Критериальное оценивание как средство успешной реализации ФГОС ООО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Главное управление образования мэрии г. Новосибирска муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 175» (МБОУ «СОШ № 175»)

Ленинский район

630034, г. Новосибирск, ул. Титова, 43/2 тел./факс 3529391, e-mail [email protected]







Инновационный проект


Критериальное оценивание как средство

успешной реализации ФГОС ООО





Автор проекта:

Черных Людмила Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории




СОДЕРЖАНИЕ

стр.

«Визитная карточка» проекта


3-4

Введение


5

Этапы реализации проекта


6

Теоретические и методологические основы технологии критериального оценивания


7-8

Технология опыта


9-15

Преимущество технологии критериального оценивания


16-18

Предполагаемые образовательные результаты


19

Список литературы


20

Приложение


21-29








Краткая аннотация проекта

Фамилия, имя, отчество автора

Черных Людмила Ивановна

Название образовательного учреждения

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 175»

Вид проекта

Учебный

Тема

«Критериальное оценивание как средство успешной реализации ФГОС ООО»

Цель проекта

Моделирование новой системы контроля знаний и оценки деятельности учащихся

Методические задачи

- изучить и проанализировать состояние проблемы оценивания в педагогической теории и практике;

- осуществить отбор методов контроля в логике критериального оценивания с учётом специфики предмета «Русский язык»;

- разработать систему диагностики и показателей достижения результатов.

Ведущая идея инновационного проекта

Сегодня, в соответствии с ФГОС, мы должны оценивать у школьников не только предметные, но и метапредметные результаты: познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Это вызов времени.
Таким образом, учитель современной школы поставлен перед необходимостью научиться оценивать не только (и не столько!) конечный результат, но и способы деятельности обучающегося. При этом ощущается острый дефицит технологий и эффективных методик для оценивания приращений этих метапредметных результатов. В данном проекте будет предложен один из вариантов решения проблемы оценивания.

Применяемые технологии

Технология критериального оценивания

Технология развивающего обучения

Предметные области, в рамках которых проводится проект

Русский язык.

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели проекта

5-9 классы

Программно - техническое обеспечение

Мультимедийный компьютер;

мультимедиапроектор;

средства телекоммуникации (выход в Интернет);

экран

Ожидаемые результаты

Внедрение критериальной системы оценивания

результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО в деятельность педагогических работников образовательной организации.





Постановка проблемы

Общеизвестно, что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования необходимо выстраивать учебное занятие в логике системно-деятельностного подхода. Учитель должен поменять свою позицию на уроке, а именно, перейти от транслирования готовых знаний к совместной деятельности с учащимися. Стать учителем-консультантом, который направляет мысль ученика в нужное русло, учит его самостоятельному поиску, помогает выбирать источники информации и т.д. Меняется и роль школьников в учении: они становятся активными участниками учебной деятельности, учатся работать и в «команде», и самостоятельно.

В этих условиях необходимо создавать новую систему контроля знаний и оценки деятельности учащихся. Систему, которая обеспечит включение школьников в контрольно-оценочную деятельность, поможет им приобрести навыки и привычку к самооценке, т.к. это качество является непременным условием становления личностных характеристик выпускника, изложенных в «портрете выпускника основной школы». С моей точки зрения, этим требованиям отвечает технология критериального оценивания, т.к. это действенное средство не только для формирования мотивации к учебной деятельности и обеспечения индивидуального подхода к ученику, но и наглядная, прозрачная система оценивания. Именно поэтому, мной и был выбран педагогический проект «Критериальное оценивание как средство успешной реализации ФГОС ООО».

В ходе работы над проектом мною решались следующие методические задачи:

- изучить и проанализировать состояние проблемы оценивания в педагогической теории и практике;

- осуществить отбор методов контроля в логике критериального оценивания с учётом специфики предмета «Русский язык»;

- разработать систему диагностики и показателей достижения результатов.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный:

2013-2014 учебный год

- Изучение теоретических основ проблемы;

- разработка инструментария критериального оценивания;

- создание «банка» диагностики и показателей достижения результатов

Поисково-экспериментальный:

2014 - 2015 учебный год

- Апробирование технологии критериального оценивания;

- мониторинг процесса и промежуточных результатов;

- корректировка дальнейшей работы.

Заключительный:

2015-2016 учебный год

- Оценка эффективности технологии критериального оценивания;

- анализ результатов, обобщение и распространение опыта.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Под критериальным оцениванием М.Ю. Де­мидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.

Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание.

Модель технологии критериального оценивания, включает:

- цель, обусловленную потребностями общества и личности учащегося;

- принципы (единства формирующего и констатирующего оценивания, осознанности, диагностической основы критериального оценивания), обеспечивающие достижение вышеуказанной цели;

- оценочную политику образовательного учреждения;

- организационно-педагогические условия оценочной деятельности;

- процедура педагогического диагностирования (карты формирующего и констатирующего критериального оценивания, тестирование, анкетирование, наблюдение, интервьюирование).

В технологии развивающего обучения четко сформулированы следующие принципы оценивания:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

2. Оценивание должно быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Как мы знаем, в концептуальной базе технологии критериального оценивания есть следующие психолого-педагогические теории: активной познавательной деятельности и развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд); формирования мотивации к учению (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.М. Гельмонт); развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.Г. Петерсон);гуманизации и личностно- ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С.Якиманская). Следовательно, мы понимаем, что технология критериального оценивания основывается на объективных психолого-педагогических закономерностях формирования ключевых компетенций, а ее методы и субъектные формы зависят от субъектов учебной деятельности.




ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Каждый критерий оценивания - это цель образования, которая является по своему содержанию синтетической, то есть, включает предметные и развивающие цели. Например, критерий «Коммуникация», предполагает не только умение использовать предметные термины в устной и письменной речи, но и развитие собственно коммуникативных навыков ученика. При критериальном оценивании ученики получают возможность оценивания своего развития за период времени, то есть сравнение его с самим собой. Наличие критериев и уровней предоставляет ученику возможность осуществлять самооценивание и модерацию. Самооценивание осуществляется, во-первых, как оценивание собственной работы и последующее сравнение своих оценок с оценками экспертов и учителя, во-вторых, как сравнение себя с самим собой за промежуток времени. Анализируя и оценивая свою учебную деятельность, её результаты, ученик знает, что его самооценка может повлиять на общий результат. А модерация - это обсуждение оценок на основании уровней с целью достижения объективности. Следствием модерации является реальная корректировка оценки-результата. Следовательно, для оценивания своей работы каждый ученик должен уметь проводить анализ своей работы, самооценивание, выполнять модерацию.

Например, на уроке русского языка в 8 «Б» классе на тему «Словосочетание. Виды словосочетаний» дети получили задание выполнить упражнение №126 (по учебнику С.И. Львовой) и составить критерии оценивания своих работ. Вот один из вариантов критерий, составленных самими учащимися.

Критерии оценивания

Ученика (цы)____класса___ ________________________

Выполненные задания

Критерии оценивания

Баллы

1.

Правильно определить главное и зависимое слово в словосочетании

10-14 словосочетаний- 4 балла

8-9 словосочетаний- 3 балла

5-6 словосочетаний- 2 балла

1-4 словосочетания-1 балл

2

Указать части речи в словосочетании

10-14 словосочетаний- 4 балла

8-9 словосочетаний- 3 балла

5-6 словосочетаний- 2 балла

1-4 словосочетания-1 балл

3

Определить вид подчинительной связи

10-14 словосочетаний- 4 балла

8-9 словосочетаний- 3 балла

5-6 словосочетаний- 2 балла

1-4 словосочетания-1 балл

10-12 баллов - «5»

7-9 баллов- «4»

4- 6 баллов- «3»

1-3 балла -«2»

Сумма баллов

оценка

Вот критерии оценивания, составленные учащимися этого же класса на уроке русского языка на тему «Синтаксис. Пунктуация». Учащиеся получили групповое задание: составить словосочетания с разными видами подчинительной связи в словосочетании (1 группа- вид связи согласование, 2 группа- вид связи управление, 3 группа- вид связи примыкание). В словосочетаниях зависимые слова должны быть выражены частями речи, указанными на схеме.

Критерии оценивания третьей группы

Ученика (цы)____класса___ __________________

Задания

Критерии

баллы

Сумма

оценивание

Суммативная оценка

1

Составить слово-сочетание

1.Зависимое слово- наречие

2 бал.

14 баллов «5»

2.Зависимое слово-деепричастие

3 бал.

9 баллов

«4»

3.Зависимое слово-

инфинитив

4 бал.

5 баллов

«3»

4.Зависимое слово-

существительное

5 бал.

2 балла

«2»

Вся педагогическая деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для личностного самоопределения подростка в учебном материале. Основным предметом контроля и оценки педагога должен быть еще один способ работы учащихся с тематическими оценочными листами; поиск учеником путей ликвидации своих пробелов и трудностей; выбор учеником "пространства" действия (мастерская, библиотека и т.п.); определение времени и сроков выполнения заданий для самостоятельной работы; оценка учеником своей готовности к выполнению тематической проверочной работы. Такие тематические оценочные листы я даю в начале изучения материала курса, разделенного на блоки. В оценочном листе дается маршрут движения по темам, виды оцениваемых работ, указываются требования к изучению данного блока.

Основная цель оценочных листов - выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в тетрадь и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Оценочный лист служит, своего рода, "планом" прохождения блока учеником.

Оценочный лист к блоку по теме «Синтаксис. Предложение» в 8 «В» классе на уроке русского языка

Ученика (цы)____класса___ ________________________

Маршрут урока

Критерии оценивания

Освоил хорошо, могу применить на практике

Понял, но не могу привести примеры

Не по-нял

Были затруднения

1.

Синтаксис. Грамматическая основа простого предложения. Виды сказуемого.

Ученик знает определение терминов, может привести примеры


2

Виды сказуемого.

Простое глагольное сказуемое.

Ученик умеет находить ПГС, может привести примеры


3

Виды сказуемого.

Составное глагольное сказуемое.

Ученик умеет находить СГС, может привести примеры


4

Виды сказуемого.

Составное именное сказуемое.

Ученик умеет находить СИС, может привести примеры


6

Оценивание учителя



После изучения конкретных тем создаются оценочные листы как средства контроля за усвоением знаний:

  • создается текст самой работы;

  • задания располагаются по нарастающему уровню сложности;

  • в отдельной графе прописывается, какой навык или знание проверяются при выполнении того или иного задания;

  • обучающийся осуществляет проверку своих знаний, умений и навыков, анализирует и оценивает себя.

Вот примеры оценочных листов, которые используются на уроках русского языка в разных классах. Такие оценочные листы очень удобны для отслеживания динамики знаний по той или иной изучаемой теме.

Оценочный лист по теме «Правописание причастий», 6 класс (по Львовой)

Фамилия, имя _____________________

критерии

Образец задания

самооценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

1.Умение находить орфограммы:

- «Правописание гласных в суффиксах причастий»;

- Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»;

- «Одна и две буквы Н в суффиксах причастий»

1.Вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически орфограмму.

а) Завис.щий от обстоятельств, стел.щийся по земле, слыш.щий звуки, кле.щий карандаш, ненавид.щий ложь, вид.вший войну, посе.вший лён, развеш.вший бельё.

б) (Не)замеченная учителем ошибка; (не)греющее солнце; комната (не)проветрена; (не)доумевающий взгляд; (не)сшитые, а связанные вещи; (не)освещённая улица; (не)закрытое тучей облако; (не)написанное стихотворение.

в) Точё.ый карандаш, заштопа.ые носки, мороже.ая рыба, дрессирова.ые медведи, пережёва.ые новости, подкова.ая лошадь, ошибка исправле.а, вяза.ый бабушкой шарф.

2.Умение графически обозначать условия выбора орфограмм.

2.Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте причастный оборот.

Мальчик вытащил из кармана лист бумаги вырва.ый из тетради.

Мы сели отдохнуть на повале.ое ветром дерево.

Убаюка.ый сладкими надеждами он крепко спал.

Защищё.ые инеем рощи сияли алмазным блеском.

Берёзы окружаемые площадку создавали густую тень.

3.Знание морфологических признаков причастия, умение делать морфологический разбор причастия.

3.Сделайте морфологический разбор причастия «окружаемые».


Оценочный лист по теме «Словосочетание», 8 класс

Фамилия, имя__________________

критерии

Образец задания

самооценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

1.Умею определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

1.Укажите способ подчинительной связи.

а) искусство резьбы

б) очень интересно

в) упорно стремиться

г) гордо реять

д) доблестный труд

е) участвовал в походе.

2.Умею определить средства связи в словосочетании.

2.Укажите только главное слово:

а) далеко живёт

б) синева неба

в) спокойно размышлять

г) мне нравится

д) в море лесов

е) помахивая платком.

3.Знаю виды словосочетаний и умею их различать.

3.Выпишите только словосочетания, определите их вид.

а) лес шумит

б) в сонной тишине

в) небо голубеет

г) поёт гроза

д) примчался конь

е) весёлый и счастливый.

4.Умею графически разбирать словосочетания.

4.Графически разберите словосочетания:

а) пройденный путь

б) щепотка соли

в) охотно ехать

г) очень интересно

д) упасть навзничь

е) весёлый до неузнаваемости.

5.Умею изменять строение словосочетаний, заменяя их синонимичными.

5.Замените словосочетание синонимич-ным:

а) девочка с голубыми глазами

б) сев весной

в) январский день

г) надпись на память

д) утренняя зарядка

е) дежурство по ночам

После написания работы, взаимо- или самопроверки обучающийся видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать. Через некоторое время, данное на подготовку, работа может быть проведена повторно, результаты проанализированы.

Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним, а накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную в соответствии со своими возможностями.

Если оценочный лист использовать как средство проверки качества знаний за четверть (при выполнении четвертной контрольной работы), учитель сможет сделать вывод о подтверждении\неподтверждении оценок обучающихся, предполагаемых для выставления в журнал, как итоговых.

При критериальном оценивании образовательный процесс строится таким образом, чтобы у обучающегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, то есть самооценка.

Смысл этой работы - сформировать у детей способность понимать и выбирать критерии оценивания, давать содержательную оценку тому или иному способу действий и полученному результату, уметь оценивать себя, пользуясь разными шкалами. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке.

Ниже приведен еще один вариант проведения критериального оценивания. Условно разделим традиционный результат обучения в школе, наши знаменитые ЗУНы, на три части. В одной окажутся только знания, которые приобрёл школьник за все годы учёбы; в школе; в другой - только умения, которыми он овладел; в третьей - только навыки, которые у него сформировались. Знания оцениваются по критерию А, умения - по критерию Б, а навыки - по критерию С.

Критерий представляется как цель, как ожидаемый результат образования, а оценивание по любому критерию - это определение степени приближения ученика к данной цели. Кроме того в каждой предметной области есть и другие цели обучения, которые также могут стать критериями (например критерий C -навыки презентации, словесного и материального оформления и представления какой -либо работы) и т.д.

P.S. Примеры инструментария критериального оценивания, которые не вошли в основную работу, приведены в приложении.
























ПРЕИМУЩЕСТВО ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Введение в практику технологии критериального оценивания позволяет решать широкий круг задач, которые могут быть сгруппированы в три основных целевых блока.

Во-первых, такой подход дает учителю и ученику достаточно прозрачный, точный и объективный инструмент для определения успешности выполнения учащимся отдельных заданий и, как следствие, положительной успеваемости в целом.

Во-вторых, использование определенных параметров позволяет связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и получения знаний на соответствующей ступени школьного образования. Это становится возможным за счет того, что критерии оценивания фактически представляют собой цели обучения, сформулированные вполне конкретно для того, чтобы можно было установить, насколько они достигнуты в приложении к каждому ученику.

Другая сторона этого свойства критериального оценивания заключается в том, что учитель, планируя свою работу, постоянно удерживает в поле зрения общие цели учебного процесса. Забыть про одну из них он не может, поскольку все они заложены в критерии, под каждый из которых должны быть придуманы как контрольные задания, так и система действий по подготовке к их выполнению.

В-третьих, прозрачность и процедурная определенность системы критериального оценивания делают ее потенциально сильным инструментом для участия в учебном процессе, как администрации учебного заведения, так и родителей. У руководства образовательного учреждения появляется средство контроля результатов деятельности учителя, дающее многоаспектную и постоянную информацию. Родители, в свою очередь, могут получать подробные сведения о достижениях своих детей и имеют чуть больше возможностей разобраться, чему их, собственно, учат в школе.

В конечном счете, перечисленные обстоятельства способны привести к изменению отношений между всеми участниками образовательного процесса, сделав его более открытым. Особенно это относится к учащимся, так как критериальное оценивание дает им возможность активно участвовать в учебной деятельности (самостоятельно ставить цели и задачи, формулировать критерии выполнения задания, выстраивать ответы, устанавливать причины затруднений, проводить работу по исправлению ошибок).

В целом, критериальное оценивание позволяет:

Учителям

- разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

- использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

- определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, сверять достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс, то есть иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности, способствующую повышению качества преподавания;

- фиксировать изменения, как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности, что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования, то есть выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

- поощрять и развивать самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса;

- бережно относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

Учащимся

- использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

- знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

- участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

- использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям

- получать доказательства уровня обученности ребенка;

- отслеживать прогресс в обучении ребенка;

- обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.






ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Главной проблемой системы образования является развитие у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность и др. Этого можно достичь, если направить учебный процесс в школе на самообучение и саморазвитие как основу формирования учебно-познавательной компетентности школьников и их готовности и способности к самообразованию в течение всей жизни.

В соответствии с этим, к выбору технологии оценивания необходимо подходить, учитывая индивидуальные особенности учащихся и осуществляя развитие вариативной образовательной среды. Последняя включает в себя все многообразие современных технологий и индивидуальных образовательных траекторий, где вариативность нацелена на максимальную индивидуализацию и доступность образования, на гибкость образовательного процесса, основанного на взаимосвязанной работе его участников по реализации целей и выбору содержания (в рамках государственных стандартов) средств и способов деятельности.

Технология критериального оценивания поможет в достижении следующих образовательных результатов:

1) повышение объективности оценивания: оценивается конкретная работа, а не ученик;

2)увеличение уровня мотивации учеников к самостоятельной деятельности;

3)рост наглядности процесса оценивания (подробно разработанные дескрипторы); 4)возможность выявление трудностей и их причин;

5) стремление учеников преодолевать трудности;

6)развитие навыков самооценивания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Вашкевич О.Д. Оценочный лист на уроках русского языка как средство контроля, самоконтроля и мотивации учащихся.

2. Красноборова А.А. Критериальное оценивание в школе. Пермь, ГПТУ, 2010г.

3. Назарбаев А.О. Методические пособия. Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию.

4. Ушакова И.А. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся - ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.

5. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

6. Шнейдер М.Я.. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата.




ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры инструментария критериального оценивания

Критерий А: знание и понимание.

Что оценивается

При помощи чего оценивается

  • Знание и понимание языковых явлений.

  • Описание языковых и прочих явлений

  • Знание и применение правил, терминов и понятий.

Тесты, экзамены, письменные работы, устные ответы и презентации, проекты, выставки

Критерий В: понимание и использование элементов научного познания.

Что оценивается

При помощи чего оценивается

  • Умение устанавливать связи между языковыми явлениями, событиями.

  • Выявление причин и следствий.

  • Выявление общего, частного и различий в процессах и явлениях.

  • Понимание динамики литературоведческих и прочих процессов.

Устные презентации, исследовательские проекты, эссе, расширенные письменные работы

Критерий С. Презентация и организация информации.

Оцениваются умения, применяемые в долгосрочных проектах

  • Отбирать нужный материал.

  • Организовывать информацию в логической последовательности.

  • Выражать идеи четко и тщательно.

  • Четко документировать источники.

  • Правильно оформлять работу.

  • Использовать различные материалы и технологии.

Примеры.

По разделу «Лексика. Фразеология.6 класс».

Общие критерии оценивания достижений учащихся по разделу «Лексика. Фразеология»

КРИТЕРИИ

МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

А

Знание, понимание и оперирование знаниями

6

Б

Применение умений и навыков

6

С

Организация информации, коммуникация

8

ИТОГО

20

Критерий А

Тебе необходимо знать:

*предмет изучения лексики и фразеологии;

*тематические группы слов;

*отличительные признаки понятий синонима, антонима, омонима и паронима;

*лексическое значение фразеологизмов;

* лексическое значение часто употребляемых слов.

Критерий В

Тебе необходимо уметь:

*объяснять значение слова;

*определять грамматическое и лексическое значение слова;

*различать однозначные и многозначные слова;

*различать общеупотребительные и диалектные слова, профессиональные и заимствованные слова;

*объяснять значение устаревших слов и неологизмов;

*подбирать антонимы, синонимы и паронимы, уметь составлять синонимичные ряды слов;

*уметь толковать и использовать слова с прямым и переносным значением слов;

*уметь распознавать фразеологизмы в речи и уместно употреблять в предложениях.

Критерий С

Тебе необходимо научиться:

*работать с различными словарями (толковыми, фразеологическими, иностранных слов и др);

*использовать разные источники информации (книги, словари, Интернет-ресурсы);

*уметь выполнять лексический разбор слова;

*составлять словарь на заданную тему;

*различать типы переносных значений слова: метафора, метонимия, перенос по фукнции;

*использовать разнообразную и пригодную лексику в устной и письменной речи.

По разделу «Фонетика. Графика. Орфография.6 класс».

Общие критерии оценивания достижений учащихся по «Фонетике».

КРИТЕРИИ

МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

А

Знание, понимание и оперирование знаниями

6

Б

Применение умений и навыков

6

С

Организация информации, коммуникация

8


ИТОГО

20

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ

КРИТЕРИЙ А

*знать единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация

*знать алфавит и произношение букв

*развивать твёрдые и мягкие , глухие и звонкие согласные, гласные ударные и безударные

* различать звуки и буквы

*правильно обозначать звук на письме

*знать основные правила литературного произношения

*уметь расставлять ударения в словах

*знать и формулировать правила орфографии по изученным правилам




УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ

КРИТЕРИЙ В

*уметь использовать правила на изученные орфограммы, объясняя правописание слов

*владеть орфоэпическими нормами речи в

контексте слова, предложения

*производить фонетический разбор слова

*различать типы слогов

*опознавать чередование звуков и их

позиционные изменения

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ

КРИТЕРИЙ С

*уметь передавать информацию из раздела «Фонетика и орфография» логично и последовательно

*уметь определять звуковой состав слов в речи

*уметь использовать принципы орфографии и объяснять правописание слов на изученные правила

*систематизировать правила орфографии по изученному разделу

*исправлять орфоэпические ошибки, допущенные в словах

*умело пользоваться словарями (орфографическими, орфоэпическими и другими)

Констатирующее (итоговое) оценивание.

Оно позволяет определить уровень сформированности учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Констатирующая работа выставляется по всем критериям, каждый из которых отмечается баллами.

Констатирующая работа по разделу «Фонетика. Орфография. 6 класс».

1 вариант.

Критерий А

  1. Допишите определение:

Фонетика - это раздел языка, изучающий … .

Графика изучает … .

Орфография изучает … .

  1. Укажите непарные звонкие и непарные глухие согласные в словах: чащоба, циркач, зелёный, рояль, маркетинг, ширина.

  2. Укажите непарные мягкие и непарные твёрдые согласные в словах: акация, качели, майонез, машина, циновка, йод, цифра.

  3. В каком слове количество букв не совпадает с количеством звуков: ателье, отъезд, моряк, яичница, модель, нация.

  4. Произнесите слова, правильно расставляя в них ударения:

алфавит, досуг, амплуа, диалог, свёкла, жалюзи, звонить, компас, свитер. Повторить, расположить, углубить, щавель.

  1. Прочитайте слова, выделяя голосом «опасные» буквы:

Каталог, бюллетень, диалект, дискуссия, интеллект, конституция, конферансье, квартал,

метеор, коллекция, этимология, языковед.

Общие критерии оценивания достижений учащихся по разделу «Фонетика».

Критерии


Максимальный уровень достижения учащихся

А


Знание, понимание и оперирование знаниями


Учащийся должен знать

*знать единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация

*знать алфавит и правильное произношение букв

*различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные, гласные ударные и безударные

*различать буквы и звуки

*правильно обозначать звук на письме

*знать основные правила литературного произношения

*уметь расставлять ударения в словах

*знать и формулировать правила орфографии по изученным правилам




6

Критериальная шкала оценивания достижений учащихся

КРИТЕРИЙ

УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ

ДЕСКРИПТОРЫ

А

1-5 б

Ученик получает по 1 баллу

за каждое правильно выполненное задание


Контрольный диктант с грамматическим заданием

Текст.

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся в лес.

На берегу растут заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Лёгкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга. Как хорошо на природе!

Грамматическое задание.

  1. Найдите и графически обозначьте орфограммы, изученные в разделе «Фонетика. Графика. Орфография».

  2. Разделите слова на слоги, определите типы слогов:

съедают, поверхность, ложишься (1 вариант)

необъятным (полям), водоросли, замираешь (2 вариант)

  1. Произведите полный фонетический разбор слова:

Берег (1 вариант)

Солнце (2 вариант)

Общие критерии оценивания достижений учащихся

В

Применение

умений и навыков

Учащийся должен применять на письме следующие орфографические правила:

1)правописание безударных гласных в корне слова;

2)правописание О-Ё после шипящих в корне слова;

3) правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных;

4) правописание глухих и звонких согласных в корне слова;

5) правописание непроизносимых согласных;

6) Ы-И после шипящих и Ц в разных частях слова.

8



Учащийся должен уметь:

1) делить слова на слоги;

2) находить и графически обозначать в словах изученные орфограммы;

3) уметь использовать правила на изученные орфограммы, объясняя правописание слов;

4) владеть орфоэпическими нормами в контексте слова, предложения;

5) различать типы слогов;

6) производить фонетический разбор слова

8

Критериальная шкала оценивания достижений учащихся

КРИТЕРИЙ

УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ

ДЕСКРИПТОРЫ

В

Ученик не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже


Допущены в работе грубые ошибки в орфоэпии и орфографии


2-3б

Допускает в работе 5-8

орфографических ошибок


Есть 3-4 орфографические и орфоэпические ошибки


6-7б

Есть 1-2 орфографические и орфографические ошибки


Безошибочное выполнение работы.

Допускается 1 негрубая орфографическая ошибка. Соблюдены нормы орфографии и каллиграфии.

КРИТЕРИЙ С.

Контрольная работа. 6 класс. 1 вариант.

1.Догадайтесь, какие пропущенные гласные нужно вставить:

Очарование-очаровать - чары

Просв…щение - просв…тить - св…т

Благосл…вление-благосл…влять-сл…во

Просл…вление-просл…влять-сл…ва

2.Вставьте пропущенные буквы О и графически обозначьте орфограммы:

А) Суш…й, луж…й, грош…к. кож…й;

Б) Мяч…м, калач…м, луч…к, сач…к.

3. Вставьте пропущенные буквы Ы-И в данные слова, графически обозначая их написание:

А) Ц…плёнок, ц…ган, ц…кнуть, сестриц…н, ножниц…, куниц…н, учениц… ;

Б) Ц…ркуль, ц…нга, делегац…я, полиц…я, нац…я, ц…линдр.

4. Вставьте пропущенные буквы, подберите к ним проверочные слова:

1)Чес…вовать, грус…ный, чу…ствовать, вес…ник, учас…ник

2)Гря…ка, схва…ка, моло….ьба, моро…, варе…ка, ко…ьба

5. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова:

А…ергия, атм…фера, г…рмония, д…станц…я, и…юминац…я, к….мпл…мент, м…эстр…, м…н…тор,

Пр…дю…ер, ф…олетовый, ф…т…графия, ц…када, х…рактер, ч…рёмуха, ящ…рица.

6. Расставьте ударение в словах, определите типы слогов. Укажите количество букв и звуков в словах:

Ателье, ворота, дать-дала-дали, километр, положить, средства, фонетика, цыган, шинель, экспресс.

7. Сделайте фонетический разбор слова: аллергия.

8. Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные «ошибки» в отрывке из повести Лескова «Очарованный странник»:

Я родился в крепосном звании, и происхажу из дворовых людей графа К. Теперь эти имения при моладых господах расплылись но при старом графе были очень значительные. В селе Г., где сам граф изволил жить…, более всего обращалось внеманияна конный зовод. Половина лошадей , купленных графом, бывало, подохнет стоят во дваре, только на небо, как птици, смотрят.

(Подсказка: 7 орфографических и 3 пунктуационные ошибки)


КРИТЕРИЙ

УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ

ДЕСКРИПТОРЫ

С

Ученик не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже


1-2б

Ученик различает звуки и буквы, делит слова на слоги, вставляет буквы (выполнил 1 задание)


3-4б

Ученик умеет применять орфографические правила на практике, ставить ударения в словах, различать звукобуквенный состав слов

(выполняет 2 задания из 6)


5-6б

Ученик правильно различает типы слогов, графически обозначает изучаемые орфограммы (выполняет 3 задания из 6)


7-8б

Ученик находит и графически обозначает изученные орфограммы, исправляет орфоэпические ошибки в словах, определяет типы слогов, правильно ставит ударения в словах

(выполняет 2 задания из 6)


9-10б

Учащийся умело использует правила на изученные правила, находя и графически обозначая их, владеет орфоэпическими нормами речи (выполняет 5 заданий из 6)


11-12б

Ученик правильно выполняет все задания, допускается 1 негрубая ошибка в одном из заданий

ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в пятибалльную.

ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОТМЕТКУ:

22-25 баллов- «5»

21-16 баллов- «4»

15-12 баллов - «3»

10-0 баллов - «2»

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯУЧЕНИКА 6 КЛАССА

(по фонетике)

Контрольная работа №1

Фамилия ……………………………… Имя …………………………………………

Критерий

Планируемые достижения

Номера заданий

Учитель

(кол-во баллов)



№1, №2, №3, №4 ,

№5, №6


А

Знание основных единиц фонетики: звуков речи, слогов, ударения, интонации



Умение использовать изученные орфограммы на практике

В

Умение находить и графически обозначать изучаемые орфограммы



Умение производить полный фонетический разбор слова



Умение владеть орфоэпическими нормами речи в контексте слова, предложения



С

Умение пользоваться словарями




Умение исправлять орфографические ошибки, допущенные в словах



Умение систематизировать правила орфографии по изученному разделу



ЛИСТ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА 6 КЛАССА

Фамилия…

Имя …… Критерий

Формируемые навыки




Контрольные работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


А

Степень осознанности изученного материала




Последовательность сообщения




Правильность языкового оформления




Полнота ответа




Орфографическая грамотность ученика




Пунктуационная грамотность ученика




Орфоэпическая грамотность ученика





Богатство языкового диапозона учащегося в работе




В

Применение знаний на практике и в нестандартных ситуациях

С

Устная и письменная речь

Стилевое единство и выразительность речи

Разнообразие словаря ученика, синтаксических конструкций, точность словоупотребления



Самооценка работы с данными

10

9

8

7

Полнота

Мои данные представлены подробно, полно и тщательно

Мои данные полны.

Мои данные в целом полны, но некоторые значения могли быть утеряны.

Мои данные не полны, некоторые значения отсутствуют

5

4.5

4

3.5

Организация

Мои данные организованы так, что я могу легко и быстро находить нужную информацию.

Мои данные организованы так, что я могу найти нужную информацию

Мои данные организованы, но иногда мне трудно найти то, что нужно.

Мои данные плохо организованы. Мне очень сложно найти информацию, которую я ищу.

5

4.5

4

3.5

Внешний вид

Мои записи аккуратны, красивы, их легко читать.

Мои записи аккуратны, их легко читать

Части моих записей перемешаны, иногда их трудно читать

Мои записи хаотичны, их трудно читать.

Общая оценка: от 14 до 20.

Опросник для самодиагностики - примерный!

Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях?

Очень уверенно

«5»

Уверенно

«4»

Довольно уверенно

«3»

Неуверенно

«2»

1. Я могу найти грамматическую основу предложения





2. Я могу объяснить, почему предложение является сложным





3. Я могу составить предложение по предложенной схеме





Методика «Недельные отчёты»


  • Чему я научился за эту неделю?

  • Какие вопросы остались для меня неясными?

  • Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?






29


© 2010-2022