Планирование урока русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

основное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

5 класс

Предмет(ы):

Русский язык

Краткое описание:

Автор УМК Львова Тема урока Путешествие в страну Фразеология

Метапредметная тема знающее незнание

Тип урока урок открытия нового знания

Цель • Деятельностная - формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действий. •

Содержательная - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Этап мотивации к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, создание положительного эмоционального настроя, выделение содержательной области

Звучит сигнал об отправлении поезда. Учитель приветствует ребят, сообщает, что они отправляются в путешествии на поезде, организует работу с билетами-загадками

Рассматривают билет, отвечают на вопросы учителя, заполняют пропуски в билете, определяют, к какой лексической группе принадлежат их слова, распределяются на группы-вагоны в соответствии с билетами, обсуждают правильность выбора вагона в группах, рассаживаются по местам

Умение вычленять нужную информацию, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание

II. Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует работу с путевым дневником

№721

Выбирают задание из трех предложенных, выполняют в группах, проговаривают друг другу

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, умеют строить речевое высказывание, отстаивая свои аргументы, вычленяют, что уже усвоено, а что подлежит усвоению

III. Этап выявления места и причины затруднения

Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей

Выявляет предпочтения в ответах, уровень знаний, создает проблемную ситуацию

Ставят учебную задачу на основе того, что уже известно, а что еще не усвоено

Самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы, умеют строить речевое высказывание, целеполагание

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Цель этапа:

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации при выполнении №721

Выбирают вопрос, приходят к выводу об уровне сложности предложенных вопросов, отмечают, что надо поработать с теорией, чтобы суметь ответить на 3 вопрос, так как это неизученный материал, участвуют в коллективном обсуждении проблемы цель урока, тема, используем учебник

Выбирают и формулируют познавательную цель, составляют план и последовательность действий

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

V. Этап реализации построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Организует работу с теоретическим материалом С.54-55

составляют кластер в группах, анализируют результаты, уточняют кластер

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей,

выделяют необходимую информацию,

выражают смысл текста схемой, структурируют знания, проявляют готовность выслушивать все точки зрения и вырабатывать общую позицию

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение

Прочитывают кластеры, работа с № 714, 716, уточняют в группах,

Проговаривают алгоритм , обобщают и уточняют схемы, выбирают наиболее эффективных способов решения задач, контроль, коррекция, оценка действий партнера

VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель этапа: отработка умения действовать с самопроверкой по образцу

Организует работу с №715, организует деятельность по применению новых знаний

Находят фразеологизм в тексте (строить воздушные замки), доказывают свою точку зрения, проверка по образцу, знакомятся с фразеологическим словарем

Самостоятельное решение задачи, строят речевое высказывания, сравнивая его с эталоном,

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель этапа: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Организует деятельность по применению новых знаний, №720. Игра «Кто больше»

Подбор фразеологизмов

Работа над образностью фразеологизма

осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

XIX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Организует рефлексию

- Что нового вы узнали на уроке?
- Что на уроке вам понравилось?
- Что не понравилось?

- Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, который мы ставили в начале урока: привести примеры фразеологизмов и объяснить, почему они придают речи выразительность и образность?

ДЗ № 721 (3) устно, параграф 5 1На выбор: №718 (2, можно свой фразеологизм) или №719

Отвечают на вопросы, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, выбирают ДЗ

Рефлексия, умение с достаточной полностной и точностью выражать свои мысли, оценивание достигнутый результата, смыслообразование

Сценарий урока

Этап мотивации к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, создание положительного эмоционального настроя, выделение содержательной области

Звучит сигнал об отправлении поезда.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Куда это мы с вами сегодня попали?

Дети: На вокзал

Учитель: Интересно, наверное, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по железной дороге. А с чего начинается любое путешествие на поезде?

Дети: С покупки билета

Учитель: Отлично, мы отправляемся в кассу, где каждый из вас получает свой индивидуальный билет. Кто из вас уже ездил на поезде? Давайте внимательно рассмотрим наши билеты, какую информацию они нам предоставляют? Только сразу хочу вас предупредить: это не простые билеты, а билеты с загадкой: некоторые данные нам придется вписать в них самим.

Рассмотрим 1 строку.

На каком поезде мы отправляемся в путешествие? Запишем число, месяц и время нашего отправления. Указан ли номер вагона? Что ж, чуть позже мы определим его сами. А что означает буква «П», кто знает? (Плацкартный, каждый пассажир едет на своей отдельной полке по 4 человека в купе). Сколько человек может проехать по этому билету?

Рассмотрим 2 строку. Все ли данные нам здесь известны? (Пункт отправления - Балаково - впечатан, но отсутствует пункт назначения, значит, мы должны будем определить его самостоятельно)

Какая важная для путешественников информация содержится в третьей строке? (Номер места) Все определили, какое место у вас?

В пятой строке обязательно вписывается фамилия путешественника в соответствии с паспортом, поэтому мы с вами впишем ее туда.

О чем рассказывает 6 строка? (О стоимости проезда)

7 строка - загадка. В чем ее необычность? Какого числа мы прибываем на нужную нам станцию и во сколько, мы укажем во время нашего путешествия.

Как вы думаете, теперь мы готовы к путешествию? Что еще необходимо?

Что ж, пора распределиться по вагонам. Давайте посмотрим, как они называются. А теперь переверните ваши билеты, внимательно прочитайте те пары слов и словосочетаний, которые там напечатаны, определите, к какой группе слов они относятся, в какой вагон отправляетесь вы, и займите место в соответствии с приобретенными билетами. Если затруднились, можно спросить помощи у других путешественников.

Вагон 1. Многозначные слова

Вагон 2. Омонимы

Вагон 3. Синонимы - антонимы

Человек идет - дождь идет

Знать (стихи) - (дворянская) знать

Победа - поражение

Быстрый конь - спортивный конь

Зелёный луг - сделал лук

Успех - достижение

Кисть руки - виноградная кисть

Песчаная коса - толстая коса

Стыд - позор

Мышка в норке - компьютерная мышка

Кампания (мероприятие) - компания (друзей)

Таинственный - загадочный

Красный петух - пустить петуха (поджечь)

Пушистая норка - глубокая норка

Нежность - грубость

Иголки у ежа - шью иголкой

Точка в предложении - точка ножей

Активный - пассивный

Хитрые лисички - лисички растут под деревом

Русская печь - печь пироги

Равнодушный - безучастный

Золотые берёзы - золотые кольца

Телефоны - телифоны (пауки)

Друг - враг

Приставка в слове - игровая приставка

Касатка (ласточка) - косатка (кит)

Любовь - ненависть

Рукав куртки-рукав реки - пожарный рукав

Из-под земли бьет ключ - ключ от моей квартиры

Правда - ложь

Этап актуализации, пробного учебного действия и фиксирования индивидуального затруднения

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Итак, все на своих местах? Впишите номера вагонов в свои билеты. Посмотрите на название поезда, куда мы с вами отправляемся в путешествие? Впишем пункт назначения (Во Фразеологию). Отметим время отправления. Попробуем определить, что мы уже знаем на этом этапе путешествия, а что нам только предстоит открыть. Для этого обратимся к учебнику, № 721

Выполните в паре одно из заданий на выбор:

1. На основе схемы (с.30) охарактеризуйте группы лексики. Приведите примеры.

2. Расскажите об использовании слов в переносном значении в художественных произведениях

3. Приведите примеры фразеологизмов и объясните, почему они придают речи выразительность и образность

Расскажите вашим попутчикам по купе (определяем, что это, если не знают) ответ на выбранный вопрос, уточните рассказ.

Поднимите руки, кто работал над первым вопросом? Над вторым? Над третьим? Почему не выбрали? (Определяем причину затруднения: нельзя рассказать о данной единице, так как еще не изучали ее)

Этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Постановка целей: … (побывать в стране Фразеология, познакомиться с ее жителями фразеологизмами)

Где обычно рассказывается о стране и ее жителях? (в путеводителе) А где мы можем узнать о жителях страны Фразеология? (в учебниках, справочниках, словарях). Обратимся к учебнику: праграф 51 с.54-55. Прочитайте материал параграфа и составьте в ваших купе кластеры на тему «Фразеология»

Молодцы. Но мы еще ничего не сказали о связи жителей страны фразеология с жителями других стран лингвистики, есть ли они. Ответить на этот вопрос помогут нам № 714, проанализируют который все четные места, и 715, рассмотрят который все нечетные места (устное задание)

Вывод, итак в какие же отношения могут выстраиваться фразеологизмы между собой и другими словами? (синонимия и антонимия). Дополним наш кластер новыми знаниями, от чего рисуем связи?

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель этапа: отработка умения действовать с самопроверкой по образцу

Итак, мы прибыли в страну Фразеология, отметим время прибытия в билетах, и теперь должны поближе познакомиться с ее жителями. Сделать это может только каждый самостоятельно, работая с № 342. Найдите среди других жителей Лингвистики жителя страны Фразеология. Докажите свою точку зрения, используя наш кластер.

(Работа с фразеологизмом «строить воздушные замки». Это фразеологизм , так как это устойчивое словосочетание, которое вносит в текст образность и выразительность. Он имеет переносное значение - «мечтать, не уметь устраиваться в жизни», но мальчик воспринимает его в прямом значении и хочет увидеть, какие же замки строит папа. Мы подобрали синонимы. А антонимом будет, например, реалистично смотреть на жизнь, быть практиком)

Проверка своих предположений по фразеологическому словарю

Этап включения в систему знаний и повторения

Цель этапа: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Жители страны Фразеология, как и жители других мет в Лингвистике, очень любят играть. Поиграем?

Игра «Кто больше» по №721, подбор фразеологизмов со словом рука, подсчет индивидуальных и общих результатов, сравнение с образцом (словарная статья к слову рука во фразеологических словарях)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Наше путешествие подошло к концу.

- Что нового вы узнали на уроке?
- Что на уроке вам понравилось?
- Что не понравилось?

- Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, который мы ставили в начале урока: привести примеры фразеологизмов и объяснить, почему они придают речи выразительность и образность?

Домашнее задание

№ 721 (3) устно, параграф 51. На выбор: №718 (2, можно свой фразеологизм) или №719



© 2010-2022