Статья на тему Внеклассная работа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Валиева Элмира Энверовна - учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МБОУ «Татаро-английская гимназия №16» Приволжского района города Казани. Казань-420138, улица Дубравная, д.51а, [email protected], 8-9274-177908

Внеклассная работа по русскому языку.


К внеклассной работе по русскому языку в современной школе проявляется большой интерес. Это объясняется тем, что задается тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней социокультурной ситуации.

Внеклассную работу по русскому языку ни в коем случае нельзя путать с дополнительными занятиями или работой с отстающими, которые организовываются для оказания помощи ученикам, которые по той или иной причине не усвоили программный материал и должны восполнить пробелы в знаниях. Тем более нельзя всю внеурочную работу заменять такими занятиями. Внеклассная работа имеет в виду не какую-либо часть учащихся, выделяемую по успеваемости или степени подготовленности, а всех учеников, так или иначе проявивших свою заинтересованность данным предметом. Внеурочная работа по русскому языку обязательна для организации нормальной работы школы. Дополнительные занятия с отстающими - это экстренная мера, вызванная «чрезвычайными» обстоятельствами.

Овладение таким предметом, как русский язык, имеет и другие особенности: во-первых, язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения; во-вторых, связь теории с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно.

Учесть эти преимущества изучения русского языка - это значит привлечь внимание учащихся прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Воздвигнутые положения можно с успехом осуществить, организуя систематическую, планомерную внеурочную работу по русскому языку, начиная с 1 класса. Необходимость проведения внеклассных занятий с младшими школьниками диктуется, во-первых, желанием детей узнать нечто новое о русском языке и, во-вторых, методическими соображениями: внеклассные занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словаря, развитию речи; внеклассные занятия дают возможность пробудить у школьников интерес к предмету, привить любовь к русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.

Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном году параллельно с классными занятиями. Однако отдельные виды внеурочной работы, особенно настоящие эпизодический характер, могут проводиться и в каникулярное время (например, олимпиада). Классная и внеклассная работа дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно претворение в жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.

Обычно внеклассная работа тесно связана с уроком, но она, тем не менее, постоянно стремиться к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие - тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы - составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана, развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и опираться на них. Внеурочная работа, таким образом, может быть признана своеобразной формой научной популяции.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. И в этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

В любом школьном учреждении внеклассная работа по русскому языку позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Интерес является движущей силой внеклассной деятельности школьников . Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то КВН, лингвистический турнир, выпуск газеты, устного журнала, олимпиада. Во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональные (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.

Занятия в лингвистических кружках способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи. В этом состоит большая общественная значимость школьной кружковой работы по русскому языку.

По своему характеру деятельность обучающихся в кружках может быть разнообразной. Эта подготовка докладов - сообщений по различным проблемам языкознания, решение занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовка материала для выпуска стенных газет, бюллетеней, для проведения классных и общешкольных олимпиад и многое другое.

Не один год вела кружок «Занимательная грамматика». Главной целью его является пробуждение интереса к занятиям русским языком: выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы.

В организационном отношении кружок представляет собой группу учащихся, состоявших из 10-15 человек. На первом же занятии избираем старосту и актив кружка, куда входят редактор стенной газеты, художник, массовики-затейники, лицо, отвечающее за подготовку и использование технических средств.

Занятия кружка ведутся по плану, который разрабатываю на весь учебный год. План обсуждается на первом занятии и после соответствующих коррективов утверждается всеми его членами.

В 5-6 классах на первых занятиях чаще всего применяю игровые методы. На внеклассных занятиях широко использую игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества учащихся. Все это, способствуя успешной реализации принципа занимательности, порождает у учащихся естественное желание узнать как можно больше нового из области лингвистики.

Учащиеся с удовольствием разгадывают шарады, решают занимательные задачи, декламируют стихи с юмористическим содержанием. Лишь через некоторое время учащимся предлагаю задания: подготовить небольшие по объёму сообщения-доклады. Учащимся старших классов усложняю задания и методику их проведения. Им можно предложить самостоятельно выпустить газету, рукописный журнал, подготовить тематические вечера для начальных классов и т. п.

В работе кружка занимательной грамматики выделяю три части:

1. Игровая часть;

2. Теоретическая часть;

3. Практическая часть.

Продолжительность кружка в 6-7 классах может составлять 40-45 минут, 5 минут уделяю выводам и обобщениям, 10-15 минут учащиеся занимаются практическими делами кружка.

Представляю примерный план работы кружка «Занимательная грамматика».

1 полугодие.

1. Как ты слышишь звуки и пишешь слова?

2. Как ты слышишь звуки и произносишь слова?

3. Научись правильно определять смысл слов.

4. Научись правильно писать трудные слова.

5. Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?

6. Знаешь ли ты, что такое синонимы?

7. Антонимы - зачем они?

8. Как вас зовут?

2 полугодие.

1. Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

2. Интересное о падеже имён существительных.

3. Роль имён прилагательных в связной речи.

Большая заинтересованность школьников внеклассной деятельностью связана с использованием различных форм внеклассных занятий. В течение многих лет складывались и оправдали себя на практике такие формы, как олимпиады, кружки русского языка, устные журналы и др. В последние годы широкое распространение получили неделя русского языка, час занимательной грамматики, классный уголок, грамматические турниры…

В своей работе использую массовые формы:

- рукописные журналы, стенные газеты, уголок русского языка

- устные сообщения-доклады, радиопередачи, устные журналы, встречи с интересными людьми;

- вечера, утренники ;

- диспуты и конференции ;

- конкурсы, викторины, олимпиады, турниры ;

- праздники («Путешествие в страну Русского языка», «День русского языка», «Неделя русского языка».)

Во внеклассной работе различают и групповые формы::

- кружки, экспедиции, экскурсии и т.п. - формы, отличающиеся активной деятельностью учащихся, охватывающие от всего класса до нескольких учеников;

- клубы, общества, школьные музеи - формы, отличающиеся активной деятельностью учащихся, охватывающие работой учащихся разных возрастов.

К индивидуальным формам внеклассной работы относят:

- выполнение поручений кружка, классного коллектива, учителя, то есть исполнительская деятельность, элемент творчества незначителен либо отсутствует вовсе; поручение выполняется в короткий срок;

- выполнение творческого задания (с элементами исследования); эти задания рассчитаны на более длительный срок исполнения.

. В последнее время следует отметить появление новых форм внеурочной работы, возникших на основе телевизионных игр девяностых годов двадцатого века. Это игровые формы состязательного характера: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы», «Кроссворд».

Таким образом, в опыте передовых школ внеклассная работа является мощным дополнительным средством формирования интереса к предмету, средством расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.













© 2010-2022