Рабочая программа по литературе 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа »


«Рассмотрено»

На м/о учителей

_____________________

МБОУ «Дружбинская СОШ»

Протокол №

от «___»_______201__г.

«Согласовано»


Заместитель директора МБОУ «Дружбинская СОШ»

_______/___Бруль И.М.________/

«__»__________201_г.


«Принято»

Педагогическим советом

Протокол №

от «__»______201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Дружбинская СОШ»

______ /С.Г.Ащеулова/

Приказ №

от «____»_______201__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По литературе для 8 класса (базовый уровень)


наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень

( базовый, профильный - для 9-11 классов)


на 2013 - 2014 учебный год



Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 классы (профильный уровень)». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,И.С. Збарский, В.П. Полухина(М.: «Просвещение», 2010.)

___________________________________________________________________________________

(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)





Составитель _____________Руф Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы __________________


_______________________________


(Ф.И.О. педагога, название предмета,

квалификационная категории


Дружба 2013

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 классы (профильный уровень)». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,И.С. Збарский, В.П. Полухина(М.: «Просвещение», 2010.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая - владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 8 класса рассчитана на 3 часа в неделю.











Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Вн.чт.

Развитие речи

Русская литература и история

1

Устное народное творчество

3



Из древнерусской литературы

3



Из литературы 18 века

4


1

Из литературы 19 века

47

2

8

Из литературы 20 века

34


9

Из зарубежной литературы

10



ИТОГО

102

7

5











Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен понимать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • ученик должен уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.








Тематический

план







№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов (Кол-во часов)

Форма контроля

Введение. Литература и история

1

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

Конспект статьи

Устное народное творчество.

2

Выражение жизни народа в лирических песнях.

Лирические песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

1

Наизусть

3

Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика.

Особенности художественной формы фольклорных произведений

1

Беседа

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком».

1

Ответы на вопросы в тетради

Из Древнерусской литературы

5

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

1

Пересказ

6-7

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

2

Пересказ, анализ текста

Из литературы 18 века

8

Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин» «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Понятия о классицизме.

1

Пересказ

9

Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Анализ эпизода комедии «Недоросль»(по выбору).

1

Речевые хар-ки героев

10

Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

1

Анализ эпизода

11

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

Сочинение

Из литературы 19 века

12-13

И. А. Крылов.

Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.

2

Наизусть

14

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

1

Беседа

15

РР Подготовка к домашнему сочинению

« Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17-18 веков» (на примере 1-2 произведений)

1

Сочинение

16-17

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения « Туча», « К***», « 19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

2

Наизусть

18

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)

1

Конспект статьи

19

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

1

Беседа

20

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

Конспект

21

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1

Пересказ, анализ текста

22

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина

1

Пересказ, анализ текста

23

Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

Пересказ, беседа по вопросам

24

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел.

1

Пересказ, анализ текста

25

РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Сочинение

26

А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.

1

Пересказ, анализ текста

27

А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

1

28

М. Ю. Лермонтов.

Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного в 6 - 7 классах)

1

Доклады

29

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

1

Наизусть

30

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

1

Анализ эпизода

31

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы

1

Анализ эпизода

32-33

РР Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри».

2

Сочинение

34

Н.В. Гоголь.

Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя

1

Доклады

35

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

1

Презентации

36

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

1

Пересказ, анализ текста

37

Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Беседа

38-39

РР Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

2

Беседа, анализ эпизодов

40

РР Подготовка к домашнему сочинению

«Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя

« Ревизор»

1

Сочинение

41

Н. В. Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

1

Пересказ

42

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

Анализ текста

43

И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести.

1

Пересказ

44

Роль 16 - ой главы в повести И.С. Тургенева «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя

1

Анализ текста

45

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о редакторе, писателе, издателе. «История одного города» (отрывок).

1

Анализ текста

46

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников

1

Речевая хар-ка героев

47

РР Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

1

Письменная работа

48

РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

1

Сочинение

49

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрина

1

Контрольная работа

50

Н.С. Лесков.

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных.

1

Конспект

51

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

1

Анализ текста

52

Л.Н. Толстой.

Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

1

Пересказ, анализ текста

53

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

1

Беседа

54

Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

1

Термины

55

Вн. чтение .

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

1

Беседа

56

Поэзия родной природы

А.С.Пушкин «Цветы последние милей…»,М.Ю.Лермонтов «Осень»,

1

Наизусть

57

Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш»,А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…»

1

Наизусть

58

А.П. Чехов.

Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

1

Конспект

59

Вн. чтение .

Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе.

1

Пересказ, беседа

Из литературы 20 века

60-61

И.А Бунин.

Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина - прозаика

1

Доклады, анализ текста

62

А.И. Куприн.

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле

1

Беседа

63

Р.р Урок - диспут «Что значит быть счастливым?»

1

Диспут

64

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

1

Сочинение

65

А.А. Блок.

Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению

1

Наизусть

66-67

Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов.

2

Письменный анализ стих-я

68-69

С.А. Есенин.

Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

2

Доклады, беседа

70

РР Урок - конференция.

Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

Подготовка к домашнему сочинению

1

Сочинение

71

М.А Осоргин.

Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Конспект

72-73

И.С. Шмелёв.

Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

2

Беседа, анализ текста

74-75

Контрольная работа по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва

2

Контрольная работа

76

Журнал «Сатирикон».

Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности

1

Конспект

77

Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник».

1

Беседа

78

М.М. Зощенко. «История болезни»

1

Анализ текста

79

А.Т Твардовский.

Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Восприятие поэмы современниками

1

Доклады

80

Василий Тёркин - защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.

РР Обучение устному рассказу

1

Устное выступление

81

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

1

Наизусть

82

Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.

РР Обучение устному рассказу

1

Пересказ

83-85

А.П. Платонов.

Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

3

Беседа, пересказ, анализ текста

86-87

РР Урок - концерт.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова, Исаковского, Б. Окуджавы, Фатьянова, Л. Ошанина.

2

Наизусть

88

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1

Доклады, анализ текста

89

Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

1

Пересказ

90-91

РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»

2

Сочинение

92

Русские поэты XX века о Родине, родной природе.

(И.Анненский, Д.Мережковский,Н.Заболоцкий,Н.Рубцов)

1

Наизусть

93

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Мотивы воспоминаний, грусти, надежды(Н.Оцуп, З.Гиппиус,Дон Аминадо,И.Бунин)

1

Письменный анализ стих-я

Из Зарубежной литературы

94

У. Шекспир.

Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. « Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

1

Анализ эпизода

95

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Сонет как форма лирической поэзии

1

Наизусть

96-98

Ж.- Б. Мольер.

« Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера.

3

Беседа, пересказ

99

Дж. Свифт.

Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

Анализ текста

100-101

Вальтер Скотт.

Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

2

Пересказ, беседа

102

Урок-зачет.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Итоги года и задание на лето

1

Тест


Перечень учебно-методического обеспечения

Для учащихся:

1.

Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

1.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8класс. - М: «ВАКО», 2009

2. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999

3. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2002

4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008

4. Развивайте дар слова: Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская,

Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,1990


© 2010-2022