Открытый урок на тему: Однозначные и многозначные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема

Однозначные и многозначные слова

Цели темы

1. Повторить и углубить представление о лексикологии и лексическом значении слова;

2. дать понятие о группах слов с точки зрения их смысловых связей, употребления в речи, произношения;

3. формировать умения различать однозначные и многозначные слова с использованием толкового словаря и употреблять многозначные слова в разных значениях.

Задачи

1. Научить различать однозначные и многозначные слова.

2. Развивать навыки самостоятельной работы.

3. Развивать устную речь учащихся при обобщении и закреплении.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Выбирать значение многозначности слова, соответствующее ситуации;

Пользоваться толковым словарём

Личностные: личностное осознание поставленных целей и задач урока.

Регулятивные: совместное целеполагание, планирование урока, выработка способов действия

Познавательные: расширение и углубление знаний по лексике; актуализация и закрепление знаний об однозначных и многозначных словах.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно формулировать свои мысли.

Основные понятия

Однозначные и многозначные слова, их стилистическая роль, словарь.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап "Организационно-мотивационный"

Орг. момент

«Улыбка»

Эвристическая беседа:

1. Что изучает лексикология

2. Давайте рассмотрим схему на с. 30 и сформулируем, чем же мы будем заниматься ближайшие уроки.

Совместно с учащимися формулируем цели и задачи.

Через анализ языкового материала формулируют, цели и задачи урока

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи; умение сопоставлять, выявлять сходства и отличия

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли; комментировать и аргументировать свои наблюдения

Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания

2-й этап "Актуализация знаний"

Составьте, пожалуйста, СС со словами «шляпка» и «половник» (шляпка гвоздя, дамская шляпка, шляпка гриба;

Налить половник супа, разлить суп половником).

Почему со словом «шляпка» у нас получились разные словосочетания (имеет несколько ЛЗ), а со словом половник похожие (1 ЛЗ)?

Как вы думаете, как могут называться слова, которые имеют одно лексическое значение? А те, что много?

Молодцы, ребята. Вы сами нашли тему нашего урока.

Запишите в тетрадь.

Схематизация материала.

Составляют СС, анализируют получившиеся примеры, делают выводы

навык самостоятельной парной и групповой работы

схематизация материала

Осуществляют актуализацию полученных знаний

Классифицируют речевой материал, применяют полученные знания на практике.

Самостоятельно распределяют учебный материал

Взаимопроверка. Самоконтроль правильности выполнения заданий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их

3-й этап "Творческое применение и добывание знаний"

1. Организую командную работу по отгадыванию загадок и определению однозначности и многозначности отгаданных слов

Приложение № 1

2.Организую групповую работу, связанную с пониманием лексического значения многозначных слов (рисуем "словесное древо") с опорой на словарь.

Используют загадки, применяя полученные знания об однозначности и многозначности отгаданных слов

Анализируют выбранные слова

Смысловое чтение


Смысловое чтение

Опознают и правильно интонируют загадки

Рисуют дерево многозначных или однозначных слов, участвуют в обсуждении задания в группе

Взаимодействие в парной работе

Взаимодействие в группе, умение находить общее решение, владение устной речью.

Рефлексия своих действий.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Принимать и осуществлять учебную задачу

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

4-й этап "Контроль, коррекция, оценка" (в случае недостатка времени, работа может быть перенесена на следующий урок)

Организую контроль (Тестовые задания).

Приложение № 2

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнений

Выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению

Осуществляют итоговый контроль по результату

5-й этап " Рефлексия деятельности"


Самостоятельно выбирают определение для оценки урока

Самооценка, рефлексия.

Формирование положительной самооценки, уважительного отношения к мнению других.


Коллективная работа


6-й этап"Домашнее задание": 1) научиться восстанавливать схему на с.30; 2) № 645.

Приложение № 1

1.Они обычно для шитья,

и у ежа их видел я.

(иголки)

многозначное

2.В тетради я бываю косая и прямая, в другом своём зна-чении я планка для черче-ния.

(линейка) многозначное

3.Что видно только ночью

(звёзды)

многозначное

4.Над бабушкиной избуш-кой висит хлеба краюшка

собаки лают, а достать не могут.

(месяц) многозначное

5.Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, те дождик ближе

(облако) многозначное

6.Чем больше из меня берут, тем больше я становлюсь.

(яма) многозначное

1.Летом греет,

Зимой холодит

(солнце)

однозначное

Свищет, гонит, вслед ему кланяются

(ветер)

однозначное

Красное коромысло через реку повисло

(радуга)

однозначное

Белое покрывало на земле лежало, лето пришло -

оно сошло

(снег) однозначное

Зимой и летом - одним цветом.

(ель)

однозначное

Кто трудолюбивей всех на свете?

(муравей или пчела)

однозначное

Приложение № 2

Тест

  1. Отметьте многозначное слово 2. Отметьте однозначное слово 3. Укажите верное утверждение

А) ветер; А) кисть; А) есть однозначные и многозначные слова;

Б) солнце; Б) звезда; Б) все слова только однозначные

В) иголка В) радуга В) все слова только многозначные



Открытый урок на тему: Однозначные и многозначные слова

© 2010-2022