- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему Морфема - наименьшая значимая часть слова (5 класс)
Конспект по русскому языку на тему Морфема - наименьшая значимая часть слова (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чыртакпан А.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: МОРФЕМА - НАИМЕНЬШАЯ ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА. ИЗМЕНЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ.
Цель: дать понятие о морфеме как наименьшей значимой части слова; показать значение морфем в образовании слова; учить различать формы слова и однокоренные слова; формировать умение устанавливать связи между языковыми явлениями; развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности.
Формирование УУД
Познавательные:
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-
умение читать и слушать, извлекать нужную информацию, соотносить ее со своими знаниями и опытом.
регулятивные:
-
умение планировать свою деятельность;
-
контролировать свои действия, оценивать результат своей деятельности и продвижения.
.коммуникативные:
-
умение задавать вопросы и формулировать ответы по теме урока;
-
контролировать и объективно оценивать действия партнера и свои собственные действия;
-
выражать собственное мнение и позицию.
личностные:
-
осознавать личностный смысл учения;
-
проявлять готовность к саморазвитию.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова; объяснять языковые явления.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, карточки, презентация.
Этапы урока
Создание педагогического взаимодействия (деятельность учителя)
Деятельность учащегося
Формируемые УУД
-
Организационный момент. Цель: Формирование эмоционального настроя на урок
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради.
Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Формирование эмоционального настроя на урок(Л)
Взаимодействие с учителем.(К)
Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)
-
Мотивация к учебной деятельности. Цель: сформулировать тему урока.
На свете все состоит из чего-то: напр: облака - из множества водяных капелек. (Слайд 1)
Посмотрите что на картине? Лес - из чего он состоит? (из деревьев), (Рис.2) - Дом - создан из кирпичей. Кирпич - это строительный материал. А как вы думаете? А есть ли строительный материал в русском языке? Ну напр. из чего состоят предложения? Из слов, а слова? (цепочка). (слайд 2).
То что вы сказали, это с фонетической точки зрения. (школа - школьник). Еще слова состоят из корня, приставки, окончания, и суффикса.
(слайд 3). А корень - это главная часть слова.
Учащиеся называют морфемы, высказывают свои предположения о значении приставки, суффикса, окончания.
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели (П - общеуч.)
Формулирование проблемы (П - лог.)
-
Объяснение нового материала
-
Первичное закрепление знаний
-
Физ. минутка
-И все эти части слова, которые вы назвали, по-другому они называются МОРФЕМЫ. А раздел науки о языке, который изучает морфемы, называется МОРФЕМИКА. (слайд 4)
-ИТАК, назовем тему урока. (слайд 5).
-О чем будем говорить на уроке? Что будем узнавать? (формулировки из цели) (слайд 6)
Узнаем, что такое…. - Морфема.
Научимся… - выделять морфемы в словах; - понимать роль морфем в образовании слов и форм слова.
Ведь каждая морфема имеет свое предназначение.
Напр, давайте разберем слово подснежники - приставка под - значит что что-то находится под чем-то, снеж (снег) - главное слово (корень), суффикс ник - обозначает что это предмет, окончание и - значит множественное число.
А теперь, попытайтесь самостоятельно выделить в данных словах морфемы: Хлебный, подручный, безветренный, земляной, надрежут, уборка.
-Некоторые слова состоят только из одного корня. Приведите примеры.
школа
Корень - значимая часть слова.
-Прибавим суффикс. Получится новое с другим лексическим значением
школьник
Вывод: Значит, суффикс тоже значимая часть слова.
-Теперь прибавим приставку. И слово приобретет новое лексическое значение. Какое значение имеет приставка НА? (означает нахождение предмета поверх чего-то.)
пришкольник (пришкольный, находящийся около школы)
Вывод: Значит, и приставка - значимая часть слова.
-Итак, какие морфемы придают слову новые значения?
-А имеет ли какое-то новое значение окончание? Сравним слова: стол, стола, столу, столом…
-Образует ли окончание новые слова?
-Нет, оно образует формы одного и того же слова. При этом не меняется его лексическое значение.
Вывод: Все части слова имеют определенное значение. Приставка, корень, суффикс служат для образования слов, а окончание - для изменения формы слова. (слайд 7)
(Слайд 8)
1. Называем часть речи.
2. Выделяем окончание и основу.
3.Называем и выделяем корень.
4. Называем и выделяем приставку, суффикс.)
Разбираем на доске
Парная работа (карточка 1)
Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П - моделирование)
-
Закрепление изученного материала
Цель этапа: усвоение учащимися порядка морфемного разбора слова.
Давайте откроем учебники на стр.5, Параграф 71. Вам даны две колонки. Определите в какой колонке находятся однокоренные слова, а в какой - формы одного и того же слова. А для того чтобы это узнать, мы с вами подчеркнем морфемы. (слайд 9-10)
Работа по вариантам.
Со словом мир, счастье образуйте с помощью морфем новые слова (однокоренные) и подчеркните морфемы. (мир, мирить, мирный, миротворец, мировой).
Пытаются самостоятельно выполнить задание, проверяют насколько хорошо поняли изученный материал.
Работают с группой
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.)
-
Рефлексия деятельности
Дополним определения: (слайд 11)
Морфема - это часть слова____
В русском языке __4__ морфемы __корень, суффикс, приставка, окончание .
Отвечают на вопросы.
УУД: познавательные, регулятивные
Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка.
-
Итог урока.
- Оцените свою работу на уроке. (слайд 12)
-Закончите предложения:
Сегодня на уроке я:
задумался (о чем?) - что такое морфема.
убедился (в чем?) что мы раньше изучали
удивился (чему?) что каждая часть слова имеет значение
обрадовался (чему?) я могу определить часть слов
огорчился (чему?) что окончание не образует новые слова
Ребята пытаются сделать для себя выводы.
Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р)
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К)
-
Домашнее задание
-Какое у вас настроение? Получили ли вы удовольствие от работы?
-Каждая работа должна приносить человеку удовольствие. Только тогда человек будет счастлив. Я желаю вам каждую работу делать с удовольствием и получать от этого счастье.
Упр. 378 п. 70-71.
Запись учащимися задания в дневники.