Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Настоящая программа составлена на основе примерной программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений// Русский язык. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов/ авт.-сост. Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова.-М.: Вентана-Граф, рекомендованной МО и Н РФ и соответствующей Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 г) и Программы для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной А.И.Власенковым, Л.М.Рыбченковой (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы. - М.:Просвещение, 2011).

Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы, работающей над проектированием комплексной программы психологизации образовательного процесса на дифференцированной основе.

Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности обучающихся, в развитии культуры письма, в расширении лингвистического кругозора обучаемых.

Основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:

- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию,

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся,

- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов,

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования,

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму,

- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: истории, литературы, и опирается на их содержание. Содержание, структура и объем настоящей программы полностью соответствует структуре и объему содержания типовой программы.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что в 10-11 классах возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, доклада, написание рецензии, самостоятельный анализ текста, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста, творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа, ведения дневника и использования в устных и письменных сообщениях дневниковых записей.

Отличительной чертой данного курса является особая последовательность в изучении тем. Такое построение курса позволяет сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы. Ранее изученное будет выступать основой, базой для овладения языком на высоком уровне. Важное место отводится работе с научно-учебным подстилем: восприятие и переработка текстов школьных учебников и учебных пособий по разным предметам. В современных условиях выпускникам школы необходимо овладеть языком схем, таблиц. Развитие речи определяется органическим сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений. Кроме этого, в целях качественной подготовки к сдаче ЕГЭ в настоящую программу внесен раздел «Синтаксис и пунктуация», а также значительно увеличено количество часов в разделе «Морфология и орфография»

Для оценки достижений учащихся используются следующие виды контроля: стартовый, текущий, итоговый, и следующие формы контроля: зачет, реферат, тесты, диктанты, контрольные упражнения.

Содержание рабочей программы


Наименование раздела

Содержание раздела

1

Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Совершенствование основных видов речевой деятельности.

2

Функциональная стилистика

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей.

3

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка.

Учебно-тематическое планирование


Название раздела типовой программы

Количество часов в типовой программе

Количество часов в рабочей программе

Примечания

1

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке

5

5

2

Русский язык как система средств разных уровней

2

2

3

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия

4

6

4

Лексика и фразеология.

6

8

5

Состав слова (морфемика) и словообразование

4

4

6

Морфология и орфография

6

13

7

Синтаксис и пунктуация

-

12

8

Речь, функциональные стили речи

3

13

9

Научный стиль речи

4

5

ИТОГО

34

68

Учебно-тематический план

Название раздела

№ урока

Тема урока

Диагностический инструментарий

1

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке

1

Роль языка в обществе. Язык и история народа.




2

«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский).




3

История развития русского языка.




4

Периоды в истории развития русского языка.




5

Место и назначение русского языка в современном мире. Изложение лингвистического характера.

Изложение

2

Русский язык как система средств разных уровней

6

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Стилистические функции устаревших форм слова.




7

Разделы науки о языке. Словари русского языка. Культура речи. Тест «Общие сведения о языке».

Тест

3

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия.

8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Тест



9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.




10

Принципы русской орфографии.




11

Принципы русской орфографии.




12

Фонетический разбор.




13

Контрольная работа «Фонетика, орфоэпия, орфография».

Контрольная работа

4

Лексика и фразеология

14

Повторение по теме «Лексика».

Тест



15

Лексическая система русского языка. Сферы употребления русской лексики.




16

Многозначность слова. Исконно русская и заимствованная лексика.




17

Русская фразеология. Крылатые слова. Пословицы и поговорки.




18

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.




19

Лексические и фразеологические словари. Самостоятельная работа «Лексика и фразеология».

Самостоятельная работа



20

Контрольный диктант «На теплой земле» (по И.Соколову-Микитову).

Контрольный диктант



21

Анализ контрольного диктанта.


5

Состав слова (морфемика) и словообразование

22

Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Тест



23

Способы словообразования.




24

Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.




25

Обобщающее повторение частей речи.


6

Морфология и орфография

26

Обобщение по теме «Части речи».

Тест



27

Самостоятельные части речи. Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.




28

Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.




29

Служебные части речи. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.




30

Различение частиц НЕ и НИ.




31

Правописание наречий.




32

Правописание наречий. Нормативное употребление форм слова.




33

Мягкий знак на конце слов после шипящих. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм




34

Принципы русской орфографии. Правописание глаголов.




35

Правописание причастий.




36

Слитное, раздельное и дефисное написание. Морфологический разбор частей речи.




37

Контрольный диктант «Дубечня» (по А.П.Чехову) с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография».

Контрольный диктант



38

Анализ контрольного диктанта.


7

Синтаксис и пунктуация

39

Принципы русской пунктуации.




40

Типы и виды словосочетаний.




41

Простое предложение.




42

Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений.




43

Пунктуация в односложных предложениях.




44

Осложненное предложение.




45

Сложносочиненные предложения.




46

Бессоюзные сложные предложения.




47

Прямая и косвенная речь.




48

Авторская пунктуация.




49

Контрольный диктант по пунктуации (по С.Т.Аксакову)

Контрольный диктант



50

Анализ контрольного диктанта.


8

Речь, функциональные стили речи

51

Что такое текст?




52

Текст. Способы и средства связи между частями текста.




53

Абзац.




54

Типы речи. Повествование.




55

Описание.




56

Рассуждение.




57

Речеведческий анализ текста.




58

Контрольный диктант по Ч.Айтматову.

Контрольный диктант



59

Анализ диктанта. Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки).




60

Конспект. Тематический конспект. Реферат.




61

Реферат.




62

Аннотация.




63

Рецензия.


9

Научный стиль речи

64

Функциональные стили речи.




65

Научный стиль речи.




66

Научный стиль и его лексические особенности.




67

Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.




68

Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса


В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

в области информационно-смысловой переработки текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

в области создания устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и

  • грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

в области анализа текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

в области соблюдения языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

  • грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

В переносе слов;

На правила, которые не включены в школьную программу;

На еще не изученные правила;

В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

В исключениях из правил;

В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

В написании ы и и после приставок;

В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

В собственных именах нерусского происхождения;

В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений


Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 - 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Источники информации и средства обучения

  1. Список литературы:

Основная литература:

  1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. :Учеб.для 10-11 кл.общеобразоват.учреждений/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2012

  2. Золоторева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс: Программы 36 и 68 часов. - М.: ВАКО, 2007

  3. Сборник нормативных документов. Русский язык/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006

  4. Розенталь Д.Э., И.Б.Голуб Секреты Стилистики. - М.: Рольф, Айрис - пресс, 1999

  5. Греков В.Ф. пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В.Ф.Греков, В.В.Чижов. - М.: ООО «Издательство «Оникс», ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008

Дополнительная литература:

  1. Егорова Г.Т. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С). - М.:Экзамен, 2010

  2. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка. - М.: Просвещение, 1979

  3. Кобызев. А.И. Индивидуальные задания по русскому языку. - М.: Учпедгиз, 1960

  4. Коваленко Н.М. Русский язык. Сложные предложения. - Саратов: Лицей, 2011

  5. Козулина М.В. Проверка готовности к ЕГЭ по русскому языку. - Саратов: Лицей, 2011

  6. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2009

  7. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»: Пособие для учителя/ Т.А.Ладыженская,Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков и др..; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С. Зепалова. - М.:Просвещение, 1990

  8. Миллер Ц.Г. Словарно-орфографические упражнения. - М.: Просвещение, 1976

  9. Поворение и обобщение при подготовке к экзаменам по русскому языку: Пособие для учителя/ Г.К Лидман-Орлова, Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, Е.Ф.Глебова. - М.: Просвещение, 1988

  10. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. - М.:Айрис-пресс, 2008

  11. Розенталь.Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. - М.: Айрис-пресс, 2006

  12. Русский язык. 10 класс: проверочные и контрольные тесты/авт.-сост. Н.М.Божко. - Волгоград:Учитель, 2009

  13. Русский язык. 9-11 классы: тематические тесты. Система подготовки к итоговому тестированию/авт.-сост. Н.А.Шарова. - Волгоград, Учитель, 2010

  14. Русский язык: 10-11 классы. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам6 рабочая тетрадь/Авт.-сост. Е.П.Воронова. - М.:Эксмо, 2009

  15. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса. - М.: Просвещение, 1982

  16. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке:Пособие для учителя. - М.:Просвещение, 1980

Справочные пособия:

  1. Афонина Г.Н. Школьный толково-этимологический словарь. - М.:Айрис-пресс, 2006

  2. Мокиенко В.М. Почему мы так говорим? - М.: ЗАО «Олма медиа групп», 2011

  3. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1983

  4. Словарь иностранных слов для школьников. - М.: ООО «Дом славянской книги», 2004

  5. Толковый словарь для школьников/ Под ред. М.П.Стерлигова. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005

  6. Универсальный словарь по русскому языку. - Спб.: ИГ «Весь», 2009

  7. Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. З.М.Маннаникова. - Ростовн/Д.:Изд-во Рост. Ун-та, 1995


  1. Список Интернет ресурсов

1. Основные правила грамматики русского языка (ipmce.su/~lib/osn_prav.html).

2. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (urok.hut.ru/).

3. Культура письменной речи (gramma.ru/).

4. «Словесник» (slovesnik-oka.narod.ru).

5. «Виртуальная школа» (vschool.km.ru/).

6. «Тесты по русскому языку» (likbez.spb.ru/tests/).

7. Тесты по пунктуации (repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2).

8. «Дистанционная поддержка учителей-словесников. Методика, опыт, новые исследования» (iro.yar.ru:8101/resource/ distant/russian_language/index3.htm).

9. «Словарь устаревших и диалектных слов» ( telegraf.ru/misc/day/dis.htm).

10. Русские словари. Служба русского языка ( slovari.ru/lang/ru/)

11. «Знаете слово?» (math.msu.su/~apentus/znaete/).

12. «Ономастикой. Русские и советские фамилии» (babr.ru/autor/family/).

13. «Искусство метафоры» (metaphor.narod.ru/).

14. «Первое сентября» (1september.ru/index.htm).

15. Сайт «Репетитор» (repetitor.hl.ru/programms.html).

16. Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (slova.ru/).

17. «Русское письмо» (character.webzone.ru/).

18. «Словарь молодежного сленга» teenslang.su

19. Мир слова русского

Коллекция афоризмов и крылатых выражений, текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Словари (лингвистический, энциклопедический, Даля и т.п.). Online тест и т.п.

rusword.com.ua/rus/index.php

20.Словесник: альманах

Материал ориентирован на преподавателей русского языка: русский язык в интернете (ссылки); интернет учителю (дистанционное тестирование); ученые-методисты России и т.д.

slovesnik-oka.narod.ru/index.htm

21. Курс русского языка

Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности.

mediahouse.ru/products/rus/rus.htm

22. Обучающие программы по русскому языку

Перечень ресурсов интернета по обучающим программам.

history.ru/progrus.htm

23. Теоретический материал по русскому языку

Публикации по различным вопросам школьного курса русского языка (грамматические формы глагола; пунктуация в сложном предложении, при цитировании и т.п.).

teen.fio.ru/index.php?c=831

24. Центр развития русского языка

Информация о центре и его деятельности. Материалы об истории русского языка, о современном языке. Библиотека. ruscenter.ru/

25. Виртуальный репетитор по русскому языку

Виртуальный тренинг различного уровня сложности по всем аспектам изучения русского языка в средней школе. vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=97

26. Онлайн учебник. Русская орфография и пунктуация

Правила, таблицы, схемы. Практикум, тесты, обучающие диктанты по орфографии и пунктуации.

mediaterra.ru/ruslang/

27. помощь учителю-словеснику

Методические разработки по русскому языку и литературе.

omsk.edu.ru/teacher/metod/liter.html

28. ВМО учителей русского языка и литературы

Коллекция статей и материалов по обмену опытом для педагогов русского языка и литературы. Сведения о составе и руководителях объединения.

websib.ru/vmrus/

29. Грамотность и развитие речи: практический курс

Курс по изучению наиболее сложных грамматических тем в школьном курсе русского языка. Содержание занятий для учащихся 5-8 и 9-11 классов. Расписание, стоимость, порядок тестирования.

educa.ru/gramotno/

30. Русские электронные словари и справочная литература

Интерактивные словари русского языка: Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Словарь иностранных слов, Орфографический словарь, Русский семантический словарь и т.д. Служба русского языка: ответы на вопросы, редактирование текстов.

slovari.ru/

31. Весь школьный курс русского языка

Краткий справочник по темам: фонетика, графика, орфоэпия акцентология, лексикология, лексикография, морфемика, словообразование.

pshelp.ru/lib/applicant/0002.html

32. Фонетика

Контрольные работы по современному русскому языку. Транскрипция. Орфоэпия. Графика. Правописание.

petrsu.ru/Chairs/RusLang/sovrem_rl.html

33. Методика преподавания русского языка

Дистантный курс: повышение квалификации учителей русского языка (формирование самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, актуализация новых и имеющихся знаний русского языка).

ooipkro.ru/Bank_HTML/Text/t37_456.htm

34.Курс русского языка: программа

Комплекс для формирования навыков орфографической грамотности. Репетитор-тренажер предназначен для самостоятельных занятий школьников 9, 10 и 11 классов.

sland.h1.ru/r/21.html#top

35: энциклопедия

Описание языков, лингвистическая терминология, биографии ученых-языковедов.

krugosvet.ru/cMenu/08_00.htm

36. Все для школьника и студента

Представлено 3000 сочинений, краткое изложение программных литературных произведений, ответы на экзаменационные вопросы по русскому языку 9 и 11 классов и т.д.

allsoch.ru/

37. Урок: дистанционная школа русского языка

Дистанционные курсы, очные уроки, тесты on-line по русскому языку. Доска объявлений, материалы для репетиторов, преподавателей и школьников. Ссылки по ресурсам о русском языке.

urok.hut.ru/index.htm

38. Русский язык: справочно-информационный портал

Официальные документы, мониторинг культуры речи, информация о существующих словарях и энциклопедиях русского языка, работы по русистике, учебники, календарь памятных дат, дискуссионный клуб по проблемам языка, занимательные конкурсы и т.д. Словари он-лайн.

gramota.ru

39. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник

Материалы по фонетике, терминологический словарь и раздел персоналий выдающихся лингвистов. Языковые примеры можно прослушивать и повторять за диктором. В учебник включены анимационные ролики, моделирующие артикуляторные движения.

philol.msu.ru/rus/galya-1/

40. Словарь терминов по школьному курсу языкознания

Словарь терминов по школьному курсу языкознания. Состоит из взаимосвязанных больших разделов: тематический словарь; общий алфавитный указатель.

slovar.boom.ru/

41. Культура письменной речи: проект по русскому языку и литературе

О цели проекта: помощь в овладении нормами современного русского литературного языка. Материалы по русскому языку и литературе (статьи, тесты, афоризмы и др.). Рекомендации по подготовке к экзаменам. Методические разработки уроков. Информация о книжных новинках. Список словарей. Справочная служба по русскому языку. Сведения об участниках.

gramma.ru

42. Тесты по русскому языку

Набор упражнений и контрольных работ по русскому языку. Благодаря им можно самостоятельно проверить свои знания орфографии и пунктуации.

likbez.spb.ru/tests/

43. Филология в задачах

Задачи по смысловому анализу текста, основам лингвистической поэтики, прикладной риторика и др.

philologia.ru/default.htm

44. Центр дистанционного обучения ФИЯ МГУ

Центр Дистанционного обучения факультета иностранных языков МГУ. Сведения о дистанционныз курсах для подготовки к вступительным экзаменам по русскому языку, русской литературе и другим предметам.

distance.ffl.msu.ru/

45. Филолог: научно-методический журнал

Издается филологическим факультетом Пермского государственного педагогического университета. Архив номеров с 2002 г. philolog.pspu.ru/

46. Толковый словарь русского языка конца XX в.: языковые изменения

Описание словаря современного русского языка. В словарь вошла лексика, претерпевшая семантические, сочетаемостные, стилистические или иные изменения.

russ.ru/journal/kniga/98-06-24/kreidl.htm

47. Кабинет русского языка и литературы

Авторы проекта представляют как собственный материал для работы на уроках русского языка и литературы, так и перепечатки статей с других сайтов по вопросам общей филологии и преподавания.

ruslit.ioso.ru/

© 2010-2022