Формирование культуроведческих компетенций на уроках гуманитарного цикла

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование культуроведческих компетенций на уроках гуманитарного цикла.

Учитель русского языка, литературы и МХК

высшей категории МБОУ «Лицей» г. Арзамаса

Петрова Маргарита Геннадьевна

Язык является не только средством общения, но и средством приобщения ученика к культурным ценностям родного и других народов, средством достижения знания и понимания культур. Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций - языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической.

Под «культурологической компетенцией» следует понимать такое качество личности, которое позволяет:

- ощущать себя объектом культурно-исторического процесса;

- быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства;

- понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей;

- быть частью современного мира, оперируя реалиями, обычаями, образами и своего народа, и других народов Земли [7].

Существенное место в формировании культуроведческой компетенции занимает текст художественной литературы не только как материал для упражнений и разборов, но и как средство духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению учащихся.

Изучение школьного курса русского языка по программам и учебникам Т.А. Ладыженской и М.Т. Баранова помогает выполнять данную задачу. Тексты содержат в себе культурологический и воспитательный потенциалы русского языка, показывают тесную связь языка с духовной культурой, менталитетом русского народа, содержат сведения об истории русского языка и его месте среди других языков мира.

Интеграции предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, на наш взгляд, способствующих реализации поставленных задач.

Целью интеграции является повышение, как общеобразовательного уровня, так и мировоззренческого. Интеграция содержания предметов возникает на проблемном, концептуальном уровне. Например, чтобы погрузиться в художественный мир отдельного писателя, нужно понять его эпоху, чувства творческой личности в то время. Возникает насущная потребность обратиться к истории общества, культуре, чтобы ученик сам увидел, какие достижения политической, философской мысли, тенденции в искусстве той поры формировали интеллектуальную атмосферу эпохи [2]. Другими словами, интегративное содержание разных образовательных областей предполагает взаимопроникновение идей, понятий, принципов, подходов развивающего обучения.

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня. Интеграция межпредметного уровня допускает независимое, как бы параллельное существование предметов и их координацию. Необходимо перейти к интеграции этих явлений, к рождению нового целостного мировосприятия.

Интегрированное обучение способствует формированию у учащихся целостной картины мира и создаёт представление о школьных предметах как определённой системе; интеграция предметов гуманитарного цикла является средством развития культурологической компетенции.

Художественное отражение действительности может совершаться не только в словесных образах (художественная литература), но и в зрительных (изобразительное искусство), в звуковых (музыка). Интерпретация словесного образа при помощи интеграции различных видов искусства позволяет сформировать умение последовательного и грамотного построения речи, развить художественное мышление учащихся.

Обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ:

- интегрированные уроки развивают творческий потенциал самих учащихся, побуждают к развитию логики, образного мышления, коммуникативных способностей;

- форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна; использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;

- интегрированные уроки снимают утомляемость учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, служат развитию внимания, речи, памяти школьников;

- интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творческой активности учителя, так как является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые выводы [5].

Интегрированный урок отличается от традиционного тем, что предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах. Осуществлённый на этом этапе синтез, как взаимодействие, соединение, выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной картины мира. Смысл использования приёма интеграции заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самобытность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

Например, писатель, художник слова, стремится отразить жизнь в ярких словесных картинах, художественных образах. Чтобы создавать словесные картины, учащиеся должны владеть минимумом знаний об образных средствах языка - эпитете, сравнении, метафоре и олицетворении как её особом виде. Интегрированные уроки позволяют вводить данные понятия и поэтапно, и комплексно.

На уроках изобразительного искусства, рассматривая пейзажи, учащиеся описывают увиденное, используя подходящие художественные средства. Осмысление роли рисунка и цвета в картинах ведёт к анализу изобразительно-выразительных средств языка литературного произведения, к постижению его синтаксического и звукового строя. Сопоставление произведений литературы и живописи является действенным средством понимания особенностей языка и поэтики литературного произведения. Работая с художественным текстом на уроках литературы, школьники находят эпитеты (сравнения, олицетворения, метафоры и т.д.); вставляют пропущенные в тексте лирического или прозаического произведения изобразительно-выразительные средства, сравнивают их с авторскими. Очень важным предметом наблюдения учащихся является цветопись. Цветовой анализ текста позволяет понять механизмы рождения образа, увидеть, как из языкового многообразия писатель выбирает определённые слова, создавая из них подлинный шедевр.

Культуроведческий и воспитательный потенциал использования живописи в преподавании русского языка и литературы реализуется в методической системе, которая предусматривает:

- развитие речи обучающихся на основе восприятия произведений живописи и выражение своего понимания в коммуникативных высказываниях различных типов речи;

- обогащение словаря и грамматического строя речи обучающихся путём овладения искусствоведческими понятиями, отбора языковых средств для выражения авторского замысла;

- расширение культурного кругозора обучающихся на основе искусствоведческих текстов за счёт интегрирования речи и изобразительного искусства [1].

Существенное место в формировании культуроведческой компетенции занимает текст художественной литературы как материал для анализа, как средство духовного и эстетического воспитания и обучения речевому поведению. Культуроведческий, искусствоведческий текст являются важным компонентом системы приобщения учеников к культуре народа. Цель подобных текстов - расширить культурный кругозор, обогатить речь обучаемых искусствоведческими терминами, лексикой, используемой в социально-культурной сфере.

Анализ слова может быть способом, наглядно демонстрирующим неразрывную связь языка и культуры на уроке русского языка. Одно слово, проанализированное с разных точек зрения, удивляет необычной историей, неожиданными родственными связями. Например, «культурология» и «культуроведение» являются синонимами. В конце учебного года шестиклассникам предлагается итоговое творческое задание-исследование «Энциклопедия одного слова», позволяющее увидеть, как через слово в языке отражается духовная жизнь народа. Необходимо исследовать слово с научной точки зрения, рассмотреть, как «живёт» слово в фольклоре, в литературных произведениях, в названиях картин художников, в фильмах, в собственном творчестве. Необычные синквейны, рассказы - вот итог этой интересной творческой работы.

Способом, наглядно демонстрирующим связь языка и культуры на уроке русского языка, может быть этимологический, культурологический анализ слова, фразеологизма, «крылатого выражения». Интересным видом работы для учеников пятых-шестых классов стало написание «Лингвистических миниатюр». Ребята в лингвистическом тексте словесно и с помощью рисунка представляют образ «крылатого выражения».

Этимологический, культурологический анализ оказывает на учащихся сильное эмоциональное воздействие, т.е. создаёт условия для осмысленного запоминания слова или выражения, помогая сосредоточить внимание обучающихся на том или ином языковом явлении.

Работа над текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты: разные виды текстов (искусствоведческие, исторические, художественные) помогают сделать уроки интегрированными по содержанию. На уроках мы используем рабочую тетрадь по русскому языку «Комплексный анализ текста». Данное пособие помогает «формировать коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции, готовит поэтапно к ГИА и ЕГЭ» [3].

Таким образом, интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин [4].

Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка и литературы становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

Литература.

1. Брюханова, О.В. О культурологическом подходе к образованию и воспитанию школьников // Литература в школе. - 2007. - № 11. - С. 25-26.

2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования / А.Я. Данилюк. ― М.: Просвещение, 2009. - 23 с.

3. Ерохина Е.Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс.- М.:Изд-во «Экзамен», 2013. - 95 с.

4. Зарецкая И.И., Гравников И. Интегрированный урок в системе гуманитарного образования// Школа. - 1999. - №2.

5. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Интегрированные уроки.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2008. - 256 с.

6. Лебедев В. А. Русский язык как культурно-историческая среда// Русский язык в школе, 2000. № 3.

7. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект - М.: Просвещение, 2010. - 112 с. - (Стандарты второго поколения.)

© 2010-2022