Литературно-музыкальный вечер Что такое красота, и почему её обожествляют люди (9-11 классы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно-музыкальный вечер

«Что такое красота, и почему её обожествляют люди?». 9-11 классы

А.Н.Гервасовская, учитель русского языка и литературы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Царевская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Волгоградской области

Цель: обратиться к значимым для учащихся темам любви, красоты посредством художественных и музыкальных произведений известных авторов.

Время проведения: в рамках предметных недель.

Оборудование:

  • проектор, экран, ноутбук;

  • презентация;

  • фонограммы: «Баллада о любви» В. Высоцкого, романс «Любовь - волшебная страна», романс на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»); 1-2 песни из репертуара А. Пугачёвой на стихи В. Тушновой;

  • портреты У. Шекспира, В. Гюго, В. Гёте, А.С. Пушкина, А. Ахматовой, С. Есенина, М. Цветаевой, Р. Рождественского, Н. Заболоцкого.

Ход мероприятия

Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о красоте - что это такое, почему её обожествляют люди. У каждого человека есть своё представление о красоте, о прекрасном. А что может быть прекрасней любви? Так или иначе, у каждого человека Любовь своя, особенная, неповторимая, как неповторим каждый человек.

(Показ презентации, подготовленной учащимися, о представлениях разных народов в различные времена о женской красоте)

Учитель. Любовь была, есть и будет одной из ведущих тем в литературе. О любви упоминается в Библии, самой древней, самой первой книге. Древняя мифология изобилует сюжетами о любви.

Ученик 1. Есть легенда, что изначально человек соединял в себе и мужское, и женское начала. Он любил себя и был счастлив. Но любить себя человеку наскучило, и он сказал об этом Богу. Бог рассердился, он разделил человека на две половинки - мужскую и женскую, но разбросал эти половинки по земле. Бог позвал к себе человека и сказал: «Теперь обрести счастье ты сможешь только тогда, когда найдёшь свою половинку. Вы должны встретиться и узнать друг друга. Когда вы обретёте Любовь, у вас будут едины душа и дух».

Учитель. Так кто же придумал Любовь? Когда она пришла к людям? Послушаем «Балладу о любви» Владимира Высоцкого, замечательного артиста театра и кино, автора и исполнителя песен. Тема любви для него - это сама жизнь.

(Звучит «Баллада о любви» В. Высоцкого в исполнении учащихся или в записи)

Учитель. Удивительно, сколько женщин вошло в историю только потому, что их любили поэты!

Ученик 2. Перед женщиной преклонялись во все времена. Поэты и художники воспевали её красоту, в её честь композиторы сочиняли романсы, серенады, арии. И каждый хотел быть лучшим для неё, единственной, неповторимой.

История хранит те имена,

Что связаны между собой любовью,

Попробуйте назвать прекрасных дам,

Когда подскажет имя вам мужское:

Тристан - Изольда,

Одиссей - Пенелопа,

Шах-Джахан - Мумшаз-Махал,

Марк Антоний - Клеопатра,

Ланселот - Гиневра,

Пётр - Феврония,

Рочестер - Джейн Эйр,

Дарси - Элизабет Беннет,

Рэтт Батлер - Скарлет О`Хара,

Ромео - Джульетта,

Отелло - Дездемона,

Иван - Марья,

Руслан - Людмила,

Грей - Ассоль.

Учитель. Перенесёмся мысленно в Англию, страну чудес и загадок.

Ученик 1. Имя Уильяма Шекспира известно во всём мире. Его произведения наполнены переживаниями тревожной молодости - «Ромео и Джульетта», «Гамлет», сонеты. Все произведения Шекспира пронизаны любовью…

Чтец.

Как в зеркало, глядясь в твои черты,

Я самому себе кажусь моложе.

Мне молодое сердце даришь ты,

И я тебе своё вручаю тоже.

Старайся же себя оберегать -

Не для себя: хранишь ты сердце друга,

А я готов, как любящая мать,

Беречь твоё от горя и недуга.

(Звучит романс «Любовь - волшебная страна»)

Учитель. Давайте представим, что мы теперь в Париже, в стране сбывшихся желаний…

Ученик 2. (Выступление сопровождается музыкой, возможно, показом презентации, создающими соответствующее настроение). Париж всегда обладал особым свойством постоянно быть привлекательным. Трудно не оказаться под очарованием этого магического и таинственного уголка мира.

Влюблённые гуляют по улицам города, бродят вдоль набережной Сены, задерживаются в жёлтом свете фонарей парижской ночи и шепчутся под липами на бульваре Сен-Жермен…

Париж - это место, где любовь идёт за человеком по пятам. Кажется, даже голуби на парижских крышах воркуют о прекрасном чувстве.

Франция - традиционно - страна пылких признаний и, конечно же, трубадуров.

Ученик 1. Представление о рыцарской любви к Прекрасной Даме, воспетое трубадурами, долгое время вносило особый колорит и в жизнь известного писателя Виктора Гюго - автора таких произведений, как «Человек, который смеётся», «Собор Парижской Богоматери». Многие годы он жил, не зная, что такое любовь, пока не встретил её, Жульетту Друэ.

Жульетта - актриса одного из парижских театров - покорила писателя нежностью и красотой.

Она была не просто возлюбленной, но и другом, помощницей Гюго: «…мой Виктор… я вижу тебя во всём прекрасном, что меня окружает. …ты само солнце, которое освещает, греет и возрождает жизнь».

В 75 лет Жульетта скончалась, а вскоре умер и Виктор Гюго, в день именин своей возлюбленной, Жульетты Друэ.

Учитель. Продолжаем наше путешествие. Теперь мы в Германии…

Ученик 2. Германия богата знаменитыми именами. Среди них имя Иоганна Вольфганта Гёте. Юный Гёте воспитывался в семье, где царили покой и нежность. С детства он мечтал о настоящей любви.

Чтец.

Сердце, сердце, что случилось,

Что смутило жизнь твою?

Жизнью новой ты забилось,

Я тебя не узнаю.

Всё прошло, чем ты пылало,

Что любило и желало,

Весь покой, любовь к труду, -

Как попало ты в беду?

Учитель. Мы побывали с вами в других странах, многое услышали и теперь возвращаемся в Россию. Мы не сможем проследить за творчеством всех поэтов, это просто невозможно, а обратимся к творчеству только некоторых из них.

Ученик 1.

Я вас любил,

Любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

Конечно же, вы узнали эти прекрасные строки. А.С. Пушкин обращался к теме любви в разные моменты своего творчества.

Ученик 2. Пушкин находится в ссылке в Михайловском. В июне 1825 года в соседнее имение Тригорское приехала А.П. Керн. Пушкин и раньше встречал её в Петербурге. Эта женщина привела поэта в неописуемый восторг. Она внушила ему чувство самое чистое и глубокое, стала источником высочайшего вдохновения.

Чтец. («Я помню чудное мгновенье»)

Ученик 1. Двадцатый век дал нам целую плеяду замечательных поэтов любовной лирики: А. Ахматова, С. Есенин, М. Цветаева.

Будучи известной поэтессой, Марина Цветаева познакомилась в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены её лучшие стихи.

(Звучит романс на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»)

Ученик 2. Роберт Рождественский - выдающийся поэт ХХ века. Но и в наши дни Р. Рождественский широко известен как создатель лирических и гражданских стихотворений.

Большое место в творчестве Р. Рождественского занимает любовная лирика. Путь к любимой для поэта - это всегда непростой путь, это поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья. «Всё начинается с любви…» - программное стихотворение поэта.

Чтец. («Всё начинается с любви…»)

Ученик 2. Поэт Андрей Вознесенский был другом Роберта Ивановича. В своих воспоминаниях он донёс до нас красоту духовного облика Роберта Рождественского: «…он человек искренний, чистый, полный доброты. Это самое главное в нём было».

Ученик 1. С исполнения песен на стихи этого автора началась слава Аллы Пугачёвой как драматической певицы. Кто это? Послушайте отрывок из стихотворения.

Чтец.

Сто часов счастья…

Разве этого мало?

Я его, как песок золотой,

Намывала,

Собирала любовно, неутомимо,

По крупице, по капле,

По искре, по блёстке,

Создавала его из тумана и дыма,

Принимала в подарок

От каждой берёзки…

Ученик 1. Это стихотворение принадлежит замечательной поэтессе Веронике Тушновой. Она была, быть может, самой красивой женщиной русской поэзии ХХ века. «Самой красивой и самой несчастливой»,- так писала о ней её современница поэтесса Юлия Друнина. Но это не совсем так. Вероника умела быть самой счастливой в любви и о любви писала много.

(Звучит одна из песен из репертуара А. Пугачёвой на стихи В. Тушновой)

Ученик 2. Прослушайте ещё один фрагмент замечательного произведения. Как вы думаете, кто автор этих строк?

(Звучит отрывок из песни или из стихотворения)

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда - то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

Не весёлая, не печальная,

Словно с тёмного неба сошедшая,

Ты и песнь моя обручальная,

И звезда моя сумасшедшая.

Ученик 2. Это Николай Заболоцкий, его стихотворение «Признание» - одно-единственное стихотворение о любви, посвящённое возлюбленной.

Ни в молодости, ни в зрелые годы Николай Заболоцкий стихов о любви не писал. Эта странная особенность отличала его от всех поэтов мира.

Чтец.

Скажи, любовь, воистину ли взору

Желанная предстала красота,

Иль то моя творящая мечта

Случайный лик взяла себе в опору?

Тебе ль не знать? - Ведь с ним по уговору

Ты сна меня лишила. Пусть! Уста

Лелеют каждый вздох, и залита

Душа огнём, не знающим отпору.

Ты истинную видишь красоту,

Но блеск её горит, всё разрастаясь,

Когда сквозь взор к душе восходит он;

Так обретает Божью чистоту,

Бессмертному творцу уподобляясь, -

Вот почему твой взгляд заворожён.

Учитель. Так что же такое любовь? Красота - внешняя и внутренняя, духовная. А что такое красота? Это любовь, которая обожествляет красоту.

О любви можно говорить бесконечно. Без любви, как и без красоты, жизнь была бы серой, скучной, однообразной. Строки любви вечны, как сама жизнь, нет и не будет им конца, пока жив на Земле человек.

Литература

  1. Читаем, учимся, играем. - 2006. - №8.

  2. Читаем, учимся, играем. - 2006. - №12.

  3. Читаем, учимся, играем. - 2007. - №8.

  4. Читаем, учимся, играем. - 2007. - №11.

Интернет - ресурсы

  1. romanticcollection.ru

  2. Библиотека поэзии. Стихи русских поэтов.

© 2010-2022