Конспект по русскому языку на тему Морфема - наименьшая значимая часть слова (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: МОРФЕМА - НАИМЕНЬШАЯ ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА. ИЗМЕНЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ.

Цель: дать понятие о морфеме как наименьшей значимой части слова; показать значение морфем в образовании слова; учить различать формы слова и однокоренные слова; формировать умение устанавливать связи между языковыми явлениями; развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности.

Формирование УУД

Познавательные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • умение читать и слушать, извлекать нужную информацию, соотносить ее со своими знаниями и опытом.

регулятивные:

  • умение планировать свою деятельность;

  • контролировать свои действия, оценивать результат своей деятельности и продвижения.

.коммуникативные:

  • умение задавать вопросы и формулировать ответы по теме урока;

  • контролировать и объективно оценивать действия партнера и свои собственные действия;

  • выражать собственное мнение и позицию.

личностные:

  • осознавать личностный смысл учения;

  • проявлять готовность к саморазвитию.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова; объяснять языковые явления.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, карточки, презентация.



Этапы урока

Создание педагогического взаимодействия (деятельность учителя)

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

  1. Организационный момент. Цель: Формирование эмоционального настроя на урок

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради.

Ну-ка, проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Формирование эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)


  1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: сформулировать тему урока.

На свете все состоит из чего-то: напр: облака - из множества водяных капелек. (Слайд 1)

Посмотрите что на картине? Лес - из чего он состоит? (из деревьев), (Рис.2) - Дом - создан из кирпичей. Кирпич - это строительный материал. А как вы думаете? А есть ли строительный материал в русском языке? Ну напр. из чего состоят предложения? Из слов, а слова? (цепочка). (слайд 2).

То что вы сказали, это с фонетической точки зрения. (школа - школьник). Еще слова состоят из корня, приставки, окончания, и суффикса.

(слайд 3). А корень - это главная часть слова.

Учащиеся называют морфемы, высказывают свои предположения о значении приставки, суффикса, окончания.


Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели (П - общеуч.)

Формулирование проблемы (П - лог.)


  1. Объяснение нового материала






  1. Первичное закрепление знаний










  1. Физ. минутка

-И все эти части слова, которые вы назвали, по-другому они называются МОРФЕМЫ. А раздел науки о языке, который изучает морфемы, называется МОРФЕМИКА. (слайд 4)

-ИТАК, назовем тему урока. (слайд 5).

-О чем будем говорить на уроке? Что будем узнавать? (формулировки из цели) (слайд 6)

Узнаем, что такое…. - Морфема.

Научимся… - выделять морфемы в словах; - понимать роль морфем в образовании слов и форм слова.

Ведь каждая морфема имеет свое предназначение.

Напр, давайте разберем слово подснежники - приставка под - значит что что-то находится под чем-то, снеж (снег) - главное слово (корень), суффикс ник - обозначает что это предмет, окончание и - значит множественное число.

А теперь, попытайтесь самостоятельно выделить в данных словах морфемы: Хлебный, подручный, безветренный, земляной, надрежут, уборка.

-Некоторые слова состоят только из одного корня. Приведите примеры.

школа

Корень - значимая часть слова.

-Прибавим суффикс. Получится новое с другим лексическим значением

школьник

Вывод: Значит, суффикс тоже значимая часть слова.

-Теперь прибавим приставку. И слово приобретет новое лексическое значение. Какое значение имеет приставка НА? (означает нахождение предмета поверх чего-то.)

пришкольник (пришкольный, находящийся около школы)

Вывод: Значит, и приставка - значимая часть слова.

-Итак, какие морфемы придают слову новые значения?

-А имеет ли какое-то новое значение окончание? Сравним слова: стол, стола, столу, столом…

-Образует ли окончание новые слова?

-Нет, оно образует формы одного и того же слова. При этом не меняется его лексическое значение.

Вывод: Все части слова имеют определенное значение. Приставка, корень, суффикс служат для образования слов, а окончание - для изменения формы слова. (слайд 7)

(Слайд 8)

1. Называем часть речи.

2. Выделяем окончание и основу.

3.Называем и выделяем корень.

4. Называем и выделяем приставку, суффикс.)

Разбираем на доске


Парная работа (карточка 1)

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П - моделирование)


  1. Закрепление изученного материала

Цель этапа: усвоение учащимися порядка морфемного разбора слова.

Давайте откроем учебники на стр.5, Параграф 71. Вам даны две колонки. Определите в какой колонке находятся однокоренные слова, а в какой - формы одного и того же слова. А для того чтобы это узнать, мы с вами подчеркнем морфемы. (слайд 9-10)

Работа по вариантам.

Со словом мир, счастье образуйте с помощью морфем новые слова (однокоренные) и подчеркните морфемы. (мир, мирить, мирный, миротворец, мировой).

Пытаются самостоятельно выполнить задание, проверяют насколько хорошо поняли изученный материал.

Работают с группой

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.)

  1. Рефлексия деятельности

Дополним определения: (слайд 11)

Морфема - это часть слова____

В русском языке __4__ морфемы __корень, суффикс, приставка, окончание .

Отвечают на вопросы.

УУД: познавательные, регулятивные

Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка.

  1. Итог урока.

- Оцените свою работу на уроке. (слайд 12)

-Закончите предложения:

Сегодня на уроке я:

задумался (о чем?) - что такое морфема.

убедился (в чем?) что мы раньше изучали

удивился (чему?) что каждая часть слова имеет значение

обрадовался (чему?) я могу определить часть слов

огорчился (чему?) что окончание не образует новые слова

Ребята пытаются сделать для себя выводы.

Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К)

  1. Домашнее задание

-Какое у вас настроение? Получили ли вы удовольствие от работы?

-Каждая работа должна приносить человеку удовольствие. Только тогда человек будет счастлив. Я желаю вам каждую работу делать с удовольствием и получать от этого счастье.

Упр. 378 п. 70-71.

Запись учащимися задания в дневники.



© 2010-2022