- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа дополнительного образования Лингвистическое краеведение
Программа дополнительного образования Лингвистическое краеведение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Потагина Т.К. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
"Лингвистическое краеведение"
(социально-педагогическая направленность)
Для учащихся13-14 лет
2 года обучения
Составитель: Потагина Т.К.,
учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУСОШ №1
им.М.Аверина
\
Пояснительная записка.
Курс «Лингвистическое краеведение» является основой формирования навыков по развитию устной и письменной речи учащихся в процессе работы с краеведческими материалами.
Программа рассчитана на 2 года (144 часа ) и предназначена для дополнительного образования учащихся 7-8 классов.
Актуальность введения данной программы обусловлена необходимостью формирования индивидуального образовательного пространства учащихся, что представляется возможным за счет включения в процесс их речетворческой деятельности краеведческого материала.
Программа базируется на четырех основных блоках : «Человек и история», «Человек и природа», «Человек и искусство», «Человек и экономика», которые позволяют реализовать главный и системообразующий принцип гуманизации образования. Он предполагает направленность образовательного процесса на развитие социально значимых способностей личности, на приобщение личности к историческим и культурным ценностям родного народа.
Содержание программы имеет огромное воспитывающее значение. Первый цикл ориентирован на воспитание патриотических и гражданских чувств. Содержание второго - развивает любовь к природе родного края . Третий цикл воспитывает чувство прекрасного в человеке через знакомство с произведениями искусства, а четвертый направлен на профессиональное развитие личности
Работа в рамках программы «Лингвистическое краеведение» является развивающей средой, способствует формированию индивидуальных умений находить, анализировать, систематизировать, представлять и перерабатывать информацию, создавать на ее основе собственные тексты. Программа не только расширяет возможности индивидуальной образовательной траектории учеников, но и приводит к установлению ими личностно-значимых связей между лингвистикой и другими образовательными областями.
Цель программы: развитие речетворческих способностей учащихся в процессе изучения краеведческих материалов.
Задачи программы:
• обогащение и расширение знаний о родном крае
• формирование представления о системном характере исторического (краеведческого) материала, сфокусированного на проблемах жизнедеятельности человека
• развитие умений собирать и систематизировать материалы о родном крае
• развитие навыков анализа стилистических особенностей текста
• развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов краеведческой направленности
Практическая цель курса -научить учащихся собирать и творчески перерабатывать информацию на определенную тему краеведческой направленности.
Виды знаний и деятельности, представленные в программе «Лингвистическое краеведение»
Основное содержание программы учебной группы «Лингвистическое краеведение» составляет изучение самостоятельно собранного и систематизированного учащимися краеведческого материала по блоковым темам курса: «Человек и история», «Человек и природа», «Человек и искусство», «Человек и экономика».
.
Вначале учащиеся определяют возможные источники информации и формы работы с ними, знакомятся с библиотечными и музейными фондами, городским архивом, вебсайтом города Валдая, совершают экскурсии.
Следующий этап - это анализ конкретной информацией по темам, ее отбор и систематизация. На этом этапе происходит формирование учебно-исследовательских навыков. Следующий этап - перенос знаний в нестандартную ситуацию.
Творческие работы учащиеся выполняют по индивидуальным жанровым маршрутам и реализуются в конкретных творческих образовательных продуктах.
Тематическое планирование 1 года обучения .
Цикл 1. Человек и история.
№
Тема
теория
практика
Умения и навыки
Формы работы
1
2
Введение
Валдай-моя
родина-
1
1
Умение ставить цель и задачи по самообразованию. Совместное составление плана работы кружка.
Стол находок «Идея». Приемщик идей-учитель. «Находки» сдают индивидуально - группе, затем - приемщику.
3
Легенды о Валдае
1
Самоанализ поисковых действий. Умение оценивать устное выступление по критерию полноты высказывания.
Определение маршрутов поиска материалов о родном крае. Составление «Маршрутной карты поиска».
4
5
Легенды о Валдае.
Угро-финские
пленена и
ильменские
словены как
первожителн
Валдая.
1
Сопоставление вариантов содержания легенд на предмет их сходства по критерию значимости для престижа Валдая.
Чтение легенды. Инсценирование как способ представления содержания легенды. Пересказ близкий к тексту.
6
Валдайское селище -дворцовое село. 15-17 вв.
1
Умение слушать подготовленные выступления по теме, сопоставление их с самостоятельно найденными текстами.
Индивидуальные сообщения по теме. Их коллективное обсуждение.
7
8
Государево село Валдай-
монастырское село Богородицыно.
1
1
Умение анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал устного высказывания.
Выборочное чтение из
разных источников в
соответствии с планом,
предложенным
учителем.
Устные пересказы по
отдельным пунктам
плана.
Запись плана.
Рефлексия.
9
12
Иверский монастырь.
1
3
Умение высказывать собственное мнение по предложенной для обсуждения проблеме.
Экскурсия
Дискуссия на тему: Человек и его имя в истории.
13
14
Ремесла и ремесленники
1
1
Умение составлять сообщения по опорным словам (Ямская, Осташевская, Панская, Стрелецкая слобода)
Групповая работа с информацией текстов по опорным словам. Зашита информации. Рефлексия.
15
16
Колокольное литье.
1
1
Умение выразительно читать текст (отчетливо произносить слова, определять границы предложения, понижать и повышать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение)
Занятие по
выразительному чтению. Обсуждение чтения по критериям выразительности. Составление рассказов, адресованных мастеру Александру Григорьевичу от лица его потомков о судьбе валдайских колокольчиков.
17
18
Транзитное село Богородицыно.
1
1
Умение подбирать факты к предложенным; по теме тезисам. Умение делать вывод по тезисам и фактам, их дополняюпщм.
Строительство текста по тезисной схеме. Работа в парах и мини-группах по формулированию выводов.
19
20
Петропавловская церковь.
2
Умение творческого соотнесения события с его отражением в искусстве.
Экскурсия на кладбище к Петропавловской церкви.
Рисунки
21
22
Село Валдай- город Валдай. Указ Екатерины 2.
2
Умение выявлять стилистические особенности текста официально-делового стиля - Указа «Об учреждении слобод ... Валдая ...городами»
Анализ стилистических особенностей текста по алгоритму учителя.
Анализ содержания газетных статей о юбилейных днях города
23
Герб города.
1
Умение находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Соотнесение текста с изображением герба. Рисование герба, словесный анализ его составляющих. Выявление ассоциаций
24
26
Путевой дворец Екатерины
1
2
Умение определять жанровые признаки текста экскурсии.
Заочная ( разработка по текстам) и очная экскурсия в Дворцовый парк к церкви Екатерины 2.
Сочинения по впечатлениям экскурсии
27
28
Городские ярмарки как отражение жизнедеятельности горожан.
2
Умение соотносить способ
жизнедеятельности с природными и социальными условиями.
Беседа.
Разработка творческого проекта « Ярмарка». Демонстрация проекта.
29
30
Валдай в 19 веке.
2
Умение соотносить
собранные
самостоятельно
материалы по теме с
сообщением
экскурсовода.
Экскурсия в Музей уездного города. Реконструкция текста экскурсии по опорной схеме.
31
32
Валдай в 20 веке.
1
1
Умение располагать события в хронологической последовательности
Групповая работа «Летопись города Валдая. 20 век».
33
34
Валдай в годы ВОВ
1
1
Умение сжато, лаконично пересказывать информацию.
Индивидуальные сообщения о героях ВОВ. Викторина. Экскурсия в Сквер героев
35-36
Улицы Валдая в прошлом и настоящем.
1
1
Умение схематически изображать маршруты движения.
Игра « Такси». Рефлексия.
Цикл 2.
Человек и природа.
№
Тема
теория
практика
Умения и навыки
Формы работы
37-38
Человек и природа валдайского края
2
Самоопределение к
цели
Мозговой штурм.
39-40
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться...
2
Умение описывать состояние среды средствами разговорного стиля.
Экскурсия в природу. Обмен впечатлениями от экскурсии.
41-42
Вообразить -изобразить -преобразить.
1
1
Умение описывать состояние среды средствами художественного стиля.
Сочинения(по материалам экскурсии) и их представление в группах. Обсуждение особенностей созданных текстов.
43-44
Валдайский
национальный
парк.
История
создания.
1
1
Умение выстраивать в хронологической последовательности сменяющие друг друга события
Сбор, систематизация и представление материала в виде таблиц и схем.
45-46
Охрана природы парка.
1
1
Умение определять основные приемы строения
публицистического текста.
Анализ статей из газеты «Валдайский национальный парк».
47-48
Отчего погибают леса?
1
1
Умение использовать в устном и письменном публицистическом высказывании характерные для него языковые средства.
Организация диспута.
Диспут.
Заметка в газету.
49-50
Природа - «храм или мастерская»?
2
Умение описывать состояние среды. Умение описывать состояние человека.
Встреча с работниками национального парка.
51-52.
Птицы
заповедного леса. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.
2
Умение анализировать уровень собственных знаний по теме. Умение выявлять признаки предмета
Викторина. Составление загадок. Представление сообщений. Выпуск «Лесной газеты»
Ребусы.
53
Фауна
национального парка.
1
Умение понимать содержание докладов и сообщений, написанных научным 'стилем.
Слушание доклада, подготовленного старшеклассником или учителем. Соотнесение содержания доклада самостоятельно подготовленной информацией..
54-55
Бианковские чтения.
.
2
Умение составлять стихотворные тексты
Чтение рассказов В.Бианки Составление собственных художественных текстов, их представление в группах. Художественное чтение лучших текстов на «Бианковских чтениях»
Всего 72 часа
Теоретических занятий 17
Практических занятий 55
Тематическое планирование 2 года обучения
Цикл З.
Человек и искусство.
№
Тема
теория
практика
Умения и навыки
Формы работы
1
2
Вводное занятие.
Иерархия культурных ценностей и их истоки
1
1
Самоопределение к учебному курсу.
Презентация программы работы кружка на текущий год. Обсуждение заявленных тем и предполагаемых маршрутов поиска информации.
3
4
5
И зазвонят опять колокола.
1
2
Самоопределение к теме.
Умение составлять тексты разных жанров по заявленной тематике
Обзорная лекция. Экскурсия в музей «Валдайский колокольчик»
Рисунки. Ребусы. Тексты разных жанров.
6
7
8
Художники Валдая.
1
2
Самоопределение к теме.
Обзорная лекция. Экскурсия в Дом народного творчества.
Сообщения о творчестве художников Валдая.
9
10
Музыка и
музыканты
Валдая.
2
Самоопределение к теме.
Обзорная лекция. Экскурсия в Музыкальную школу города и ее музей. Отзыв о произведении
11
12
13
Архитектура и
архитекторы
Валдая.
1
2
Самоопределение к
теме.
Умение устанавливать
межпредметные связи.
Умение соотносить
свои наблюдения с
литературными
источниками.
Экскурсия по городу. Эссе «Я люблю этот город, знакомый до слез...»
Обсуждение текстовых материалов
Разработка презентаций
14
15
16
17
Храмы Валдая, иконопись, храмовая живопись
2
2
Самоопределение к
теме.
Умение производить
необходимые записи
по экскурсионной
теме.
Экскурсия в Иверский монастырь.
Сообщения
Тезисы
написание и защита реферата
18
19
20
Литература о
Валдае.
Поэты и писатели
Валдая.
1
2
Самоопределение к теме.
Библиотечные занятия. Рецензия на художественное произведение. Литературный обзор.
21
22
Культурные ценности Валдая.
1
1
Уметь определять
жанровое своеобразие
публицистической
статьи.
Уметь писать
публицистические
статьи на
искусствоведческие
темы.
Анализ
публицистических статей на
искусствоведческие темы.
Индивидуальная работа по составлению публицистической статьи на искусствоведческую тему. Социализация.
23-24
Культурные ценности Валдая.
1
1
Уметь анализировать портретный очерк и писать сочинение в этом жанре.
Анализ портретного очерка о человеке искусства. Индивидуал ьная работа по составлению портретного очерка о человеке искусства Валдая.
25-27
28
Культурные ценности Валдая.
1
1
Уметь осознано выбирать тему в соответствии со своими склонностями и интересами. Умение отбирать и систематизировать материал.
Работа по индивидуальным и групповым проектам. Представление наиболее яркой, значимой информации для фронтального обсуждения. Беседы.
Индивидуальные консультации
Заметка в газету
29-31
Культурные традиции Валдая.
2
Уметь говорить на определенную тему в специально организованных условиях.
Встречи с людьми
искусства.
Обсуждение проблем
культурной жизни
города.
Статьи в газету о
досуге молодежи и
значимости
культурных традиций
города в жизни
молодых людей.
32 33.
Культурные ценности Валдая.
2
Уметь организовать публичное выступление на искусствоведческую тему
Защита проектов в
группах, на заседаниях
ШНО.
Рецензия на проект.
34-36
Человек в
культуре города
2
Уметь
самостоятельно оценить творческую работу.
Круглый стол. Выставка работ.
Цикл 4
Человек в экономика.
№
Тема
теория
практика
Умения и навыки
Формы работы
37-38
Человек и экономика Валдая.
1
1
Самоопределение к учебному курсу.
Ярмарка профессий.
39
Художественные, кустарные промыслы и ремесла.
1
Умение определять признаки текста, в т.ч. научно-популярного, умение определять 1 типы и средства связи -между частями. Цепная и параллельная связь.
Представление текста. Определение тематической направленности текстов Анализ строения текста.
40
Строчка и вышивка как элементы национальной одежды.
1
Умение обосновать деление текста на абзацы.
Пересказ текста него редактирование. Анализ композиции и композиционных средств.
41-42
Производство изделии из дерева, бересты, лыка, лучины.
1
1
Умение делать выписки из научно-популярного текста.
Пересказы текстов по подготовленным выпискам.
Самооценка и оценка товарища.
43-44
Выпека мучных изделий.
1
1
Умение достраивать научно-популярные тексты.
Устное изложение текста и его творческое продолжение.
45-47
Колокололитейное дело в Валдае.
1
1
Умение составлять конспект научно-популярного текста.
Обзор литературы о колокольчиках Валдая, аннотация публикаций газеты «Колокольный мир»
48
Сувениры и изделия из металла
1
1
Умение составлять
научно-популярные
тексты.
Составление текстов разных жанров о валдайских сувенирах. Социализация.
49-50
51
Промышленность
1
2
Умение составлять план
для выступления по
теме.
Умение составлять
тезисы для выступления
по теме.
Экскурсия.
Подготовка выступления по теме:« Востребованные профессии Валдая». Эссе «Мой выбор». Социализация.
52-53
Транспорт
2
Умение составлять рекламные проспекты.
Творческая лаборатория. Составление рекламных проспектов, маршрутных листов. Знакомство с деловыми бумагами.
54
Строительство
2
Умение брать деловое
Экскурсия на стройки
55
интервью.
города.
Интервьюирование. Статья в газету.
56-57
Сельское хозяйство
2
Умение анализировать тексты делового стиля.
Встречи с представителями сельского хозяйства района.
Интервьюирование.
58
Энергетика
1
Умение соотносить
разностилевые тексты.
Сопоставление деловых бумаг и научно-популярных текстов.
59-60
Коммунальное хозяйство
2
Умение составлять разностилевые тексты на одну тему.
Экскурсии. Интервью.
Статьи на злободневную
тему.
Ранжирование бытовых
проблем.
61-64
Сфера отдыха
2
Умение составлять рекламные проспекты. Умение подбирать обороты речи, необходимые для выражения социальных ценностей.
Рекламное бюро. Ролевая игра «Экскурсбюро» Мозговой штурм проблемы «
Двухнедельный отдых на Валдае».
65-67
Торговля.
2
Умение составлять рекламные проспекты. Умение вести диспут. Умение говорить на экономические тем.
Ролевая игра « Рынок. Спрос и предложение». Диспут « Могут ли на одно площади располагаться и церковь и рынок?»
68-70
Экономика Валдая.
2
Умение разрабатывать и анализировать творческий проект.
Разработка и защита
индивидуальных
проектов.
71-72
Итоговое занятие
1
1
Умение систематизировать разработанные материалы.
Круглый стол. Выставка. Презентации портфолио.
Всего 72 часа
Теоретических занятий 17
Практических занятий 55
Литература для учителя
-
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Директор школы» 2001г.№5 (1 экз)
-
А.Г.Сочагин, Н.П.Яковлева Валдай.//Петербург, 2003 (1 экз.)
-
Дойникова Н.А. Храни огонь родного очага. Хрестоматия к примернолй программе «Человек и искусство» регионального компонента «Новгородский край» Литература .Основная школа (5-9 классы) (8 экз)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
имени М. Аверина г. Валдая Новгородской области
Рекомендовано Утверждаю директор
педсоветом №10 МАОУСОШ №1
от30.08.10 Соколова Г.Н.
Программа
"Психология человека"
(социально-педагогическая направленность)
Для учащихся13-15 лет
2 года обучения
Составитель: Потагина Т.К.,
учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУСОШ №1
им.М.Аверина
г.Валдай
2010г.
Пояснительная записка.
Курс «Психология человека» является реальной основой формирования гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.
Преподавание курса представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Содержание курса будет способствовать развитию таких компонентов личности, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, пониманию интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей. Изучение курса «Психология человека» будет способствовать развитию умения строить свои отношения с окружающими, конструктивному повседневному и деловому общению - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Исходя из этого положений, определены цели и задачи курса.
Цели курса:
-
формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.
-
формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
Основные задачи курса:
-
обеспечить учащихся теоретической психологической информацией
-
побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.
-
формировать и развивать навыки рефлексии и самопознания личностных качеств.
-
способствовать развитию диагностических навыков и способов работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)
-
развивать навыки групповой работы
В содержание курса «Психология человека » включены следующие виды знаний:
-
основные понятия и термины: психология, психика человека, психическое развитие, структура психической деятельности: познавательные психические процессы, эмоционально-волевые процессы, психические состояния, психические свойства личности человека; общение, межличностные отношения, психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга.
-
теории об условных и безусловных рефлексах, об основных процессах нервной системы (возбуждение и торможение), о сигнальной деятельности мозга и т.д.
В содержании курса представлены следующие виды деятельности учащихся:
-
поисковая деятельность по сбору информации.
-
игровая и коммуникативная деятельность.
-
диагностическая и рефлексивная деятельность
-
практическая деятельность, связанная с отработкой умений и навыков общения
Содержание курса ориентирует на применение активизирующих методов и приемов обучения:
-
игра (ролевая, подвижная, малоподвижная)
-
мозговой штурм
-
дискуссия , диспут
-
диалог
-
упражнения (настройки, разогревающие)
-
моделирование
-
самоотчет (диагностика)
На занятиях используются следующие формы работы:
-
индивидуальная работа («И один в поле воин»).
-
работа в парах («Двойки»)
-
работа в малых группах («Тройки и четверки»)
-
работа в группах по 5-7 человек
-
работа всей группы («Круг»)
-
круглый стол
В процессе занятий учащимся предлагается теоретические материалы (основные термины, понятия и пр.) и практический материал ( диагностические методики, тесты, анкеты, опросники, инструкции, алгоритмы действий, способы выполнения, правила)
В ходе проведения курса могут быть использованы следующие средства обучения: изобразительные - иллюстрации, фото, схемы, демонстрационные таблицы, информационные: учебники, учебно-методические пособия, ксероксы из книг и пр.
Курс рассчитан на 144 часа и включает в себя теоретические и практические занятия.
Занятия проводятся 2 раза в неделю
Учебно-тематический план первого года обучения
№
п/п
Тема занятия
теория
практика
1.
Знакомство с группой. Выявление первоначальных знаний по психологии, степень заинтересованности участников.
1
2.
Игра «Диалог»
1
3
Психология как одна из наук о человеке.
1
4-5
Понятие о психике человека.
1
1
6
Игра «Рисую свой портрет»
1
7.
Познавательные психические процессы.
1
1
8
Ощущения: классификации и свойства.
9
Игра «Найти и обезвредить»
10
Внимание как направленность психики человека на объекты
1
1
11
Деловая игра на развитие внимания
1
12
Восприятие, его виды.
1
13
Свойства восприятия
1
1
14
Деловая игра «Идентификация предмета»
1
15
Воображение: виды и формы проявления.
1
16
Творческое воображение
1
17-18
Творческая мастерская
2
19
Мышление, его сущность, типы, виды.
1
20
Мышление, его типы
1
21
Мышление, его виды
1
22
Эмоции, их виды
1
23
Эмоциональные состояния
1
24
Тренинг по управлению эмоциями
25
Понятия «личность».
1
26
Тренинг «Самооценка»
1
27
Самосознание. «Я-концепция».
1
28.
Тренинг «Я-концепция».
1
29
Самопрезентация
1
30.
Понятие о воле, волевые качества личности.
1
31
Темперамент и характер человека.
1
32
Психологическая характеристика темпераментов
1
33
Сангвинический темперамент.
1
34
Флегматический темперамент.
1
35
Холерический темперамент.
1
36
Меланхолический темперамент.
1
37
Тест на определение темперамента
1
38-39
Деловая игра по выявлению и проявлению темперамента
2
40
Общее понятие о характере
1
41
Типическое и индивидуальное в характере.
1
42
Черты характера
1
43
Тестирование на выявление черт характера
1
44
Деловая игра на выявление черт характера
1
45
Диспут «Формирование характера»
1
46
Формирование характера
1
47
Диспут «Самовоспитание как способ формирования характера»
1
48
Потребности и мотивы поведения.
1
1
49
Физиологические потребности
50
Потребность в безопасности
51
Потребность в общении
52
Потребность в уважении
53
Потребность в самореализации, в творчестве
54-55
Деловая игра «Мои потребности»
2
56
Способности и личность.
1
1
57
Природные способности - биологически обусловленные в основе своей (восприятие, память, мышление и т. д.);
1
58
Общие способности (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и др.);
1
59
Специальные способности (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и др.);
1
60
Теоретические и практические; способности, учебные и творческие
1
61
Способности к общению, взаимодействию с людьми.
1
62
Способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать влияние на других, добиваться взаимопонимания)
1
63-64
Диспут «Как развивать способности?»
2
65-66
Самопрезентация « Мои способности»
2
67-70
Консультация по тестированию. Тестирование
3
71-72
Круглый стол «Итоги года»
2
Итого
36
36
Всего
72 часа
Учебно-тематический план второго года обучения
№
п/п
Тема занятия
теория
практика
1
2
Введение. Знакомство с целями и задачами курса. Аннотация учебной литературы и Интернет-источников для самостоятельной работы учащихся.
2
3-4
Круглый стол «Психологическая наука на службе человеку»
2
5
Стороны личности.
1
6
Социальная обусловленность особенностей личности
1
7
Идеалы и убеждения, интересы и стремления личности.
1
8-9
Диспут «Идеалы современной молодежи»
1
2
10-11
Выпуск газеты «Герой нашего времени»
2
12-13
Уровень развития личности и его обученность.
2
14-15
Презентация учебных достижений
2
16-17
Особенности психических процессов личности
2
18
Тренинг на развитие внимания
1
19
Тренинг на развитие восприятия
1
20
Тренинг на развитие памяти
1
21
Биологически обусловленные особенности личности. Особенности темперамента.
1
22-23
Биологически обусловленные особенности личности. Возрастные особенности
1
24
Биологически обусловленные особенности личности. Половые особенности.
1
25-26
Подготовка и защита презентация «Биологически обусловленные особенности личности». Викторина
3
27
Отношение к себе. Чувство собственного достоинства. Тщеславие
1
28
Отношение к себе. Самокритичность. Эгоизм.
1
29
Отношение к себе. Гордость. Скромность. Наглость
1
30-32
Диспут «Добро должно быть с кулаками» Подготовка и проведение
3
33
Отношение к людям. Общительность -замкнутость
1
34
Отношение к людям. Откровенность -скрытность
1
35
Отношение к людям .Чуткость, товарищество, вежливость
1
36-38
Ролевые игры
3
39
Отношение к своему делу.
1
40
Инициативность, настойчивость, преодоление трудностей
1
41
Трудолюбие и лень
1
42
Анализ литературных ситуаций.
1
43-44
Коллективное творческое дело и его анализ
2
44
Влияние коллектива на личность.
1
45
Влияние личности на коллектив
1
46-47
Деловая игра «Лидер»
2
48
Система межличностных отношений
1
49
Деловые отношения личности с группой
1
50-51
Личные отношения личности в коллективе
2
52-55
Деловая игра «Поход». Подготовка, проведения, рефлексия.
4
56-57
Психологическая (не) несовместимость членов группы
2
58
Анализ литературных ситуаций
2
59-60
Причины и варианты развития конфликтных ситуаций
2
61-63
Анализ конфликтных ситуаций внутри учебной группы
2
64-65
Формы социального поведения человека в ситуации конфликта
2
66-68
Просмотр и обсуждение кинофильма
3
69- 70
Рефлексия
2
71-72
Круглый стол. Заключительное занятие.
2
Итого
36
36
Всего
72часа
Список литературы
Литература для учителя
-
Немов Р. С. Общая психология. - М., 2003. 1экземпляр
-
И.В. Дубровина, Е.Е. Прихожан, А.М. Данилова «Психология», - М., 2002. 1 экземпляр
Литература для учащихся
-
Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1989.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.
-
Козлов Н.И. Как относится к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. - М., 1993.
-
Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974.
-
Пиз А. Язык жестов. - Н. Новгород, 1992.
-
10. Умеете ли общаться? / Н.И. Горелов и др. - М., 1991.
-
Белоусова Р.В. «Путь к уверенности в себе: популярное пособие для самообразования старшеклассников и взрослых», - О., 1999.
-
Бернс Р. «Я-концепция и воспитание»,- М., 1996.
-
Москвина Л. «Энциклопедия психологических тестов».- С., 1996.
-
Платонов К.К. «Занимательная психология».- М., 1964.
-
Прутченков А. «Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников». - М., 1996.
-
Римская Р., Римский С. «Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других», - М,. 1997.
Методическое обеспечение
-
Интерактивная доска
-
Доступ к Интернет-сайтам с целью прохождения психологических тестов
-
Видиофильмы и записи радиоспектаклей для анализа психологических особенностей героев и ситуаций.