О РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С КАЗАХСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С КАЗАХСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.

Хусаинова С.К.

ГККП «Высшая техническая школа город, Кокшетау»

при акимате Акмолинской области.


Сегодня, когда наше общество живёт в рыночных условиях, от человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни.

При разработке системы обучения русскому языку необходимо исходить из того, что основной целью является развитие устной и письменной речи. Учитель русского языка и литературы должен учитывать специфику групп, преподавая на неязыковых факультетах, подбирая дидактический материал, тексты, связанные конкретно с техническими специальностями.

Зачастую речь студентов технических специальностей характеризуется небольшим словарным запасом, неумением глубоко высказывать свои мысли, оформлять сложные синтаксические конструкции, поэтому преподавателю русского языка нужно проводить целенаправленную работу для устранения недочетов речи.

В основу методики развития речи положен синтаксический подход: работа над предложением, употребление грамматических форм в синтаксических конструкциях. Но для получения желаемого результата в обучении связной речи этого недостаточно, так как связное высказывание как текст обладает особой структурой, специфическими языковыми законами построения. Эффективность обучения достигается системой работы по развитию связной речи. Основанная на речеведческих понятиях: текст, его тема, основная мысль, система «не только формирует отдельные речевые умения и навыки, но и вводит их в различные аспекты и стороны владения неродным языком, вырабатывает в целом речевой механизм билингва». [1,6]

Лингвистический анализ текста может проходить в два этапа. Первый этап - преподаватель читает текст (студенты слушают) или читают сами, анализируют по заранее подготовленным преподавателем вопросам. На втором этапе студентам предлагаются тексты с аналогичными заданиями с целью закрепления приобретённых навыков (студенты выполняют самостоятельно).

Продемонстрирую вышесказанное следующими примерами.

Текст № 1:

Стоит заметить, что история японского автопрома начинается примерно после Второй мировой войны. До этого там фактически не было автомобильной промышленности, хотя в 10-20 х годах ХХ века неоднократно были попытки создавать собственный автомобиль. Правда, до массового производства дело так и не доходило.

Такая ситуация сохранялась вплоть до Второй мировой войны. Но зато после 1951 года история японского автопрома поднялась вверх. Толчком для производства легковых автомобилей, стал, как ни странно, еще один милитаристический катаклизм: война в Корее. Американские компании стали давать льготы японским компаниям, бравшимся за исполнение военных заказов. Именно они строили различные автомобили для американской армии, и, даже несмотря на то, что в общем доля производимого транспорта этих компаний была незначительной, но положение японских концернов резко изменилось.

В связи с резким ростом производства легковых автомобилей было необходимо срочно осваивать опыт иностранных компаний, поэтому японские компании активно заключали контракты с различными европейскими фирмами на поставки разных комплектующих для сборки автомобилей на японских заводах.

Правда, были и исключения. Например, «TOYOTA» осваивала выпуск легковых автомобилей самостоятельно.

Примечание: Мало кто знает, что компания Toyota начинала с выпуска автоматических ткацких станков. А её эмблема не что иное, как абстрактное изображение петли.

Примерные вопросы для анализа:

- Какова идея текста?

- Как развивалась автомобильная промышленность в Японии?

- В каком значении - прямом или переносном - употреблены слова поднялась вверх?

- Как вы понимаете выражение милитаристический катаклизм?

- Выпишите технические термины

Стилистическую работу, по мнению Л.П.Федоренко, «целесообразно проводить на том же дидактическом материале, что и грамматическую, что прививает навык запоминания, развитие языкового чутья, впитывание норм, традиций языкоупотребления». [2, 29] В качестве грамматических заданий предлагаем выписать предложения с вводными словами, с причастным и деепричастным оборотами, объяснить постановку знаков препинания.

На втором этапе работы продолжается обучение грамматическим средствам языка в рамках самостоятельной работы студента под руководством преподавателя. Студент читает следующий текст, анализирует его содержание и языковые средства, использованные автором для раскрытия этого содержания, то есть работает по аналогии с предыдущим анализом текста.

Грамматические задания на данном этапе могут иметь иной характер: это зависит от структуры текста, имеющихся в нем синтаксических конструкций. Например, выписать сложные предложения, определить тип, выполнить синтаксический разбор, составить к ним схемы.

Для освоения технических терминов, правильного их написания и произношения предлагаю студентам такие тексты:

Текст № 2:

Техническое обслуживание автомобилей, в классическом определении данного термина представляет собой комплекс мероприятий, основной задачей, которого является безаварийная эксплуатация автомобиля и содержание в исправном состоянии его основных узлов и агрегатов. Техническое обслуживание или регламентный вид работ включает в себя целый комплекс мероприятий, которые на профессиональном уровне, в строгом соответствии с рекомендациями производителя выполняют автосервисы, входящие в структуру этого каталога. Основными видами услуг, конечно же, является замена масла, фильтров, технических жидкостей и расходных материалов. Но следует отметить, что техническое обслуживание автомобиля включает в себя определенные алгоритмы действий, которые направлены на оценку узлов и агрегатов, с проведением диагностики подвески, системы электрики, тормозной системы. При проведении всех услуг мы используем только сертифицированные расходные материалы и соответствующие запасные части, применение которых позволяет гарантировать профессиональный подход и осуществлять услуги на профессиональном уровне.

- Озаглавьте текст.

- Какова основная мысль текста?

- Назовите технические термины.

- Дайте устную характеристику каждому предложению.

- Найдите предложения с однородными членами

- В четвертом предложении определите тип подчинения.

Текст № 3:

Наш век научно-технического прогресса сложно представить без механизированных систем. Технические средства помогают людям работать, отдыхать, наполняют нашу жизнь новыми эмоциями. Одним из таких достижений человечества, несомненно, является автомобиль.
Среди современных машин выделяют легковые, грузовые, спортивные, гоночные и даже плавающие авто. Основная масса представителей самоходных агрегатов предназначена как для развлечений, так и для ответственных заданий, но есть в этом списке экземпляр, который вне зависимости от сезона, метеоусловий и других обстоятельств занимается только тяжелой, но очень важной и нужной работой. Речь идет о грузовиках.
Сегодня услуги, предоставляемые грузовыми автомобилями, весьма разнообразны. Это и перемещение грузов в пределах одного предприятия, транспортировка товара из одного конца города в другой, междугородные перевозки и, конечно, поездки в соседние страны.
- Озаглавьте текст.

- Определите тип и стиль речи.

- Перечислите технические термины, использованные в тексте.

- Выпишите предложения с однородными членами предложения.

- Найдите предложения с причастными оборотами.

- Составьте план к тексту.

- Перескажите текст.

Таким образом, обучение русскому языку студентов технических специальностей с казахским языком обучения должно иметь системный подход, проводиться на базе речеведческих понятий, разработанных в современной лингвистике и методике. Наиболее «оптимальным способом овладения неродным языком следует считать подражание образцам различных жанров, анализ серии текстов, тематически единых, имеющих общую структуру и стилистическую окраску». [1, 2] При анализе необходимо постепенно усложнять приемы работы над последующим текстом, делая упор на самостоятельную речевую деятельность студентов, предлагая грамматические задания.

Привитие интереса к изучению русского языка - главная задача учителя - словесника. Быть полиязычным - это веление времени. Через язык можно приобщиться к универсальным, глобальным ценностям, формировать умение общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Полиязычие поможет в решении главной проблемы современного мира - согласия и взаимопонимания между людьми.

Президент РК Н.А.Назарбаев отметил, что «серьезные усилия будут приложены для развития русского языка, что прекрасное владение русским языком - это наше богатство, которое потерять крайне неразумно».

Литература.

  1. Вагапова Д.Х. Обучение связному высказыванию в старших классах казахской школы. Петропавловск, 1992.

  2. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М., 1984.



© 2010-2022