- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Г. С. Меркина
Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Г. С. Меркина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Терновская Н.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Календарно-тематический план
№
урока
Тема
урока
Часы
Тип
урока
Содержание урока
Виды,
формы
контроля
Домашнее
задание
Дата проведения
план
факт
1
Введение.
Любите читать!
1
Урок теоретических знаний
Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Знакомство с учебником. Роль медленного чтения.
Беседа о прочитанном.
Работа с вводной статьёй учебника
Стр.6-15, вопросы
Из устного народного творчества (3ч.+1ч.)
2
Поэтическая сила былины. «Святогор и Микула Селянинович»
1
Урок усвоения новых знаний
Былины. Возникновение и бытование былин. Особенности былин.
Работа с иллюстрациями, выразительное чтение.
Стр.16-25,
вопросы
3
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Илья Муромец-любимый герой новгородских былин.
1
Урок усвоения новых знаний
Главный герой русского эпоса .Основные черты характера Ильи Муромца. Анализ содержания.
Работа с иллюстрациями. Анализ текста. Средства выраз.речи.
Стр.25-29
4
Отражение былин в произведениях искусства.
1
Урок развития речи.
Работа с картиной Васнецова «Богатыри». Творческая работа учащихся.
Описание картины.
Стр.29-37, индивидуальные задания
5
Русские народные песни.
1
Урок-концерт с элементами викторины и театрализации
Обрядовая поэзия лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен.
Выступления учащихся
Стр.38-40
Из древнерусской литературы (2ч.)
6
Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Отрывок «И вспомнил Олег коня своего…»
1
Урок усвоения новых знаний.
Древнерусская литература. «Повесть временных лет» Пересказ произведений.
Составить план поучения, пересказ по плану.
С.41-49, вопросы
7
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности.
1
Урок усвоения новых знаний
Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Выборочный пересказ, анализ содержания.
С.50-51
Из русской литературы 18 века (7ч.+1ч.)
8
Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре.
1
Урок усвоения новых знаний
Понятие «классицизм»
Изучение статьи учебника
С.51-54
55-57
9
М.В.Ломоносов.
Особенности поэтического языка оды. Из оды «На день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»).
«Предисловие книг церковных». Учение о «трех штилях»
1
Урок усвоения новых знаний
Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы.
Работа с материалами учебника
Стр.57-65, наизусть
10.
Выразительное чтение наизусть
1
Урок развития речи
Отработка навыка выразительного чтения
Выразительное чтение наизусть
Стр.66-68
69-74
11
Г.Р. Державин-поэт и гражданин. Тема поэта и власти в стихотворении «Властителям и судиям».
1
Урок усвоения новых знаний
Своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова.
Выразительное чт.
Стр.75-77,
77-84(1 д.)
12
Слово о Д.И.Фонвизине. Своеобразие драматургического
произведения.
1
Урок усвоения новых знаний
Краткие сведения о писателе. Позиция писателя в комедии. Драматический конфликт.
Чтение по ролям
Стр.84-95 (2д)
13
Система образов. Говорящие фамилии.
Основной конфликт пьесы и ее проблематика.
1
Урок усвоения новых знаний
Образы комедии. Обличие невежества и самодурства помещиков.
Исследовательская работа с текстом
С.95-108 (3д.)
14
Проблема крепостного права и государственной власти в комедии
1
Урок усвоения новых знаний
Философские взгляды Правдина и Стародума.
Исследовательская работа с текстом
С.108-116 (5д)
15
Подготовка к дом. сочинению по комедии «Недоросль»
1
Урок развития речи
Работа с темами сочинения
Работа с черновиками
Написать сочинение
С.116-119
С.121-128
Из русской литературы 19 века (24ч.+2ч.)
16
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Лицей в жизни поэта. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта.
1
Урок усвоения новых знаний
Анализ стихотворений.
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Туча».
Беседа по вопросам выразительное чтение.
С.129-135, наизусть
17
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
1
Урок усвоения новых знаний
Выявление художественной идеи баллады, различий между летописным фрагментом и произведением Пушкина
Работа с текстом
С. 137-141
18
Поэма «Полтава». Отрывок «Полтавский бой». Мастерство А.С.Пушкина в изображении Полтавской битвы.
1
Урок усвоения новых знаний
«Полтава» - героическая поэма о петровской эпохе. Интерес поэта к истории России. Гражданский пафос поэмы. Творческая история создания поэмы. Своеобразие худож. видения Пушкина.
Выразительное чтение. Работа с иллюстрациями
С.142-153, наизусть отрывок
19
Выразительное чтение наизусть стихотворений поэта
1
Урок развития речи
Отработка навыка выразительного чтения
Выразительное чтение наизусть
С.154-158
20
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина».
1
Урок усвоения новых знаний
Личность и судьба поэта. Одаренность натуры и одиночество. Основные мотивы лирики. Анализ стихотворения «Родина».
Беседа по вопросам.
Выразит чтение
С.159-160, наизусть
21
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...».
Иван Грозный в изображении поэта
1
Урок усвоения новых знаний
Историческая основа,
анализ произведения.
Беседа по вопросам.
Выразит чтение
С.161-178,
вопросы.
22
Проблематика и основные мотивы «Песни...»
1
Урок усвоения новых знаний
Выявление художественной идеи произведения
Исследовательская работа с текстом
Готовиться к сочинению
23
Классное сочинение по «Песне…» М.Ю.Лермонтова
1
Урок развития речи
Сочинение по темам: «В чём смысл столкновения С.Калашникова с Кирибеевичем?» « Мои размышления о прочитанном»
Сочинение
С.183-187.
24
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть
«Шинель».
«Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича
1
Урок усвоения новых знаний
Факты биографии Н.В.Гоголя, выявление «внешнего» и «внутреннего» человека в образе Акакия Акакиевича
Различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа
С.187-217,
вопросы
25
Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести
1
Урок усвоения новых знаний
Выявление смысла противопоставления Акакия Акакиевича и «значительного лица»
Работа с текстом и иллюстрациями
С.218-221
С.222-241.
26
И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев.
1
Урок чтения и изучения произведения.
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева.
Сравнительная характеристика героев.
С.242-258
Вопросы.
27
«Певцы». Тема искусства в рассказе.
Талант и чувство собственного достоинства крестьян.
1
Урок чтения и изучения произведения
Мастерство писателя в изображении характеров персонажей.
Выразительное чтение эпизодов.
Мастерство писателя в изображении характеров персонажей.
с.259-261.
28
Стихотворение в прозе «Нищий». Тематика; художественное богатство стихотворения.
1
Урок чтения и изучения произведения
Авторские критерии нравственности в стихотворении тематика; художественное богатство стихотворения.
Выразительное чтение, работа с иллюстрациями
С.262-270
29
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».
1
Урок усвоения новых знаний
Отработка навыков выразительного чтения
Работа с иллюстрациями, выразительное чтение.
С.271-272, наизусть
30
Н.А.Некрасов»
Историческая основа поэмы «Русские женщины».
1
Урок усвоения новых знаний
Знакомство с историей создания поэмы, с некоторыми историческими фактами
Выразительное чтение, работа с иллюстрациями.
С.273-291,
вопросы
31
Н.А.Некрасов. «Железная дорога».
1
Урок усвоения новых знаний
Выявление художественной идеи стихотворения
Выразительное чтение, работа с иллюстрациями.
С.292-299
С.300-311
32
М.Е.Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.
1
Урок чтения и изучения произведения
Особенности сюжетов и проблематика сказок.
Приёмы создания образа помещика, позиция писателя в сказке.
Работа с иллюстрациями Определение понятия «гротеск».
С.311-319
33
М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1
Урок усвоения новых знаний.
Иносказательный смысл сказки. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость. Смысл
противопоставления генералов и мужика
Работа с текстом
С.319 вопросы
34
Подготовка к домашнему сочинению по произведениям И.С.Тургенева Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова - Щедрина
1
Развитие речи
Письменный отзыв на произведение по выбору
Работа с черновиками
Сочинение
С.321-323
С.324-342
35
Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце».
1
Урок чтения и изучения произведения
А.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.
Подробный пересказ, беседа по вопросам.
С.343-346
Вопросы учебника
36
Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Своеобразие стиля произведения.
1
Урок чтения и изучения произведения
Краткие сведения о писателе. «Лесков - писатель будущего». Особенность проблематики и центральная идея сказа.
Комментированное чтение
С.347-357
Вопросы учебника
37
Образ Левши в сказе.
Судьба талантливого человека в России.
1
Урок чтения и изучения произведения
Изображение лучших качеств русского народа в сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти. Авторское отношение к героям.
Характеристика героя.
С.357-388.
38
А.А.Фет. Слово о поэте. «Зреет рожь над жаркой нивой», «Вечер».
1
Урок усвоения нового материала
Раскрыть поэтический образ русской природы в стихотворениях. Общечеловеческое в лирике
Выразительное чтение
С.389-392
С.393-399
39
А.П.Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон».
1
Урок усвоения нового материала
Смешное и грустное в рассказах писателя. Средство создания комического.
Характеристика героя.
С.399-408
40
А.П.Чехов. «Смерть чиновника».
1
Урок усвоения нового материала
Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказа; позиция писателя.
Чтение по ролям, работа с текстом
С.409-413
41
Произведения русских поэтов XIX века о России
1
Урок изучения нового материала
Стихотворения А.С.Пушкина, Н.М.Языкова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова
Выразительное чтение
С.4-11
Из русской литературы 20 века (19ч.+1ч.)
42
М. Горький Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство»
1
Урок изучения нового материала
Развитие представлений об автобиографической прозе
Главы повести, вопросы
43
«Детство» «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»
1
Урок изучения нового материала
Тяжёлые картины детства, изображение «свинцовых» мерзостей жизни..
Изображение быта и характера персонажей.
Главы повести, вопросы
44
Народная Россия в изображении М.Горького. Гуманистическая направленность повести
1
Урок изучения нового материала
Выявление художественной идеи повести, характеристика героев
Исследовательская работа с текстом
С.61-70
45
М.Горький. «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко».
1
Урок усвоения новых знаний
Выявление художественной идеи легенды о Данко, мифологических источников легенды, особенностей её поэтики
Различные виды пересказа,
Выразительное чтение, обсуждение вопросов
Готовиться к сочинению
46
И.А.Бунин. Слово о писателе. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». «Кукушка»
1
Урок усвоения новых знаний
Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу».
Выразительное чтение, обсуждение рассказа «Кукушка»
С.95-112, вопросы
47
А.И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». «Allez!»
1
Урок усвоения
Новых знаний
Выявление смысла названия и художественной идеи произведений
Исследовательская работа с текстом
С.114-117
С.117-123
48
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…».
Мысли автора о роли поэзии в жизни человека.
1
Урок усвоения новых знаний
Выявление особенностей авторского взгляда на высокое предназначение русской поэзии, проблему традиций и новаторства
Выразительное чтение, обсуждение вопросов
С.124-133
Индивид.
задания
49
С.Есенин. Слово о писателе. «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая».
1
Урок усвоения новых знаний
Выявление особенностей мировосприятия поэта
Выразительное чтение,
Наизусть стихотворение Есенина
50
Выразительное чтение наизусть стихотворений С.Есенина
1
Урок развития речи
Отработка навыка выразительного чтения
Выразительное чтение наизусть
С.134-139
51
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня».
1
Урок усвоения новых знаний
Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Устный и письменный отзыв о прочитанном
С.140-148.
52
М.М. Пришвин
Рассказ «Москва-река».
Урок усвоения новых знаний
Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Обсуждение произведения
С.149-162
Индивид.
задания
53
К.Г. Паустовский. «Мещёрская сторона». Человек и природа в художественном мире писателя.
1
Урок усвоения новых знаний
Малая родина; образ рассказчика в произведении.
Чтение и обсуждение фрагментов рассказа
С.163-166
наизусть
54
Н.А. Заболоцкий
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...».
1
Урок усвоения новых знаний
Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд - основное нравственное достоинство человека
Художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
С.167-170
55
А.Т. Твардовский. «Прощаемся мы с матерями», «На дне моей жизни».
1
Урок усвоения новых знаний
Слово о поэте. Выявление объединяющего начала стихотворений Твардовского
Выразительно-художественные средства речи
С.170-185
вопросы
56
А.Т. Твардовский
Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин»
1
Урок усвоения новых знаний
История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина.
Различные виды чтения.
С.185-192, наизусть отрывок
57
Выразительное чтение фрагментов поэмы «Василий Тёркин»
1
Урок развития речи
Отработка навыка
выразительного чтения
Выразительное чтение наизусть
С.193-196
58
Лирика поэтов- участников Великой Отечественной войны.
1
Урок усвоения новых знаний
Н.П. Майоров. «Творчество»;
Б.А. Богатков. «Повестка»;
М. Джалиль. «Последняя песня»;
Bс. H. Лобода. «Начало».
Выразительное чтение
С.197-226, вопросы
59
Б.Л. Васильев
Слово о писателе.
Рассказ «Экспонат №...».
1
Урок усвоения новых знаний
Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Обсуждение нравственных проблем.
С.227-249
60
В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Микроскоп»
1
Урок усвоения новых знаний
Краткие сведения о писателе. Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Чтение по ролям, исследовательская работа с текстом
С.250- 255
Наизусть
61
Русские поэты 20века о России.
1
Урок-встреча в литератур-ной гостиной
Стихотворения А.А. Ахматовой. М.И. Цветаевой и других поэтов.
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Выразительное чтение
С.256-262
Из зарубежной литературы(9ч.)
62
У. Шекспир. Слово о писателе. Сонеты.
1
Урок усвоения новых знаний
Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
Выразительное чтение и анализ
С.263-274
63
Промежуточная аттестация.
Сочинение №3
1
Урок контроля
64
Мацуо Басё. Хокку. Поэт-странник. Р.Бернс. Стихотворение «Возвращение солдата».Своеобразие лирики поэта.
1
Урок усвоения новых знаний
Сообщение о поэте; выразительное чтение; анализ текста. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Анализ текста стихотворения.
С.275-285
С.286-305
65
Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» (часть третья).
1
Урок усвоения новых знаний
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героя.
Работа с текстом
С.306-322
66
А.де Сент-Экзюпери.
«Планета людей.»
1
Урок усвоения новых знаний
Краткие сведения об авторе.
Выборочный пересказ
С.323-331
67
Я. Купала Стихотворения «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».
1
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский - переводчики Я. Купалы.
Выразительное чтение и анализ
68
Рекомендации летнего чтения
1
69-70
Резерв
2