Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 3 часа в неделю по учебнику  В. Я Коровиной. (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина) Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: М.: Просвещение, 2013г.   Общая характеристика учебного предмета. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» для 5-9 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: Учебник в 4ч. - М.: Просвещение, 2013г.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

На основании требований Государственного образовательного стандарта второго поколенияв содержании календарно- тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа(подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение ;

- способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической , культурологической ,коммуникативной компетенциями.

Литература - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

5 - 6 классы.

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Авторская программа под ред. В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Результаты изучения учебного предмета:


Личностными результатами учащихся являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности ,воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • умении выбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

  • умении самостоятельно планировать пути достижения целей своего обучения , выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIв., русских писателей XIX-XX в .в., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • умение анализировать литературное произведение : определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею нравственный пафос , характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно - ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы , их оценка;

  • понимание авторской позиции и своего отношения к ним;

  1. в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмыслённое чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту, уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты;

  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведения;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных средств.

Место учебного предмета в учебном плане:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения отводит в год- 102 часов для изучения учебного предмета "Литература" в 5 классе. Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Из них уроков развития речи-10, домашнее сочинение - 2, классное сочинение - 5. контрольная работа - 4.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы

5 класса


Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине


Учебное и учебно-методическое обеспечение .


Для учащихся

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 4 ч. - М.: Просвещение, 2013г.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006

3. Школьный словарь литературоведческих терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. - М.: Дрофа, 1995.


Для учителя:

1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

3. Карасева И. В, Пташкина В.Н. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебни­ку-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. - Волгоград.: Изд-во «Учитель», 2014.

4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 5-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2014.





















Поурочное планирование по литературе для 5 класса.

Количество часов: 105

Количество часов в неделю: 3.


Раздел. Тема.

План

Факт

Литература как учебный предмет. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.



Устное народное творчество .

Р/р Устное народное творчество. Малые жанры детского фольклора.



Фольклор - коллективное устное народное творчество. малые жанры фольклора.Колыбельные песни, загадки, считалки..



Сказка - вид народной прозы. Виды сказок.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».



Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке.



Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Поэтика волшебной сказки.



«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки.




Особенности сюжета сказки. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.



Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.



Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках



Р/р Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению.



Древнерусская литература.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.



«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.



«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.



Литература XVIII века

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение.



М.В.Ломоносов - реформатор русской

литературы. Роды и жанры литературы.



Литература XIX века

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)



Басенное творчество И.А .Крылова. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года



И.А.Крылов .Басни «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.



Жанр басни. Повествование и мораль в басне.



В.А. Жуковский. Слово о поэте. Особенности сюжета и герои сказки «Спящая царевна».



Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна».



В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость героев.



Р. А. Стивенсон: жизнь и творчество. Баллада «Вересковый мед».



Р. А. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.



А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы поэта. Заочная экскурсия в Михайловское. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни;



Пролог к поэме А.С .Пушкина «Руслан и Людмила» - собирательная картина народных сказок.



А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета . Система образов сказки.




Классное сочинение: сравнительная характеристика «Царевна и царица в «Сказке о мёртвой царевне и о 7 богатырях» А.С.Пушкина».



Поэтичность и музыкальность « Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.




Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты».



В/ч. Мои любимые сказки А.С. Пушкина.



Контрольная работа по творчеству

В.Жуковского, И. Крылова и А. Пушкина.



Русская литературная сказка. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».



Причудливый сюжет, нравоучительное содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители».



Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.



Гаршин В.М: страницы биографии. «Attalea princeps».



Гаршин В.М. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке.



М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» Историческая основа произведения.



М. Ю. Лермонтова «Бородино». Образ старого солдата. Мастерство поэта в создании батальных сцен.




Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.



Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».



Н.А. Некрасов. Начало литературной деятельности . «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.



Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.



Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении.



И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Комментированное чтение 1-й главы.




Герасим и дворовые (анализ 2-й главы).



Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди.



История отношений Герасима и Татьяны.



Нравственное превосходство Герасима. Герасим и Муму. Осуждение крепостничества.



Рр. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева. «Муму»: «Образ Герасима в рассказе»



Анализ сочинений. Работа над ошибками.




Лирика А. А. Фета. Краткий рассказ о поэте. «Чудная картина», «Весенний дождь» , «Задрожали листы , облетая» Воплощение красоты жизни.



Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.



Жилин и Костылин - два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев.



Краткость и выразительность языка в рассказе. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.



Жилин и горцы. Жилин и Диана. Картины природы в рассказе.



Р.Р. Сочинение-характеристика литературного героя «Мой любимый герой в рассказе Л.Толстого «Кавказский пленник»



А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия». Законы юмористического рассказа. Осмеяние глупости и невежества героев.



А. П. Чехов. Начало литературной деятельности. «Хирургия».



Юмористические рассказы Антоши Чехонте.



Образ весны и лета в лирике Ф. Тютчева, А.Н Плещеева, И С Никитина.



Обучение анализу лирического произведения.



Образ осени и зимы в лирике Ф.И. Тютчева, А.Н .Майкова и И.С. Никитина.



Р/Р Сочинение. Анализ лирического произведения.



Русская литература XX века.

И.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы » как воспоминание о Родине.



В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Герой-рассказчик. Комментированное чтение 1,2 главы.



Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.



Вася и его отец. Знакомство Васи с Валеком и Марусей. Анализ 3,4 главы.



«Среди серых камней». Анализ 5-6 главы.



Главный герой повести, его эволюция.



Классное сочинение по произведению В.Г. Короленко « В дурном обществе».



Родина и природа в есенинской лирике С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»




П.П.Бажов. Понятие о сказе «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера.



Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Рассказчик-сказитель, его характер и взгляды на жизнь.



К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество. «Теплый хлеб». Сказка о добре и труде. Герои сказки и их поступки.



Нравственные проблемы произведения. Народная мудрость и народная мораль в сказке писателя.



К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция. Главная мысль сказки.



С.Я.Маршак. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.



Положительные и отрицательные герои

сказки «Двенадцать месяцев»




РР. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака.




Р/р Подготовка к домашнему сочинению - сравнительной характеристике «Королева и падчерица» в пьесе-сказке «12 месяцев».



Анализ домашних сочинений.



А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика в рассказе.



Душевный мир главного героя рассказа «Никита». Его отношения с природой.



В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Понятие об автобиографическом произведении.



«Открытие» Васюткой нового озера. Черты характера героя и его поведение в лесу.



А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Дети и война. «Рассказ танкиста».



К.М.Симонов Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете».



Русские поэты 20 века о Родине и

природе.



Саша Черный. Слово о писателе. Юмор в рассказе «Кавказский пленник»,Беседа - повторение (Л.Толстой «Кавказский пленник»);



Саша Черный. «Игорь Робинзон» Юмор в рассказе.



Зарубежная литература.

Р.Л.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.



Д.Дефо.Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.



Х. К.Андерсен. Слово о писателе «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.



Х. К.Андерсен. «Снежная королева». В поисках Кая: друзья и враги Герды.



Классное сочинение по сказкам Х.К. Андерсена .



В/ч. Э.Гофман. Щелкунчик и Мышиный Король.



Ж. Санд. Слово о писательнице. Сказка «О чём говорят цветы». Дети и природа.



М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.



Д.Ж. Лондон. Слово о писателе. «Сказ-ние о Кише». характере главного героя , о своеобразии языка рассказа,.



Нравственное взросление героя рассказа



Путешествие по стране Литературии



Путешествие по стране Литературии



Итоговый урок. Задание для летнего чтения.











© 2010-2022