Конспект урока по русскому языку на тему Подготовка к ОГЭ. Зачем нужно двоеточие? Сочинение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 9 классе.

(Подготовка к ГИА).

Урок - исследование.

Тема: Разбор заданий ГИА.

Зачем нужно двоеточие? (сочинение-рассуждение).

Цели урока:

  • образовательная: систематизация сведений о знаке препинания - двоеточии, формировать умение применять полученные теоретические знания в работе с текстом, систематизация знаний учащихся о корнях с чередующимися гласными, об односоставных предложениях;

  • развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать;

  • воспитательная: воспитание эстетического отношения к слову.

Оборудование урока: раздаточный материал, таблица «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении», компьютер (слайды).

Ход урока.

1.Сообщение темы и цели урока.

Учащимся предлагается совместно определить цели и задачи урока. (Самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА).

- Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать?

(Умение написать сжатое изложение, сочинение-рассуждение, орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории).

-Сформировать все эти умения поможет и этот урок, но мы подробнее остановимся на сочинении в жанре рассуждения (С2.1).

  • 2.Повторение. Корни с чередующимися гласными.

А) Назовите корни, где правописание а/о зависит от конечной согласной корня. (лаг/лож, раст/ рос, скак/ скоч)

Б)От наличия или отсутствия суффикса а. (корни с е/и, кас/кос).

В) От ударения. (гар/гор, клан/клон, твор/твар, зар/зор, плав/плов).

Г) От лексического значения. (мок/мак, ровн/равн).

Д) запишите по памяти слова-исключения.

  • Назовите лишние слова. Работа со слайдами.

Пог..рячиться, р..сток, р..створение, выг..рки, к..са, зар..сли, предл..гаемый, обг..реть, приск..кать, ум..ротворение.

  • Составьте схемы предложений, в состав которых входят односоставные предложения.Определите вид каждого односоставногопредложения. Расставьте знаки препинания.

1.Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

2.Август и покатилось лето под гору.

3.Солнце уже стало низко над горизонтом и надо было поторопиться.

4.Глухая ночь сгущаться и поневоле страшно нам.

3.Знакомство с текстом. Чтение текста учителем.

-Хочу познакомить вас с одной необычной историей. (Текст распечатан и лежит на парте у каждого ученика). Слушая текст, постарайтесь мысленно увидеть и понять все, о чем в нем говорится.

Задания к тексту.

1.Закончите последнее предложение. (Берегите знаки препинания)

2.Определите художественный прием, которым пользуется автор? (Аллегория, т.е. иносказание)

3. Выделите фразеологический оборот. Что означает? (дойти до точки - до предела)

4.В каком словаре можно найти ответ на данный вопрос? (в фразеологическом словаре)

5.Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв? (знаки препинания имеют определенные значения (функции), они помогают человеку правильно оформлять свои мысли на письме)

Дополнительные задания.

-Докажите правильность своего ответа, т.е. назовите функции запятой, восклицательного знака, вопросительного знака, двоеточия по тексту. (запятая-для сложных предложений, восклицательный знак- выразить эмоции, ? - задавать вопросы, : - объяснять свои поступки)

-Что означает последний призыв? (Это предупреждение о необходимости бережного отношения к знакам препинания и к языку в целом, так как он является хранителем человеческих мыслей и человеческих эмоций).

Работа с таблицей.

- Двоеточие - это знак препинания, который вам известен. Расскажите о постановке двоеточия в БСС по таблице.

- Приведите примеры употребления двоеточия в тексте. Объясните функцию двоеточия в каждом предложении. (в1предложении - пояснение; во 2 предложении - причина; в 3 предложении - дополнение; в 5 предложении - прямая речь; в 11 предложении - обобщающее слово при однородных членах.)

Работа над сочинением.

- Из каких частей состоит сочинение - рассуждение? (тезис - аргументы - вывод.)

Оформление тетради. Тезис__________________________

Аргументы_____________________

Вывод_________________________.

-Что обозначает тезис? (основная мысль сочинения)

- Определите главную мысль нашего сочинения «Зачем нужно двоеточие». (Двоеточие - знак препинания, который имеет свои определенные функции и помогает человеку оформлять свои мысли на письме.)

- Подберите доказательства главной мысли сочинения.

(В БСП двоеточие ставится, если вторая часть поясняет, дополняет, указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Кроме того, двоеточие отделяет слова автора от прямой речи, после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Например, в первом предложении текста стоит двоеточие, потому что вторая часть БСП поясняет первую часть. Во втором предложении вторая часть содержит причину того, о чем говорится в первой части. В третьем предложении - дополнение, в пятом предложении - прямая речь, в одиннадцатом предложении - обобщающее слово.)

- Как можно подытожить сказанное? Сделать вывод.

(Для оформления глубокой мысли нужны двоеточия и нужно относиться к ним бережно.)

Рекомендация: найти и привести 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции двоеточия.

Слайд.

При написании сочинения имейте в виду следующее: во -первых, помните вопрос, на который вы отвечаете, во-вторых, - композиционную схему рассуждения (тезис-доказательство-вывод), в-третьих, опирайтесь на материал текста.

Демонстрация слайдов.

Тезис. Двоеточие - знак препинания, который имеет свои функции и помогает человеку оформлять свои мысли.

Доказательства. В БСП двоеточие ставится, если вторая часть поясняет, дополняет, указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Кроме того, двоеточие отделяет слова автора от прямой речи, ставится после обобщающего слова перед однородными членами.

Например, в первом предложении стоит двоеточие, потому что вторая часть поясняет первую часть. Во втором предложении вторая часть содержит причину того, о чем говорится в первой части.

Вывод. Для оформления глубокой мысли нужно использовать двоеточие и бережно к нему относиться.

Итог урока.

- Какова была цель нашего урока?

- Кто уверен, что сможет написать сочинение-рассуждение?

Д/з. Написать сочинение-рассуждение «Зачем нужно двоеточие?».





Раздаточный материал.

Текст.

(1)Однажды в чужом городе мне встретился странный человек: он никогда не смеялся и не ругался, говорил тихо, никогда не повышал голоса, он не задавал никаких вопросов и ничего не боялся. (2)Он был одинок: с ним никто не общался, и он не стремился обрести друзей. (3)Я подумала: должна быть причина такого необычного поведения странного человека.

(4)Обратилась к главному мудрецу города.

(5)И вот что поведал мне мудрец: «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще.(6)За несложными фразами пришли несложные мысли. (7)Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной и той же интонацией. (8)Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало. (9)Он ко всему относился без эмоций.

(10)Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать разные вопросы. (11)Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.

(12)Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

(13)К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи. (14)Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. (15) Берегите… .

(По Г.Каневскому)

Задания к тексту.

1.Закончите последнее предложение.

2.Выделите фразеологический оборот. Что означает?

3.Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв?

© 2010-2022