Программа дополнительного образования Лингвистическое краеведение

Курс «Лингвистическое краеведение» является основой формирования навыков по развитию устной и письменной речи учащихся в процессе работы с краеведческими материалами. Программа рассчитана на 2 года (144 часа ) и предназначена для дополнительного образования учащихся 7-8  классов. Актуальность введения данной    программы  обусловлена            необходимостью формирования индивидуального   образовательного пространства  учащихся, что представляется возможным за счет  включения в процесс  их ре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

"Лингвистическое краеведение"

(социально-педагогическая направленность)

Для учащихся13-14 лет

2 года обучения





Составитель: Потагина Т.К.,

учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУСОШ №1

им.М.Аверина





\
















Пояснительная записка.

Курс «Лингвистическое краеведение» является основой формирования навыков по развитию устной и письменной речи учащихся в процессе работы с краеведческими материалами.

Программа рассчитана на 2 года (144 часа ) и предназначена для дополнительного образования учащихся 7-8 классов.

Актуальность введения данной программы обусловлена необходимостью формирования индивидуального образовательного пространства учащихся, что представляется возможным за счет включения в процесс их речетворческой деятельности краеведческого материала.

Программа базируется на четырех основных блоках : «Человек и история», «Человек и природа», «Человек и искусство», «Человек и экономика», которые позволяют реализовать главный и системообразующий принцип гуманизации образования. Он предполагает направленность образовательного процесса на развитие социально значимых способностей личности, на приобщение личности к историческим и культурным ценностям родного народа.

Содержание программы имеет огромное воспитывающее значение. Первый цикл ориентирован на воспитание патриотических и гражданских чувств. Содержание второго - развивает любовь к природе родного края . Третий цикл воспитывает чувство прекрасного в человеке через знакомство с произведениями искусства, а четвертый направлен на профессиональное развитие личности

Работа в рамках программы «Лингвистическое краеведение» является развивающей средой, способствует формированию индивидуальных умений находить, анализировать, систематизировать, представлять и перерабатывать информацию, создавать на ее основе собственные тексты. Программа не только расширяет возможности индивидуальной образовательной траектории учеников, но и приводит к установлению ими личностно-значимых связей между лингвистикой и другими образовательными областями.

Цель программы: развитие речетворческих способностей учащихся в процессе изучения краеведческих материалов.

Задачи программы:

• обогащение и расширение знаний о родном крае

• формирование представления о системном характере исторического (краеведческого) материала, сфокусированного на проблемах жизнедеятельности человека

• развитие умений собирать и систематизировать материалы о родном крае

• развитие навыков анализа стилистических особенностей текста

• развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов краеведческой направленности

Практическая цель курса -научить учащихся собирать и творчески перерабатывать информацию на определенную тему краеведческой направленности.

Виды знаний и деятельности, представленные в программе «Лингвистическое краеведение»

Основное содержание программы учебной группы «Лингвистическое краеведение» составляет изучение самостоятельно собранного и систематизированного учащимися краеведческого материала по блоковым темам курса: «Человек и история», «Человек и природа», «Человек и искусство», «Человек и экономика».

.

Вначале учащиеся определяют возможные источники информации и формы работы с ними, знакомятся с библиотечными и музейными фондами, городским архивом, веб­сайтом города Валдая, совершают экскурсии.

Следующий этап - это анализ конкретной информацией по темам, ее отбор и систематизация. На этом этапе происходит формирование учебно-исследовательских навыков. Следующий этап - перенос знаний в нестандартную ситуацию.

Творческие работы учащиеся выполняют по индивидуальным жанровым маршрутам и реализуются в конкретных творческих образовательных продуктах.











Тематическое планирование 1 года обучения .

Цикл 1. Человек и история.

Тема

теория

практика

Умения и навыки

Формы работы

1

2

Введение

Валдай-моя

родина-

1

1

Умение ставить цель и задачи по самообразованию. Совместное составление плана работы кружка.

Стол находок «Идея». Приемщик идей-учитель. «Находки» сдают индивидуально - группе, затем - приемщику.

3

Легенды о Валдае

1

Самоанализ поисковых действий. Умение оценивать устное выступление по критерию полноты высказывания.

Определение маршрутов поиска материалов о родном крае. Составление «Маршрутной карты поиска».

4

5

Легенды о Валдае.

Угро-финские

пленена и

ильменские

словены как

первожителн

Валдая.

1

Сопоставление вариантов содержания легенд на предмет их сходства по критерию значимости для престижа Валдая.

Чтение легенды. Инсценирование как способ представления содержания легенды. Пересказ близкий к тексту.

6

Валдайское селище -дворцовое село. 15-17 вв.

1

Умение слушать подготовленные выступления по теме, сопоставление их с самостоятельно найденными текстами.

Индивидуальные сообщения по теме. Их коллективное обсуждение.

7

8

Государево село Валдай-

монастырское село Богородицыно.

1

1

Умение анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал устного высказывания.

Выборочное чтение из

разных источников в

соответствии с планом,

предложенным

учителем.

Устные пересказы по

отдельным пунктам

плана.

Запись плана.

Рефлексия.

9

12

Иверский монастырь.

1

3

Умение высказывать собственное мнение по предложенной для обсуждения проблеме.

Экскурсия

Дискуссия на тему: Человек и его имя в истории.

13

14

Ремесла и ремесленники

1

1

Умение составлять сообщения по опорным словам (Ямская, Осташевская, Панская, Стрелецкая слобода)

Групповая работа с информацией текстов по опорным словам. Зашита информации. Рефлексия.

15

16

Колокольное литье.

1

1

Умение выразительно читать текст (отчетливо произносить слова, определять границы предложения, понижать и повышать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение)

Занятие по

выразительному чтению. Обсуждение чтения по критериям выразительности. Составление рассказов, адресованных мастеру Александру Григорьевичу от лица его потомков о судьбе валдайских колокольчиков.

17

18

Транзитное село Богородицыно.

1

1

Умение подбирать факты к предложенным; по теме тезисам. Умение делать вывод по тезисам и фактам, их дополняюпщм.

Строительство текста по тезисной схеме. Работа в парах и мини-группах по формулированию выводов.

19

20

Петропавловская церковь.

2

Умение творческого соотнесения события с его отражением в искусстве.

Экскурсия на кладбище к Петропавловской церкви.

Рисунки

21

22

Село Валдай- город Валдай. Указ Екатерины 2.

2

Умение выявлять стилистические особенности текста официально-делового стиля - Указа «Об учреждении слобод ... Валдая ...городами»

Анализ стилистических особенностей текста по алгоритму учителя.

Анализ содержания газетных статей о юбилейных днях города

23

Герб города.

1

Умение находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Соотнесение текста с изображением герба. Рисование герба, словесный анализ его составляющих. Выявление ассоциаций

24

26

Путевой дворец Екатерины

1

2

Умение определять жанровые признаки текста экскурсии.

Заочная ( разработка по текстам) и очная экскурсия в Дворцовый парк к церкви Екатерины 2.

Сочинения по впечатлениям экскурсии

27

28

Городские ярмарки как отражение жизнедеятельности горожан.

2

Умение соотносить способ

жизнедеятельности с природными и социальными условиями.

Беседа.

Разработка творческого проекта « Ярмарка». Демонстрация проекта.

29

30

Валдай в 19 веке.

2

Умение соотносить

собранные

самостоятельно

материалы по теме с

сообщением

экскурсовода.

Экскурсия в Музей уездного города. Реконструкция текста экскурсии по опорной схеме.

31

32

Валдай в 20 веке.

1

1

Умение располагать события в хронологической последовательности

Групповая работа «Летопись города Валдая. 20 век».

33

34

Валдай в годы ВОВ

1

1

Умение сжато, лаконично пересказывать информацию.

Индивидуальные сообщения о героях ВОВ. Викторина. Экскурсия в Сквер героев

35-36

Улицы Валдая в прошлом и настоящем.

1

1

Умение схематически изображать маршруты движения.

Игра « Такси». Рефлексия.

Цикл 2.

Человек и природа.

Тема

теория

практика

Умения и навыки

Формы работы

37-38

Человек и природа валдайского края

2

Самоопределение к

цели

Мозговой штурм.

39-40

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться...

2

Умение описывать состояние среды средствами разговорного стиля.

Экскурсия в природу. Обмен впечатлениями от экскурсии.

41-42

Вообразить -изобразить -преобразить.

1

1

Умение описывать состояние среды средствами художественного стиля.

Сочинения(по материалам экскурсии) и их представление в группах. Обсуждение особенностей созданных текстов.

43-44

Валдайский

национальный

парк.

История

создания.

1

1

Умение выстраивать в хронологической последовательности сменяющие друг друга события

Сбор, систематизация и представление материала в виде таблиц и схем.

45-46

Охрана природы парка.

1

1

Умение определять основные приемы строения

публицистического текста.

Анализ статей из газеты «Валдайский национальный парк».

47-48

Отчего погибают леса?

1

1

Умение использовать в устном и письменном публицистическом высказывании характерные для него языковые средства.

Организация диспута.

Диспут.

Заметка в газету.

49-50

Природа - «храм или мастерская»?

2

Умение описывать состояние среды. Умение описывать состояние человека.

Встреча с работниками национального парка.

51-52.

Птицы

заповедного леса. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.

2

Умение анализировать уровень собственных знаний по теме. Умение выявлять признаки предмета

Викторина. Составление загадок. Представление сообщений. Выпуск «Лесной газеты»

Ребусы.

53

Фауна

национального парка.

1

Умение понимать содержание докладов и сообщений, написанных научным 'стилем.

Слушание доклада, подготовленного старшеклассником или учителем. Соотнесение содержания доклада самостоятельно подготовленной информацией..

54-55

Бианковские чтения.

.

2

Умение составлять стихотворные тексты

Чтение рассказов В.Бианки Составление собственных художественных текстов, их представление в группах. Художественное чтение лучших текстов на «Бианковских чтениях»

Всего 72 часа

Теоретических занятий 17

Практических занятий 55

Тематическое планирование 2 года обучения

Цикл З.

Человек и искусство.

Тема

теория

практика

Умения и навыки

Формы работы

1

2

Вводное занятие.

Иерархия культурных ценностей и их истоки

1

1

Самоопределение к учебному курсу.

Презентация программы работы кружка на текущий год. Обсуждение заявленных тем и предполагаемых маршрутов поиска информации.

3

4

5

И зазвонят опять колокола.

1

2

Самоопределение к теме.

Умение составлять тексты разных жанров по заявленной тематике

Обзорная лекция. Экскурсия в музей «Валдайский колокольчик»

Рисунки. Ребусы. Тексты разных жанров.

6

7

8

Художники Валдая.

1

2

Самоопределение к теме.

Обзорная лекция. Экскурсия в Дом народного творчества.

Сообщения о творчестве художников Валдая.

9

10

Музыка и

музыканты

Валдая.

2

Самоопределение к теме.

Обзорная лекция. Экскурсия в Музыкальную школу города и ее музей. Отзыв о произведении

11

12

13

Архитектура и

архитекторы

Валдая.

1

2

Самоопределение к

теме.

Умение устанавливать

межпредметные связи.

Умение соотносить

свои наблюдения с

литературными

источниками.

Экскурсия по городу. Эссе «Я люблю этот город, знакомый до слез...»

Обсуждение текстовых материалов

Разработка презентаций

14

15

16

17

Храмы Валдая, иконопись, храмовая живопись

2

2

Самоопределение к

теме.

Умение производить

необходимые записи

по экскурсионной

теме.

Экскурсия в Иверский монастырь.

Сообщения

Тезисы

написание и защита реферата

18

19

20

Литература о

Валдае.

Поэты и писатели

Валдая.

1

2

Самоопределение к теме.

Библиотечные занятия. Рецензия на художественное произведение. Литературный обзор.

21

22

Культурные ценности Валдая.

1

1

Уметь определять

жанровое своеобразие

публицистической

статьи.

Уметь писать

публицистические

статьи на

искусствоведческие

темы.

Анализ

публицистических статей на

искусствоведческие темы.

Индивидуальная работа по составлению публицистической статьи на искусствоведческую тему. Социализация.

23-24

Культурные ценности Валдая.

1

1

Уметь анализировать портретный очерк и писать сочинение в этом жанре.

Анализ портретного очерка о человеке искусства. Индивидуал ьная работа по составлению портретного очерка о человеке искусства Валдая.

25-27

28

Культурные ценности Валдая.

1

1

Уметь осознано выбирать тему в соответствии со своими склонностями и интересами. Умение отбирать и систематизировать материал.

Работа по индивидуальным и групповым проектам. Представление наиболее яркой, значимой информации для фронтального обсуждения. Беседы.

Индивидуальные консультации

Заметка в газету

29-31

Культурные традиции Валдая.

2

Уметь говорить на определенную тему в специально организованных условиях.

Встречи с людьми

искусства.

Обсуждение проблем

культурной жизни

города.

Статьи в газету о

досуге молодежи и

значимости

культурных традиций

города в жизни

молодых людей.

32 33.

Культурные ценности Валдая.

2

Уметь организовать публичное выступление на искусствоведческую тему

Защита проектов в

группах, на заседаниях

ШНО.

Рецензия на проект.

34-36

Человек в

культуре города

2

Уметь

самостоятельно оценить творческую работу.

Круглый стол. Выставка работ.

Цикл 4

Человек в экономика.


Тема

теория

практика

Умения и навыки

Формы работы

37-38

Человек и экономика Валдая.

1

1

Самоопределение к учебному курсу.

Ярмарка профессий.

39

Художественные, кустарные промыслы и ремесла.

1

Умение определять признаки текста, в т.ч. научно-популярного, умение определять 1 типы и средства связи -между частями. Цепная и параллельная связь.

Представление текста. Определение тематической направленности текстов Анализ строения текста.

40

Строчка и вышивка как элементы национальной одежды.

1

Умение обосновать деление текста на абзацы.

Пересказ текста него редактирование. Анализ композиции и композиционных средств.

41-42

Производство изделии из дерева, бересты, лыка, лучины.

1

1

Умение делать выписки из научно-популярного текста.

Пересказы текстов по подготовленным выпискам.

Самооценка и оценка товарища.

43-44

Выпека мучных изделий.

1

1

Умение достраивать научно-популярные тексты.

Устное изложение текста и его творческое продолжение.

45-47

Колокололитейное дело в Валдае.

1

1

Умение составлять конспект научно-популярного текста.

Обзор литературы о колокольчиках Валдая, аннотация публикаций газеты «Колокольный мир»

48

Сувениры и изделия из металла

1

1

Умение составлять

научно-популярные

тексты.

Составление текстов разных жанров о валдайских сувенирах. Социализация.

49-50

51

Промышленность

1

2

Умение составлять план

для выступления по

теме.

Умение составлять

тезисы для выступления

по теме.

Экскурсия.

Подготовка выступления по теме:« Востребованные профессии Валдая». Эссе «Мой выбор». Социализация.

52-53

Транспорт

2

Умение составлять рекламные проспекты.

Творческая лаборатория. Составление рекламных проспектов, маршрутных листов. Знакомство с деловыми бумагами.

54

Строительство

2

Умение брать деловое

Экскурсия на стройки

55

интервью.

города.

Интервьюирование. Статья в газету.

56-57

Сельское хозяйство

2

Умение анализировать тексты делового стиля.

Встречи с представителями сельского хозяйства района.

Интервьюирование.

58

Энергетика

1

Умение соотносить

разностилевые тексты.

Сопоставление деловых бумаг и научно-популярных текстов.

59-60

Коммунальное хозяйство

2

Умение составлять разностилевые тексты на одну тему.

Экскурсии. Интервью.

Статьи на злободневную

тему.

Ранжирование бытовых

проблем.

61-64

Сфера отдыха

2

Умение составлять рекламные проспекты. Умение подбирать обороты речи, необходимые для выражения социальных ценностей.

Рекламное бюро. Ролевая игра «Экскурсбюро» Мозговой штурм проблемы «

Двухнедельный отдых на Валдае».

65-67

Торговля.

2

Умение составлять рекламные проспекты. Умение вести диспут. Умение говорить на экономические тем.

Ролевая игра « Рынок. Спрос и предложение». Диспут « Могут ли на одно площади располагаться и церковь и рынок?»

68-70

Экономика Валдая.

2

Умение разрабатывать и анализировать творческий проект.

Разработка и защита

индивидуальных

проектов.

71-72

Итоговое занятие

1

1

Умение систематизировать разработанные материалы.

Круглый стол. Выставка. Презентации портфолио.

Всего 72 часа

Теоретических занятий 17

Практических занятий 55

Литература для учителя

  1. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Директор школы» 2001г.№5 (1 экз)

  2. А.Г.Сочагин, Н.П.Яковлева Валдай.//Петербург, 2003 (1 экз.)

  3. Дойникова Н.А. Храни огонь родного очага. Хрестоматия к примернолй программе «Человек и искусство» регионального компонента «Новгородский край» Литература .Основная школа (5-9 классы) (8 экз)











Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

имени М. Аверина г. Валдая Новгородской области





Рекомендовано Утверждаю директор

педсоветом №10 МАОУСОШ №1

от30.08.10 Соколова Г.Н.



Программа

"Психология человека"

(социально-педагогическая направленность)

Для учащихся13-15 лет

2 года обучения

Составитель: Потагина Т.К.,

учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУСОШ №1

им.М.Аверина


г.Валдай

2010г.



Пояснительная записка.

Курс «Психология человека» является реальной основой формирования гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

Преподавание курса представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Содержание курса будет способствовать развитию таких компонентов личности, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, пониманию интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей. Изучение курса «Психология человека» будет способствовать развитию умения строить свои отношения с окружающими, конструктивному повседневному и деловому общению - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Исходя из этого положений, определены цели и задачи курса.

Цели курса:

  1. формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

  2. формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.

Основные задачи курса:

  1. обеспечить учащихся теоретической психологической информацией

  • побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.

  • формировать и развивать навыки рефлексии и самопознания личностных качеств.

  • способствовать развитию диагностических навыков и способов работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)

  • развивать навыки групповой работы

В содержание курса «Психология человека » включены следующие виды знаний:

  • основные понятия и термины: психология, психика человека, психическое развитие, структура психической деятельности: познавательные психические процессы, эмоционально-волевые процессы, психические состояния, психические свойства личности человека; общение, межличностные отношения, психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга.

  • теории об условных и безусловных рефлексах, об основных процессах нервной системы (возбуждение и торможение), о сигнальной деятельности мозга и т.д.

В содержании курса представлены следующие виды деятельности учащихся:

  • поисковая деятельность по сбору информации.

  • игровая и коммуникативная деятельность.

  • диагностическая и рефлексивная деятельность

  • практическая деятельность, связанная с отработкой умений и навыков общения

Содержание курса ориентирует на применение активизирующих методов и приемов обучения:

  1. игра (ролевая, подвижная, малоподвижная)

  2. мозговой штурм

  3. дискуссия , диспут

  4. диалог

  5. упражнения (настройки, разогревающие)

  6. моделирование

  7. самоотчет (диагностика)

На занятиях используются следующие формы работы:

  • индивидуальная работа («И один в поле воин»).

  • работа в парах («Двойки»)

  • работа в малых группах («Тройки и четверки»)

  • работа в группах по 5-7 человек

  • работа всей группы («Круг»)

  • круглый стол

В процессе занятий учащимся предлагается теоретические материалы (основные термины, понятия и пр.) и практический материал ( диагностические методики, тесты, анкеты, опросники, инструкции, алгоритмы действий, способы выполнения, правила)

В ходе проведения курса могут быть использованы следующие средства обучения: изобразительные - иллюстрации, фото, схемы, демонстрационные таблицы, информационные: учебники, учебно-методические пособия, ксероксы из книг и пр.

Курс рассчитан на 144 часа и включает в себя теоретические и практические занятия.

Занятия проводятся 2 раза в неделю





Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Тема занятия

теория

практика

1.

Знакомство с группой. Выявление первоначальных знаний по психологии, степень заинтересованности участников.


1

2.

Игра «Диалог»


1

3

Психология как одна из наук о человеке.

1


4-5

Понятие о психике человека.

1

1

6

Игра «Рисую свой портрет»


1

7.

Познавательные психические процессы.

1

1

8

Ощущения: классификации и свойства.



9

Игра «Найти и обезвредить»



10

Внимание как направленность психики человека на объекты

1

1

11

Деловая игра на развитие внимания


1

12

Восприятие, его виды.

1


13

Свойства восприятия

1

1

14

Деловая игра «Идентификация предмета»


1

15

Воображение: виды и формы проявления.

1


16

Творческое воображение

1


17-18

Творческая мастерская


2

19

Мышление, его сущность, типы, виды.

1


20

Мышление, его типы

1


21

Мышление, его виды

1


22

Эмоции, их виды

1


23

Эмоциональные состояния


1

24

Тренинг по управлению эмоциями



25

Понятия «личность».

1


26

Тренинг «Самооценка»


1

27

Самосознание. «Я-концепция».

1


28.

Тренинг «Я-концепция».


1

29

Самопрезентация


1

30.

Понятие о воле, волевые качества личности.

1


31

Темперамент и характер человека.

1


32

Психологическая характеристика темпераментов

1


33

Сангвинический темперамент.

1


34

Флегматический темперамент.

1


35

Холерический темперамент.

1


36

Меланхолический темперамент.

1


37

Тест на определение темперамента


1

38-39

Деловая игра по выявлению и проявлению темперамента


2

40

Общее понятие о характере

1


41

Типическое и индивидуальное в характере.

1


42

Черты характера

1


43

Тестирование на выявление черт характера


1

44

Деловая игра на выявление черт характера


1

45

Диспут «Формирование характера»


1

46

Формирование характера

1


47

Диспут «Самовоспитание как способ формирования характера»


1

48

Потребности и мотивы поведения.

1

1

49

Физиологические потребности



50

Потребность в безопасности



51

Потребность в общении



52

Потребность в уважении



53

Потребность в самореализации, в творчестве



54-55

Деловая игра «Мои потребности»


2

56

Способности и личность.

1

1



57

Природные способности - биологически обусловленные в основе своей (восприятие, память, мышление и т. д.);

1


58

Общие способности (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и др.);

1


59

Специальные способности (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и др.);

1


60

Теоретические и практические; способности, учебные и творческие

1


61

Способности к общению, взаимодействию с людьми.

1


62

Способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать влияние на других, добиваться взаимопонимания)

1


63-64

Диспут «Как развивать способности?»


2

65-66

Самопрезентация « Мои способности»


2

67-70

Консультация по тестированию. Тестирование


3

71-72

Круглый стол «Итоги года»


2

Итого

36

36

Всего

72 часа













Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Тема занятия

теория

практика

1

2

Введение. Знакомство с целями и задачами курса. Аннотация учебной литературы и Интернет-источников для самостоятельной работы учащихся.

2


3-4

Круглый стол «Психологическая наука на службе человеку»


2

5

Стороны личности.

1


6

Социальная обусловленность особенностей личности

1


7

Идеалы и убеждения, интересы и стремления личности.

1


8-9

Диспут «Идеалы современной молодежи»

1

2

10-11

Выпуск газеты «Герой нашего времени»


2

12-13

Уровень развития личности и его обученность.

2


14-15

Презентация учебных достижений


2

16-17

Особенности психических процессов личности

2


18

Тренинг на развитие внимания


1

19

Тренинг на развитие восприятия


1

20

Тренинг на развитие памяти


1

21

Биологически обусловленные особенности личности. Особенности темперамента.

1


22-23

Биологически обусловленные особенности личности. Возрастные особенности

1


24

Биологически обусловленные особенности личности. Половые особенности.

1


25-26

Подготовка и защита презентация «Биологически обусловленные особенности личности». Викторина


3

27

Отношение к себе. Чувство собственного достоинства. Тщеславие

1


28

Отношение к себе. Самокритичность. Эгоизм.

1


29

Отношение к себе. Гордость. Скромность. Наглость

1


30-32

Диспут «Добро должно быть с кулаками» Подготовка и проведение


3

33

Отношение к людям. Общительность -замкнутость

1


34

Отношение к людям. Откровенность -скрытность

1


35

Отношение к людям .Чуткость, товарищество, вежливость

1


36-38

Ролевые игры


3

39

Отношение к своему делу.

1


40

Инициативность, настойчивость, преодоление трудностей

1


41

Трудолюбие и лень

1


42

Анализ литературных ситуаций.

1


43-44

Коллективное творческое дело и его анализ


2

44

Влияние коллектива на личность.

1


45

Влияние личности на коллектив

1


46-47

Деловая игра «Лидер»


2

48

Система межличностных отношений

1


49

Деловые отношения личности с группой

1


50-51

Личные отношения личности в коллективе

2


52-55

Деловая игра «Поход». Подготовка, проведения, рефлексия.


4

56-57

Психологическая (не) несовместимость членов группы

2


58

Анализ литературных ситуаций


2

59-60

Причины и варианты развития конфликтных ситуаций

2


61-63

Анализ конфликтных ситуаций внутри учебной группы


2

64-65

Формы социального поведения человека в ситуации конфликта

2


66-68

Просмотр и обсуждение кинофильма


3

69- 70

Рефлексия


2

71-72

Круглый стол. Заключительное занятие.


2

Итого

36

36

Всего

72часа




Список литературы

Литература для учителя

  1. Немов Р. С. Общая психология. - М., 2003. 1экземпляр

  2. И.В. Дубровина, Е.Е. Прихожан, А.М. Данилова «Психология», - М., 2002. 1 экземпляр

Литература для учащихся

  • Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1989.

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

  • Козлов Н.И. Как относится к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. - М., 1993.

  • Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974.

  • Пиз А. Язык жестов. - Н. Новгород, 1992.

  • 10. Умеете ли общаться? / Н.И. Горелов и др. - М., 1991.

  • Белоусова Р.В. «Путь к уверенности в себе: популярное пособие для самообразования старшеклассников и взрослых», - О., 1999.

  • Бернс Р. «Я-концепция и воспитание»,- М., 1996.

  • Москвина Л. «Энциклопедия психологических тестов».- С., 1996.

  • Платонов К.К. «Занимательная психология».- М., 1964.

  • Прутченков А. «Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников». - М., 1996.

  • Римская Р., Римский С. «Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других», - М,. 1997.

Методическое обеспечение

  1. Интерактивная доска

  2. Доступ к Интернет-сайтам с целью прохождения психологических тестов

  3. Видиофильмы и записи радиоспектаклей для анализа психологических особенностей героев и ситуаций.

© 2010-2022