Конспект фронтального логопедического занятия со звуками [ч] - [щ] в 3 классе

Тема: Дифференциация звуков [ч] – [щ] в словах, предложениях. Цель: Различать  звуки  [ч] – [щ] в словах, предложениях. Задачи: 1.Дифференцировать звуки [ч] – [щ] в словах, предложениях. 2.Развивать мелкую моторику, фонематический слух, слуховое восприятие, словарный запас через формирование семантического поля слова.   3.Формировать умение слушать  и слышать обращенную речь.   Оборудование: Ноутбук, экран, мультимедиа-проектор, презентация, звукобуквенные линейки, наборы слогов, тематические ка...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"





Конспект фронтального логопедического занятия

в 3 классе




Составитель: учитель-логопед

Кухмистрова Галина Михайловна




Муромцево -2015

Конспект фронтального логопедического занятия предназначен для обучающихся коррекционных школ. В ходе занятия учащиеся дифференцируют звуки [ ч] - [ щ] в словах, предложениях. Дети повторяют домашних животных.

Тема: Дифференциация звуков [ ч] - [ щ] в словах, предложениях.

Цель: Различать звуки [ч] - [ щ] в словах, предложениях.

Задачи:

1.Дифференцировать звуки [ ч] - [ щ] в словах, предложениях.

2.Развивать мелкую моторику, фонематический слух, слуховое восприятие, словарный запас через формирование семантического поля слова.

3.Формировать умение слушать и слышать обращенную речь.

Оборудование:, Ноутбук, экран, мультимедиа-проектор, презентация , звукобуквенные линейки, наборы слогов, тематические картинки, карточки для самостоятельной работы.

Ход занятия.

.I. Организационный момент.

-Ребята, посмотрите, как много гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся.

1. Психогимнастика.

-А сейчас давайте все встанем в кружок и немного поиграем. Представьте, что мы идем по дороге и вдруг увидели маленького щенка. Он голоден и совсем замерз. Давайте его поднимем, прижмем к себе и погладим. Он такой хорошенький. У него мягкая, приятная на ощупь шёрстка. А теперь представьте, что по столу ползёт маленькая черепашка. Давайте аккуратно возьмём её двумя пальчиками и посадим к себе на ладошку. Разглядим ее. И осторожно погладим пальчиком. Какая она на ощупь?

- Ребята, а давайте щенка и черепашку возьмем с собой на наше занятие. Кто возьмет щенка? А кто черепашку? Щенка возьмите на руки, а черепашку посадите на ладонь.

Все проходим и садимся за парты. А щенка и черепашку бережно посадите рядом с собой на парту.

(Дети берут воображаемых животных, поглаживают их и садятся с ними за парты.)

II. Основная часть.

-Ребята, какой первый звук в слове черепашка? [ ч] .

А в слове щенок? - [ щ] .

-Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [ ч] - [ щ] в словах, предложениях.

III. Характеристика звуков.

-Давайте расскажем щенку и черепашке, какие это звуки.

Звуки [ч] - [ щ] - оба согласные (есть преграда для воздушной струи). Почему они в зеленом домике (показываю на звукобуквенной линейке)? Потому что они всегда мягкие (у них нет твёрдой пары). Глухие (ушки закрыли, послушали голосок).

IV. Тренировочные упражнения.

  1. Ребята, щенок и черепашка приготовили для вас много интересных заданий.

Для начала они предлагают сыграть в игру «Запомни и повтори»:

ща - ча - ща ча - ща - ча

щу - чу - щу чу - щу -чу

щи - чи - щи чи - щи - чи

  1. Графический диктант.

-А это задание приготовила для вас черепашка.

- Откройте тетради. Запишите только букву ч или щ. (картинки появляются по одной, дети записывают буквы).

-Проверьте себя.

  1. Зрительная гимнастика.

- Чтобы наши глазки отдохнули, сделаем зрительную гимнастику. Сядьте прямо. Слушайте музыку и следите глазками за щукой.

(При мигании картинки нужно моргать глазами).

  1. Самостоятельная работа по карточкам.

-Ребята, у щенка тоже для вас есть интересное, но непростое задание (раздаю карточки). Нужно дописать слова до конца, вставив пропущенные слоги ЧА или ЩА, ЧУ или ЩУ. Только сначала вспомним правило.

ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.

(Пока дети работают в карточках, я подхожу к каждому и проверяю.)

  1. Речь с движением.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием. И щенок с черепашкой предлагают вам немного отдохнуть и выполнить физкультминутку. Давайте все встанем и все вместе повторим :

Лев рычит, рычит, рычит.

Лев какой? … рычащий.

Пёс ворчит, ворчит, ворчит.

Пёс какой? … ворчащий.

Бык мычит, мычит, мычит.

Бык какой? … мычащий.

А петух кричит, кричит.

Он какой? … кричащий.

Молоток стучит, стучит.

Молоток какой? … стучащий.

Колокол звучит, звучит.

Колокол какой? … звучащий.

  1. Развитие словарного запаса.

-Ребята, черепашка припасла для вас ещё одно задание.

-Посмотрите, на партах у каждого из вас лежит конверт. Откройте его и достаньте то, что там лежит. Из данного набора слогов сложите целое слово. А картинка будет вам подсказкой.

- Что у тебя получилось? (почтальон).

- А у тебя? (пчеловод).

- Лётчик.

- Учитель.

- Часовщик.

- Дрессировщик.

-Ребята, почтальон, летчик, учитель, дрессировщик, часовщик и пчеловод - всё это названия чего?

- Профессий.

- Запишите полученное слово в тетрадь. Подчеркните красной ручкой гласные буквы. Звукобуквенная линейка вам поможет (на столе у каждого). Посчитайте их (гласные буквы). Какое мы знаем правило?

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Выделите каждый слог.

  1. Составление предложений.

- Составьте предложение со своим словом с помощью картинки, отвечая на вопрос

- Кто что делает? Например, что делает почтальон?

- Почтальон разносит почту.

- Что делает пчеловод? - Пчеловод разводит пчел.

- Лётчик - управляет самолетом.

- Учитель - учит детей.

- Дрессировщик - дрессирует животных.

- Часовщик - чинит часы.

-Давайте запишем в тетрадь графическую схему предложения:

Почтальон разносит почту.

-Сколько здесь слов? Три. Значит, черточек тоже будет три. Каждое слово обозначается черточкой. |___ ___ ___

  1. Развитие связной речи.

-Ребята, щенок и черепашка предлагают вам составить рассказ про почтальона и девочку Валю.

- Вот, что у них получилось:

Маленькая девочка Валя жила на улице Заречной. Однажды почтальон ошибочно положил в ящик чужое письмо.

- А что же дальше произошло?

- Ребята, давайте поможем нашим друзьям закончить рассказ с помощью опорных слов: отнесла, отдала, старушка, очень, благодарила.

(Дети придумывают продолжение рассказа с помощью опорных слов и картинок).

V. Подведение итогов занятия.

- Какие звуки мы сегодня изучали? - Звуки [ч] - [щ].

-Что мы о них узнали? Что они оба согласные, всегда мягкие, глухие.

-Вы выполнили много заданий. Какое задание вам больше всего понравилось? Почему?

-Щенок и черепашка благодарят вас за хорошую работу на занятии и дарят вам небольшие подарки.



© 2010-2022