Разработка урока литературы на тему «Любовная лирика А. С. Пушкина»

Данная разработка используется в разделе «Русская литература 19 века» . Является сотавной частью подраздела «Творчество А.С.Пушкина». Тема «Любовная лирика А.С.Пушкина» предшествует изучению романа «Евгений Онегин». Цели: • ознакомить учеников с главными этапами в жизни всем известного поэта; • научить учеников находить гениальное не только в поэзии Пушкина, но и в любви; • развивать навыки выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина; • воспитание способности сопереживания, а также уваж...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






















Разработка урока литературы

на тему

«Любовная лирика А.С.Пушкина



















Подготовила: Ленькова Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 7

города Камышина Волгоградской области




Конспект урока литературы 9 класс

Тема: Любовная лирика А.С.Пушкина.

Цели:

  • познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;

  • научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;

  • развитие навыков выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина;

  • воспитывать способность сочувствовать, сопереживать и уважительно относиться к чувствам другого человека.

Тип урока: усвоение новых знаний;

Оборудование: портреты Пушкина, Бакуниной, Гончаровой, Керн.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент.

Приветствие. Настрой учащихся на работу. Целеполагание.

У учащиеся продумывают задачи урока, озвучивают их.

(саморегуляция. Планирование, целеполагание); (Р) Самолстоятельное формулирование познавательной цели (П)

Проверка домашнего задания.

Учитель ставит задачу перед учащимися.

Контроль знаний.

Чтение стихотворений лицейского периода наизусть.

Рефлексия

Оценка (Р)

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя:

1. Лирика А. С. Пушкина удивительно богата содержанием, и чтобы раскрыть это богатство, надо назвать основные ее темы (такое тематическое деление, разумеется, условно):

1) Патриотическая лирика:

- любовь к родной природе;

- гордость героическим прошлым русского народа;

- чувство национальной гордости.

2) Вольнолюбивая лирика Пушкина:

- разоблачение самодержавия и крепостного права;

- призыв современников к борьбе за свободу народа;

- воспевание борцов за свободу народа.

3) Интимная лирика:

а) дружба:

- дружба как прочный братский союз;

- дружба как союз единомышленников;

- дружба-вражда;

б) любовь:

- любовь как чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления (любовь юноши, любовь «человека возмужалого», любовь человека, умудренного жизнью);

- любовь как мимолетное влечение;

- гуманизм как основа любви;

- любовь и чувства, неразрывно связанные с ней: радость, грусть, печаль, ревность.

4) Пушкин о поэте и поэзии:

- поэзия и действительность;

- назначение поэзии;

- поэт и народ;

- поэт и толпа;

- положение поэта в современной Пушкину России;

- оценка собственной поэзии.

2. Поэзия Пушкина - «союз волшебных звуков, чувств и дум»:

1) высоким вольнолюбивым мыслям поэт нашел выражение в стиле ораторской призывной речи;

2) интимные чувства любви и дружбы раскрыл в пленительных напевных звуках;

3) патриотическое чувство национальной гордости воплотил в звуках, разящих врага «как удар меча»;

4) картины родной природы Пушкин опоэтизировал словами, точно передающими ее краски, запахи и звуки;

5) философские размышления о добре и зле, о жизни и смерти, о поэте и бессмертии поэтического дела передал в выражениях удивительной простоты и краткости.

3. Взглянем на мир глазами Пушкина - его сердцем и мыслью…

А что такое «поэзия мысли»?

Конечно же, поэзия - это по преимуществу «память сердца»… Какие пушкинские строки слышатся вам за этой формулой?

  1. Чтение стихотворения «Я помню чудное мгновение».

- Ваши впечатления от пушкинских строк?

- Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы (мгновенье - вдохновенье - упоенье; безнадежный - нежный - мятежный; ты - красоты - мечты - черты) и даже повтор строк? Случайно ли это? И почему поэт избрал для повтора именно эти слова?

2) Останьтесь наедине с пушкинским признанием, перечитайте его.

Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя.

- Ваши новые открытия?

- Как построено стихотворение? Сравните начальную и заключительную строфы, соотнесите их со стихотворением в целом.

- Остались ли в вашей памяти слова, из которых соткано «чудное мгновенье», образ любимой? В чем их тайна?

- Наконец, сюжет пушкинского стихотворения: ведь в нем жизнь поэта, его судьба (лирическая автобиография).

- Кому оно посвящено, кто его адресат?

Учащиеся записывают основные темы лирики Пушкина
























3) Сообщение учащегося об А. П. Керн (домашнее задание).

Выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П)

Смысловое чтение (П)

Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…».

1. Слово учителя.

Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику его не следует рассматривать как поэтический аналог «донжуанского списка». В шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии…», искать ответ на вопрос, кого именно имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви или повторяя, как заклинание: «печаль моя полна тобою, / тобой, одной тобой…». Чтение стихотворения «На холмах Грузии…».

- Всего 8 (!) строк. Почему оно так кратко?

- Что поразило вас в этом пушкинском шедевре? Сопоставьте его с предыдущим («Я помню чудное мгновенье…»).

3. Чтение стихотворения «Я вас любил…».

Сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова: «Я вас любил…», но только в пушкинских строках они стали высочайшей и трепетной поэзией. Почему? Да и все стихотворение соткано из самых обыкновенных слов; как они преображаются в строках поэта?

Вернемся к начальным словам, к времени глагола: «Я вас любил…». Ведь это прощание не только с любимой, но и с любовью, с недавним чувством.

- Вы поверили в это? В чем тайна пушкинского «расставания» с любимой?

- Сравните «Я вас любил…» с предыдущей страницей Пушкина. (Как тонко, деликатно подчеркивает Пушкин силу прошедшей любви! В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь; относясь к ней бережно, с теплотой, он желает, чтобы «другой» любил ее так же искренно и нежно, как он.)

Фронтальная работа.

Выразительное чтение стихотворений.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (К)

Нравственно-этическая ориентация (Л)

«Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает первообраз, который именуется Мадонной, Марией-девой, Матерью Господа Христа, Пречистой.

1830 год. И вот его «Мадонна»!

- Что вызывает в памяти пушкинское стихотворение? Сравните с мадоннами Рафаэля и Леонардо да Винчи (репродукции женских портретов художников Возрождения).

- В чем совершенство поэтической формы «Мадонны»? Что поразило вас в ее строфах?

- Составьте строфическую схему пушкинского стихотворения. Ваши открытия? Встречались ли вы с подобной стихотворной формой?

Да, верно, перед нами сонет, пушкинский сонет. Но почему поэт избрал столь усложненную форму? в чем ее преимущество? С этой стихотворной формой связаны два бессмертных имени: Петрарка и Шекспир - гениальные поэты Италии и Англии.

Вслушайтесь в стихи Петрарки.

- А теперь сонеты Шекспира (чтение сонетов 18, 23, 58 или др.).

- Ваши впечатления? Вам понятно пристрастие этих поэтов к форме сонета?

- Еще раз сопоставим их сонеты с пушкинским: почувствовали, уловили ли вы своеобразие «Мадонны» русского поэта, неповторимую прелесть этого стихотворения?

- Каково «преображение» Мадонны в его заключительных строках? Понятен ли вам замысел поэта?

В сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины (чаще всего этот образ связывается с именем Натальи Гончаровой).

Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из 4 слов, из которых два - это эпитет «чистейший», почти буквально повторяющийся.

- В какой форме употреблено здесь прилагательное «чистый»? (В форме превосходной степени.)

- В чем смысл такого соседства двух одинаковых прилагательных в превосходной степени? (Поэт усиливает отмечаемые сходства.)

- Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример.)

Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философов С. Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.

Чтение стихотворения «Мадонна» учащимися.











Чтение по выбору сонетов XVII, XVIII, XX, XXI или других.

Чтение сонетов Шекспира.

Нравственно-этическая ориентация (Л)

Итог урока.

Заключительное слово учителя.

Главной задачей сегодняшнего урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны. Учитель выставляет оценки.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Саморегуляция, оценивание (Р)

Домашнее задание.

письменный анализ одного из стихотворений о любви; ответить (устно) на вопрос в хрестоматии (на усмотрение учителя).

8

© 2010-2022