относятся ко второстепенным?

5. Что обозначает обстоятельство?

6. На какие вопросы отвечает обстоятельство?

7 От какого члена в предложении зависит обстоятельство?

8.Виды обстоятельств.

9.Какими частями речи выражается обстоятельство?

10.Как графически обозначается обстоятельство?

- Учитель подводит итог. (Слайд 6 ) Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении.

- Попробуем вместе составить «Корзину идей» по обстоятельству.

- Что, по-вашему оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Какими частями речи выражается?

.


- Распределяют слова на 2 группы. Дают каждой группе название. (1 гр - части речи, 2 гр - члены предложения)

Отвечают на вопрос.

Формулирование темы и запись в тетрадь

Заполняют опросный лист-анкету

(см. Приложение 1)




Заполняют опросные листы,

Зачитываю вопросы, на которые надо найти ответы в ходе урока





Основная часть.

Информационно-аналитический блок

Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы, познакомиться со значением, вопросами и способом выражения обстоятельств










Содействовать

развитию навыков

ознакомительного,

изучающего чтения

лингвистического

текста.

5.Этап осмысления.

1. Прочитайте текст.(слайд 8)

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Запись на доске и в тетрадях: (на экране таблица открывается после записи) (Слайд 9)

6. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? откуда? почему? отчего? каким образом? зачем? и др.) (прикрепить распечатанные части правила)

7. Работа с учебником. Чтение правила в учебнике.

Когда?

осенью

время

Как?

удивительно

способ действия

Где?

здесь

место

Как?

заботливо

способ действия

Как?

причудливо

способ действия

Как?

радушно

способ действия

Где?

на полянках

место

Откуда?

из-под кустиков

место

- Ребята, откройте учебники на стр. 118 и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).

Ученики выразительно читают, задают вопросы к выделенным словам,выписывают эти слова в составе словосочетаний, указывают части речи.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.




Отвечают на вопросы

- Что обозначают обстоятельства?

- На какие вопросы они отвечают?

- Чем выражаются обстоятельства?




6. Изучают текст на с.118.

Обсуждение в парах правила, выводов учащихся. «Корзина идей» (проверяютсои предположения)


Физкультминутка. (Слайды на тему осени- звучит музыкальный файл - Вивальди «Времена года -Осень» , прикреплённый к слайду)( Слайды10-22)

б) актуализа

ция

субъектного

опыта

учащихся,






.



Работа с учебником

Упр262


Упр264




Содействовать

развитию эстетического вкуса

Добиться от учащихся осмысления грамматического понятия «действие» применительно к глаголу

Познакомить учащихся с изобразительно-выразительными возможностями глагола.

Тренировать орфографическую зоркость учащихся.

Способствовать

развитию умения

аргументировать

своё мнение


Совершенствование навыков работы со словарями.

Устное создание лингвистического текса по схеме.


Резерв (при наличии времени, или для справившихся ранее других)










Резерв

8. СОСТАВИМ КЛАСТЕР организует Фронтальное обсуждение кластера.

- Сформулируйте ещё раз задачи нашего урока. (слайд 23)

Ученики проговаривают задачи урока. Какие мы уже выполнили?

- Какие будут соображения по дальнейшему ходу урока?

9. Составление алгоритма (слайд)

распечатанный лист к кластеру

10. Творческая работа.

- Красоту родной природы воспевали не только писатели и поэты, но и художники. Откроем в Часть 3 учебника иллюстрацию картины художника Левитана«Золотая осень».

- Художники слова обращаются к теме осени и создают свои замечательные произведения, очень тщательно работая над словом, подбирая красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину этого времени года. Попробуем и мы создать небольшие тексты -осенние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. На ваших столах лежат листочки с напечатанным текстом. Вы в паре должны дополнить уже напечатанные предложения подходящими по смыслу обстоятельствами.

Организует работу в парах

На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.





11.Предоставляет возможность самостоятельновыполнить упражнение, организует проверку





Выполняют упр 262







12.Тест по теме «Обстоятельство»

1. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, цель, называются

1) дополнениями.

2) определениями.

3) обстоятельствами.

4) сказуемыми.

2. На вопросы где? куда? откуда? отвечают обстоятельства

1) места.

2) цели.

3) причины.

4) образа действия.

3. Обстоятельство цели есть в предложении

1) Я приехал повидать тебя.

2) Дует очень холодный ветер.

3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)

4) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов

4. Обстоятельства времени отвечают на вопросы

1) зачем? для чего?

2) где? куда? откуда?

3) как? каким образом?

4) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

5. Обстоятельство места есть в предложении

1) Я приехал повидать тебя.

2) Дует очень холодный ветер.

3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)

4) Волчица сжалась как пружина. (Ч. Айтматов)

6. М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году. В этом предложении есть обстоятельства

1) места и цели.

2) цели и причины.

3) места и времени.

4) образа действия и времени

Самопроверка ( Слайд с ответами)

1-3)

2-1)

3-1)

4-4)

5-3)

6-3)

Игра по развитию речи "Одень матрешку!" (устно)

"Матрешка" - это нераспространенное предложение, которое надо одеть с помощью второстепенных членов предложения.

Образец: Дуб растет. Дуб растет на поляне. Дуб растет на лесной поляне…

Солнце село.
Дети играли

13. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.

- Возвращаемся к задачам нашего урока (слайды 31-32-33) А я напоследок предлагаю вам рифмованное правило. (слайд)

На вопросы: ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство всегда

даст тебе ответ.

Все ли задачи выполнены? Посмотрите ваши опросные листы: ответили ли вы на вопросы, которые поместили в начале урока во 2 и 3 колонки?

- В одной из сказок Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

- А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?

- Что вам понравилось? А если ещё раз посмотреть на эпиграф, то от чего вы получили удовлетворение?

Ученики проговаривают задачи урока.

Нужно научиться находить обстоятельства в пр-ии и употреблять в речи, узнать, какую роль они выполняют.

Приходят к выводу: чтобы правильно находить обстоятельства нужно составить алгоритм



На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день (когда?)_______. Солнце светит, но уже (как?) _________. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо (где?)_________ сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину (как?)_________, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.

Читают получившиеся тексты

Анализируют содержание загадок.

Выполняют упр 262,

приходят к выводу о возможности одного и того же слова выполнятьразную синтаксическую функцию

Выполняют упр 264


.

Заключительная часть. РЕФЛЕКСИЯ

1.

Подведение

итогов урока

Способствовать

развитию

умения

обобщать и систематизировать изученное, делать выводы.

Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:

Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.

- Возвращаемся к задачам нашего урока (слайды 31-32-33) А я напоследок предлагаю вам правило. (слайд)

На вопросы: ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство всегда

даст тебе ответ.

Все ли задачи выполнены? Посмотрите ваши опросные листы: ответили ли вы на вопросы, которые поместили в начале урока во 2 и 3 колонки?

- В одной из сказок Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

- А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?

- Что вам понравилось? А если ещё раз посмотреть на эпиграф, то от чего вы получили удовлетворение?

Оценивает работу учащихся

Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на уроке, и дают на них ответы.

- Что обозначают обстоятельства?

- На какие вопросы они отвечают?

- Чем выражаются обстоятельства?

-Основные виды обстоятельств.

3 мин.

2.Домашнее

задание

Содействовать

развитию умения

анализировать

свою

деятельность

на уроке через

разноуровневое

домашнее

задание

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы, комментирует задания.

(слайд 34)

1) Рассказ об обстоятельстве по тексту на стр. 118,ч3 и упр264

2) по выбору: упр. 257 или 261

Благодарит за урок и обращается с просьбой завершить его улыбкой.

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022