- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока литературы на тему «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Разработка урока литературы на тему «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ленькова Е.П. |
Дата | 02.11.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка урока литературы
на тему
«Любовная лирика А.С.Пушкина
Подготовила: Ленькова Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 7
города Камышина Волгоградской области
Конспект урока литературы 9 класс
Тема: Любовная лирика А.С.Пушкина.
Цели:
-
познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;
-
научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;
-
развитие навыков выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина;
-
воспитывать способность сочувствовать, сопереживать и уважительно относиться к чувствам другого человека.
Тип урока: усвоение новых знаний;
Оборудование: портреты Пушкина, Бакуниной, Гончаровой, Керн.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Орг. момент.
Приветствие. Настрой учащихся на работу. Целеполагание.
У учащиеся продумывают задачи урока, озвучивают их.
(саморегуляция. Планирование, целеполагание); (Р) Самолстоятельное формулирование познавательной цели (П)
Проверка домашнего задания.
Учитель ставит задачу перед учащимися.
Контроль знаний.
Чтение стихотворений лицейского периода наизусть.
Рефлексия
Оценка (Р)
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
1. Лирика А. С. Пушкина удивительно богата содержанием, и чтобы раскрыть это богатство, надо назвать основные ее темы (такое тематическое деление, разумеется, условно):
1) Патриотическая лирика:
- любовь к родной природе;
- гордость героическим прошлым русского народа;
- чувство национальной гордости.
2) Вольнолюбивая лирика Пушкина:
- разоблачение самодержавия и крепостного права;
- призыв современников к борьбе за свободу народа;
- воспевание борцов за свободу народа.
3) Интимная лирика:
а) дружба:
- дружба как прочный братский союз;
- дружба как союз единомышленников;
- дружба-вражда;
б) любовь:
- любовь как чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления (любовь юноши, любовь «человека возмужалого», любовь человека, умудренного жизнью);
- любовь как мимолетное влечение;
- гуманизм как основа любви;
- любовь и чувства, неразрывно связанные с ней: радость, грусть, печаль, ревность.
4) Пушкин о поэте и поэзии:
- поэзия и действительность;
- назначение поэзии;
- поэт и народ;
- поэт и толпа;
- положение поэта в современной Пушкину России;
- оценка собственной поэзии.
2. Поэзия Пушкина - «союз волшебных звуков, чувств и дум»:
1) высоким вольнолюбивым мыслям поэт нашел выражение в стиле ораторской призывной речи;
2) интимные чувства любви и дружбы раскрыл в пленительных напевных звуках;
3) патриотическое чувство национальной гордости воплотил в звуках, разящих врага «как удар меча»;
4) картины родной природы Пушкин опоэтизировал словами, точно передающими ее краски, запахи и звуки;
5) философские размышления о добре и зле, о жизни и смерти, о поэте и бессмертии поэтического дела передал в выражениях удивительной простоты и краткости.
3. Взглянем на мир глазами Пушкина - его сердцем и мыслью…
А что такое «поэзия мысли»?
Конечно же, поэзия - это по преимуществу «память сердца»… Какие пушкинские строки слышатся вам за этой формулой?
-
Чтение стихотворения «Я помню чудное мгновение».
- Ваши впечатления от пушкинских строк?
- Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы (мгновенье - вдохновенье - упоенье; безнадежный - нежный - мятежный; ты - красоты - мечты - черты) и даже повтор строк? Случайно ли это? И почему поэт избрал для повтора именно эти слова?
2) Останьтесь наедине с пушкинским признанием, перечитайте его.
Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя.
- Ваши новые открытия?
- Как построено стихотворение? Сравните начальную и заключительную строфы, соотнесите их со стихотворением в целом.
- Остались ли в вашей памяти слова, из которых соткано «чудное мгновенье», образ любимой? В чем их тайна?
- Наконец, сюжет пушкинского стихотворения: ведь в нем жизнь поэта, его судьба (лирическая автобиография).
- Кому оно посвящено, кто его адресат?
Учащиеся записывают основные темы лирики Пушкина
3) Сообщение учащегося об А. П. Керн (домашнее задание).
Выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П)
Смысловое чтение (П)
Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…».
1. Слово учителя.
Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику его не следует рассматривать как поэтический аналог «донжуанского списка». В шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии…», искать ответ на вопрос, кого именно имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви или повторяя, как заклинание: «печаль моя полна тобою, / тобой, одной тобой…». Чтение стихотворения «На холмах Грузии…».
- Всего 8 (!) строк. Почему оно так кратко?
- Что поразило вас в этом пушкинском шедевре? Сопоставьте его с предыдущим («Я помню чудное мгновенье…»).
3. Чтение стихотворения «Я вас любил…».
Сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова: «Я вас любил…», но только в пушкинских строках они стали высочайшей и трепетной поэзией. Почему? Да и все стихотворение соткано из самых обыкновенных слов; как они преображаются в строках поэта?
Вернемся к начальным словам, к времени глагола: «Я вас любил…». Ведь это прощание не только с любимой, но и с любовью, с недавним чувством.
- Вы поверили в это? В чем тайна пушкинского «расставания» с любимой?
- Сравните «Я вас любил…» с предыдущей страницей Пушкина. (Как тонко, деликатно подчеркивает Пушкин силу прошедшей любви! В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь; относясь к ней бережно, с теплотой, он желает, чтобы «другой» любил ее так же искренно и нежно, как он.)
Фронтальная работа.
Выразительное чтение стихотворений.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (К)
Нравственно-этическая ориентация (Л)
«Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает первообраз, который именуется Мадонной, Марией-девой, Матерью Господа Христа, Пречистой.
1830 год. И вот его «Мадонна»!
- Что вызывает в памяти пушкинское стихотворение? Сравните с мадоннами Рафаэля и Леонардо да Винчи (репродукции женских портретов художников Возрождения).
- В чем совершенство поэтической формы «Мадонны»? Что поразило вас в ее строфах?
- Составьте строфическую схему пушкинского стихотворения. Ваши открытия? Встречались ли вы с подобной стихотворной формой?
Да, верно, перед нами сонет, пушкинский сонет. Но почему поэт избрал столь усложненную форму? в чем ее преимущество? С этой стихотворной формой связаны два бессмертных имени: Петрарка и Шекспир - гениальные поэты Италии и Англии.
Вслушайтесь в стихи Петрарки.
- А теперь сонеты Шекспира (чтение сонетов 18, 23, 58 или др.).
- Ваши впечатления? Вам понятно пристрастие этих поэтов к форме сонета?
- Еще раз сопоставим их сонеты с пушкинским: почувствовали, уловили ли вы своеобразие «Мадонны» русского поэта, неповторимую прелесть этого стихотворения?
- Каково «преображение» Мадонны в его заключительных строках? Понятен ли вам замысел поэта?
В сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины (чаще всего этот образ связывается с именем Натальи Гончаровой).
Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из 4 слов, из которых два - это эпитет «чистейший», почти буквально повторяющийся.
- В какой форме употреблено здесь прилагательное «чистый»? (В форме превосходной степени.)
- В чем смысл такого соседства двух одинаковых прилагательных в превосходной степени? (Поэт усиливает отмечаемые сходства.)
- Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример.)
Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философов С. Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.
Чтение стихотворения «Мадонна» учащимися.
Чтение по выбору сонетов XVII, XVIII, XX, XXI или других.
Чтение сонетов Шекспира.
Нравственно-этическая ориентация (Л)
Итог урока.
Заключительное слово учителя.
Главной задачей сегодняшнего урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны. Учитель выставляет оценки.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Саморегуляция, оценивание (Р)
Домашнее задание.
письменный анализ одного из стихотворений о любви; ответить (устно) на вопрос в хрестоматии (на усмотрение учителя).
8