Урок русского языка в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 классе : Стили речи. Построение текстов художественного, публицистического стиля.

Цели:

  1. Углубить понимание стилей речи, дать понятие об особенностях различных стилей речи и сфере их применения; учить дифференцировать тексты разных стилей;

  2. Развивать языковое чутье при выборе стиля речи, формировать умения определять стилевые черты текста, критически мыслить.

  3. Воспитание культуры умственного труда на основе мыслительных операций .

Ход урока.

1.Организационный этап. Тренинг « Поэтичекая минутка»

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!

Вызов. Беседа. Ученик: Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.

Учитель: Верно,у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации?

Учащиеся: Устная и письменная.

Учитель: в зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких?

Учащиеся: Разговорный стиль и книжный стиль.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о стилях речи. Какую цель вы для себя поставите?

2. Осмысление: Повторение сведений о стилях речи, распознавание стилей прочитанных текстов (упр.37). Прочитать тексты. Указать, к какому стилю относятся тексты.

3. Работа с презентацией. 1. Что такое стиль речи? 2. Какие стили речи выделяются в русском литературном языке? 3. Вы написали по Интернету письмо своему другу. Каким стилем речи вы будете пользоваться? 4. Вы решили написать расписку о получении на прокат коньков. Какой стиль речи вы используете? 5. Какую книгу вы сейчас читаете? Каким стилем она написана? (упр.39).

При усвоении понятия «стиль речи» необходимо обратить пристальное внимание на понятия «речевая ситуация (ситуация общения)», «компоненты речевой ситуации» (обстановка (где?), цель (зачем?), собеседник (с кем?)).Речевую ситуацию можно представить в виде формулы: почему - зачем - кто кому (кого, для кого) - что (о чем) - когда - где - при каких обстоятельствах - как говорит (слушает, пишет, читает). Именно ситуация общения предопределяет выбор языковых средств того или иного стиля для выражения мыслей.

Применение знаний: Решение в группах. Решение стилистических задач.

- Работать вы будете в группах. Каждой будет дана определенная ситуация. Ваша задача - попытаться определить стиль, уместный в данной ситуации и описать правила, которых нужно придерживаться для построения высказывания в этой ситуации. Помощником будет раздаточный материал №1 с направляющими вопросами. У вас 3 минуты.

(групповая работа в течение 3 минут)

Ситуация 1.

Вам нужно рассказать друзьям о вашем участии в соревнованиях по мини-футболу.

Ситуация 2.

Корреспондент канала «ОРТ» ведет репортаж с открытия интеллектуальных игр молодежи.

Ситуация 3.

На конференции микробиологов ученый делает сообщение о результатах своего исследования.

Ситуация 4.

Заведующий производством проводит инвентаризацию товара и готовит отчет для директора.

Ситуация 5.

Поэт пишет торжественное стихотворение, посвященное памяти великого земляка.

5. Работа над текстом (упр41.): Прочитать текст Дмитрия Лихачёва « Человек должен быть интеллигентен» .

6.Рефлексия «Синквейн»

7. Задание на дом: Стили речи учить, упр.38,39.Заполнить таблицу упр .42.



© 2010-2022