Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сорокина О.Е.

Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 9 классе



При организации уроков русского языка мы часто сталкиваемся с разными проблемами. Почему учащиеся, зная теоретический материал, не всегда справляются с практическими заданиями? Почему ученики, хорошо занимавшиеся в течение четверти, не могут порой так же хорошо написать контрольный диктант? Почему не каждый много читающий ребëнок пишет грамотно? Важнейшая причины подобного неуспеха в несформированных у школьников универсальных учебных действиях. Это влечëт за собой массу трудностей в последующем обучении: от проблем по разным предметам (в том числе и по русскому языку) до неспособности полноценно общаться и ориентироваться в разных речевых ситуациях.

Что же такое универсальные учебные действия (УУД)? Широкое значение данного понятия - умение учиться, то есть «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путëм сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [2: 74]. В более узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащихся. Почему необходимо формировать УУД с раннего возраста? Сформированные УУД дают возможность человеку самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения. УУД лежат в основе саморазвития и самосовершенствования ребенка.

Несмотря на то, что УУД формируются с начального звена обучения, важная роль в формировании и развитии УУД принадлежит и учителям-словесникам. Ведь, например, умение беглого чтения или навыки пересказа текста являются основополагающими не только на уроках русского языка, но и на других школьных предметах, но учитель-словесник, обучая, обращает внимание не только на содержание, но и на форму, уделяя внимание, например, разным видам чтения, приëмам сокращения текста.

Мы предлагаем рассмотреть, как формируются УУД учащихся на уроках русского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве. Мы рассмотрим обучение в малых группах сотрудничества. Для результативной работы таких групп необходим определëнный подбор дидактического материала (упражнения на разных уровнях, но не ниже базового) и деление учащихся на группы с учетом их индивидуальных и учебных особенностей. Поскольку все дети разные (с разными интеллектуальными возможностями, личностными особенностями, уровнем обученности и мотивацией к изучению русского языка), то и подход на уроке к ним следует применять индивидуальный, учитывающий особенности каждого ученика. Дифференцированные упражнения способствуют учëту личностных особенностей: каждый может выбрать уровень задания, соответствующий его возможностям, а координатор группы или учитель помогут в случае затруднения. Группы формирует учитель, ориентируясь на результаты психологического эксперимента, проведëнного заранее. В каждую группу включаются учащиеся разного уровня подготовки по русскому языку («сильный», «средний», «слабый»). Сильные учащиеся имеют высокий уровень познавательной активности, способны к обобщению, анализу, самостоятельности. Таким учащимся посильны задания повышенной сложности: составление текстов диктантов, карточек, схем, таблиц. В групповой работе они могут выполнять функции координаторов. Вторую группу составляют учащиеся, имеющие средний уровень познавательной активности, они способны к обобщению и анализу под руководством учителя. Слабые учащиеся имеют отставание в интеллектуальном и речевом развитии, слабо знают ранее изученный материал, у них низкий уровень самостоятельности. Для таких детей необходима зрительно-текстовая опора: таблицы, опорные схемы. Задания им следует давать посильные [3: 198].

Обычно групповая работа на уроках русского языка в 9 классе проводится один раз 3 недели. Состав класса - девять человек (малокомплектная сельская школа). Учащимся больше нравится групповая работа, чем фронтальная, индивидуальная и работа в парах. В составе каждой из трëх постоянных групп есть слабый ученик, который, по результатам контрольных работ, выдает свой невысокий результат. Однако, работая в группе, он видит пример учебной личностной активности других учеников, пример учебной коммуникации на лингвистические темы, что помогает формировать УУД даже у слабого ученика.

Итак, учащиеся разделены на группы. Прежде им предлагается сформулировать правила работы в группе. К самым важным ученики относят следующие: учимся слушать другого; учимся высказывать своë мнение и понимать чужое; учимся культуре спора; придерживаемся дружелюбного тона. Теперь рассмотрим, как при организации работы в группе формируются УУД. Особое внимание уделим коммуникативным и познавательным УУД.

Прежде всего развиваются коммуникативные УУД. Коммуникативные УУД у ребят девятого класса сформированы хорошо. Почти все могут открыто выражать своë мнение (семь человек из девяти обладают этим умением). Многие аргументировано отстаивают свою точку зрения (шесть человек). Настойчивостью в достижении результатов и способностью к преодолению трудностей обладают восемь человек.

При формировании коммуникативных учебных действий немалое внимание уделяется развитию внутренней мотивации: зачем мне нужно изучать эту тему? Для формирования мотивации на уроках часто приводим примеры из жизни, которые убеждают учеников в необходимости владения теми или иными сведениями из области русского языка как предмета.

Большое внимание также уделяется учебной рефлексии. Ею завершается любая групповая работа. Рефлексия может быть представлена в игровой форме, например, нужно прикрепить определëнные фигурки на вершину нарисованной горы определëнным образом: к подножию, если тему не понял, или она требует доработки; на вершину - если материал по теме усвоен. Рефлексия в виде опроса может содержать различные критерии: понравился или не понравился урок (с указанием причины), охарактеризовать свою работу на уроке, включая поведение и непосредственно работу по теме, определить новизну темы, практическую значимость и интерес к теме. При помощи подобной рефлексии ученик не только выражает отношение к той или иной теме, анализирует собственное участие в групповой работе, но и даëт себе установку на то, что необходимо доработать и закрепить.

Обратимся теперь к познавательным УУД. Познавательные УУД, пожалуй, одни из самых сложных. Они формируются на протяжении всех лет обучения в школе, и даже к одиннадцатому классу учащиеся имеют разные уровни их сформированности. Самыми сложными девятому классу представляются знаково-символические действия, для развития которых необходимо абстрактное мышление; нельзя при этом недооценивать использование схематической наглядности: схемы словосочетаний, словообразовательные модели. Пожалуй, всего два ученика девятого класса владеют данными действиями в полной мере. Зато главную и второстепенную информацию могут различать восемь учеников, а один делает это с трудом. Что же касается логических действий: сравнивать и определять основания для сравнения умеют четыре человека, остальные делают это не всегда последовательно, обоснованно; некоторые способны обоснованно классифицировать объекты по тем или иным признакам (всë те же четыре человека), другие делают это часто интуитивно. Лучше развиты общеучебные действия. Восемь человек самостоятельно способны формулировать цель и выделять необходимую информацию.

Как формировать познавательные УУД на уроках русского языка? Большое внимание уделяется чтению как одному из условий развития познавательных учебных действий. Речь идëт не о технике чтения, а о качестве понимания прочитанного. На уроках русского языка учащиеся девятого класса знакомятся с разными видами чтения: ознакомительным, изучающим (извлечение и «присвоение» информации), поисковым; с разными типами чтения: коммуникативным, выразительным вслух, учебным и самостоятельным [1: 104]. Данное умение позволит ученикам быстро ориентироваться и находить нужную информацию в любом учебном тексте.

Кроме того, на уроках русского языка учащиеся тренируются в составлении планов к текстам. Это еще одно из условий формирования и развития познавательных УУД. Планы составляются не только на уроках развития речи при написании изложений и сочинений, но и при изучении теории.

Приведем пример одного из уроков обучения в сотрудничестве, развивающего у учащихся коммуникативные и познавательные учебные действия.

Тип урока - обобщение и систематизация материала. Тема урока: «Повторение орфографии: правописание приставок». Ученики разделены на три группы. Работа по теории осуществляется следующим образом: сильный ученик излагает материал группе, средний в это время на основе услышанного составляет вопросы по теории, включающие три группы приставок. Слабый ученик затем пытается на них ответить, иногда при помощи того же среднего. Координатор группы (обычно, сильный) оценивает знания товарищей по трехбалльной шкале. Самого же координатора оценивает учитель.

Далее - закрепление материала. Оно происходит следующим образом: ученики получают карточки с дифференцированными заданиями (на некоторых уроках эти карточки составляют сами девятиклассники). Ученик сам выбирает номер задания, которое ему посильно выполнить. В рамках одной учебной группы закрепляется материал сначала на одну из групп приставок: неизменяемых, зависящих от произношения и зависящих от значения. Выполнив задание, группы меняются между собой карточками. Постепенно все ученики прорабатывают материал полностью, ориентируясь на свой уровень знаний. Координаторы групп заполняют оценочные листы, и все материалы, включая и сами работы, сдаются на проверку. В конце урока обязательно проводится рефлексия: ученик должен определить самостоятельно свой уровень обученности по данной теме, сформулировать собственные трудности по теме и дать себе установку на повторение или самостоятельное дорабатывание правила на ту или иную группу приставок.

При деление на группы также учитывались результаты еще одного предварительного исследования. Выявление уровня обучения учащихся основывалось на вопросе и дидактическом задании. Перед учениками была поставлена проблема: какие есть группы приставок в русском языке. Проблема решалась через задачу: на каждую сформированную самостоятельно группу приставок ученик приводит не менее трех примеров. После завершения работы выделяем уровни обученности учеников по данной теме. К среднему (базовому) уровню относятся учащиеся, предоставившие материал, в котором классификация приставок осуществлялась с точки зрения русской орфографии (воспроизводящий уровень). Если у ребенка есть собственное основание для классификации приставок по тому или иному признаку (по количеству букв в приставке; по происхождению приставки (исконно русские, иноязычные); по местонахождению приставки в слове), то можно считать, что он освоил материал на повышенном, производящем информацию уровне. Если ребенок не обладает умением ни воспроизводить информацию, ни порождать еë, значит уровень его обученности ниже базового.

Ученики девятого класса показали хорошие результаты по данному виду работы. Восемь учеников обладают средним уровнем обученности по данной теме. Они выдают информацию на репродуктивном уровне, то есть каждый из этих детей классифицирует приставки с точки зрения русской орфографии и самостоятельно определяет основание для классификации. Это говорит о том, что ученики в достаточной мере владеют программным материалом, но не обладают способностью свободно мыслить и не предпринимают попытки осмыслить материал самостоятельно в полной мере.

В ходе проведенных экспериментов можно сделать вывод, что коммуникативные и личностные УУД формируются у девятиклассников быстрее, чем когнитивные и регулятивные. Возможно, на это влияют в большей степени их возрастные и личностные особенности, а также окружающая среда, в частности - семья. Технология обучения в сотрудничестве - образовательная технология, так как при еë использовании происходит не только закрепление изученных лингвистических тем, но и развитие разных видов УУД, что способствует формированию ученика как субъекта образовательного процесса. УУД - это обобщëнные способы действия, открывающие большие возможности учащимся ориентироваться в образовательном процессе. Овладев ими и опираясь на свои индивидуальные, личностные особенности, ученики могут добиться хороших результатов в обучении по разным предметам, в том числе и по русскому языку. Кроме того, при реализации технологии обучения в сотрудничестве наблюдается два вида дифференциации: дифференциация «от учителя», основанная на характере вопросов и заданий и «от ученика», когда одно задание выполняется разными учениками по-разному, поскольку каждый из них ориентируется на собственный уровень обученности по той или иной теме русского языка.

Литература:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Проект. М., 2009.

  3. Яновицкая Е.В., Адамский М.Я. Большая дидактика и 1000 мелочей. М.: Баласс, 2011.

8



© 2010-2022