Элементы проблемной технологии на уроках литературы

Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких качеств как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность.          В процессе проблемного объяснения материала возникает проблемная ситуация, которая вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы, а не «зубрить» бездумно правило, ученик сам участвует  в создании этого правила.             Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость, ибо оно направле...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких качеств как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность.

В процессе проблемного объяснения материала возникает проблемная ситуация, которая вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы, а не «зубрить» бездумно правило, ученик сам участвует в создании этого правила.

Проблемное преподавание литературы сегодня - это необходимость, ибо оно направлено на творческое усвоение основ литературоведения, приемов анализа произведений, на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, содержащихся в курсе литературы.

Проблемное преподавание способно превратить анализ литературного произведения в этическую проблему.

Изучая какое-либо произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.

При изучении Федора Тютчева я предложила ребятам послушать два романса разных композиторов на стихи «Я встретил вас».

Один из них - популярный романс, часто исполняющийся на концертах, другой романс - Донаурова - залихватский гусарский вальс. Трудно себе представить произведения более контрастные по настроению, ритму.

- Какой из этих двух романсов больше соответствует настроению и мысли стиха. (Второй романс легкомысленный, слишком веселый вальс, он не соответствует словам)

- Но почему нельзя представить себе, что герой этого романса вспоминает о прошедшей любви без грусти? Ему весело вспоминать это время, потому и вальс. Это светлое, даже веселое воспоминание. (воспоминание не может человека веселить. утешать может. но не веселить)

-Почему? Когда я вспоминаю что-нибудь смешное, смеюсь совершенно искренне. (Тут разговор идет о любви. Она прошла - это грустно)

- Но ведь она вернулась: «И та же в душе моей любовь!»

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло.

Ни слова о грусти, печали, тоске. Все светло.

- Не обязательно слова должны быть о грусти. Ситуация грустная. Старость приближается. «Отжившее сердце» - это ли не печально?

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною,

И что-то встрепенется в нас…

Стихотворение «Мужество» - это призыв защитить свою Родину.

- Какой смысл в названии стихотворения? (вынести тяготы жизни, сохранить родной язык)

- В чем вы видите проявление мужества?

- Почему это страшное время Анна Ахматова называет часом мужества?

- Каким словом Анна Ахматова заканчивает стихотворение? Что хотела сказать этим словом?

- Найдите в стихотворении художественно-изобразительные средства? (Знаки препинания очень скромны: используются лишь запятые точки. Только в конце появляется восклицательный знак. Тропы используются также редко. образность идею стихотворения Ахматова доносит с помощью глаголов, обращение, эмоции)

В стихотворении "Я встретил вас и всё былое" описывается чувство человека, которому посчастливилось вновь встретиться со своим прошлым. Прошлое представляется ему в образе любимой женщины, с которой он провёл самые прекрасные дни своей молодости.

Сейчас он уже не молод, казалось бы сердце его пережило многое, но с появлением своей возлюбленной оно оживает ещё с большей страстью.

Все чувство этого человека при встрече с женщиной описываются в словах ("в отжившем сердце ожило; я встретил время золотое, и сердцу стал так тепло").

Так же чувства описываются в строках ("так обвеян дуновеньем тех лет душевной полноты, давно забытым упоеньем гляжу на милые черты; как после вековой разлуки смотрю на Вас как бы во сне"). В этих строках нок герой постоянно на кого-то смотрит так, как будто здесь присутствует свет; и это сама героиня. Звук представлен в строке ("и вот слышнее стали звуки, не умолкающие во мне"). Все чувства лирического героя обострились.

Тютчев сравнивает это с поздней осенью. Несмотря на холодный и пасмурные дни, встречаются тёплые и светлые мгновения. И во всём виновато то чувство, которое дремлет в каждом человеке. Настаёт время, оно просыпается. Именно это и произошло с нашим героем. Казалось бы что он прожил уже долги дни на этом свете, но вот в нём просыпается это самое чувство. И всё в нём и вокруг него меняется. Ему вспоминается дни своей прекрасной молодости, и вновь ему приходиться пережить, то состояние души, которое испытывал, находясь со своей любимой девушкой.

Получается, что в каком бы безнадёжном положении не находился человек, в нём всегда живёт настоящее счастье, достаточно только прикоснуться к нему нежной рукой.



© 2010-2022