Как работает имя существительное

Тема урока: "Как работает имя существительное" (на примере текста стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь», 1957 г.) Цель урока: • систематизация знаний об имени существительномЗадачи урока: • повторить, систематизировать знания об имени существительном; • выяснить, какую роль играют существительные в тексте; • показать, как имена существительные создают художественный образ; • воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение. Оборудование: распечатанный текст стихотворения Н.Заболоцкого ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»

г. Гагарин Смоленской области



Конспект

урока русского языка в 6 классе

на тему:

«Как работает имя существительное»

Автор работы:

заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова





Тема урока: Как работает имя существительное ( на примере текста стихотворения Н. Заболоцкого « Сентябрь», 1957 г.)

Цель урока:

  • систематизация знаний об имени существительном

Задачи урока:

  • повторить, систематизировать знания об имени существительном;

  • выяснить, какую роль играют существительные в тексте;

  • показать, как имена существительные создают художественный образ;

  • воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение.

Оборудование: распечатанный текст стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь».

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

- Мы заканчиваем изучение темы «Имя существительное» и повторяем сведения об этой части речи. Посмотрим, как она работает в тексте, в стихотворении.

Перед нами стихотворение Н.Заболоцкого «Сентябрь», написанное им незадолго до смерти. Поэт писал много о природе. Он считает, что в природе всё гармонично и разумно. Читаем текст.

  1. Чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь».

Сентябрь.

Сыплет дождик большие горошины,

Рвётся ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

  1. Выполнение грамматических заданий:

  • объясните орфограммы;

  • подчеркните имена существительные как члены предложения;

  • назовите имена существительные, которые являются подлежащими ( дождик, ветер, даль, тополь, орешина)

  • назовите имена существительные, которые являются дополнениями (изнанкой листа, отверстие облака, арку, плит, тумана и морока, облаками, сентября, кисть за кистью, девушку, царевну в венце, с улыбкою, на лице)

  • назовите имена существительные, которые являются обстоятельствами (в царство, в конце, на полотне.)

  • определите морфологические признаки указанных существительных (сентябрь, дождь, тополь).

  1. Лингвистический анализ первой строфы.

- Перечитаем первую строфу.

- Попробуем описать наши ощущения, когда произносим фразу: «сыплет большие горошины».

- Кто сыплет? (одушевлённые существительные - девочка, мальчик, хозяйка, человек; неодушевлённые- стручок, рука…).

- Что слышим, когда падают сухие горошины? (Частая дробь; сухие шарики ударяются и отскакивают, раскалываются).

- А что изменится, если добавим слово «дождик» - Сыплет дождик… Где он взял горох? (Это же капли, большие, прозрачные, редкие, тяжёлые; шум падающих капель особый.)

- Объясните, что означает слово «дождик»? Где спрятано отношение автора к происходящему? Почему «сыплет»? Какой это троп? ( Суффикс --ик-, метафорическое олицетворение.)

- Что может рваться? (нитка, верёвка, ткань, бумага - судьба, жизнь.)

- Какие значения у слова «рваться»? (Прямое и переносное.)

- Запишите словосочетания, поясняющие выражение: «рвётся ветер».

( Порывы ветра, завихрения потоков воздуха, сильные удары ветра.)

- Подумаем, какой образ родился под пером поэта? (Похоже, как будто это человек сильный, молодой, порывистый, неукротимый - метафорическое олицетворение.)

- Объясните, пожалуйста, почему «даль нечиста». Опишите, когда это бывает. Старайтесь использовать в словесной картине одни существительные. (Тучи на небе. Темнота. Отсутствие прозрачности воздуха, видимости горизонта.)

- Выделите абстрактные существительные.

- У кого получилось лучше, у нас или у поэта? (Конечно, у Н.Заболоцкого. Короче, ярче.)

- Подберем существительные к слову «взъерошенный»: мальчик, голова, волосы, собака, кошка - то есть такие существительные, которые называют живое существо или часть облика этого существа. А тополь? Опишите, как это выглядит.

(Например: «Старый тополь стоял, опустив тёмно-зелёные листочки. Казалось, плотный плащ накинуло ему на плечи лето. От жары расплавлялся воздух. Но вот вдали потемнело. С приближением тучи листочки стали шевелиться, сначала немного, потом шелест усилился. Казалось, листочки жалуются: «Ах, как страшно! Становится темно! Нас кто-то трогает, пытается сорвать!» И вдруг ветер с такой силой набросился на тополь, что бедняжки-листочки, затрепетав, повернулись изнанкой. Вспыхнула молния. В её свете можно было видеть, что тополь стал белым. Это ветер помог ему набросить на ветви серебристую накидку из листьев.»)

  1. Лингвистический анализ второй строфы.

  • Во второй строфе найдите слова, рисующие торжественность ситуации. («Арку из каменных плит», «царство тумана и морока»)

  • Каково лексическое значение слова «арка»? (арка - сводчатый проезд, проход (иностранное).

  • Прочитайте сравнения. (орешина, словно девушка; золотой, как огонь; словно деревце)

  • Что есть от сказки в этом стихотворении?

  • На основании чего в последней строфе рождается образ?

  • Кто эта царевна? Почему «зыбкая»? (колышется от ветра деревце)

  • Как объяснить строку: «С беспокойно скользящей улыбкой»? (солнце выглядывает и прячется за облака, от этого вспыхивают капельки; беспокойно - ещё не установилась погода; заплаканном лице - листья мокрые.)

  1. Вывод.

  • Объясните, почему такое дано название стихотворению.

  1. Творческая работа.

  • Попробуйте составить свой текст, нарисовать в нем увиденную вами картину.

«Сентябрь - это осень и немножечко лето. Днём бывает ещё жарко, но часто идут дожди. Зато деревья очень красивые. Осень красит зелёные листочки в жёлтый цвет и красный, но силы у неё мало, и деревья стоят цветные. После дождя выглядывает солнце из-за тучи, и листики блестят.»

«Сентябрь… Осень, но на улице ещё тепло. На деревьях пожелтели листочки, скоро начнётся листопад. Часто идут дожди. Они не грибные - тёплые, а холодные, моросящие. После них становится грустно. Осенний дождь напоминает, что скоро станет холодно.»

  1. Итог урока.

  • Какую функцию в тексте выполняют имена существительные ? (Имена существительные помогают создать образ, они называют предметы отвлечённые, обозначают действие. Они являются основой художественно-выразительных средств)





© 2010-2022