Конспект внеклассного мероприятия по русского языку (8-9 класс школы 8 вида)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ школа - интернат с.Вановского Краснодарского края



Турнир Знатоков Русского языка

( Интеллектуальная игра для 8-9 классов)







Разработала: Н.А.Артемьева

учитель русского языка, дефектолог

2014-2015 учебный год

Турнир знатоков русского языка
Цель: углубить, расширить знания учащихся по русскому языку, полученные на уроках, способствовать лучшему усвоению программного материала.
Задачи:
• совершенствовать знания учащихся по русскому языку;
• развивать лингвистические способности детей;
• воспитывать интерес к русскому языку, расширить общий кругозор учащихся.
Оборудование: карточки, интерактивная доска (презентация)
Ход игры


1. Организационный момент.

Ведущий: - Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы провести турнир знатоков русского языка.
- Что такое турнир? (Турнир - это состязание, соревнование).
Сегодня будут состязаться две команды «Зря» » и «Грамотеи»
Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев писал: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!"
Чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать

тный, бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой. (слова напечатаны на доске)

Ведущий. С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека непрерывно связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык.

(слайд №1)
Ведущий:
- Внимание! Внимание! Объявляется состязание - «Турнир знатоков русского языка»
Весёлая Грамматика
Решила устроить соревнование,
Проверить ум, смекалку, сообразительность
И трудности преодолевать решительность.
Командам надо силами собраться,
Работать дружно, не ошибаться.
Не вешать нос и почаще улыбаться.

Девиз турнира "Правильно. Быстро. Красиво». (слайд №2)
- Жюри нас по пути направит
И без вниманья не оставит.
Коль ошибётесь, то поправит.
Коль скажем правильно - прославит,
Оценку за ответ поставит.
Ему передаем привет
Ведь без жюри дороги нет. Суперобъективное жюри: …. (Представление жюри)
- Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться,
В словесных играх упражняться (приветствие команд) (слайд №3

1-я команда - «ЗРЯ» (ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА) Команда 8 класса
Мы в турнире сразиться с соперником пришли
Юмор, смех и шутки с собою принесли
Соперник наш серьезный, не станем отрицать
Попробуем в сраженьях его мы обыграть.


2-я команда «Грамотеи» Команда 9 класса
Готовы мы к турниру - вопросам и ответам
И капитан команды готов в суровый бой
Команда с нетерпеньем ждет своего сраженья

Болельщики готовы за нас стоять гурьбой.


А помогать нашим командам и наставлять их на правильные ответы будут наши уважаемые наставники.

Болельщики готовы за нас стоять гурьбой.
Ведущий: Перед началом игры не помешают мудрые советы:

1) Семь раз отмерь, один - отрежь.
2) Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
3) Ум хорошо, а два лучше.
4) Поспешишь - людей насмешишь.

5) Не спеши языком, торопись делом.

(объясняю правила игры)

(Команды рассаживаются по своим местам)


1-тур. Разминка. (элементы "Слабого звена") (слайд №4)
Ведущий: За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
Вопросы для команд (1)
1.Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
2.Есть ли буква "фэ"? (нет)
3.Перед союзом а (ставится запятая)
4.Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1-ю букву)
5.Прямая речь выделяется (кавычками)
6. [ж] звонкий или глухой? (звонкий)
7.Волнистой линией подчёркивается (определение)
8.Главные члены предложения - это (подлежащее и сказуемое)
9.Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? (ая)
10.В конце вопросительного предложения ставится (?)

Вопросы для команд (2)
1.Назовите третью букву алфавита (в)
2. Фонетика изучает (звуки)
3. За окном кружился снег. Это предложение или словосочетание? (предложение)
4.Прилагательное это… (второстепенный член предложения)
5. Сколько слогов в слове да? (1)
6. Гласных букв в русском языке -10, а гласных звуков - (6)
7. Чем кончается день и ночь? (ь)

8.Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква б)


9. Предлоги со словами пишутся…. (раздельно)
10. Если в предложении есть второстепенные члены, то… (оно распространенное)

Второй тур. "С чувством, с толком, с расстановкой". (слайд №5)
Ведущий: Алфавит вы все знаете. Это хорошо. А вот как вы его прочитаете со знаками препинания?! Оценивание по пятибальной системе (5, 4, 3) От каждой команды по одному представителю. Начинаем с лидера. (На экране алфавит со знаками)

Третий тур. Шифровка.
Ведущий: Русский - точная наука. Это каждый знает. И это сей предмет с математикой сближает.
Перед вами небольшой текст. Зная порядковый номер каждой буквы (а алфавит у вас перед глазами), за 1 минуту расшифруйте закодированные предложения. Максимальное количество баллов 3. Время пошло.

17,18,10,23,16,5,10 12,16 14,15,6 3 4,16,19,20,10. 2,21,5,6,14 6,19,20,30 17,10,18,16,4. 14,1,26,1.

(слайд №6) (Приходи ко мне в гости. Будем есть пирог. Маша.)

Четвертый тур. Запятая. (слайд №7) (слайд №8)
Ведущий: Фонетику вы знаете. Надеюсь, что так же хорошо вы знаете синтаксис. Вспомним старую историю о том, как судебный писарь спас жизнь человека, переставив запятую в предложении Казнить нельзя помиловать (слайд №8)
Задание. 1 команда - Вы видите на листочках завещание правителя. Расставьте знаки так, чтобы наследники не разорились. (Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: "Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую".)
2 команда - ТЕЛЕГРАММА.
Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не пускала. Тогда она решила отправить телеграмму в санаторий родителям, а в ответ получила следующее. БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПОХОД. Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по-разному?

Игра со зрителями - Шуточные вопросы, шарады.
1. Что получится, если написать 30 я (ЗОЯ)
2. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твое имя)
3. Кто говорит на всех языках? (эхо)
4. Какой месяц короче всех? (май -3 буквы)
5. Что делает сторож, когда у него на шапке воробей? (спит)
6. На каком расстоянии будет виден маяк, если он то потухнет, то погаснет? (ни накаком, маяк не светит)
7. В каком глаголе содержится сто отрицаний? (стонет)
8. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я)
9. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)
10. Шли двое, остановились возле забора, за которым росли какие-то кусты. Один спрашивает у другого:
- Это чёрная?
- Нет, это красная.
- А почему она белая?
- Потому, что еще зелёная.
О чем они вели речь? (о смородине)

Физминутка

Пятый тур. Конкурс капитанов. Фразеология. (Слайд №9)
Ведущий: Пятый конкурс начинаем
Капитанов приглашаем
Будут трудные задачи
Пожелаем им удачи.
Что это?
• Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
• Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши).

1.выступающая из стелы здания площадка с перилами;

2верхний ярус в зрительном зале. (балкон)

1) единица измерения дуг и углов;

2) единица измерения температуры. (градус)


Шестой тур. Узнай части речи. (Устно. Читает учитель.) (Слайд №10)
Неуклюжий (п), неаккуратный (прил), на (пр), ты (м), ездить (г), аккуратистка (сущ), чтение (с), влево (н) . а(с)
Члены предложения. Разберите по членам предложения (Слайд №11)
2. Утром яркое солнце съело быстро тонкий лёд.
1. Залились жаворонки над бархатом зелени и жнивьём.
Седьмой тур. Пословицы и скороговорки. (Слайд №12)
Ведущий: Задание седьмого тура Закончить пословицу или поговорку.

Наш язык очень богат! Он как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, обесценили. Многие из нас говорят стандартно, тускло, невыразительно, забывая, что есть живая, красивая речь!
Пословицы - одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Поговоркой можно подшутить над человеком или высмеять его недостатки.

(Слайд №13)
Горек обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, (а нашел - береги).
Умный любит учиться, а (дурак - учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой - (а служба службой).
Без терпенья - (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение - лучшее (учение).

«Из одного слова несколько». Слайды 14

Ведущий. Маршак говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной»

-Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались, т.е. из букв слова «КАРТОФЕЛЬ» составить 2 слова из 3 букв

2 слова из 4 букв всего 8 слов

2 слова из 5 букв

2 слова из 6 букв

/ель, рак, рот, кот, кат …

пора, крот, факт, торф, кафе …

кофта, катер, трель …

кафель, форель, лекарь, токарь …)

Ведущий. Все знают: урок русского языка - дело серьёзное. (игра со зрителями).Но иногда можно и поиграть.

Отгадайте ребусы (Слайд 15)


Ведущий: Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
(Слайд №16)
(слово жюри, поощрение участников турнира)

Ведущий:Язык наш - друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить. Я желаю всем новых побед в постижении русского языка, чтобы каждый ученик мог сказать о себе словами поэта Данилова:
- Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком -
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Вопросы-шутки для зрителей
1. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
2. В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда. (Буква «О».)
3. Что находится в начале книги? (Буква «К».)
4. Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)
5. Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
6. Что у зайца впереди, а у цапли позади? (Буква «Ц».)
7. Чем кончается всё? (Буквой «Ё».)
8. Что находится в середине капусты? (Буква «У».)
9. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
10. Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (букву и)
11. Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком)
12. Что стоит посередине земли? (буква М)
13. Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница - станица)
14. Какой предмет утверждает, что он - детская болезнь? (я - корь)





© 2010-2022