- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект фронтального логопедического занятия со звуками [ч] - [щ] в 3 классе
Конспект фронтального логопедического занятия со звуками [ч] - [щ] в 3 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кухмистрова Г.М. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"
Конспект фронтального логопедического занятия
в 3 классе
Составитель: учитель-логопед
Кухмистрова Галина Михайловна
Муромцево -2015
Конспект фронтального логопедического занятия предназначен для обучающихся коррекционных школ. В ходе занятия учащиеся дифференцируют звуки [ ч] - [ щ] в словах, предложениях. Дети повторяют домашних животных.
Тема: Дифференциация звуков [ ч] - [ щ] в словах, предложениях.
Цель: Различать звуки [ч] - [ щ] в словах, предложениях.
Задачи:
1.Дифференцировать звуки [ ч] - [ щ] в словах, предложениях.
2.Развивать мелкую моторику, фонематический слух, слуховое восприятие, словарный запас через формирование семантического поля слова.
3.Формировать умение слушать и слышать обращенную речь.
Оборудование:, Ноутбук, экран, мультимедиа-проектор, презентация , звукобуквенные линейки, наборы слогов, тематические картинки, карточки для самостоятельной работы.
Ход занятия.
.I. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите, как много гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
1. Психогимнастика.
-А сейчас давайте все встанем в кружок и немного поиграем. Представьте, что мы идем по дороге и вдруг увидели маленького щенка. Он голоден и совсем замерз. Давайте его поднимем, прижмем к себе и погладим. Он такой хорошенький. У него мягкая, приятная на ощупь шёрстка. А теперь представьте, что по столу ползёт маленькая черепашка. Давайте аккуратно возьмём её двумя пальчиками и посадим к себе на ладошку. Разглядим ее. И осторожно погладим пальчиком. Какая она на ощупь?
- Ребята, а давайте щенка и черепашку возьмем с собой на наше занятие. Кто возьмет щенка? А кто черепашку? Щенка возьмите на руки, а черепашку посадите на ладонь.
Все проходим и садимся за парты. А щенка и черепашку бережно посадите рядом с собой на парту.
(Дети берут воображаемых животных, поглаживают их и садятся с ними за парты.)
II. Основная часть.
-Ребята, какой первый звук в слове черепашка? [ ч] .
А в слове щенок? - [ щ] .
-Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [ ч] - [ щ] в словах, предложениях.
III. Характеристика звуков.
-Давайте расскажем щенку и черепашке, какие это звуки.
Звуки [ч] - [ щ] - оба согласные (есть преграда для воздушной струи). Почему они в зеленом домике (показываю на звукобуквенной линейке)? Потому что они всегда мягкие (у них нет твёрдой пары). Глухие (ушки закрыли, послушали голосок).
IV. Тренировочные упражнения.
-
Ребята, щенок и черепашка приготовили для вас много интересных заданий.
Для начала они предлагают сыграть в игру «Запомни и повтори»:
ща - ча - ща ча - ща - ча
щу - чу - щу чу - щу -чу
щи - чи - щи чи - щи - чи
-
Графический диктант.
-А это задание приготовила для вас черепашка.
- Откройте тетради. Запишите только букву ч или щ. (картинки появляются по одной, дети записывают буквы).
-Проверьте себя.
-
Зрительная гимнастика.
- Чтобы наши глазки отдохнули, сделаем зрительную гимнастику. Сядьте прямо. Слушайте музыку и следите глазками за щукой.
(При мигании картинки нужно моргать глазами).
-
Самостоятельная работа по карточкам.
-Ребята, у щенка тоже для вас есть интересное, но непростое задание (раздаю карточки). Нужно дописать слова до конца, вставив пропущенные слоги ЧА или ЩА, ЧУ или ЩУ. Только сначала вспомним правило.
ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.
(Пока дети работают в карточках, я подхожу к каждому и проверяю.)
-
Речь с движением.
-Молодцы, вы хорошо справились с заданием. И щенок с черепашкой предлагают вам немного отдохнуть и выполнить физкультминутку. Давайте все встанем и все вместе повторим :
Лев рычит, рычит, рычит.
Лев какой? … рычащий.
Пёс ворчит, ворчит, ворчит.
Пёс какой? … ворчащий.
Бык мычит, мычит, мычит.
Бык какой? … мычащий.
А петух кричит, кричит.
Он какой? … кричащий.
Молоток стучит, стучит.
Молоток какой? … стучащий.
Колокол звучит, звучит.
Колокол какой? … звучащий.
-
Развитие словарного запаса.
-Ребята, черепашка припасла для вас ещё одно задание.
-Посмотрите, на партах у каждого из вас лежит конверт. Откройте его и достаньте то, что там лежит. Из данного набора слогов сложите целое слово. А картинка будет вам подсказкой.
- Что у тебя получилось? (почтальон).
- А у тебя? (пчеловод).
- Лётчик.
- Учитель.
- Часовщик.
- Дрессировщик.
-Ребята, почтальон, летчик, учитель, дрессировщик, часовщик и пчеловод - всё это названия чего?
- Профессий.
- Запишите полученное слово в тетрадь. Подчеркните красной ручкой гласные буквы. Звукобуквенная линейка вам поможет (на столе у каждого). Посчитайте их (гласные буквы). Какое мы знаем правило?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Выделите каждый слог.
-
Составление предложений.
- Составьте предложение со своим словом с помощью картинки, отвечая на вопрос
- Кто что делает? Например, что делает почтальон?
- Почтальон разносит почту.
- Что делает пчеловод? - Пчеловод разводит пчел.
- Лётчик - управляет самолетом.
- Учитель - учит детей.
- Дрессировщик - дрессирует животных.
- Часовщик - чинит часы.
-Давайте запишем в тетрадь графическую схему предложения:
Почтальон разносит почту.
-Сколько здесь слов? Три. Значит, черточек тоже будет три. Каждое слово обозначается черточкой. |___ ___ ___
-
Развитие связной речи.
-Ребята, щенок и черепашка предлагают вам составить рассказ про почтальона и девочку Валю.
- Вот, что у них получилось:
Маленькая девочка Валя жила на улице Заречной. Однажды почтальон ошибочно положил в ящик чужое письмо.
- А что же дальше произошло?
- Ребята, давайте поможем нашим друзьям закончить рассказ с помощью опорных слов: отнесла, отдала, старушка, очень, благодарила.
(Дети придумывают продолжение рассказа с помощью опорных слов и картинок).
V. Подведение итогов занятия.
- Какие звуки мы сегодня изучали? - Звуки [ч] - [щ].
-Что мы о них узнали? Что они оба согласные, всегда мягкие, глухие.
-Вы выполнили много заданий. Какое задание вам больше всего понравилось? Почему?
-Щенок и черепашка благодарят вас за хорошую работу на занятии и дарят вам небольшие подарки.