Внеурочное мероприятие по фразеологии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План -конспект открытого внеурочного мероприятия по фразеологии. ( подготовили Шайдурова О.В., Гантимурова В.М.)

ВИКТОРИНА «Веселая фразеология»

Цель мероприятия: развитие стойкого интереса к фразеологии как науке, развитие творческого потенциала учащихся; развитие умения работать в группе; воспитание уважительного и внимательного отношения к русской речи.

Оборудование: презентация по фразеологии, рисунки учащихся.

Внеурочное мероприятие по фразеологии

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: слайд №1

Внеурочное мероприятие по фразеологии


  1. Ведущие (скоморохи) : Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Вы приглашены на праздник , который посвящен… А чему он посвящен-то? Давай попросим ребят самих угадать?

(вместе) Мы очень устойчивы и просим настойчиво

На слова нас не менять - прямо так употреблять. (Слайд №3) - высказывание о фразеологизмах

- Правильно, это фразеологизмы. Они украшают нашу речь, делают её образной и эмоциональной. И сегодня вам предстоит пройти испытания , показать, насколько вы знакомы с этой наукой - фразеологией. Вы примете участие в викторине «Веселая фразеология»

- А сейчас попросим команды поприветствовать друг друга и представить капитанов…(идет представление команд).

- Создание эмоционального настроя:

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем,

Все ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Язычки покажем,

Оттопырим ушки

Хвостик на макушке,

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску,

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Лишь скажу я цифру 3 -

Все с гримасами замри.

Игра проводится, чтобы у детей было хорошее настроение перед конкурсами, чтобы участники чувствовали себя комфортно.

Скоморохи:

- Ну что ты наделал? Все пословицы перепутал! Как я теперь их сложу?

- А ребята на что? Они сейчас все их соберут. Ведь правда, ребята?

1 конкурс. Скоморохи раздают участникам команд по половине пословицы или фразеологизма. Необходимо как можно быстрее дописать продолжение. Жюри оценивает быстроту выполнения и качество ( за каждую правильно сложенную фразу - 1 балл)

1.Палец о палец… 1. Работать в поте…

2.Без задних …. 2. Семи пядей ….

3.Как с гуся … 3. Семь пятниц …

4.Намылить … 4. Душа в пятки…

5.Волосы … 5. Как в воду …

6.Водой не … 6. Держать язык за …

7.Не спеши языком - … 7. Сам пропадай, …

8.С кем поведешься… 8. Труд человека кормит, …

9.Глаза страшатся, … 9. Ученье - свет, …

10.По одежке встречают, … 10. Грамоте учиться - …

1.У разбитого… 1. Смотреть правде …

2.Мороз по коже … 2. Бить …

3.Сидеть сложа … 3. С гулькин …

4.После дождика… 4. Море по ….

5.Остаться с … 5. Тертый …

6.Как кошка … 6. На воре и …

7.Семь раз отмерь - … 7. Любишь кататься - …

8.Красна птица пением, … 8. Не сиди сложа руки - …

9.Как снег … 9. Как две капли …

10.Зарубить на … 10. Днём с огнем ….

2 конкурс. Вспомнить пословицы и поговорки со словами: НОС, РУКА, ПАЛЕЦ, ГОЛОВА, ГЛАЗ ( командам показываются рисунки) . Кто больше? Пословицы записываются на листочках , отдаются жюри.

Скоморохи:

-А ты говорил, что они не справятся!

-Ну посмотрим, как они одолеют следующие задания!

3 конкурс . Кто быстрее составит антонимичные пары?

Кот наплакал На ночь глядя

Засучив рукава Ни зги не видно

Жить душа в душу Воспрянуть духом

Хоть иголки собирай Куры не клюют

Заваривать кашу Спустя рукава

По чайной ложке Как кошка с собакой

Коломенская верста Одним духом

Чуть свет Расхлебывать кашу

Повесить нос Не покладая рук

Сидеть сложа руки От горшка два вершка

4 конкурс (Слайд ) Записать только фразеологизмы ( из предложенных словосочетаний)

5 конкурс. Какое из слов в парах словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему? Выполняют по одному представителю от команды

Внеурочное мероприятие по фразеологии


Жюри подводит предварительные итоги. В это время СКОМОРОХИ рассказывают о происхождении некоторых фразеологизмов.

У черта на куличках. Очень далеко. Первоначальное значение выражения - «где-то далеко в лесу». Кулички, кулига - расчищенная лесная поляна.

Знать на ять - знать очень хорошо. «Ять» - буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся как «е». Тот , кто писал правильно слова с «ять», считался грамотным человеком.

Кузькина мать ( показать кузькину мать) - жестоко наказать. Кузька - небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зерна.

Начало 2 тура .

6 конкурс. Слайд. В данных парах предложений найти фразеологизмы, доказать. Задание не обсуждается вслух.


Внеурочное мероприятие по фразеологии

8 конкурс. « Отбей удар» Командам по очереди называется фразеологизм, участники должны , долго не раздумывая, объяснить значение. Баллы получают по количеству правильно объясненных фраз.

- Точить лясы

- бить баклуши

-считать ворон

-витать в облаках

- задирать нос

- жить на широкую ногу

- тянуть канитель -

- плясать под чужую дудку

- метать громы и молнии

- доводить до белого каленья

- играть первую скрипку

- ломать голову

- лезть на рожон

- вставлять палки в колеса

- раздувать из мухи слона

- работать засучив рукава

9. Конкурс капитанов. ( составить небольшие тексты, используя фразеологизмы, которые прозвучали на занятии)

Пока капитаны выполняют задания , команды должны изобразить пантомиму ( какой-либо фразеологизм, например, «водить за нос» , «сидеть на шее» и пр. таким образом , чтобы другие команды отгадали , о каком фразеологизме речь)

Внеурочное мероприятие по фразеологии


Внеурочное мероприятие по фразеологии



Скоморохи:

-Ну вот и всё, последнее испытание позади. Сейчас мы дадим возможность жюри огласить результаты.

Жюри оглашает результаты.

Звучит музыка.


© 2010-2022