«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Тема: От сказки народной к литературной.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». А.С. Пушкин  Цели:  •Знакомство с биографией  Пушкина. Обобщить знания по изученному произведению; формировать у учащихся навыки   анализа и сравнения полученных знаний;  • Развивать и совершенствовать навыки беглого  чтения и пересказа; умение работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию;  развивать мышление, речь. • Обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку, отличать добро от зла.  Форма:   групповая, индивидуаль... Эпиграф на доске «“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!”  А.С. Пушкин.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 «А», «Ә»-25.10.2013

Учитель: Рахимбекова Айгуль Рахимбековна

Тема: От сказки народной к литературной.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

А.С. Пушкин
Цели:
•Знакомство с биографией Пушкина. Обобщить знания по изученному произведению; формировать у учащихся навыки анализа и сравнения полученных знаний;
• Развивать и совершенствовать навыки беглого чтения и пересказа; умение работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию; развивать мышление, речь.
• Обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку, отличать добро от зла.
Форма: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.
Оформление: портрет А.С. Пушкина, презентация биографии А.С.Пушкина, детские издания сказок А.С.Пушкина, репродукция картины Врубеля «Царевна Лебедь», аудиозапись «Полёт шмеля».


Эпиграф на доске «"Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!"

А.С. Пушкин.

Ход урока:
Организационный момент

Разделение на группы по разноцветным стикерам.

Пазл из сказок Какие картинки перед вами, чей образ? Иван-царевич, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Снежная королева, Золотая рыбка.

Как вы думаете, с чем связаны эти картинки. Назовите названия сказок.

Ребята! Я хочу спросить у вас: «Какие книги вы любите читать больше всего?», думаю, что большая часть из вас ответит «Сказки!». Конечно, сказки любят все.

Слово учителя. Раз вы собрали пазлы и народных сказок, и сказки известных сказочников.

Сообщение темы и целей урока. От сказки народной к литературной.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Вот и сегодня на уроке мы ещё раз окунёмся в мир сказок, а точнее, в мир сказок великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Тема нашего урока

Новые знания.

Прочитать тексты, пересказать их содержание по цепочке.

1 группа

Трудно найти человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта. Пушкина ещё при жизни называли «солнцем русской поэзии». Проходят годы, а любовь к творчеству А.С.Пушкина становится всё крепче.

Родился поэт 6 июня 1799 года в Москве. Отец, Сергей Львович, принадлежал к небогатому, но старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала - знаменитого «арапа Петра Великого», который был не только любимцем Петра 1, но и боевым офицером, военным инженером, государственным деятелем.

2 группа. У Пушкина были: старшая сестра Ольга и младший брат Лев. Дядя Пушкина, Василий Львович, был известным поэтом своего времени. В доме Пушкиных часто устраивались литературные и музыкальные вечера, в которых маленький Пушкин с восторгом принимал участие. К восьми годам он уже начал писать стихи и эпиграммы. В их семье говорили на французском языке. А любовь к русскому языку привила его няня.

Эпиграмма

1.Один из видов сатирической поэзии, представляющий собою короткое сатирическое стихотворение, обычно высмеивающее какое-л. лицо.

2.Отдельное произведение такого вида поэзии.

3 группа. Эта чудесная русская женщина, чьё имя - Арина Родионовна - известно любому читателю, не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену. а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта. Арина Родионовна была крепостной потомков Абрама Ганнибала. С тех пор как Пушкины взяли ее к себе няней, и вся её жизнь была связана с их жизнью и судьбой.

Веретено́ - приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

4 группа К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни услышал Пушкин много сказок. Возможна, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказки.

Если есть слово значение которого вам не известно, можно задать вопрос другим группам.

Сейчас мы познакомимся с фольклорным вариантом «Сказки о царе Салтане…». Представим, что мы перенеслись с вами во времени и попали в те далёкие годы, когда поэт был маленьким.

Понимание.

Вопросы разминки (Слайд) 1 слово
1.Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
2.Когда он родился? (6 июня 1799 г. )
3.На каком языке говорили в семье Пушкина?( на французском)
4.Когда А. С. Пушкин начал сочинять стихи?( рано, когда был совсем маленьким.)
5.От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны.)
6. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6;5 и1 - не закончил.)
Слайд 3,4,5,6,7
7. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Посмотрите на экран и назовите сказки по очереди . (Слайды - с 8 по 19)

Первичное восприятие.

Давайте вспомним: что такое сказка?
(Сказка - это художественное произведение, в котором есть элементы волшебного и
фантастического).
Какими бывают сказки?
- По авторской принадлежности? (авторские и народные)

-Отличие литературной от народной?
- А по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных)
- Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете первую часть пословицы?

1 группа Как вы понимаете первую часть пословицы?

Сказка - ложь (Сказка- это вымысел, в ней происходят удивительные, невероятные события.)

2 группа Как вы понимаете первую часть пословицы?

да в ней намёк (Сколько бы ни было вымысла, в конечном счете, сказка говорит о реальной жизни)

3 группа

- Как вы понимаете третью часть пословицы? добрым молодцам (В сказочных историях встречаются необычные персонажи, на их образах сказка наставляет и учит нас доброму, разумному.)

4 группа- А какой мудрости учит сказка? - урок ( Учит справедливости, помогает лучше узнать себя и других, учит состраданию, понимать чужую беду, учит трудолюбию, смекалке, выдержке).

Учитель :

Няня. Сашенька, голубчик, спать пора.

Пушкин. А ты расскажешь мне сказку, нянюшка?

Няня. А как же, мой ангел, без сказки-то, слушай…

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвасталась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна государство оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. « Царь женился на меньшей, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решила её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33(тридцатью тремя) мальчиками, 34(тридцать четвертый) уродился чудом - ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, а в заволоке месяц; послали известить о том царя.Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его до пьяна, подменила письмо, в коем написала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дожидаться приезда его для разрешения. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтоб заготовили две бочки: одну для 33 царевичей, а другую - для царицы с чудесным сыном, и бросить их в море. Так и сделано.

Долго плавала царица с царевичем в засмоленной бочке, наконец море выкинуло их на землю. Сын заметил это: «Матушка ты моя, благослови меня на то, на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет». «Господь благослови тебя, дитятко». Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править…»

- Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие имен, как в русской литературе 19 века. Но именно А.С.Пушкина мы считаем родоначальником классической русской литературы.

- Весь наш мир состоит из противоречий: постоянное и изменчивое переплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире непреходящие ценности, рожденные величайшими гениями и выросшие из народных корней.

- А.С.Пушкин писал не только стихи, поэмы, повести, но и сказки. В основе этих сказок лежат народные сказки.

- Сказка, как литературный жанр, имеет свои отличительные признаки. Давайте их уточним. Не зря говорят: «Ты ещё в сказки веришь?» или «Ты рассказываешь сказки» - о каком признаке сказки идёт речь? (О том, что сказка сама по себе - вымысел, там бывают чудеса, волшебство, превращения)

- Какие ещё признаки вы можете выделить? (Победа добра над злом - именно сказки учат нас быть добрыми, открытыми - лучшими; повторы событий, а также зачин и концовка)

- Все названия сказок А.С. Пушкина начинаются со слов «Сказка»: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок. В чём разница?

- Как вы думаете, для чего поэт лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая нам, что это вымысел?

- Прочитайте название сказки, с которой мы будем сегодня работать. Что необычного в названии сказки?

- Обратите внимание на имена героев. Какие они - сказочные или реальные?

- У кого нет имени? Как вы думаете, почему?

- Чувствуется ли отношение автора к своим героям? Какое оно?

- Настроение этой сказки даётся в начале. Какое оно?

- Можно ли считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и её сына?

- Можно ли сказать о других героях сказки, что они являются воплощением зла (добра)? Почему?

Выслушиваются и анализируются ответы групп.

«Сказка о царе… , о сыне, славном и …. богатыре Гвидоне и о ….. Царевне …..» была написана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Этой сказке 181 год. Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка «По колено ноги в золоте». Эту сказку мы с вами читали. Каково ваше мнение по поводу этих сказок? Отличается ли русская народная сказка от сказки, которую написал А.С.Пушкин? в чём сходство и в чём различия в сказках? Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки.

Хорошо ли вы знаете сказку А.С.Пушкина? Проверим.

-Мы займёмся анализом сказки А.С.Пушкина. Расскажите всё что вы знаете о сказке А.С.Пушкина.

(Сказка о царе Салтане … литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, поступки)

Учитель: А. С. Пушкин написал много замечательных произведений, различных жанров. В каждом произведении он точно использует слово для описания событий, поступков героев, их характеров.

Учитель: Прочитайте отрывок из сказки, который вам больше всего понравился.

Ученики выборочно читают понравившийся отрывок.

Учитель: Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему? Как А.С.Пушкин подчеркивает свою симпатию к князю Гвидону? (Слайд 4) Царевне-Лебеди? (Слайд 5)

Словарная работа: находчивый, смелый, защитник, способен на самопожертвование; красива, умна, ласкова, добра.

Ученики зачитывают отрывки-доказательства.

- Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему? Какими отрицательными чертами наделяет их автор? (Слайд 6)

Словарная работа: зависть, злоба, коварство.

- Словами из сказки подтвердите последствия жестокого обмана бабы Бабарихи и сестёр. (Слайд 7)

Ученики читают я отрывки-подтверждения.

- Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?

Ученики высказывают своё мнение.

- Для языка Пушкина характерны точность, образность, яркость.

- Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-904 г.г.) написал музыку к этой сказке. (Слайд 8) Замечательный русский композитор в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина, написал оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Слайд 9) - Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает, что это - сказка? И мало того, сразу уточняет всех его героев? (Хочет привлечь внимание ребят, чтобы они познакомились с этим произведением)

- Приведите примеры, ведь именно по зачину можно легко определить, сказка это или нет. (Дети приводят примеры сказок, акцентируя внимание на зачине). По ходу чтения мы будем находить эти признаки в сказке А.С.Пушкина.

- Перелистайте странички. Посмотрите, какая это большая сказка, и заметьте, она написана не сплошным текстом, а как бы поделена на маленькие части - абзацы. Как вы думаете, для чего так сделал автор? (Возможно, каждый абзац - это маленький эпизод, маленькое действие)

- Опера - это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Слайд 10) Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный. Музыка Римского-Корсакова дала вторую жизнь сказке А.С.Пушкина, сделала её ещё более яркой, многогранной, обогатила её.

Прослушивание оперы.

- Все мы теперь хорошо знаем сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу, ему хотелось увидеть его. Смог ли он осуществить своё желание? Как? (Слайд 11)

Сегодня мы будем пытаться дать характеристику героев по плану.

1.Имя героя. Его место жительства.

2.Действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика.

3.Опиши внешность и характер героя.

4.Отношение автора к герою.

5.Ваше отношение к герою.

( Герои: царь Салтан, Гвидон, царевна Лебедь, повариха.)

Венн диаграмма царь Салтан, Гвидон1-2 группа

Синквейн

Царевна Лебедь, повариха/ткачиха3-4 группа Встреча. Приветствие. Начало. «Разминка». Основная часть. Завершение интервью.

Выборочное чтение сказки)

-Приведите примеры героев, где был показан его характер.

1.В кухне злится повариха (злость)

2. Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене. ( зависть)

3.Ввек тебя я не забуду;

Отплачу тебе добром

Сослужу тебе потом…(благодарность)

Почему произведение называют сказкой?

(В ней происходят чудеса)

- Как вы думаете, для чего нужны чудеса?

(Чтобы исполнять желание, мечту)

- Какие чудеса описаны Пушкиным в сказке?

Одно из чудес - это превращения Гвидона. В кого он превращался, чтобы навестить отца? (зачитать отрывок)

Николай Андреевич Римский - Корсаков к 100 летию А.С.Пушкина написал оперу - сказку.

Физминутка

Сейчас послушаем отрывок из оперы «Полёт шмеля» и немного отдохнём, сделаем физминутку.

- Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и с закрытыми глазами последите за полётом шмеля. Это поможет расслабиться.

Продолжение работы по сказке

- Какие ещё чудеса происходят в сказке? Кто охраняет город? (тридцать три богатыря) (Рассказ наизусть подготовленного ученика)

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

Каждый день идёт там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге -

И останутся на бреге

В тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны как на подбор.

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить

И той стражи нет надёжней,

Ни храбрее, ни прилежней.

- О каком прекрасном чуде рассказывает нам сказка А.С.Пушкина? (Прекрасная Царевна Лебедь)

Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина, декорации и костюмы к опере Н.А.Римского - Корсакова создал великий художник Врубель. Одна из самых известных картин «Царевна Лебедь»

Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками… сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку. Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный.

- Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди в сказке? (добро)

Есть ещё одно чудо в сказке - белочка.

Под ёлкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладёт

И с присвисточкой поёт

При честном при всём народе.

Характеристика героев

Кого из героев можно назвать положительными, а кого отрицательными?

Слайд из презентации

- На примере этой сказки мы ещё раз убедились в том, что добро побеждает зло.

- Добро и зло живут только в сказках? К сожалению, не только. Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро? А зло? Можно ли назвать эти понятия неизменными, вечными? Любовь к сказкам, в том числе и к сказкам А.С.Пушкина, любовь к музыке, живописи, ко всему прекрасному. И желание человека сделать этот мир прекрасным, свободным от зла, счастливым.

Мы с вами тоже можем делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее. Вы мне верите?

Работа над выразительностью чтения. ( 7 мин.)

Озвучивание отрывка фильма- сказки.

Отрывок :

«Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

не женат лишь я хожу».-

«Князь царевну обнимает,

К белой груди прижимает

И ведет её скорей

К милой матушке своей».

Отрывок фильма показывается без звука. Чтение происходит по ролям. (Гвидон, царевна.)

Тест Актив войт

1.Сколько невест предлагалось царю?

а) 1

б)2

в) 3

2.Как отреагировали на выбор царя сестры?

а) обрадовались

б) завидовали

в) устроили пир

3.Чем занялся царь, сразу после свадьбы?

а) уехал воевать

б) уехал собирать налоги

в) занялся хозяйством

4.Кто желал несчастья молодой царице?

а) слуги царя Салтана

б) сватья, ткачиха, повариха

в) враги царя

5.Кого просит Гвидон помочь добраться до суши?

а) ветер

б) волну

в) солнце

6.О чем подумал Гвидон, выбравшись на сушу?

а) о прогулке по окрестностям

б) о добром ужине

в) о новых знакомствах

7.Кем оказался коршун?

а) большой птицей

б) чародеем

в) злым человеком

8.Какого чуда не было в сказке?

а) златоглавого города

б)тридцать три богатыря

в) золотой рыбки.

9.Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостей?

а) превратиться в какое - нибудь насекомое

б) навестить отца

в) начать путешествовать по миру

10.Почему повариха, ткачиха и сватья рассказывают о чудесах?

а) они не хотят отпускать Салтана, боясь, что обман раскроется

б) думают, что таких чудес нет на свете

в) им нравится, что их слушают заморские гости

11.Почему Гвидону так хотелось завести чудеса?

а) он хотел быть самым богатым на свете

б) он надеялся, что отец узнает об этом и приедет к нему

в) он очень любил все волшебное

12.Как были наказаны в сказке ткачиха, повариха и сватья?

а) отпустил их царь Салтан домой

б) заперли в кладовой

в) заставили мыть посуду

Проблемный вопрос.

Чем сказка Пушкина интересна современному читателю?

В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них.

Лампа Алладина,
В сказку нас веди!
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!

Мальчик Чипполино,
Мишка Винни-Пух -
Каждый нам в дороге,
Настоящий друг.

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Итог урока. Рефлексия.

-Продолжи предложения:

Интересным на уроке было…

Трудным было…

Новым было…

Оценивание. Лист оценивания самих себя, друг друга,суммативное.

Д/З Выучить наизусть отрывок из сказки

Чудеса встречаются в жизни? Подарок от белочки!

( Детей и гостей угощают золотыми орешками)














Школа-лицей № 57 им.С.Саттарова



Открытый урок

От сказки народной к литературной.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». А.С. Пушкин



Учитель русского языка и литературы:

Рахимбекова А.Р.












КАРАГАНДА 2013

© 2010-2022