- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 9 классе по теме «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Урок литературы в 9 классе по теме «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Романенко И.В. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русской литературы
9 класс
Электронный учебник «Русская литература 9»
Романенко И.В.,
учитель русского языка и литературы
КГУ «НИСЦ РО «Восток»
для одаренных детей» УО ВКО
Тема: «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов в романе
Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Цель: осмысление роли «новых людей» и «особенного человека» в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Задачи:
-
выделить отличительные особенности «новых людей» и «особенного человека», провести сравнительно-сопоставительный анализ основных литературных типов в русской литературе XIX века;
-
развивать критическое мышление учащихся, совершенствовать умение литературоведческого анализа произведения;
-
способствовать созданию условия успешного учения всех учащихся.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Дидактический материал:
-
электронный учебник «Русская литература 9», модуль «Художественная форма», подмодуль «Система персонажей»;
-
слайдовые программы: «Судьба Веры Павловны Розальской», «Александр Матвеевич Кирсанов», «Дмитрий Сергеевич Лопухов»;
-
таблица «Основные литературные типы в русской литературе 19 века»;
-
индивидуальный оценочный лист.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы и приемы использо-вания электрон-ного учебника
1. Организационный
Приветствует учащихся.
Мотивирует учащихся на эффективную работу через напоминание учащимся о значимости изучения темы «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Приветствуют учителя.
1. Организационный
Знакомит учащихся с планом работы на уроке:
-
индивидуальная работа над выполнением тестового задания на повторение изученного материала (30 тестовых вопросов, тест № 1)
-
осуществление пооперационного контроля;
-
определение проблемных сфер учащихся;
осуществление рефлексии определения персонажей произведения [объяснение]);
-
парная работа по заполнению таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века»
(приложение № 1).
Внимательно слушают, запоминают.
2. Контроль знаний
1.Организация индивидуальной работы учащихся
Инструктирует учащихся, знакомит с условиями и правилами индивидуальной работы: каждому ученику необходимо выполнить 30 тестовых заданий. Учитель после каждого выполненного тестового задания обращает внимание учащихся на правильность выбора.
Проверка осуществляется с помощью электронного учебника «Русская литература 9», тест № 1.
По результатам проверки учащиеся заполняют индивидуальный оценочный лист (приложение №2).
Внимательно слушают, проверяют на учебных столах наличие оценочных листов.
1 учащихся работает за компьютером, остальные учащиеся выполняют индивидуальную работу в тетрадях. Учащиеся отслеживают правильность выбора ответа.
2. Определение учащимися проблемных сфер по усвоению данной темы и формулировка учебной задачи на последующие уроки
Нацеливает учащихся на определение проблемных сфер.
Каждый учащийся выделяет трудные для него задания, которые выполнены им с ошибкой.
Учащиеся формулируют учебную задачу на последующие уроки.
По результатам проверки заполняют оценочные листы.
Прием анализа.
Прием дифференци-рования.
Соревнова-тельный прием
3. Организация индивидуальной работы учащихся
Мы говорили, что в данном произведении можно выделить, по мнению А. Луначарского, несколько типов людей: «пошлые», «новые», «особенный человек».
Нацеливает на выполнение интерактивного задания № 19: по данному описанию определите имя героя произведения.
Внимательно слушают, выполняют интерактивное задание № 19. 1 учащихся работает у интерактивной доски. Проверка осуществляется с помощью электронного учебника.
По результатам проверки заполняют оценочные листы.
Прием демонстра-ции по электронно-му учебнику.
3. Ситуация успеха
4. Актуализация знаний учащихся
Организует ситуацию успеха посредством вопросов:
-
Вспомните, кого мы отнесли к "пошлым людям"? Почему?
-
Что нужно сделать, чтобы изменились "пошлые люди"?
-
Однороден ли старый мир?
-
Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?
-
Как называет их автор? Почему?
-
Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?
-
Кого подразумевает автор под новыми людьми?
Учитель направляет, побуждает принять участие в обсуждении круга вопросов проблемного характера.
Учит обобщать, отстаивать собственную точку зрения.
Чернышевский писал: «Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже немало, и быстро становиться больше».
Направляет деятельность учащихся, организует взаимопроверку представляемых презентаций.
Внимательно слушают учителя, ответы одноклассников, вступают в дискуссию.
3 учащихся представляют слайдовые программы, раскрывающие образы «новых людей».
Учащиеся оценивают презентации одноклассников.
4. Ситуация интеллектуального конфликта
5.Парная работа по заполнению таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века» (графа «Новые люди»)
Организует работу по заполнению таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века» (графа «Новые люди»).
Наблюдает, направляет, по необходимости консультирует.
Заполняют таблицу «Основные литературные типы в русской литературе 19 века» (графа «Новые люди»).
5. Фиксация разрыва в знаковой форме
6. Проверка заполнения графы «Новые люди» в таблице «Основные литературные типы в русской литературе 19 века».
Организует обсуждение при проверке графы «Новые люди» в таблице «Основные литературные типы в русской литературе 19 века».
Отвечают, доказывая собственную точку зрения.
6. Контроль знаний
7. Организация индивидуальной работы учащихся.
Нацеливает на выполнение интерактивного задания № 20: напишите, кому из героев принадлежат эти слова?
Внимательно слушают, выполняют интерактивное задание № 20. 1 учащихся работает у интерактивной доски. Проверка осуществляется с помощью электронного учебника.
По результатам проверки заполняют оценочные листы.
Прием демонстра-ции по электронно-му учебнику.
7. Формулировка учебной задачи в словесной форме
8. Организация изучения темы по элементам
Использует электронный учебник, демонстрируя с помощью интерактивной доски «объяснение темы» из подмодуля «Система персонажей».
Внимательно прослушайте материал ЭУ о системе персонажей в произведении.
-
Определите, кто из персонажей произведения Н.Г. Чернышевского относится к главным героям, второстепенным и эпизодическим персонажам?
-
Какой композиционный прием группировки персонажей использует автор в данном произведении?
Внимательно слушают, отвечают, доказывая собственную точку зрения.
Прием изучения по элементам по электронно-му учебнику.
Прием акцентиро-вания внимания.
9. Создание проблемной ситуации.
Использует электронный учебник, демонстрируя с помощью интерактивной доски «объяснение темы» из подмодуля «Система персонажей».
-
Какие проблемы волнуют автора?
-
Какова роль новых людей?
Отвечают, доказывая собственную точку зрения.
Прием создания проблемной ситуации
10. Организация дискуссии по теме: Рахметов - особенный человек
Организует дискуссию посредством вопросов:
-
Среди новых людей есть "высшие люди". Кто они? Почему их еще так мало?
-
Как вы понимаете выражение "разумный эгоизм"?
-
Почему Рахметова называют "особенным человеком"? В чем его особенность?
-
Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.
-
Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете?
-
Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?» Почему?
-
Какие из нижеперечисленных определений имеют отношение к Рахметову?
-
мизантроп;
-
педант;
-
нигилист;
-
ригорист;
-
новый человек;
-
особенный человек;
-
маленький человек;
-
лишний человек.
Организует словарную работу.
Внимательно слушают учителя, ответы одноклассников, вступают в дискуссию.
8. Фиксация разрыва в знаковой форме
11. Парная работа по заполнению таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века».
Организует работу по заполнению таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века» по рядам:
Графа «Лишний человек» - 1 ряд.
Графа «Особенный человек» - 2 ряд.
Графа - «Маленький человек» -3 ряд.
Наблюдает, направляет, по необходимости консультирует.
Заполняют таблицу «Основные литературные типы в русской литературе 19 века» по рядам:
Графа «Лишний человек» - 1 ряд.
Графа «Особенный человек» - 2 ряд.
Графа - «Маленький человек» -3 ряд.
9. Рефлексия собственной деятельности
12. Проверка заполнения таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века».
Проверяет заполненные графы в таблице (по рядам один критерий - 1 пара по цепочке).
Учит анализировать, сравнивать, обобщать.
-
Итог: В чем, по-вашему, преимущество «новых людей» перед «лишними»?
-
Как, на ваш взгляд, соотносятся «новые люди» и «особенный человек»? Нужны ли Рахметовы?
Внимательно слушают ответы одноклассников, вступают в дискуссию, доказывая собственную точку зрения.
По результатам проверки таблицы заполняют оценочные листы.
10. Анализ урока
13. Подведение итогов
Обращает внимание на выставление итоговой оценки за урок в индивидуальных оценочных листах.
Заполняют оценочные листы.
Соревнова-тельный прием.
14. Определение учащимися проблемных сфер по усвоению данной темы и формулировка учебной задачи на последующие уроки
Нацеливает учащихся на определение проблемных сфер.
Каждый учащийся выделяет трудные для него задания.
Формулируют учебную задачу на последующие уроки.
Прием анализа.
Прием дифференци-рования.
11. Домашнее задание
1. Подготовить сообщение:
I вариант - Неоднозначность оценки романа современниками Н. Чернышевского.
II вариант - Актуальность романа в наши дни.
2.Написать эссе: «Как жить?» (по роману «Что делать?»).
-
Презентация по теме: «Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова» (1 ученик)
Записывают домашнее задание.
Приложение № 2 ЛИСТ САМООЦЕНКИ деятельности на уроке литературы
ученика (-цы) 9 «А» класса __________________________________
ФИ
Решение теста
Выполнение интерактивных заданий
Заполнение таблицы
Итоговая оценка
№ 19
№ 20