- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа по литературе 8 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Руф Ю.С. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа »
«Рассмотрено»
На м/о учителей
_____________________
МБОУ «Дружбинская СОШ»
Протокол №
от «___»_______201__г.
«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ «Дружбинская СОШ»
_______/___Бруль И.М.________/
«__»__________201_г.
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол №
от «__»______201__г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «Дружбинская СОШ»
______ /С.Г.Ащеулова/
Приказ №
от «____»_______201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе для 8 класса (базовый уровень)
наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень
( базовый, профильный - для 9-11 классов)
на 2013 - 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 классы (профильный уровень)». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,И.С. Збарский, В.П. Полухина(М.: «Просвещение», 2010.)
___________________________________________________________________________________
(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)
Составитель _____________Руф Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы __________________
_______________________________
(Ф.И.О. педагога, название предмета,
квалификационная категории
Дружба 2013
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 классы (профильный уровень)». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,И.С. Збарский, В.П. Полухина(М.: «Просвещение», 2010.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая - владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 8 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Учебно-тематический план
Раздел
Кол-во часов
Вн.чт.
Развитие речи
Русская литература и история
1
Устное народное творчество
3
Из древнерусской литературы
3
Из литературы 18 века
4
1
Из литературы 19 века
47
2
8
Из литературы 20 века
34
9
Из зарубежной литературы
10
ИТОГО
102
7
5
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен понимать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
ученик должен уметь:
-
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Тематический
план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов (Кол-во часов)
Форма контроля
Введение. Литература и история
1
Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся
1
Конспект статьи
Устное народное творчество.
2
Выражение жизни народа в лирических песнях.
Лирические песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
1
Наизусть
3
Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика.
Особенности художественной формы фольклорных произведений
1
Беседа
4
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком».
1
Ответы на вопросы в тетради
Из Древнерусской литературы
5
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).
1
Пересказ
6-7
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.
Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.
2
Пересказ, анализ текста
Из литературы 18 века
8
Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин» «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Понятия о классицизме.
1
Пересказ
9
Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
Анализ эпизода комедии «Недоросль»(по выбору).
1
Речевые хар-ки героев
10
Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
1
Анализ эпизода
11
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»
1
Сочинение
Из литературы 19 века
12-13
И. А. Крылов.
Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.
2
Наизусть
14
К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.
1
Беседа
15
РР Подготовка к домашнему сочинению
« Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17-18 веков» (на примере 1-2 произведений)
1
Сочинение
16-17
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Стихотворения « Туча», « К***», « 19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы
2
Наизусть
18
А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)
1
Конспект статьи
19
А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.
1
Беседа
20
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
1
Конспект
21
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич
1
Пересказ, анализ текста
22
Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина
1
Пересказ, анализ текста
23
Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
1
Пересказ, беседа по вопросам
24
Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел.
1
Пересказ, анализ текста
25
РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
Сочинение
26
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.
1
Пересказ, анализ текста
27
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.
1
28
М. Ю. Лермонтов.
Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного в 6 - 7 классах)
1
Доклады
29
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы
1
Наизусть
30
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.
1
Анализ эпизода
31
Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы
1
Анализ эпизода
32-33
РР Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри».
2
Сочинение
34
Н.В. Гоголь.
Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя
1
Доклады
35
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников
1
Презентации
36
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе
1
Пересказ, анализ текста
37
Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.
1
Беседа
38-39
РР Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.
2
Беседа, анализ эпизодов
40
РР Подготовка к домашнему сочинению
«Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя
« Ревизор»
1
Сочинение
41
Н. В. Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.
1
Пересказ
42
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
1
Анализ текста
43
И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести.
1
Пересказ
44
Роль 16 - ой главы в повести И.С. Тургенева «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя
1
Анализ текста
45
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о редакторе, писателе, издателе. «История одного города» (отрывок).
1
Анализ текста
46
Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников
1
Речевая хар-ка героев
47
РР Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык
1
Письменная работа
48
РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению
1
Сочинение
49
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрина
1
Контрольная работа
50
Н.С. Лесков.
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных.
1
Конспект
51
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа
1
Анализ текста
52
Л.Н. Толстой.
Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».
1
Пересказ, анализ текста
53
Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.
1
Беседа
54
Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа
1
Термины
55
Вн. чтение .
Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».
1
Беседа
56
Поэзия родной природы
А.С.Пушкин «Цветы последние милей…»,М.Ю.Лермонтов «Осень»,
1
Наизусть
57
Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш»,А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…»
1
Наизусть
58
А.П. Чехов.
Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
1
Конспект
59
Вн. чтение .
Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе.
1
Пересказ, беседа
Из литературы 20 века
60-61
И.А Бунин.
Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина - прозаика
1
Доклады, анализ текста
62
А.И. Куприн.
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле
1
Беседа
63
Р.р Урок - диспут «Что значит быть счастливым?»
1
Диспут
64
РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна
1
Сочинение
65
А.А. Блок.
Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению
1
Наизусть
66-67
Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов.
2
Письменный анализ стих-я
68-69
С.А. Есенин.
Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме
2
Доклады, беседа
70
РР Урок - конференция.
Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.
Подготовка к домашнему сочинению
1
Сочинение
71
М.А Осоргин.
Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
1
Конспект
72-73
И.С. Шмелёв.
Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
2
Беседа, анализ текста
74-75
Контрольная работа по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва
2
Контрольная работа
76
Журнал «Сатирикон».
Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности
1
Конспект
77
Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник».
1
Беседа
78
М.М. Зощенко. «История болезни»
1
Анализ текста
79
А.Т Твардовский.
Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Восприятие поэмы современниками
1
Доклады
80
Василий Тёркин - защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.
РР Обучение устному рассказу
1
Устное выступление
81
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.
1
Наизусть
82
Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.
РР Обучение устному рассказу
1
Пересказ
83-85
А.П. Платонов.
Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».
Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
3
Беседа, пересказ, анализ текста
86-87
РР Урок - концерт.
Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова, Исаковского, Б. Окуджавы, Фатьянова, Л. Ошанина.
2
Наизусть
88
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».
1
Доклады, анализ текста
89
Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе
1
Пересказ
90-91
РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»
2
Сочинение
92
Русские поэты XX века о Родине, родной природе.
(И.Анненский, Д.Мережковский,Н.Заболоцкий,Н.Рубцов)
1
Наизусть
93
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.
Мотивы воспоминаний, грусти, надежды(Н.Оцуп, З.Гиппиус,Дон Аминадо,И.Бунин)
1
Письменный анализ стих-я
Из Зарубежной литературы
94
У. Шекспир.
Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. « Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.
1
Анализ эпизода
95
Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Сонет как форма лирической поэзии
1
Наизусть
96-98
Ж.- Б. Мольер.
« Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера.
3
Беседа, пересказ
99
Дж. Свифт.
Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
1
Анализ текста
100-101
Вальтер Скотт.
Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман
2
Пересказ, беседа
102
Урок-зачет.
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
Итоги года и задание на лето
1
Тест
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
1.
Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008.
Для учителя:
1.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8класс. - М: «ВАКО», 2009
2. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999
3. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2002
4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008
4. Развивайте дар слова: Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская,
Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,1990