- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс по теме Правописание гласных и согласных в приставках
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс по теме Правописание гласных и согласных в приставках
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фазуллина Н.Р. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: Фазуллина Н.Р.
Предмет: русский язык
Класс: 5 а
Автор курса: Ладыженская Т.А. и др.
Тема урока: Правописание гласных и согласных в приставках
Цель деятельности учителя
Формировать орфографический навык правописания приставок, в основе которого лежит правило: приставки сохраняют одинаковое написание независимо от произношения: тренировать умение образовывать новые слова с помощью приставок
Тип урока
Урок-путешествие
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на -З и -С; способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; уметь находить и правильно писать приставки с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; применять способ проверки гласных и согласных в приставках.
Методы и формы обучения
Наблюдения над языком, эвристический метод, индивидуальная, фронтальная, в малых группах (парах)
Образовательные ресурсы
nsportal.ru
festival.1september.ru
nsportal.ru
pedsovet. ru
infourok.ru
оборудование
Компьютер, проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, проектор, карточки
Основные понятия
Орфограмма-буква
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
Формируемые умения (УУД)
Промежуточный контроль
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая подготовка к учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово:
Добрый день, ребята. Меня зовут Нафиса Рамильевна, я работаю в Тахталымской школе. Прошу вас закрыть глаза и вспомнить что-то хорошее и улыбнуться. Открыть глаза и улыбнуться друг другу, гостям. Посмотрите, какие у вас добрые лица. Значит, здесь учатся добрые люди. С добрыми людьми всегда приятно работать.
Слушают учителя. Размещают учебные материалы на парте, демонстрируют готовность к уроку.
фронтальная
Познавательные: пониманию учебно-познавательную задачу
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции
Коммуникативные: работают в парах
Путевой лист
2. Актуализация и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Эвристическая беседа.
Ребята, какой раздел языкознания вы изучаете? Давайте представим, что Морфемика - это большая страна. Со своими большими городами: Приставка, Суффикс, Корень, Окончание. Сегодня мы с вами совершим путешествие в один из городов страны Морфемики, Приставка.
Приглашаю вас на борт самолета «Знание». Стульчики пододвинули, выпрямили спинки.
Взлетаем. Я приветствую вас на борту самолета. Чтобы нам дали разрешение на посадку в городе Приставка, нужно ответить на вопрос, что такое Морфемика? Что такое приставка?
Ответ:
Мы приземлились в городе Приставка. Посмотрите здесь три улицы: неизменяемые приставки, приставки на з и с, приставки при- и пре-,).
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебные действия в материальной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения.
Устные ответы
3. Целеполагание
Раскрытие сущности новых учебных понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Словесно-иллюстративный рассказ. Использование рисунков.
Что мы будем изучать во время нашего путешествия?
Ответ: Неизменяемые приставки. Правописание гласных и согласных в приставках.
Запишите тему нашего урока: Неизменяемые приставки. Правописание гласных и согласных в приставках.
А какая цель нашего путешествия?
Ответ: чтобы грамотно писать, уметь находить приставки в словах и правильно их выделять.
Молодцы, ребята.
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания
Фронтальная,
Личностные: осознают свои возможности в учении;
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания;
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Задают вопросы для уточнения информации.
4 Выявление места и причины затруднения
Эвристическая беседа , составление связных рассказов об изучаемых нормах.
Чтобы наладить хорошее знакомство с жителями города, давайте проверим умеете ли вы находить приставки в словах.
Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а других нет. Например, в слове собрат со приставка, а в словах сосна, сонный сочетание со входит в состав корня. За работу! Выделите приставки в словах:
-
ворваться, воевать, ворох, вогнать;
-
домашний, доверить, доброта;
-
предвидеть, предсказать, предмет;
-
заработок, зарево; заходить;
-
побежать, полоса, полевой, полено.
В каких словах есть приставки?
Ответ: ворваться, вогнать;
Доверить, предвидеть, предсказать, заработок, заходить, побежать. Проверьте себя, если нет ни одной ошибки ставим 5, а если 1 ошибка- 4, две 2 - 3. Сколько человек сделали на 5? На 4? На 3? Оценки не забудьте поставить в маршрутный лист
Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему?
Выслушай все ответы.
Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.
Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, объясняют орфограммы.
индивидуальная
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. возможности в учении;
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний..
Коммуникативные : задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Путевой лист урока
5.Построение выхода из затруднения.
Работа с учебником, Составление связных рассказов об изученных нормах.
В каждой стране есть свои правила. На улице Неизменяемых приставок они тоже есть. Давайте откроем учебники на стр 28 § 82., прочитаем правило..
Выполним упражнение 433 на маршрутном листе. (мин. 3) на выполнение
Кто желает выйти к доске? (к доске вызывай с каждого ряда по одному: пусть два примера сделают.
Вопрос, Назовите слова в которых согласная буква обозначает не тот звук, что слышится.. Что нужно сделать, чтобы правильно писать в словах неизменяемые приставки?
От: Правописание запомнить.
выполнение упражнений., обдумывание ответа на вопрос, объяснение орфограмм.
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания;
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, строят деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Письменная работа, устные ответы
физкультминутка
Поиграем. Что за знаки перед вами?
Если я вам покажу знак корня вы широко разведете руки, если знак приставки подпрыгните, если знак суффикса - сядем встанем, а знак окончания ! хлопаем в ладоши
Молодцы, ребята, садимся
Выполняют элементарные физические упражнения
фронтальная
Выполняют физические упражнения
6.Творческая практическая деятельность при реализации построенного проекта.
На улице неизменяемых приставок живет приставка -С. Она ошибкоопасная. Во-первых, потому , что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим и перед гласным, она не так опасна. Например в словах скатился, стер, сумел вряд ли кто напишет букву з. Зато перед звонкими согласными сбиться, сдаваться, сгорбиться - четко слышится З. но мы - то на эту удочку не попадемся!
Как бы звонко не звучала приставка -с перед звонкими согласными, будем помнить, что она неизменяемая. И пишется всегда одинаково, например. Сбить. Сшить.
выполнение упражнений., обдумывание ответа на вопрос, объяснение орфограмм.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания;
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, строят деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач
7. первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Обобщение, систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, проверка.
Перед вами лежит карточка с заданием. Вам предстоит работа в парах. Та пара, которая сделает быстрее поднимет руку. Впишите приставку в слова, обозначьте приставки.
-
_дать контрольную, 2) _гореть в огне, 3) _делать уроки 4) _бегать к другу, 5) _плетение узоров, 6) __бритая борода.
И выставьте оценки в оценочный лист.
Какая приставка пишется? Нет приставки з.
Учитель: подходит к концу время нашего путешествия по улице неизменяемые приставки.
. На прощание сыграем в игру «Составь слово».
Его корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «ученики». Назовите слово.
2. Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыбка» . Назовите слово.
На этом мы заканчиваем свое путешествие по улице «Неизменяемых приставок» А знакомство с другими приставками вы продолжите со своей учительницей.
Работа с заданием, отвечают на вопросы, выполняют упражнения. Принимают участие в обучающей игре.
Индивидуальная, в парах
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные отношения, делают обобщения, выводы.
Работа в парах
8.Включение в систему знаний и повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы
Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Как вы думаете, мы достигли цели путешествия.
Коммуникативные:
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Заключительная беседа по вопросам
Ребята, а вам понравился сегодняшний урок. Какую оценку за работу на уроке вы бы поставили? Кто из вас считает, что поработал на 5 поднимите руки.
Кто поработал на 4 поднимите руки.
Молодцы. Поставьте оценки себе в маршрутный лист.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Ставят оценки в маршрутный лист.
Индивидуальная, групповая
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
Оценивание учащимися своей работы на уроке