КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ О-Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

ПО ТЕМЕ: «СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ О-Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ»

Алахтаевой Натальи Валериевны,

учителя русского языка и литературы

ЦДО ГБОУ РХ «Школа-интернат

для детей с нарушениями зрения»,

город Абакан.

Цель: узнать о правописании соединительных гласных О и Е в сложных словах.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

1) повторить основные способы образования слов;

2) познакомить учащихся со сложением как способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о-е;

3) научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах.

II. Коррекционно-развивающие:

1) развивать способность различать случаи написания соединительных гласных о-е;

2) развивать умение устанавливать элементарные связи; развивать логическое мышление;

3) обогащать словарный запас детей.

III. Воспитательные:

1) воспитывать интерес к слову, показать изобразительные возможности словообразования;

2) воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

3) воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Оборудование: ПК, толковый словарь, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать (запись учащимися числа, «Классная работа»).

2. Актуализация знаний.

Письменный словарный диктант по теме прошлого урока «Гласные в приставках при- и пре-»:

Пр..богатый, пр..многоуважаемый, пр..открытый, пр..занятный, пр..росший, пр..умолкать, пр..школьный, пр..цепить.

3. Постановка учебной цели.

Повторение уже известных обучающимся способов образования слов.

- Дайте связный ответ на вопрос: « Какие основные способы образования слов в русском языке вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответ примерами» (приставочный (потемнеть от темнеть), суффиксальный (домик от дом), приставочно-суффиксальный (перелесок от лес), бессуффиксный (переход от переходить), сложение (лесопарк) и т.д.).

- Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова? (сложение основ с помощью соединительной гласной о/е (пароход), без соединительной гласной (Ивангород), сложение слов (диван-кровать)).

4. Усвоение новых знаний.

Работа с таблицей:

- Внимательно рассмотрите таблицу. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Как бы вы сформулировали проблему, над которой мы будем сегодня работать? Определите цель и задачи сегодняшнего урока.

Самовар

Пулемет

Свежемороженый

атомоход

путепровод

пешеход

снегопад

дождемер

птицелов

- В чем особенность слов, включенных в таблицу? (все они имеют 2 корня).

- С помощью каких гласных они соединяются? Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной О и Е?

- Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке?

- Что нужно написать в первой строчке таблицы? (после твердых согласных, после мягких согласных, после шипящих и Ц).

- Как нужно озаглавить таблицу? (Соединительные гласные о-е в сложных словах).

- Дополните таблицу своими примерами.

Вывод: Соединительная гласная О пишется после твердых согласных. После мягких согласных, шипящих и Ц пишется соединительная гласная Е (чтение правила на стр. 119. Запись темы в тетради).

5. Первичное закрепление знаний.

1) Откройте учебник на странице 119, выполните упражнение 215.

Из каждой пары слов образуйте сложное слово с теми же корнями. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Образец: вода, падать водопад

Вода, падать. Лес, рубить. Каша варить. Газ проводить. Лед колоть. Общий жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Пуля, метать. Сад, водить. Путь, шествовать.

6. Физ. минутка. Гриша шел.
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)

7. Закрепление изученного материала.

1) Творческий диктант. Замените словосочетания одним сложным словом, подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

Тот, кто сидит дома (домосед); тот, кто разводит пчел (пчеловод); любить труд (трудолюбие); люди одной фамилии (однофамильцы); там хранят овощи (овощехранилище); ученики старших классов (старшеклассники); приспособление для ловли мышей (мышеловка); лечение грязями (грязелечение); человек, который плавает в море (мореплаватель).

2) «Отгадай загадку». Ребята, мы продолжаем словарный диктант, вы должны отгадать загадки. Ответом будет сложное слово с соединительной гласной. Подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

а) Летит, как птица, жужжит, а крыльями не машет (самолет).

б) Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолет, самолет).

в) Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

г) Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор -глотает он и пыль, и сор (пылесос).

д) Чудо дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).

е) На что ни взглянет этот глаз - все на картинке передаст (фотоаппарат).

3) «Найди себе пару». А сейчас мы поиграем. Каждый из вас получит листок, на котором написано то или иное слово. Ваша задача - создать из слов левого и правого ряда одно сложное слово при помощи соединительной гласной.

Вода

О

Е

Колоть

Гром

Крушение

Земля

Рубить

Корабль

Отводить

Край

Провод

Лед

Падать

Лес

Мерить

Нефть

Ведать

Огонь

Ловить

Пеший

Ферма

Птица

Ходить

Рыба

Тушить

8. Рефлексия.

Урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

- С каким способом образования слов мы сегодня познакомились?

- Отчего зависит выбор соединительных гласных О или Е в сложном слове?

- Выполнили мы поставленные цели? Молодцы! Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

9. Объяснение домашнего задания.

Параграф 41 (учить правило), стр. 120 упр. 216 (по заданию).


© 2010-2022