- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План урока Гранатовый браслет
План урока Гранатовый браслет
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Очур-оол А.П. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе; развитие творческого мышления, умения анализировать прочитанный текст; воспитание к уважению друг к другу.
Оборудование: презентация к уроку, запись сонаты Бетховена.
Ход урока
…Мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью.
А.И.Куприн
I. Актуализация опорных знаний
«Продолжите фразу»
-
Научиться любви нельзя, но учиться любить человеку необходимо. Запишите продолжение фразы: «Любовь - это…» (Ответы учащихся)
II. Постановка цели урока
- Писатель Александр Иванович Куприн считал, что любовь - это величайшая тайна в мире. Предлагаю вам прикоснуться к ней вместе с героями рассказа «Гранатовый браслет», и, может быть, нам удастся приоткрыть таинственную завесу над величайшим чувством, которым всегда в русской литературе, начиная с фольклора, испытывали героев не только на прочность, но и на выявление личностного начала.
III. Работа над темой урока
1. Формулирование проблемы
- Прочитав «Гранатовый браслет», вы узнали удивительную историю беззаветной любви мужчины к женщине. Насколько реальным кажется вам чувство Желткова? Действительно ли человек может настолько самозабвенно любить, что готов оказаться от самого доброго, что у него есть, - жизни? Не считаете ли вы героя идеалистом, вымышленным персонажем?
Удивительно, но через полвека после появления рассказа мало кому известный русский поэт Дмитрий Кленовский в возрасте 63 лет (!) написал стихотворение, которое, на мой взгляд, перекликается с купринским произведением. Прослушайте его и ответьте на вопрос «Что сближает лирического героя стихотворения Дмитрия Кленовского с Желтковым?».
2. Чтение наизусть стихотворения подготовленным учащимся
Нас было двое. Женщина была -
Весёлой, молодой и рыжеватой,
Умела лгать и изменять могла,
Не быв при том ни разу виноватой.
Теперь она… - но нет, мне легче с ней
На «ты»! - теперь ты всё уже забыла:
Как целовала с каждым днём скучней,
Как мучила меня и как убила.
Нет, не сама, конечно! Кто теперь
Сам убивает? Я отлично помню,
Как ты на выстрел распахнула дверь
И кинулась ко мне, и как легко мне
Внезапно стало: я в твоих глазах
Прочёл всё то, во что уже не верил, -
Недоумение, и боль, и страх,
И чувство горькой всё-таки потери.
…О, если бы из тишины моей,
Из моего прекрасного свершенья
Вернуться снова в ужас этих дней,
Изведать снова всё твоё презренье,
Всю ложь прикосновенья твоего
И как последнюю земную милость
Спустить курок - всё только
для того,
Чтоб ты опять вот так ко мне
склонилась.
-
Что есть любовь? Возможна ли она еще в этом мире? Какой она должна быть?
3. Обсуждение авторской концепции любви в рассказе
1) Выступление. Слово «лингвиста»*
Комментарий. Слушая сообщения, учащиеся в тетрадях оформляют запись:
Любовь
-
Пристрастие.
-
Склонность, интерес.
-
Удовольствие.
-
Удовлетворение от работы.
-
Глубокая привязанность.
(Каждое определение учащиеся подтверждают инсценировкой эпизода из повести.)
- По данным толкового словаря, слово любовь имеет несколько значений и оттенков. И почти все они актуальны в рассказе Куприна.
-
Любовь как «пристрастие к чему-либо»
В е р а. Будет сестра Васи и, кажется, профессор Спешников. Я вчера, Анненька, просто голову потеряла. Ты знаешь, что они оба любят покушать - и дедушка и профессор.
А н н а. Впрочем, между нами, у тебя у самой есть слабость вкусно поесть.
А в т о р. Полковник Пономарев говорил, что любит и сравнительно хорошо играет только в винт… Обе сестры до смешного любили азартные игры.
-
Любовь как «тяготение, склонность, интерес, проявляемый в момент созерцания и мироощущения чего-либо»
В е р а. … нам, северянам, никогда не понять прелести моря. Я люблю лес… Разве может он когда-нибудь прискучить?
-
Любовь как «удовольствие» от каких-нибудь событий
А в т о р. По милым отдаленным воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного.
-
Любовь как «удовлетворение от проделанной работы»
А в т о р. Она достала из своего ручного мешочка маленькую записную книжку в удивительном переплёте: на старом… бархате вился тускло-золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты, - очевидно, любовное дело рук искусного и терпеливого художника.
-
Любовь как «глубокая привязанность»
А н н а. Мне все равно, я все люблю. А больше всего я люблю мою сестренку, мою благоразумную Вареньку.
2) Понятийно-исследовательская беседа
-
Почти у каждого из героев есть своя любовная история. Чем является любовь для героев рассказа?
Запись в тетрадях
Любовь в понимании светского общества
-
Любовь как «маленькое развлечение» (Васючок, Николай Николаевич).
-
Любовь как книжные романтические страсти (Людмила Львовна).
-
Любовь как «житейское удобство» (Анна, Василий Львович).
-
Любовь как «самодовольное обожание» (Густав Иванович).
-
Любовь как прочная, верная, истинная дружба (Вера Николаевна).
-
Любовь как глупость и как жалость (прапорщик и муж Леночки).
Авторская концепция любви
-
Любовь как вечное и взаимное чувство (Аносов) - реальная.
-
Любовь как громадное счастье, как божественное вознаграждение (Желтков) - романтическая.
-
Любовь как трагедия, как величайшая тайна в мире (А.И. Куприн) - философская.
-
Что значит любовь для подруги Веры по Смольному институту, знаменитой пианистки Женни Рейтер? (Не более чем ухаживания светского молодого богатого шалопая и кутилы Васючка, которого весь город знал под этим фамильярным имением.)
-
Как передана авторская ирония в описании этой пары? (Васючок пел вполголоса… голосок у него был маленький (тихий, слабый)… послушный и верный.Женни Рейтер, очень требовательная музыкантша, всегда ему охотно аккомпанировала.)
-
Какой любовью «наградила» жизнь радетеля светских приличий - чопорного брата Веры, Николая Николаевича? Как соотносится его личная история с той ролью, какую он на себя возложил, спровоцировав объяснение с Желтковым? Почему Куприн подчеркнул, что пассия Николая была богатой? Объясните значение слова петиметр.
IV. Подведение итогов
Обобщение по исследуемой проблеме
- Мы попытались прикоснуться к проблеме, которую человечество до сих пор не решило однозначно. Это и не удивительно: у каждого человека свое понимание любви и того, какой она должна быть. И все же главное следует понимать: любовь - это возвышающее чувство, окрыляющее и устремляющее человека к самосовершенствованию.
Я думаю, что теперь вы больше знаете о любви, чем в начале урока. Вернитесь к своей записи и под звучанием второй сонаты. Л. ван Бетховена напишите, что такое любовь с вашей точки зрения.
V. Домашнее задание
Подготовиться к сочинению по творчеству А.И. Куприна.