- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программ по литературному чтению
Рабочая программ по литературному чтению
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павленко А.А. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
.
Рабочая программа
по литературному чтению для 2 класса по УМК «Планета знаний»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
-
-
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
-
Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год
-
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Пояснительная записка
Изучение литературного чтения в начальной школе направлена на достижение следующих целей:
-
развитиехудожественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
-
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-
воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Литературное чтение в особой мере влияет на решение следующих задач:
-
формирование потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-
развитие навыков чтения вслух и «про себя»; устной и письменной речи; воображения, творческих способностей ребенка;
-
освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;
-
устной и письменной речи;
-
формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
-
обогащение представлений ребенка об окружающем мире.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитания ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями добром, справедливостью, правдой и т. д.
Количество часов в год - 136 ч. Количество часов в неделю -4ч.
Виды и формы контроля.
Виды: вводный, тематический, промежуточный, итоговый.
Формы: самостоятельная работа, устный опрос, тесты, доклад, творческая работа, проверка осознанного чтения. Контроль: Наизусть 11
Внеклассное чтение - 12
Проверка техники чтения - 4
Содержание учебного предмета.
-
Вспомним лето (11 ч.)
Произведение выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения.
-
Народные песни, сказки, пословицы. Песни. (6 ч.)
Устное народное творчества. Зарубежные произведения устного народного творчества.
-
Сказки народов России. ( 11 ч.)
Народные и авторские сказки . волшебные и бытовые сказки. Зарубежные народные сказки. Произведения зарубежной литературы. Колыбельные песни.
-
Сказки народов мира. (3 ч.)
Произведения зарубежной литературы.
-
Пословицы. (2 ч.)
Жанры произведений: пословицы о труде, о Родине.
-
Зимние картины. (9 ч.)
Научно - популярные произведения. Текст, мысль текста. Загадки.
-
Авторские сказки. (19 ч.)
Произведение выдающихся представителей русской литературы. Современные произведения для детей. Юмористические произведения для детей.
-
Писатели о детях и для детей. (27 ч.)
Народное творчество. Жанры произведений. Деление текста.
-
Весеннее настроение. (11 ч.)
Русские народные песни. Стихотворения о весне.
Основные требования к уровню знаний и умений обучающихся. Навык и культура чтения.
Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения. К концу 2 класса учащиеся научатьсяь:
-
осознанно, плавно, правильно читать целыми словами;
-
соблюдать нужную интонацию, темп и громкость речи.
Работа с текстом и книгой.
Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение. Формирование умения пользоваться школьным толковым словарем для объяснения непонятных слов.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.
Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.
Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.
Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.
Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи.
Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.
Формирование умений определять главную мысль произведения.
Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.
Развитие умения определять и объяснять свое отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.
Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.
Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.
Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарем, помещенным в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения. К концу 2 класса учащиеся получат возможность научится:
-
объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием; причины поступков героев;
-
прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
-
делить текст на части и озаглавливать их с помощью учителя; определять с помощью учителя основную мысль текста; выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос; выявлять авторское отношение к персонажам с помощью учителя;
-
характеризовать героя, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять сделанный выбор;
-
пересказывать небольшое произведение или его фрагмент; выражать на доступном уровне в речи свое отношение к герою произведения и к
произведению в целом.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности.
Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжатьнаписанный писателем сюжет; создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.
Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.
Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам; писать сочинения-миниатюры из 3-4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.
Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками. К концу 2 класса учащиеся научиться:
-
пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя; - развивать сюжет произведения;
-
писать сочинения-миниатюры (в объеме 3-4 предложений) по литературным или жизненным впечатлениям; - составлять устные рассказы по рисункам;
-
читать по ролям (драматизация художественного произведения);
-
выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Литературоведческая пропедевтика.
Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы).
Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.
Развитие умения выделять рифму в стихотворении. Расширение представления о ритме (через похлопывание в ладоши трехсложного ритма). Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. К концу 2 класса учащиеся получат возможность научится:
-
находить сравнения в тексте произведения; выделять в стихотворении рифму.
Требования к уровню подготовки учащихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
-
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
-
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
-
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
-
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
-
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
ПРЕДМЕТНЫЕ
-
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
-
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
-
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
-
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
-
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
-
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
-
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
-
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи; читать по ролям художественное произведение;
-
создавать текст на основе плана;
-
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего; создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
-
создавать иллюстрации к произведениям;
-
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
-
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено; различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
-
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
-
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
-
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
-
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
-
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
-
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.
Список литературы.
-
Серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа часть 1. Москва «Просвещение» 2010г.
-
Учебно-методический комплект: учебник «Литературное чтение 2 класс», Ч. 1, 2./ Э.Э.Кац.-М.: АСТ: Астрель, 2008.
-
Программа курса «Литературное чтение», 1-4 классы -Э.Э.Кац.
-
Методические рекомендации «Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение» Э.Э.Кац (под общей редакцией И.А. Петровой)
ЦОР: УМК «Планета знаний»: planetaznaniy.astrel.ru
Интернетурок interneturok.ru/ru
Сайт детских презентаций: viki.rdf.ru
-
Тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Кол-
во часов
Тип урока
Элементы содержания
Характеристика деятельности учащихся
УУД
Дата проведения
-
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Знакомим-ся с учебником
1
Комбинированный
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными
(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
работать с дополнительной литературой,
словарями; демонстрировать результаты творческой работы; составлять устный рассказ о летнем отдыхе
Познавательные: ориентироваться в учебнике; коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы;
Регулятивные: организовывать рабочее место.
2
С. П. Щипачёв «Подсолнух»
1
Комбинированный
Умение ставить вопросы по прочитанному,
отвечать на них
ориентироваться по содержанию
учебника; выразительно читать лирические стихотворения; отвечать на вопросы
Личностные:
- положительно относится к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи,
чтению, ведению диалога
с автором текста.Познавательные:
- умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
- находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- умеет организовать свое рабочее место и работу;
- сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
3
И. 3. Суриков «Степь»
(отрывок)
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения
находить концовку в произведении; объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения «про себя»; рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданныхпоэтом; определять место паузы, способ выделения слов; анализировать ритм стихотворения; сопоставлять картины природы в стихотворениях разных поэтов
4
И. С. СоколовМикитов «Вертушинка»
1
Комбинированный
Научно-популярные произведения для детей. Участие в диалоге о прочитанном
объяснять смысл названия произведения;
пересказывать отдельные части рассказа. Иметь представление о приеме художественной выразительности - олицетворении
5
О. О. Дриз «Кончилось лето»
1
Комбинированный
рассказывать о собственных
впечатлениях; замечать похожие черты в предметах и явлениях; читать вслух и «про себя»
-
6
М. М. Пришвин «Полянка в лесу»
1
Комбинированный
Научно-популярные произведения. Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них
выделять фрагменты текста для ответа на вопрос; объяснять действия персонажей; определять состояние рассказчика, используя предложенные слова; аргументировать сделанные выводы; создавать рассказы на основании впечатлений от прочитанного произведения по заданной первой фразе; воспринимать на слух художественные произведения
Личностные:
- старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
- находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- умеет организовать свое рабочее место и работу;
- сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным
в классе.Коммуникативные:
- оформляет свою мысль
в устной речи;- умеет задавать уточняющие вопросы;
- способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;
- осознанно читает вслух и «про себя»
7
А. Н. Майков «Осень» (отрывок)
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Ритм стихотворения
рассказывать о собственном опыте
общения с природой; анализировать позицию автора; находить в тексте стихотворные слова и словосочетания, позволяющие ответить на поставленный вопрос; передавать при чтении настроение, выраженное в произведении; давать характеристику главным героям по названию произведения
8
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения
рассказывать о своих жизненных
впечатлениях; анализировать настроение автора, выраженное в произведении; выразительно читать лирические стихотворения; читать наизусть; подтверждать свое мнение строчками из текста
9
К. Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок)
1
Комбинированный
Научно-популярные произведения для детей. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них
на вопрос; сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях; создавать рассказ по аналогии с прочитанным, записывать его; рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению
10
Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей и поэтов.
1
Комбинированный
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться ис-
самостоятельно работать с книгой
-
ходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
Личностные:
- положительно относится к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста;
- старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме.
Познавательные:
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки;
- умеет организовывать свое рабочее место и работу.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;
- способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
11
Картинная галерея: И. И. Машков «Натюрморт.
Камелия»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
анализировать детали, изображенные на картине
12
Статья о песнях «Как на тоненький ледок...». Русская народная песенка
1
Комбинированный
Устное народное творчество. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного текста
анализировать настроение песни,
позиции ее создателей, форму слова как способ выражения этой позиции; передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении; придумывать по аналогии продолжение народной песни; рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать иллюстрации, сочинять мелодии к народной песне; заучивать наизусть песню по собственному выбору
13
«Ходит конь по бережку...». Русская народная песенка
1
Комбинированный
Связь поэтических текстов с народным творчеством
придумывать по аналогии продолжение народной песни; рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать иллюстрации, сочинять мелодии к народной песне
Личностные:
- проявляет интерес к чтению,
ведению диалога с автором текста.Познавательные:
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая
может пригодиться для решения проблемы;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
14
«Заинька, где ты был...». Русская народная песенка
1
Комбинированный
Ритм стихотворения. Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений
передавать эмоциональную
окрашенность произведения при чтении; придумывать по аналогии продолжение народной песни; рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать иллюстрации, сочинять мелодии к народной песне; заучивать наизусть песню по собственному выбору
-
15
Внеклассное чтение
1
Обобщение
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными
(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
определять содержание книги по ее элементам; самостоятельно читать книги
Личностные:
- проявляет интерес к чтению,
ведению диалога с автором текста.Познавательные:
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая
может пригодиться для решения проблемы;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
16
«Спляшем!». Шотландская народная песенка. Чешские народные песенки «Разговор лягушек», «Сенокос»
1
Комбинированный
Зарубежные произведения устного народного творчества. Оценочные высказывания о прочитанном произведении
анализировать настроение песни, позиции ее создателей, форму слова как способ выражения этой позиции; передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении; придумывать по аналогии продолжение народной песни
17
Английская народная песенка «Дом, который построил Джек»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность
рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать иллюстрации, сочинять мелодии к народной песне; заучивать наизусть песню по собственному выбору
18
19
20
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
1
Комбинированный
Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки: наличие двух миров (земного и волшебного; присутствие волшебных вещей и волшебного помощника)
Иметь представление о народностях России.Пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики; озаглавливать отдельные части сказки; оценивать героев; обосновывать свой вывод; выдерживать паузы при чтении; выделять нужные слова; находить реплики героев при чтении по ролям
Личностные:
- проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
- обосновывает высказанное суждение;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
21
Картинная галерея: В. М. Васнецов «Алёнушка»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Сравнительный анализ литера турного и художественного произведений, которые имеют одинаковое название
анализировать детали, изображенные на картине
-
22
23
Русская народная сказка «Хаврошечка»
1
Комбинированный
Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки: наличие двух миров (земного и волшебного; присутствие волшебных вещей и волшебного помощника)
пересказывать фрагменты текста; объяснять причины поступков героев; сравнивать персонажей различных сказок; придумывать продолжение сказки; привлекать читательский опыт и рассказывать о нем
Личностные:
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным
в классе.Коммуникативные:
- обосновывает высказанное суждение;
- осознанно читает вслух и «про себя
24
25
Русская народная сказка «Мальчикс-пальчик»
1
Комбинированный
Сходство и различие авторской и народной сказки
Иметь представление о многозначности слова.Определять значение слова в контексте; использовать в рассказе фольклорную лексику; определять отношение персонажей друг к другу, подкрепляя выводы фрагментами текста; определять собственное отношение к ним; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста
26
Русская народная сказка «Каша из топора»
1
Обобщение
Бытовые сказки. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность
соотносить иллюстрации с содержанием
текста; определять значение слова в контексте; использовать в рассказе фольклорную лексику; определять отношение персонажей друг к другу
27
Ненецкая народная сказка «Кукушка»
1
Комбинированный
Зарубежные народные сказки. Высказывание оценочных суждений
анализировать и передавать
собственные переживания, вызванные конкретнымпроизведением; пониматьвнутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа
28
Татарская народ-
1
Комби-
Сравнительный анализ
выделять реплики персонажей при
-
29
ная сказка «Три дочери»
нированный
бытовых народных сказок и зарубежных сказок. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
чтении по ролям; воспроизводить отдельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; сравнивать персонажей различных сказок; делать выводы о главной мысли сказки
Личностные:
- проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста;
- обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
Познавательные:
- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
- использует готовые и создает в сотрудничестве с другими уча-
щимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного);
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия.
Коммуникативные:
- старается договариваться,
уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;- осознанно читает вслух и «про себя»
30
Мордовская народная сказка
«Врозь - плохо, вместе - хорошо»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений
выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей
31
Внеклассное чтение
Фольклор
1
Комбинированный
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
определять содержание книги по ее элементам; самостоятельно читать книги
32
Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность
выделять необходимые эпизоды из текса; читать или пересказывать отрывки из текста; оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию; прогнозировать развитие сюжета; создавать рассказ по циклу иллюстраций
33
34
Русская колыбельная «Березонька скрипскрип...».
Сербская колыбельная
«НашейЛюбице...
». Латышская ко-
1
Комбинированный
Сравнительный анализ русской и зарубежной колыбельной песни. Высказывание оценочных суждений
находить в тексте слова, позволяющие
ответить на вопрос; заучивать произведения по собственному выбору; анализировать эмоциональную окрашенность произведения
-
лыбельная «Спи, усни, мой медвежонок...»
35
36
Индийская народная сказка «Золотая рыба»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Пересказ текста, деление текста на части. Герои произведения
определять причины поступков
персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка; обосновывать свой выбор; выделять реплики героев; читать по ролям; передавать интонацию говорящих; определять основную мысль произведения
Личностные:
- старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе;- осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- старается договариваться,
уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;- осознанно читает вслух и «про себя»
37
Иранская народная сказка «Счастливый мальчик»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения
находить в тексте нужный эпизод,
читать или пересказывать его; объяснять и оценивать поступки персонажа; определять главнуюмысльпроизведения; пересказывать произведение от лица разных персонажей
38
Сербская народная сказка «Два ленивца». Хорватская народная сказка «Век живи - век учись»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
определять эмоциональную окрашенность произведения; аргументировать свой выбор; оценивать персонажей; привлекать читательский опыт; создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему
39
40
Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе
1
Комбинированный
Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Восприятие и понимание их переживаний
объяснять смысл пословиц; соотносить
содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей; создавать сказки и рассказы по мотивам пословиц
41
Внеклассное чтение
Сказки народов мира
1
Комбиниро-
Умение работать с книгой: различать тип кни-
выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятель-
-
ванный
ги,
пользоватьсяисходным иданными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
ности под руководством учителя и библиотекаря
42
И. С. Никитин
«Встреча зимы»
(отрывок)
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения
анализировать поэтическое слово, его смысл в контексте произведения, по авторскому переживанию, способу его выражения; привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста; выразительно читать лирическое произведение
Личностные:
- проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
- находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;
- осознанно читает вслух и «про себя»
43
К. Г. Паустовский «Первый зимний день»
1
Комбинированный
Научно-популярные произведения. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения
пересказывать фрагменты текста; понимать позицию автора; объяснять значение слова в контексте произведения
44
Картинная галерея: А. А. Пластов «Первый снег»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
рассказывать о собственных наблюдениях за природой по предложенным вопросам; создавать рассказ по репродукции с картины
45
46
С. А. Есенин «Пороша»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения
высказывать свои впечатления о художественном произведении; воссоздавать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов; анализировать поэтический образ
47
48
А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...»
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стихотво-
анализировать название произведения; воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения; выражать в устной речи впечатление от
-
рения
стихотворения; придумывать рассказ на заданную тему
49
Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»
1
Комбинированный
Научно-популярные произведения. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения
выделять в тексте нужные фрагменты; объяснять поведение персонажей; привлекать собственный опыт общения с природой
Личностные:
- старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес к чтению,
ведению диалога с автором текста.Познавательные:
- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- старается договариваться, уступать, находить общее
решение при работе в паре
и группе;- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
50
С. Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы...»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Жанры произведений. Тема и главная мысль произведения
сопоставлять картины природы из произведения и своей памяти
51
52
Загадки о зиме
1
Комбинированный
Загадки о зиме
сравнивать загадки; сочинять загадки
53
Внеклассное чтение
Зима в произведениях русских писателей
1
Комбинированный
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными
(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
выполнять самостоятельную работу с
книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря
54
55
К. Д. Ушинский «Мена»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. События, составляющие основу произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их пережи-
прогнозировать поведение персонажей; выделять в теките фрагменты, нужные для ответа на вопрос; объяснять состояние и поведение персонажа; определять свое отношение к нему; анализировать позицию автора; обосновывать свой выбор
-
ваний
56
57
58
59
А. С Пушкин
«Сказка о рыбаке . и рыбке»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке»
пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста; определять внутреннее состояние героев, причины их поведения; оценивать героев произведения, используя предложенный список слов; объяснять сделанные выводы; определять основную мысль произведения; сопоставлять персонажей авторских и народных сказок
Личностные:
- проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- использует готовые знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, опреде-
ляет их значения разными способами.
Регулятивные:
- учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки.
Коммуникативные:
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
60
Внеклассное чтение
Х.К.Андерсен
Сказки
1
Комбинированный
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными
(автор, заглавие, подзаголовок, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря
61
62
63
Братья Гримм «Храбрый портной»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его; определять причины поступков героя и оценивать их
64
И. П. Токмакова «Гном»
1
Комбинированный
Современные произведения для детей. Связь названия с темой тек- ста, мысль текста
сочинять по заданной теме; передавать впечатления, полученные при чтении литературного произведения, в рисунке; читать стихи наизусть; определять ритм стихотворения
65
66
Х.-К. Андерсен
«Оле-Лукойе» (отрывок)
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании
выделить нужный эпизод; пересказать
фрагмент текста; высказывать собственное отношение к героям; участвовать в диалоге
-
произведения
67
68
Братья Гримм «Маленькие человечки»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
кратко или подробно пересказывать
нужные эпизоды; развивать отдельные сюжетные линии; актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства
Личностные:
- проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста;
- обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
Познавательные:
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
69
А. Н. Толстой. Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
1
Комбинированный
Произведения современной отечественной литературы для детей. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
выражать состояние персонажей при чтении; определять границы реплик героев; оценивать поведение героев; давать характеристику героям произведения
70
71
А. Н. Толстой.
Говорящий Сверчок дает Буратино мудрый совет из книги «Золотой ключик, или
Приключения Буратино»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения.
Участие в диалоге о прочитанном произведении
выражать состояние персонажей при
чтении по ролям; определять границы реплик героев; оценивать поведение героев; давать характеристику героям произведения; читать по ролям
72
Внеклассное чтение
А.Н. Толстой «Зо-
Лотой ключик или приключение Буратино»
1
Комбинированный
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными
(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря
73
Картинная галерея: А. Муха «Плакат»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Герои
анализировать композицию картины; осознавать эмоционально-смысловые связи ее элементов; пересказывать
-
произведения. Восприятие и понимание их переживаний
содержание произведения изобразительного искусства
74
С. Хопп «Юн и колдунья» из книги «Волшебный мелок»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге о прочитанном произведении
вычленять эпизоды; выразительно
читать и пересказывать отрывки из текста; домысливать развитие событий, исходя из особенностей характера персонажа; использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности; выражать в рисунке, пении впечатления, полученные При чтении художественного произведения; прогнозировать поступки человека, исходя из известных особенностей его характера и интересов
Личностные:
- проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- находит необходимую информацию в учебнике;
- умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- осознанно читает вслух и «про себя»
75
76
С. Хопп «Поту сторону калитки» из книги «Волшебный мелок»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды; развивать отдельные сюжетные линии; актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства
77
78
79
Н. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи» из книги «Приключения Незнайки и
его друзей»
1
Комбинированный
Произведения современной отечественной литературы для детей. Эмоциональнонравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам
определять причину поступков героев произведения; анализировать причинноследственные связи совершаемых героями поступков
80
81
Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского» (из Ю, Тувима)
1
Комбинированный
Юмористические произведения для детей
анализировать ритм стихотворения;
характеризовать внутреннее состояние персонажа; анализировать смысл слова
-
82
83
Дж. Родари «Волшебный барабан» (в сокращении)
1
Комбиниро- ванный
Произведения зарубежных авторов для детей
пересказывать конкретные фрагменты произведения; определять нужнуюинформацию при чтении по ролям; объяснять многозначные слова
Личностные:
- проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста;
- обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
Познавательные:
- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
- находит необходимую информацию в дополнительной литературе;
- определяет тему и главную
мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- старается находить общее решение при работе в группе;
- осознанно читает вслух и «про себя»
84
С. А. Седов «Два медведя»
1
Комбинированный
Современныепроизведения про животных для детей
выделять в тексте нужные эпизоды; объяснять внутреннее состояние персонажей; рассказывать о поступкахгероев; составлять и записывать план произведения; анализировать характер и мотивыповедения героя произведения;определять причинноследственную связь событий, фиксировать их последовательность
85
О. О. Дриз
«Очень Высокий Человек»
1
Комбинированный
Юмористические произведения для детей
объяснять поступкигероев, его внутреннее состояние с опорой на текст; объяснять значение многозначных слов; сочинять сказки определенной эмоциональной окрашенности
86
О. О. Дриз
«Очень Высокий Человек»
1
Комбинированный
Юмористические произведения для детей
объяснять поступкигероев, его внутреннее состояние с опорой на текст; объяснять значение многозначных слов; сочинять сказки определенной эмоциональной окрашенности
87
Внеклассное чтение
Авторские сказки
1
Комбинированный
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными
(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
выполнять самостоятельную работу с
книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря
88
89
Л. А. Мей «Баю-
1
Комбиниро-
Эмоционально-
объяснять собственное эмоциональное
-
баюшки...»
ванный
нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам
впечатление от прочитанного; самостоятельно работать с книгой
Личностные:
- обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности;
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
90
А. Н. Майков «Спи, дитя мое, усни...»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения
определять ритм стихотворения; определять жанр произведения; выразительно читать
91
92
И. П. Токмакова «Как на горке снег, снег...» О.
О. Дриз «Нашу мелись...»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
сравнивать стихотворения современных авторов для детей; сочинять колыбельную песенку
93
А. Л. Барто «Колыбельная»
1
Комбинированный
Жанры произведений. Тема и главная мысль произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
понимать внутреннее состояние
персонажа; находить нужные слова для определения характера героя; объяснять смысл произведения
94
Н. Н. Носов «Фантазеры»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
объяснять смысл названия
произведения; определять причину поступков персонажей; высказывать свое отношение к героям; правильно интонировать речь героев при чтении по ролям; давать характеристику нравственным поступкам героев
94
96
Н. Н. Носов «Фантазеры»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
объяснять смысл названия
произведения; определять причину поступков персонажей; высказывать свое отношение к героям; правильно интонировать речь героев при чтении по ролям; давать характеристику нравственным поступкам героев
-
97
А. Л.
Барто
«Олень»
1
Комбинированный
Современные произведения для детей. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
вычленять в тексте нужные фрагменты;
выразительно читать лирическое произведение; чувствовать его ритм; выделять рифму; самостоятельно
работать с книгой
Личностные:
- старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- осознанно читает вслух и «про себя»
98
С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?»
1
Комбинированный
Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах
рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять причины; сопоставлять героев разных произведений; анализировать ритм лирического произведения; находить объекты для сопоставления по аналогии
99
О. Ф. Кургузов
«Надоело летать»
1
Комбинированный
Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведений
выделять реплики персонажей; передавать при чтении по ролям необходимую интонацию; анализировать причины совершенных героями поступков, их внутренний мир; определять собственное отношение к прочитанному, аргументировать его
100
Ю. М. Владимиров «Чудаки»
1
Комбинированный
Эмоциональнонравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам
читать лирическое произведение; определять позицию автора; анализировать название произведения; определять смысловые оттенки слова
Личностные:
- проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
- использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет
их значения разными способами.
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
101
Л. Н, Толстой «Косточка»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
анализировать внутреннее состояние
персонажа и способы его выражения в литературном произведении; сопоставлять близкие по смыслу слова; определять их значение в тексте художественного произведения; воспроизводить ситуацию от лица разных персонажей
102
А. П. Гайдар «Совесть»
1
Комбиниро-
Чтение вслух доступного текста целыми
выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос;
-
ванный
словами. Осмысление цели чтения
определять состояние персонажа; рассказывать о его действиях; выражать к ним свое отношение; привлекать читательский опыт
103
В. Ю. Драгунский «Друг детства»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
находить в тексте фрагменты,
необходимые для ответа на вопрос; выразительно читать прозаическое произведение; сочинять рассказы по жизненным впечатлениям
Личностные:
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
104
105
В. Ю. Драгунский «Друг детства»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
находить в тексте фрагменты,
необходимые для ответа на вопрос; выразительно читать прозаическое произведение; сочинять рассказы по жизненным впечатлениям
106
Внеклассное чтение
1
Комбинированный
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными
(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря
107
108
Л. Н. Толстой «Птичка»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема,
вычленять в тексте не- обходимые фрагменты; анализировать внутренний мир героев; соотносить поступки героев
-
главная мысль, события, их последовательность
с его словом и действием
109
В. А. Осеева «Волшебное слово»
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
высказывать собственное отношение к
прочитанному; выявлять авторскую позицию; сопоставлять героев различных произведений; пересказывать текст от третьего лица с использованием разных вариантов начала
Личностные:
- проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- находит необходимую информацию в учебнике;
- умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте
незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные:
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
110
В. А. Осеева «Волшебное слово»
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
высказывать собственное отношение к
прочитанному; выявлять авторскую позицию; сопоставлять героев различных произведений; пересказывать текст от третьего лица с использованием разных вариантов начала
-
111
Л. Пантелеев «Трус»
1
Комбинированный
Произведения современной литературы для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
ориентироваться в тексте; объяснять
смысл названия произведения; привлекать жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев
Личностные:
- обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности;
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- находит необходимую информацию в дополнительной литературе;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе;- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- осознанно читает вслух и «про себя»
112
Н. Н. Носов «Живая шляпа»
1
Комбинированный
Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях.Развит ие сюжета произведения. Выразительное чтение
определять эмоциональную окрашенность произведения; выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев; передаватьвнутреннее состояние при чтении по ролям; пересказывать произведение от лица одного из персонажей; соотносить смысл пословицы с содержанием произведения; рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным
113
А. Л. Барто «Снегирь»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
анализировать внутреннее состояние
персонажа и способы его выражения; определять собственное отношение к герою; прогнозировать его поступки
-
114
А. Л. Барто «Снегирь»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения
ориентироваться в тексте; объяснять
смысл названия произведения; привлекать жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев
Личностные:
- старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес к чтению,
ведению диалога с автором текста.Познавательные:
- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.Коммуникативные:
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
115
В. К. Железников «Рыцарь»
1
Комбинированный
Деление текста на смысловые части. Пересказ произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь названия с темой текста, мысль текста
находить в тексте фрагменты;
позволяющие ответить на поставленный вопрос; озаглавливать части текста; анализировать характер героев
116
В. К. Железников «Рыцарь»
1
Комбинированный
Участие в диалоге о прочитанном
высказывать собственное отношение к
прочитанному; пересказывать текст от третьего лица с использованием разных вариантов начала
117
Внеклассное чтение
Рассказы о детях
1
Комбинированный
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными
(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря
Личностные:
- проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки;
- сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным
в классе;- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и «про себя»
118
А. Г. Алексин «Первый день»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
отвечать на вопросы по прочитанному; анализировать название произведения
119
А. Г. Алексин «Первый день»
1
Обобщение
Чтение вслух доступного текста целыми
находить нужные фрагменты текста; пересказывать их кратко и близко к
-
словами. Осмысление цели чтения. Участие в диалоге о прочитанном
тексту; сочинять рассказ по предложенному плану; привлекать впечатления от восприятия различных видов искусств; аргументировать свои выводы
120
С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»
1
Комбинированный
Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста
выбирать, читать и пересказывать
нужные фрагменты текста; привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе; создавать сочинения по своим наблюдениям
Личностные:
- проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов;
- проявляет интерес к чтению,
ведению диалога с автором текста.Познавательные:
- задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным
в классе;- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его
содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль
в устной речи;- обосновывает высказанное суждение;
- осознанно читает вслух и «про себя»
121
Картинная галерея: В. И. Суриков «Портрет дочери художника»
1
Комбинированный
Связь произведений литературы с произведениями живописи
анализировать композицию картины; осознавать эмоционально-смысловые связи ее элементов; пересказывать содержание произведения изобразительного искусства
122
Внеклассное чтение
1
Комбинированный
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными
(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря
123
Русская народная песня «Идет матушка-весна...». Призыв весны
1
Комбинированный
Произведения устного народного творчества
привлекать собственный опыт общения с
природой, полученные ранее знания, переживания при общении с природой; анализировать русскую народную песню
Личностные:
- проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов;
- проявляет интерес к чтению,
ведению диалога с автором текста.Познавательные:
- задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным
в классе;- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его
содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль
в устной речи;- обосновывает высказанное суждение;
- осознанно читает вслух и «про себя»
124
Русская народная песня «Идет матушка-весна...». Призыв весны
Русская народная песня «Сад»
1
Комбинированный
Произведения устного народного творчества
привлекать собственный опыт общения с
природой, полученные ранее знания, переживания при общении с природой; анализировать русскую народную песню
участвовать в обсуждении произведения;
привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее знания,
-
переживания при общении с природой; анализировать русскую народную песню
125
126
А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок)
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения
сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях; анализировать переживания автора; читать лирические произведения; анализировать внимание к поэтическому ритму
127
Картинная галерея: И. И. Левитан «Март»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
понимать настроение художника;
вычленять выразительные средства в художественном произведении
Личностные:
- проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов;
- проявляет интерес к чтению,
ведению диалога с автором текста.Познавательные:
- задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным
в классе;- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его
содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль
в устной речи;- обосновывает высказанное суждение;
- осознанно читает вслух и «про себя»
128
А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних...»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения
выбирать, читать и пересказывать
нужные фрагменты текста; привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе; создавать сочинения по своим наблюдениям
129
В. В. Вересаев «Перелетные птицы»
1
Комбинированный
Научно-популярные произведения. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения
выделять фрагменты текста для ответа
на вопрос; определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении произведения; самостоятельно выбирать стихотворения для заучивания
130
А. Н. Толстой «Весна»
1
Комби-нированный
Произведения о приро- де для детей
выделять необходимые фрагменты текста; выразительно читать и пересказывать текст; рассказывать о собственных жизненных впечатлениях
Личностные:
- проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов;
- проявляет интерес к чтению,
ведению диалога с автором текста.Познавательные:
- задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным
в классе;- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его
содержательные основания.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль
в устной речи;- обосновывает высказанное суждение;
- осознанно читает вслух и «про себя»
131
Саша Чёрный
«Зеленые стихи»
1
Комби-нированный
Произведения о приро- де для детей. Ритм стихотворения
читать лирическое стихотворение; передавать переживания, выраженные в произведении; выделять фрагменты текста для ответа на вопрос; сопоставлять персонажей различных произведений
132
133
Л. Милева «Синяя сказка»
1
Комби-нированный
Связь названия с темой текста, мысль текста
рассказывать об отдельных персонажах, оценивать их поступки; объяснять смысл названия произведения; придумывать сказки по аналогии с прочитанным
134
135
О. Ф. Кургузов
«Мы пишем рас- сказ»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произ- ведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.
находить нужные фрагменты текста; пересказывать их кратко и близко к тексту; сочинять рассказ по предложенному плану; привлекать
136
Б. В. Заходер «Что красивее всего?»
1
Урок-викторина
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными
(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Участие в диалоге о прочитан.
понимать эмоциональное состояние
персонажа при чтении лирического произведения; привлекать эстетические впечатления, полученные при восприятии природы, различных произведений искусства, и рассказывать о своих впечатлениях