Тема: «Всепобеждающая сила любви…»

Русская литература 6 классТема: «Всепобеждающая сила любви» по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Тип урока: Урок- исследование. Форма урока: Использование современной образовательной технологии- педагогическое сотрудничество. Цели и задачи урока: Рассмотреть новый материал с опорой на знания, умения и навыки, полученные из курса литературы6 методом исследований и выводов в структурной системе художественного текста; за строчками текста прочувствовать настроение, мысли и переживания литературных персонажей; рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые в повести А.С.Пушкина и в библейской притче о блудном сыне.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Русская литература 6 класс

Тема: «Всепобеждающая сила любви…»

по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Тип урока: Урок- исследование.

Форма урока: Использование современной образовательной технологии- педагогическое сотрудничество.

Цели и задачи урока: Рассмотреть новый материал с опорой на знания, умения и навыки, полученные из курса литературы6 методом исследований и выводов в структурной системе художественного текста; за строчками текста прочувствовать настроение, мысли и переживания литературных персонажей; рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые в повести А.С.Пушкина и в библейской притче о блудном сыне.

Наглядность: Портрет А.С.Пушкина, эпиграфы Пушкина, Достоевского, библейские картинки на стене в доме смотрителя, «дерево ожидания», таблицы.

Ход урока:

І.Организационный этап.

1.Вступительное слово учителя. 13 сентября 1830 года в самый разгар осени, поэт закончил писать «прозою пять повестей». Это были «Повести Белкина». Как они назывались? «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка».

В основе какой повести лежит тема простого, «маленького человека», человека из народа, его судьба, трагедия его жизни? (Станционный «смотритель»).

Наша задача- рассмотреть новый материал методом исследований и выводов в структурной системе художественного текста, уметь вести полемику и желание высказаться о нем.

-Кого называют станционным смотрителем?

-Ребята, представьте себя в роли кинорежиссера и вам нужно поставить фильм «Станционный смотритель»

-Какой способ экранизации выбрали бы вы? (немой, звуковой, черно-белый, цветной?)

-А что важнее показать в фильме:

А) историю Дуни?

Б) Приключения Минского?

В) Трагическую судьбу отца- человека, стоящего на самой низкой общественной ступени?

ІІ.Составление кластера.

А.С. Пушкин никогда не был равнодушен к боли другого человека. В центре любого своего произведения Пушкин становился на защиту человеческого достоинства униженных и оскорбленных. Поэтому и «Станционный смотритель» является повестью о человеке несчастном, о горе и радости, о добре и зле, о человеческих взаимоотношениях.

-Что такое счастье? По словам учащихся, составляем кластер.


Когда тебя любят

Понимание между детьми быть ответственным

и родителями за свои поступки

СЧАСТЬЕ есть близкие, родные

покой в семье

мир в доме, в стране

друзья праздники

-Глядя на эту таблицу, как вы думаете Смотритель Вырин был счастлив или нет?

(он был счастлив до отъезда Дуни с гусаром).

-Что оказалось причиной несчастий в доме смотрителя? Что разрушает семью? (одиночество, боль за близкого ему человека, Дуню).

ІІІ.Исследование и характеристика станционного смотрителя.

А сейчас мы с вами рассмотрим таблицу, проведем исследование по ней.

Действия проезжих

Действия смотрителя

Досаду вымещает.

Смотрит как на врага.

Ругательства, угрозы сыплются ему на голову.

Кричит и топает ногами.

Не скажет «спасибо».

Не ощушает покою ни днем ни ночью.

Чувствует себя виноватым.

В дождь и в слякоть принужден бегать по двору.

Уходит в сени отдохнуть.

Сущий мученик

Скромный дрожащий

Общительный оклеветанный

СТАНЦИОННЫЙ

СМОТРИТЕЛЬ

Не слишком услужливый

сребролюбивый

мирный

Дадим характеристику станцтонному смотрителю.

Вывод: Станционный смотритель не может притеснять проезжих, грубить им. Скорее, наоборот.

Исследование и характеристика Дуни.

ІҮ.А теперь рассмотрим другую таблицу и проведем исследование по ней. Дадим характеристику Дуне.

Путешественники

Дуня

1.Барыни дарили то платочком, то сережками;

2.Всякий похвалит;

3.Останавливались поглядеть,

4.Сердитый при ней утихает, ласково разговаривает;

Господа нарочно останавливались.

1.Что прибрать, что приготовить- за всем успевала;

2.Ласково обращалась к приезжим;

3.Потупила большие глаза

4.Отвечала безо всякой робости;

5.Знала, что производит впечатление.

Четырнадцати лет

ДУНЯКрасота поразила маленькая кокетка

Разумная проворная

Как девушка видевшая свет позволила поцеловать

Ү.Игра «Моя точка зрения» Класс делится на две группы. Как вы думаете после отъезда с Минским счастлива ли Дуня?

-Да: Уехав с Минским, Дуня получила то, о чем в домике отца могла только мечтать. Когда ее отец приезжает в Петербург, он видит Дуню в полном благополучии. Она окружена богатством, имеет прислугу, прекрасно выглядит. У нее есть дети- это счастье.

-Нет: Я думаю, что сегодня Дуня богата, счастлива, но в дальнейшем она может стать бедной и несчастной, потому что все зависит от капризов мужчин. И со времени ей муж может отказать пользоваться имуществом и деньгами. А еще я считаю, что замужество Дуни без родительского благословения это грех. Семейная жизнь Дуни началась безрадостно, без благословения отца. За время замужества у Дуни родились дети- внуки Вырина, которых он не только не увидел, не понянчил, но и даже не узнал об их существовании. Где тут счастье?

-А когда Дуня вспомнила об отце? Почему? Став матерью, Дуня смогла понять какое горе она причинила отцу. Материнство помогло ей испытать неведомые ранние чувства. Нужно помнить, что кроме взаимных чувств мужчины и женщины, есть чувства другие- родственные, родительские, которые так необходимы человеку, без них жизнь пуста и одинока. А это было так необходимо Вырину. Он умирает от тоски, одиночества и от обиды, ведь он не знал даже о существовании своих внуков.

-О чем плакала Евдокия Самсоновна на могиле своего отца? (оплакивала она, видимо. Потерянный рай, теплый край детства и любви. Когда она вернулась, никто ее уже не ждет, никто ее уже не простит).

ҮІ. Беседа.

-Почему в нашей стране много интернатов для людей преклонного возраста? Почему с ростом благосостояния исчезает человечность, гуманность, хотя так много говорится о милосердии? Ответы учащихся.

ҮІІ.Судебное расследование.

Предлагаю провести судебное расследование, в котором надо выяснить кто же виноват в смерти Самсона Вырина? (если да, почему?) (если нет почему?) Класс делится на две группы.

1 группа- обвинители Судья -учитель

2 группа- защитники. Суд учащихся постановил, что в смерти станционного смотрителя ни Минский, ни Дуня не виноваты, а виновато общество.

Учитель: У писателя Ф.М.Достоевского есть высказывание «Исправьте общество и болезни не будет» Что нужно исправить по мнению Достоевского? (Общество. Общество,в котором есть бедные и богатые).

ҮІІІ. «Дерево ожидания»- предположения уч. Раздаю детям листочки с предложением заполнить «дерево ожидания», где ребята высказывают свои предложения, чего они ожидали от ее прочтения.

ІХ.Анализ библейских картинок.

Сопоставление, сравнение. А теперь вспомним библейские картинки на стене в доме смотрителя, украшавшие комнату Самсона Вырина.

-О какой притче идет речь? (притча о блудном сыне).

- С какой целью повествователь так подробно останавливается на этой детали? Давайте проанализируем каждую картинку:

А) Почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами.

Б) Изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бестыдными женщинами.

В) Промотавшийся юноша в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние.

Г) Возвращение блудного сына к отцу: добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу; блудный сын стоит на колнях и просит прощения у отца.

Исследуя подробно повесть приходиш к выводу, что жизнь станционного смотрителя и Дуни выглядит зеркальным отражением блудного сына. Сопоставим сюжеты повести и притчи, перекличка повести с притчей.

«Станционный смотритель»

«Притча о блудном сыне»

Отец сам предлагает растерявшейся дочери сесть в коляску ротместра.

Отец отпускает сына

Дочь покидает старого, одинокого отца, не получив его родительского согласия.

Уход младшего сына с согласия отца.

Дочь в Петербурге счастлива, она так же прекрасна, как прежде.

Сын познает нищету и горе.

Отец не дождался возвращения дочери.

Возвращение блудного сына. Пир в его честь.

С ней остается вина перед покойным отцом.

Учитель. Картинки с изображением сюжетов из притчи, были всегда перед глазами Дуни. Но Дуня не извлекла урока из этой притчи. Приблизьтесь к героям притчи. Что чувствуют герои? (отец испытывает волнение, беграничную радость,жалость, нежность, любовь переполняет его душу, он верит, что сын раскаялся и все понял. Сын переживает страх, волнение, стыд).

-Скажите, кто больше счастлив: блудный сын или Дуня? (Сын. Он был прощен отцом).

Х.Мое откровение.

-Как важно сказать своим родителям, что мы их любим. Как должны дети относиться к своим родителям?

-Есть ли в нашем обществе примеры плохого отношения к родителям?

-Что должно быть самым главным во взаимоотношениях между людьми? (любовь, прощение, терпимость, уважение. Спастись от всех бед, предназначенных судьбой, можно лишь покаянием).

ХІ.Закрепление.

-Делаем совместный вывод: Повесть «Станционный смотритель» это повесть о взрослении души, об ответственности перед родителями, перед людьми, но самое главное- перед самим собой. И прежде чем совершить какой-то поступок надо подумать, не будет ли кто-то из близких страдать из-за меня.

Завершаю урок словами А.С.Пушкина: «Суд людей презиратьнетрудно, суд собственный презирать невозможно».

ХІІ.Домашнее задание: Сочинение на тему»Милосердие»

ХІІІ.Подведение итогов. Оценка за урок.



© 2010-2022