- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по татарскому языку «Развитие речи
Открытый урок по татарскому языку «Развитие речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хайбуллина Ф.Ф. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока:
Развитие речи. Сочинение по теме «Интересующая меня профессия».
Цели:
-
Развитие потребности в речевом самоусовершенствовании;
-
Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
-
Дать возможность учащимся "примерить" на себя разные профессии.
-
Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;
-
Активизация умственной активности;
-
Поддержание атмосферы творческого поиска;
-
Развитие навыков целеполагания и планирования;
-
Формирование информационного пространства;
-
Формирование у учащихся навыков и умений самоопределения, самоорганизации и самореализации;
-
Формирование навыков работы в коллективе.
Задачи:
-
Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути.
-
Знакомство с классификацией профессий.
Время: урок 45 минут.
Предварительная подготовка к уроку: составление конспекта урока, подготовка демонстрационного материала.
Организационная часть
Приветствие:
Учитель: Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть на занятии. Сегодня мы все: я и вы будем продуктивно работать и получим от нашей работы пользу и удовольствие.
Мы с вами знаем, что мир профессии огромен и многообразен, давайте вспомним лишь некоторые из них в форме эстафеты.
Разминка:
Учитель: Начнем наше занятие с упражнения «Азбука профессий».
Мы начнем эстафету профессий, каждый называет профессию на следующую букву от А до Я. ДЖОТ ТОТС
(Ребята, возьмите по одному листочку. Они у вас лежат на столе. Задание такое: каждому из вас нужно вспомнить название профессий
и, проговорив его своим партнёрам, нужно написать на листочек, а затем положить в центр стола. Каждый участник называет новое слово, повторяться нельзя. Работа выполняется на время. Вам даётся 30 секунд времени.)
Профессии:
- Адвокат, архитектор, автомеханик.
- Бухгалтер, банкир, библиотекарь.
- Врач, ветеринар, визажист.
- Географ, гид, грузчик
- Дизайнер, дерматолог,
- Егерь,
- Журналист, железнодорожник.
- Зоолог, закройщик.
- Инструктор, инженер.
- Контролер, кондитер.
- Летчик, логопед.
- Милиционер, маляр, модель.
- Нарколог, нотариус.
- Окулист, оператор ЭВМ.
- Психолог, педагог, повар.
- Режиссер, регулировщик.
- Секретарь, слесарь, судья.
- Токарь, таксист.
- Учитель,
- Фотограф, физрук.
- Хирург, художник.
- Цветовод, циркач.
- Чертежник, часовой мастер.
- Шофер, швея.
- Юрист, ювелир.
- Ямщик, ядерщик.
Учитель: Итак, ребята, время вышло. Начинает участник №1…..
(Учащиеся проговаривают свои ответы)
Учитель: А сейчас с этими словами вы должны составить предложения. На эту работу вам даётся еще дополнительных 15 секунд. Итак, приступаем, время пошло.
(Учащиеся работают)
Учитель: Ребята, время вышло. Начинает участник №2….
(Учащиеся зачитывают свои предложения)
2.Изучение нового материала. Введение в тему.
Учитель: А сейчас мы с вами вспомнили лишь некоторые профессии, а человек при выборе сталкивается с огромным их количеством.
Учитель: Итак, ребята, кто скажет тему нашего сегодняшнего урока?
(Ответы учащихся)
Учитель: Вы правы. Действительно, тема нашего урока: «Интересные профессии». Мы будем с вами готовиться к сочинению, будем развивать устную речь.
Цель нашего урока: состоит в том, чтобы каждый из вас попытался определиться с выбором будущей профессии. Если кто - то сделал выбор, то сегодняшний урок поможет ему утвердиться в правильности выбора и написать сочинение.
3. Активизация темы в интерактивных формах
Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Как вы думаете, что такое профессия? (Ответы учащихся)
Да, ребята, вы совершенно правы.
Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией.
Профессия - это:
-деятельность, направленная на пользу обществу,
-деятельность, требующая профессионального обучения,
-деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
- Ребята, какие профессии можно получить в нашей республике?
(ответы учащихся)
- Ребята, какие профессии можно получить в Казанском федеральном государственном университете?
(ответы учащихся)
- Ребята, а какие можем получить профессии в Казанском аграрном государственном университете? (Ответы: профессии ветеринара, агронома и др.)
Да, ребята, вы совершенного правы, в нашей республике Татарстан существует очень много государственных вузов, где можно получить профессию и врача, и педиатра, и хирурга, и окулиста, и строителя, а также профессию экономиста, учителя, юриста.
Вы ещё можете получить профессии ветеринара, агронома, электрика, механика. Профессий, ребята, на свете очень много.
Профессии делятся на общности. Сегодня мы познакомимся с классификацией труда. ЭЙ АР ГАЙД
предлагаю вам поработать с утверждениями. У вас на столах имеются листочки с утверждениями. Возьмите их. Ваша задача: За определённое количество времени вы должны заполнить столбик ДО. Если вы соглашаетесь с данными утверждениями, то ставите знак «Плюс», если нет - знак «Минус». Вам на эту работу предоставляется ровно 1 минута.
(Учащиеся работают с текстом, где даны утверждения)
Учитель: сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию (видеоклип). Утверждения приведены, чтобы помочь нам сосредоточиться на видеоклипе, который мы будем сейчас смотреть.
Просмотр презентации (видеоклипа).
Учитель: ребята, обратите ваше внимание на классификацию профессий.
Типы профессий:
а) Предмет труда - техника, а система «человек - техника».
Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие профессии: водитель, слесарь, токарь, электрослесарь, связист, швея, радиотехник, инженер - механик.
б) Предмет труда - живой и растительный мир, а система «человек - природа».
Эти профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией и т.д.
Пример: эколог, геолог, егерь, агроном, микробиолог, ветеринар, садовник, пчеловод
в) Предмет труда - схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек - знак».
Это виды деятельности относится к умственному труду.
Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, финансист, корректор, оператор, бухгалтер.
г) Предмет труда - изобразительная, музыкальная, литературно - художественная, актерская, а система «человек - художественный образ».
Пример: дизайнер, декоратор, визажист, актер театра, артист, художник - декоратор, почтовый работник.
д) Предмет труда - человек, а система « человек - человек».
Пример: врач, педагог, парикмахер, продавец, учитель, тренер, адвокат.
Учитель: Сейчас мы вернёмся к нашим утверждениям и поработаем над столбиком ПОСЛЕ. Пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в столбике ПОСЛЕ. Проставьте ваши знаки. На это вам выдаётся 30 секунд времени. А теперь поговорите о ваших результатах с партнёрами по плечу. Сначала один из вас рассказывает за 30 секунд своему партнёру, а потом другой рассказывает о своих результатах. (Учащиеся работают в группах, проговаривают друг другу о своих изменениях поочерёдно, используя РЕЛЛИ РОБИН )
Учитель: Итак, ребята, ваше время вышло. Скажите, пожалуйста, участник №3, что ты узнал от своего партнёра? (ответ участника №3)
-Участник №4 , что ты узнал от своего партнёра? (ответ участника №4)
(Опрос каждой команды).
-Какие утверждения являются самыми важными для вас? Почему?
(ответы участников из каждой команды)
Учитель:
Я предлагаю провести игру по карточкам в группах.
Игра называется «Классифицируйте профессии по типам».
Каждой группе раздаются карточки с названием типом профессий и карточки с названием профессией.
Участники классифицируют профессии по типам и делают свой выбор.
-
Закрепление изученного материала.
КОНЭРС
Участники команд оправляются в различные углы, где образуется пара.
Учитель:
Ваша задача: объяснить свой выбор вашему партнёру. Каждому участнику даётся 30 секунд времени. ТАЙМАУД-ПЭА-ШЭА
Карточка №1
Человек - природа
Человек - техника
Человек - человек
Человек - знаковая система
Человек - художественный образ
- зоотехник
- агроном
- микробиолог
-техник- технолог
-техник-
механик
-слесарь-сборщик
-врач
-продавец
-парикмахер
-программист
-математик
-финансист
-артист балета
-художник
-музыкант
Карточка №2
Человек - природа
Человек - техника
Человек - человек
Человек - знаковая система
Человек - художественный образ
- ветеринар
- дегустатор
- зооинженер
-слесарь- ремонтник
-оператор-прокатного стана
-водитель
-учитель
-экскурсовод
-адвокат
-корректор
-бухгалтер
-радист- оператор
-театровед
-дизайнер интерьера
-стеклодув
Карточка №3
Человек - природа
Человек - техника
Человек - человек
Человек - знаковая система
Человек - художественный образ
-егерь
-садовник
-агроном
-электрослесарь
-инженер-механик
-швея
-организатор-торговли
-инспектор милиции
-няня
-фотограф
-почтовый работник
-плановик
-композитор
-специалист по рекламе
-актер театра
Карточка №4
Человек - природа
Человек - техника
Человек - человек
Человек - знаковая система
Человек - художественный образ
-геолог
-пчеловод
-мастер животновод
-связист
-инженер-конструктор
-антенщик
-администратор
-официант
-воспитатель
-делопроизводитель
-телеграфист
-чертежник
-концертный исполнитель
-маляр
- искусствовед
Каждая группа зачитывает списки профессий.
Учитель: Ребята задания вы выполни, усвоили новые понятия. Теперь вы знаете, что каждая профессия подходит под определенный тип профессий.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Рефлексия: Сегодня мы познакомились с понятиями «профессия». Разобрали классификацию профессий по предмету труда, предложенную Климовым. Мы активно работали, но может быть это только моё мнение. А ваше настроение попрошу выразить на этой ПАРКОВКЕ (Парковка на доске). Возьмите смайлики, и тот, который вы выбрали, прикрепите на парковке.
Учитель подводит итог по рефлексии.
Учитель: Ребята сегодня мы закончили работу над темой «В мире профессий». Спасибо вам за активную работу.
Ребята, вы должны дома написать небольшое сочинение на тему: «Интересующая меня профессия».