Конспект к открытому уроку по рассказам А. П. Чехова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных

предметов г. Шебекино Белгородской области»









Интегрированный урок

по литературе и английскому языку

по теме

«Внеклассное чтение по рассказам А.П. Чехова. Отношение автора к героям»


6 класс






Учитель литературы

Алексеенко Н.С.,

учитель английского языка

Киян И.В.

2015 г.

Интегрированный урок

по литературе и английскому языку

в 6 классе


УМК под редакцией Г. Меркина

Литература, 6 класс

Тема: «Внеклассное чтение по рассказам А.П. Чехова. Отношение автора к героям».

Цели урока:

1. Развитие умений анализа художественного текста через рассмотрение способов создания комического.

2. Развитие речи учащихся, актёрских способностей.

3. Развитие лексических, грамматических, произносительных умений говорения и

аудирования.

Задачи урока:

I. Образовательные:

- учить самостоятельно анализировать художественный текст;

- учить работать в парах и группах;

- учить выразительно читать;

- учить инсценировать.

II. Развивающие:

- развивать творческие способности и речь;

- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение;

- способствовать развитию критического мышления, внимания, памяти, механизма репродукции при обучении говорению, творческих способностей.

III. Воспитательные:

- формировать нравственные ценности;

- на примере личности писателя, его требовательного отношения к своему труду воспитывать у учащихся умения критически относиться к себе и доброжелательно к окружающим;

- способствовать расширению кругозора и познавательного интереса учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Наглядные пособия: портрет писателя, эпиграф, иллюстрации, презентация, раздаточный материал, листы самооценки.

Ход урока.

В каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадёжный вздох сострадания к людям, которые не умеют уважать своё человеческое достоинство.

М. Горький

I. Организационный момент.

1. Начало урока.

П. англ. языка: Let's start our lesson! Good morning! We are glad to see you! (Учащиеся: We are glad to see you too). Girls and boys! Today we have got an integrate lesson: Literature and English.

П. литературы:

Здравствуйте, дорогие ученики и гости! Позвольте объявить о цели своего визита к Вам и зачитать официальное обращение к Вам, ученикам 6 А класса. Ой! Что за шутки?! Ну-ка, ребята, посмотрите, не закатились ли под парты имена прилагательные. Ну да, я ищу прилагательные. Наверное, они в дороге высыпались из моего текста. Помогите мне найти их. (Ученики называют различные прилагательные).

Спасибо, ребята!

Теперь читаю: «Мы, Алексеенко Н.С. и Киян И.В., веселые учительницы вкусной школы № 5 прибыли в ваш умный класс с целью дать храбрый урок литературы и английского языка. Мы рады приветствовать небесных гостей и счастливы видеть синие лица учеников. У нас трусливое настроение, а потому не замедлим объявить, что сегодня мы будем говорить о смешном и поднимать настроение ваше и своё.»

- Почему вы улыбаетесь? Что вызвало смех? Как называется приём, который Вас рассмешил? (Несоответствие. В данном случае несоответствие прилагательных существительным).

Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно?

П. литературы: (на экране строки из стихотворения) Попробуйте догадаться, как это стихотворение можно связать с темой нашего урока.

С позволения сказать,

Есть над чем и посмеяться:

Надо всем, друзья, признаться,

Глупых можно тьму сыскать

Между дам и между нами,

Даже, даже … меж царями,

С позволения сказать.

А.С. Пушкин

(Ответы учащихся: « Мы сегодня вновь обратимся к рассказам А.П. Чехова и вместе посмеёмся над его героями и над самими собою»)

2. Целеполагание.

П. литературы: Каковы же цели нашего урока? ( Учиться читать рассказы А.П. Чехова, анализировать, сравнивать; формировать нравственные ценности на примере личности писателя, его требовательного отношения к своему труду, умению относиться к себе и окружающим; закреплять понятия «юмор», «сатира»)

II. Актуализация знаний.

1. Терминологическая работа:

… - вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты (псевдоним).

….- вид комического, изображение героев и ситуаций с целью вызвать смех у читателя (юмор).

…- вид комического, направленный на уничтожающее осмеяние пороков человека и общества (сатира).

- Продолжим работу и постараемся в конце урока ответить на вопрос: чему же учат рассказы и как относится Антон Павлович к своим героям?

Оценка на листах самоконтроля.

2. Проведение викторины.

П. англ. языка: I'm interested what you know about A.P. Chekhov. I suggest you to take part in our questionnaire. I will ask you some questions and you will answer them. I want you to divide into 3 groups. It will be the first group. You will be the second group and you - the third one. I'm interested who will be the cleverest and the most active pupil in your class.

1) Where, when and in what family was A. P. Chekhov born? (He was born in Taganrog in 1860 in merchant's family.)

2) What did Chekhov want to become? (a doctor)

3) A.P. Chekhov graduated a) Kazan University; b) St. Petersburg University; c) Moscow University. (Moscow University.)

4) Which of the Russian writers was the closest friend of Chekhov? (Толстой Л.Н.)

5) What magazines did Chekhov cooperate with? («Будильник», «Стрекоза»)

6) Chekhov wrote a lot of stories, funny and amusing stories, paragraphs. He signed his stories as pen-name. What Chekhov's pen-names do you know? («Человек без селезёнки», «Брат моего брата», "Antosha Chekhonte".)

7) Why were the earlier stories of Chekhov short? (Это были пародии (΄parody). Знание литературной жизни, минимум профессионализма, но интерес к вопросам писательского мастерства.)

8) What humorous stories of Chekhov do you know? («Лошадиная фамилия», «Налим», «Пересолил», «Хирургия»)

9) What was the estate that Chekhov has bought? (Мелихово)

10) Who became a founder of Chekhov's museum in Yalta? (Мария Павловна Чехова)

П. англ. языка: I see that you know very much information about Chekhov. Well done! Say me, please! What is the score? Tell me please who the cleverest pupil is. Well. I would like you to put your marks.

Оценка на листках самоконтроля

3. Работа в парах. Проведение конкурса. А сейчас проверим знание произведений писателя. Работаем в парах.

П. литературы: (раздаёт задания каждой паре)

  1. Вставить пропущенное слово в название рассказов:

  • «…………………………………фамилия» (Лошадиная фамилия)

  • «Смерть……………………………….» (чиновника)

  • «Толстый и……………………………» (тонкий)

  • « Скучная……………………………..» (история)

  • «Палата №…………………………….» (шесть)

  • «Дом с ………………………………...» (мезонином)

  1. Узнать рассказ по ассоциации:

- Ящерица. ………………………………(«Хамелеон»)

- Дворняжка. ……………………………….(«Каштанка»)

- Гайка. ……………………………………..(«Злоумышленник»)

- Зубы. ……………………………………...(«Хирургия»)

- Соль. ………………………………………(«Пересолил»)

-Овёс. ………………………………………. («Лошадиная фамилия»)

Проверка. Учитель читает (или на экране) ответы, а учащиеся проверяют и ставят оценку в листах самоконтроля.

4. Релаксация (на фоне музыки).

П. англ. языка: By the way, it seems to me you are tired. Let's have a rest! Please relax. Sit quiet and comfortable. Imagine you are sitting on the meadow. Breathe in the aroma of the summer meadow. Look at the grass, trees. Look at the flowers. They are beautiful. Imagine that you are going through this wonderful park. You see a lot of nice flowers here. Enjoy the beauties of nature! Look at the daisy!

П. англ. языка: Let's do some exercises for eyes!

I. 1. Blink the eyes quickly.

2. Shut your eyes.

3. Count slowly till 5.

II. 1. Screw up your eyes hardly.

2. Сount till 3.

3. Open your eyes and look into the distance. Look at the daisy!

4. Count till 5.

III. 1. Put your right hand out!

2. Follow the slow movements of the index-finger to the left/to the

right/up/down.

IV. 1. Look at the finger of your stretched hand!

2. Count till 4.

3. Look ahead.

4. Сount till 6.

П. англ. языка: All right! Let's stop there. Thank you!

III. Открытие новых знаний.

П. литературы:

Целеполагание: продолжим работу над рассказами А. Чехова, отмечая в тетради пороки, над которыми смеётся писатель.

1. Инсценирование.

П англ. языка: I suggest you to act out the fragment from the story "The horse's surname".

The horse's surname

У генерала-майора Булдеева разболелся зуб. Ходит из угла в угол и держится за щёку.

Иван Евсеич (приказчик): Your excellency! Ten years ago Яков Васильич served here. He could tell the tale.

Булдеев: Where is he now?

Иван Евсеич: He lives in Saratov now. He helps people to treat teeth. Your excellency! Send him a letter and ask him to treat the teeth.

Булдеев: Rubbish! (Ерунда!)

Иван Евсеич: Try to do it, your excellency!

Генеральша: Send, Alyosha! Why don't you send?

Булдеев: All right! Oh! I can't… (садится за стол, берёт перо в руки). Where to write?

Иван Евсеич: Write, please, your excellency! Town Saratov. Яков Васильич, Васильич. I have forgotten his surname! What is his surname? Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.

Булдеев: What is his surname? Be quick!

Иван Евсеич: Just a minute! Васильич, Яков Васильич… forgotten…. Simple surname…. Like the horse's surname. Кобылин? No. Жеребцов? No.

Булдеев: Жеребятников?

Иван Евсеич: No. Кобылицын… Кобылятников … Кобелев….

Булдеев: Жеребчиков?

Иван Евсеич: No. Not Жеребчиков. Лошадинин….Лошаков… Жеребкин…. No, it is not.

Булдеев: How will I write him?

Иван Евсеич: Just a minute! Лошадкин … Кобылкин …Коренной…

Генеральша: Коренников?

Иван Евсеич: No … no. I have forgotten…

Булдеев: (ходит из угла в угол и стонет) Is he Merinov? (плачущим голосом).

Иван Евсеич: No, not Merinov, your excellency. (вздыхая).

Булдеев: Is it the horse's surname?

Иван Евсеич: Yes, the horse's surname.

Булдеев: I can't stand. Send the doctor! Let take out the tooth! I can't stand…

П. англ. языка: Well done! Your performance was excellent! Put your marks!

П. литературы: Сейчас 2 группа учащихся представит инсценирование рассказа «Хирургия», а вы должны вновь записать в тетради пороки, которые высмеивает Чехов в этом рассказе.

- Оценка инсценирования учителем и проверка записи в тетради.

Самооценка в листах самоконтроля.

IV. Первичное закрепление. (Слово Ходаковой А., которая подготовила сообщение дома)

П. литературы: К творчеству А.П. Чехова обращались многие художники и рисовали иллюстрации к его произведениям. «Смешное убивает»,- говорят французы. Художник - сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.

Самой распространённой формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура.

Что такое карикатура?

( Карикатура - изображение, намеренно подчёркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой - нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния.)

Показ иллюстраций и работ учащихся.

- Что вы, ребята, заметили общее в этих работах? (Это карикатуры на рассказы Чехова, авторы пытаются вторить словам писателя …)

1. Включение нового знания в систему.

1. Выразительное чтение.

П. литературы: Сейчас прочитаем отрывок из рассказа «Толстый и тонкий» и сделаем вывод, над чем смеётся писатель и какие приёмы ему помогают достигнуть цели, т.е. посмеяться над пороками людей. И определить, сатирический или юмористический это рассказ.

(Ответы учащихся: «Этот рассказ сатирический, т.к. автор высмеивает раболепство, пресмыкание, глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д. А достигает своей цели А.П.Чехов, используя такие способы, как:

- 1) неожиданность;

- 2) несоответствие;

- 3) гипербола, литота

Примеры: 1. неожиданное развитие ситуации;

2. несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации, он повторяется, его резкая перемена и внешнего образа и его речи;

  1. гиперболы: «приятели троекратно облобызались..2, «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее…»;

  2. литота: «Сам он съёжился, сгорбился, сузился…его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились…»

V. Закрепление изученного материала.

П. литературы: Как соотносится смысл эпиграфа с рассказами А.П. Чехова? (Безнадёжный вздох сострадания к людям, которые не умеют уважать своё человеческое достоинство» говорит о том, что человек, не уважающий себя, не будет уважаем другими. Ведь главное в жизни - быть полезным людям, а не звания, положение, награды, они не приносят любви и счастья.)

Кроссворд (при наличии времени) об одном из главных пороков - чинопочитание

Самооценка

1. Рефлексия. Самооценка.

П. литературы предлагает учащимся синквейн.

Например: Чехов

Умный, тонкий.

Показывает, обличает, учит.

Мы становимся мудрее, опытнее.

Уроки жизни.

VI. Заключительный этап урока.

П. литературы: Воспитательное значение рассказов Чехова огромно. После них каждый задумается и спросит себя: так ли я живу, какой должна быть моя жизнь. Сам А.П. Чехов говорил: «Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Так как же оносился Антон Павлович к своим героям? ( Он любил людей, но старался обличать пороки, мешаюшие им жить).

К.И. Чуковский заметил, что юмористика Чехова прошла через столько мировых катастроф, а чеховские «однодневки» живут и живут, мы всё смеёмся над героями его рассказов, они звучат молодо, как и раньше. Это благодаря особенностям стиля писателя, свойству чеховской манере письма, его огромной любви к людям.

1. Подведение итогов урока.

П. литературы просит учащихся сказать, что нового узнали на уроке.

(Мы открыли для себя нового А.П. Чехова)

П англ. языка: What did you like at the lesson?

- What was interesting for you at the lesson?

- What was the main idea at the lesson?

- Were the tasks difficult?

- Were the actors good? Who was the best of them? Why?

- Did you like our lesson?

2. Домашнее задание.

Разного уровня:

1. Ответить на вопрос: О чём заставили задуматься рассказы А.П. Чехова?

2. Описать историю школьных друзей от лица «толстого».

3. Сочинить свой рассказ о пороках нашего времени.

- Всем приготовиться к написанию классного сочинения по рассказам А.П. Чехова.

3. Оценки за работу на уроке.

Учитель выставляет оценки самым активным и тем, кто инсценировал произведения, а учащиеся суммируют баллы за урок и передают листы самооценки учителю.















9

© 2010-2022