Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс по теме Правописание гласных и согласных в приставках

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Ф. И. О. педагога: Фазуллина Н.Р.

Предмет: русский язык
Класс: 5 а

Автор курса: Ладыженская Т.А. и др.

Тема урока: Правописание гласных и согласных в приставках

Цель деятельности учителя

Формировать орфографический навык правописания приставок, в основе которого лежит правило: приставки сохраняют одинаковое написание независимо от произношения: тренировать умение образовывать новые слова с помощью приставок

Тип урока

Урок-путешествие

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на -З и -С; способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; уметь находить и правильно писать приставки с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; применять способ проверки гласных и согласных в приставках.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком, эвристический метод, индивидуальная, фронтальная, в малых группах (парах)

Образовательные ресурсы

nsportal.ru

festival.1september.ru

nsportal.ru

pedsovet. ru

infourok.ru

оборудование

Компьютер, проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, проектор, карточки

Основные понятия

Орфограмма-буква




Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая подготовка к учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

Добрый день, ребята. Меня зовут Нафиса Рамильевна, я работаю в Тахталымской школе. Прошу вас закрыть глаза и вспомнить что-то хорошее и улыбнуться. Открыть глаза и улыбнуться друг другу, гостям. Посмотрите, какие у вас добрые лица. Значит, здесь учатся добрые люди. С добрыми людьми всегда приятно работать.

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на парте, демонстрируют готовность к уроку.

фронтальная

Познавательные: пониманию учебно-познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: работают в парах

Путевой лист

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Эвристическая беседа.

Ребята, какой раздел языкознания вы изучаете? Давайте представим, что Морфемика - это большая страна. Со своими большими городами: Приставка, Суффикс, Корень, Окончание. Сегодня мы с вами совершим путешествие в один из городов страны Морфемики, Приставка.

Приглашаю вас на борт самолета «Знание». Стульчики пододвинули, выпрямили спинки.

Взлетаем. Я приветствую вас на борту самолета. Чтобы нам дали разрешение на посадку в городе Приставка, нужно ответить на вопрос, что такое Морфемика? Что такое приставка?

Ответ:

Мы приземлились в городе Приставка. Посмотрите здесь три улицы: неизменяемые приставки, приставки на з и с, приставки при- и пре-,).

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебные действия в материальной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения.

Устные ответы

3. Целеполагание

Раскрытие сущности новых учебных понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Словесно-иллюстративный рассказ. Использование рисунков.


Что мы будем изучать во время нашего путешествия?

Ответ: Неизменяемые приставки. Правописание гласных и согласных в приставках.

Запишите тему нашего урока: Неизменяемые приставки. Правописание гласных и согласных в приставках.

А какая цель нашего путешествия?

Ответ: чтобы грамотно писать, уметь находить приставки в словах и правильно их выделять.

Молодцы, ребята.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная,

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания;

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточнения информации.

4 Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа , составление связных рассказов об изучаемых нормах.

Чтобы наладить хорошее знакомство с жителями города, давайте проверим умеете ли вы находить приставки в словах.

Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а других нет. Например, в слове собрат со приставка, а в словах сосна, сонный сочетание со входит в состав корня. За работу! Выделите приставки в словах:

  1. ворваться, воевать, ворох, вогнать;

  2. домашний, доверить, доброта;

  3. предвидеть, предсказать, предмет;

  4. заработок, зарево; заходить;

  5. побежать, полоса, полевой, полено.

В каких словах есть приставки?

Ответ: ворваться, вогнать;

Доверить, предвидеть, предсказать, заработок, заходить, побежать. Проверьте себя, если нет ни одной ошибки ставим 5, а если 1 ошибка- 4, две 2 - 3. Сколько человек сделали на 5? На 4? На 3? Оценки не забудьте поставить в маршрутный лист

Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему?

Выслушай все ответы.

Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, объясняют орфограммы.

индивидуальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. возможности в учении;

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний..

Коммуникативные : задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Путевой лист урока

5.Построение выхода из затруднения.

Работа с учебником, Составление связных рассказов об изученных нормах.

В каждой стране есть свои правила. На улице Неизменяемых приставок они тоже есть. Давайте откроем учебники на стр 28 § 82., прочитаем правило..

Выполним упражнение 433 на маршрутном листе. (мин. 3) на выполнение

Кто желает выйти к доске? (к доске вызывай с каждого ряда по одному: пусть два примера сделают.

Вопрос, Назовите слова в которых согласная буква обозначает не тот звук, что слышится.. Что нужно сделать, чтобы правильно писать в словах неизменяемые приставки?

От: Правописание запомнить.

выполнение упражнений., обдумывание ответа на вопрос, объяснение орфограмм.

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания;

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, строят деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Письменная работа, устные ответы


физкультминутка

Поиграем. Что за знаки перед вами?

Если я вам покажу знак корня вы широко разведете руки, если знак приставки подпрыгните, если знак суффикса - сядем встанем, а знак окончания ! хлопаем в ладоши

Молодцы, ребята, садимся

Выполняют элементарные физические упражнения

фронтальная


Выполняют физические упражнения

6.Творческая практическая деятельность при реализации построенного проекта.


На улице неизменяемых приставок живет приставка -С. Она ошибкоопасная. Во-первых, потому , что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим и перед гласным, она не так опасна. Например в словах скатился, стер, сумел вряд ли кто напишет букву з. Зато перед звонкими согласными сбиться, сдаваться, сгорбиться - четко слышится З. но мы - то на эту удочку не попадемся!

Как бы звонко не звучала приставка -с перед звонкими согласными, будем помнить, что она неизменяемая. И пишется всегда одинаково, например. Сбить. Сшить.

выполнение упражнений., обдумывание ответа на вопрос, объяснение орфограмм.


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания;

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, строят деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач


7. первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Обобщение, систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, проверка.

Перед вами лежит карточка с заданием. Вам предстоит работа в парах. Та пара, которая сделает быстрее поднимет руку. Впишите приставку в слова, обозначьте приставки.

  1. _дать контрольную, 2) _гореть в огне, 3) _делать уроки 4) _бегать к другу, 5) _плетение узоров, 6) __бритая борода.

И выставьте оценки в оценочный лист.

Какая приставка пишется? Нет приставки з.

Учитель: подходит к концу время нашего путешествия по улице неизменяемые приставки.

. На прощание сыграем в игру «Составь слово».

Его корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «ученики». Назовите слово.
2. Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыбка» . Назовите слово.
На этом мы заканчиваем свое путешествие по улице «Неизменяемых приставок» А знакомство с другими приставками вы продолжите со своей учительницей.

Работа с заданием, отвечают на вопросы, выполняют упражнения. Принимают участие в обучающей игре.

Индивидуальная, в парах

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные отношения, делают обобщения, выводы.

Работа в парах

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы

Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Как вы думаете, мы достигли цели путешествия.




Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам

Ребята, а вам понравился сегодняшний урок. Какую оценку за работу на уроке вы бы поставили? Кто из вас считает, что поработал на 5 поднимите руки.

Кто поработал на 4 поднимите руки.

Молодцы. Поставьте оценки себе в маршрутный лист.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Ставят оценки в маршрутный лист.

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Оценивание учащимися своей работы на уроке





© 2010-2022