Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Г. С. Меркина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематический план


урока


Тема

урока

Часы


Тип

урока


Содержание урока


Виды,

формы

контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

план

факт

1

Введение.

Любите читать!

1

Урок теоретических знаний

Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Знакомство с учебником. Роль медленного чтения.

Беседа о прочитанном.

Работа с вводной статьёй учебника

Стр.6-15, вопросы



Из устного народного творчества (3ч.+1ч.)

2

Поэтическая сила былины. «Святогор и Микула Селянинович»

1

Урок усвоения новых знаний

Былины. Возникновение и бытование былин. Особенности былин.

Работа с иллюстрациями, выразительное чтение.

Стр.16-25,

вопросы



3

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Илья Муромец-любимый герой новгородских былин.

1

Урок усвоения новых знаний

Главный герой русского эпоса .Основные черты характера Ильи Муромца. Анализ содержания.

Работа с иллюстрациями. Анализ текста. Средства выраз.речи.

Стр.25-29



4

Отражение былин в произведениях искусства.

1

Урок развития речи.

Работа с картиной Васнецова «Богатыри». Творческая работа учащихся.

Описание картины.

Стр.29-37, индивидуальные задания



5

Русские народные песни.

1

Урок-концерт с элементами викторины и театрализации

Обрядовая поэзия лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; свое­образие поэтического языка народных песен.

Выступления учащихся

Стр.38-40



Из древнерусской литературы (2ч.)

6

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Отрывок «И вспомнил Олег коня своего…»

1

Урок усвоения новых знаний.

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» Пересказ произведений.

Составить план поучения, пересказ по плану.

С.41-49, вопросы



7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности.

1

Урок усвоения новых знаний

Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Выборочный пересказ, анализ содержания.

С.50-51



Из русской литературы 18 века (7ч.+1ч.)

8

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре.

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие «классицизм»

Изучение статьи учебника

С.51-54

55-57


9











М.В.Ломоносов.

Особенности поэтического языка оды. Из оды «На день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»).

«Предисловие книг церковных». Учение о «трех штилях»

1











Урок усвоения новых знаний



Те­матика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы.


Работа с материалами учебника



Стр.57-65, наизусть





10.

Выразительное чтение наизусть

1

Урок развития речи

Отработка навыка выразительного чтения

Выразительное чтение наизусть

Стр.66-68

69-74



11

Г.Р. Державин-поэт и гражданин. Тема поэта и власти в стихотворении «Властителям и судиям».

1

Урок усвоения новых знаний

Своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова.

Выразительное чт.

Стр.75-77,

77-84(1 д.)



12





Слово о Д.И.Фонвизине. Своеобразие драматургического

произведения.

1





Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения о писателе. Позиция писателя в комедии. Драматический конфликт.

Чтение по ролям

Стр.84-95 (2д)



13





Система образов. Говорящие фамилии.

Основной конфликт пьесы и ее проблематика.


1



Урок усвоения новых знаний

Образы комедии. Обличие невежества и самодурства помещиков.

Исследовательская работа с текстом

С.95-108 (3д.)



14



Проблема крепостного права и государственной власти в комедии


1


Урок усвоения новых знаний

Философские взгляды Правдина и Стародума.

Исследовательская работа с текстом

С.108-116 (5д)




15



Подготовка к дом. сочинению по комедии «Недоросль»


1

Урок развития речи

Работа с темами сочинения

Работа с черновиками

Написать сочинение

С.116-119

С.121-128



Из русской литературы 19 века (24ч.+2ч.)

16



А.С.Пушкин. Слово о поэте. Лицей в жизни поэта. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта.

1





Урок усвоения новых знаний

Анализ стихотворений.

«К Ча­адаеву», «Во глубине сибирских руд», «Туча».

Беседа по вопросам выразительное чтение.

С.129-135, наизусть



17

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».


1


Урок усвоения новых знаний

Выявление художественной идеи баллады, различий между летописным фрагментом и произведением Пушкина

Работа с текстом

С. 137-141



18


Поэма «Полтава». Отрывок «Полтавский бой». Мастерство А.С.Пушкина в изображении Полтавской битвы.

1

Урок усвоения новых знаний

«Полтава» - героическая поэма о петровской эпохе. Интерес поэта к истории России. Гражданский пафос поэмы. Творческая история создания поэмы. Своеобразие худож. видения Пушкина.

Выразительное чтение. Работа с иллюстрациями

С.142-153, наизусть отрывок



19

Выразительное чтение наизусть стихотворений поэта

1

Урок развития речи

Отработка навыка выразительного чтения

Выразительное чтение наизусть

С.154-158



20

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина».

1

Урок усвоения новых знаний

Личность и судьба поэта. Одаренность натуры и одиночество. Основные мотивы лирики. Анализ стихотворения «Родина».

Беседа по вопросам.

Выразит чтение

С.159-160, наизусть



21




М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Ва­сильевича...».

Иван Грозный в изображении поэта

1

Урок усвоения новых знаний

Историческая основа,

анализ произведения.

Беседа по вопросам.

Выразит чтение

С.161-178,

вопросы.



22



Проблематика и основные мотивы «Песни...»

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление художественной идеи произведения

Исследовательская работа с текстом

Готовиться к сочинению



23

Классное сочинение по «Песне…» М.Ю.Лермонтова

1

Урок развития речи

Сочинение по темам: «В чём смысл столкновения С.Калашникова с Кирибеевичем?» « Мои размышления о прочитанном»

Сочинение

С.183-187.



24

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть

«Шинель».

«Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича

1





Урок усвоения новых знаний

Факты биографии Н.В.Гоголя, выявление «внешнего» и «внутреннего» человека в образе Акакия Акакиевича

Различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа

С.187-217,

вопросы



25

Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление смысла противопоставления Акакия Акакиевича и «значительного лица»

Работа с текстом и иллюстрациями

С.218-221

С.222-241.



26

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев.

1

Урок чтения и изучения произведения.

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характери­стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож­ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева.

Сравнительная характеристика героев.

С.242-258

Вопросы.



27

«Певцы». Тема искусства в рассказе.

Талант и чувство собственного достоинства крестьян.

1

Урок чтения и изучения произведения

Мастерство писателя в изображении характеров персонажей.

Выразительное чтение эпизодов.

Мастерство писателя в изображении характеров персонажей.

с.259-261.



28

Стихотворение в прозе «Нищий». Тематика; худо­жественное богатство стихотворения.

1

Урок чтения и изучения произведения

Авторские критерии нравственности в стихотворении тематика; худо­жественное богатство стихотворения.

Выразительное чтение, работа с иллюстрациями

С.262-270



29

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».

1

Урок усвоения новых знаний

Отработка навыков выразительного чтения

Работа с иллюстрациями, выразительное чтение.

С.271-272, наизусть



30

Н.А.Некрасов»

Историческая основа поэмы «Русские женщины».

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с историей создания поэмы, с некоторыми историческими фактами

Выразительное чтение, работа с иллюстрациями.

С.273-291,

вопросы



31

Н.А.Некрасов. «Железная дорога».

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление художественной идеи стихотворения

Выразительное чтение, работа с иллюстрациями.

С.292-299

С.300-311



32

М.Е.Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

1

Урок чтения и изучения произведения

Особенности сюжетов и проблематика сказок.

Приёмы создания образа помещика, позиция писателя в сказке.

Работа с иллюстрациями Определение понятия «гротеск».

С.311-319



33





М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1





Урок усвоения новых знаний.

Иносказательный смысл сказки. Своеобразие сюжета; проблематика сказ­ки: труд, власть, справедливость. Смысл

противопоставления генералов и мужика

Работа с текстом

С.319 вопросы




34

Подготовка к домашнему сочинению по произведениям И.С.Тургенева Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова - Щедрина


1

Развитие речи

Письменный отзыв на произведение по выбору

Работа с черновиками

Сочинение

С.321-323

С.324-342



35

Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце».

1

Урок чтения и изучения произведения

А.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.

Подробный пересказ, беседа по вопросам.

С.343-346

Вопросы учебника



36

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Своеобразие стиля произведения.

1

Урок чтения и изучения произведения

Краткие сведения о писателе. «Лесков - писатель будущего». Особенность проблематики и центральная идея сказа.

Комментированное чтение

С.347-357

Вопросы учебника



37







Образ Левши в сказе.

Судьба талантливого человека в России.


1







Урок чтения и изучения произведения


Изображение лучших качеств русского народа в сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти. Авторское отношение к героям.

Характеристика героя.


С.357-388.






38

А.А.Фет. Слово о поэте. «Зреет рожь над жаркой нивой», «Вечер».

1



Урок усвоения нового материала

Раскрыть поэтический образ русской природы в стихотворениях. Общечеловеческое в лирике

Выразительное чтение

С.389-392

С.393-399



39




А.П.Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон».


1



Урок усвоения нового материала

Смешное и грустное в рассказах писателя. Средство создания комического.

Характеристика героя.

С.399-408



40




А.П.Чехов. «Смерть чиновника».


1





Урок усвоения нового материала

Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Своеобразие сюжета, способы создания обра­зов, социальная направленность рассказа; позиция писателя.

Чтение по ролям, работа с текстом

С.409-413





41

Произведения русских поэтов XIX века о России


1


Урок изучения нового материала

Стихотворения А.С.Пушкина, Н.М.Языкова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова

Выразительное чтение

С.4-11



Из русской литературы 20 века (19ч.+1ч.)

42




М. Горький Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство»

1





Урок изучения нового материала

Развитие представлений об автобиографической прозе

Главы повести, вопросы



43



«Детство» «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»

1




Урок изучения нового материала

Тяжёлые картины детства, изображение «свинцовых» мерзостей жизни..

Изображение быта и характера персонажей.

Главы повести, вопросы



44

Народная Россия в изображении М.Горького. Гуманистическая направленность повести

1



Урок изучения нового материала

Выявление художественной идеи повести, характеристика героев

Исследовательская работа с текстом

С.61-70



45




М.Горький. «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко».

1






Урок усвоения новых знаний


Выявление художественной идеи легенды о Данко, мифологических источников легенды, особенностей её поэтики

Различные виды пересказа,

Выразительное чтение, обсуждение вопросов

Готовиться к сочинению



46

И.А.Бунин. Слово о писателе. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». «Кукушка»

1

Урок усвоения новых знаний

Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу».

Вырази­тельное чтение, обсуждение рассказа «Кукушка»

С.95-112, вопросы



47

А.И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». «Allez!»

1

Урок усвоения

Новых знаний

Выявление смысла названия и художественной идеи произведений

Исследовательская работа с текстом

С.114-117

С.117-123



48

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…».

Мысли автора о роли поэзии в жизни человека.

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление особенностей авторского взгляда на высокое предназначение русской поэзии, проблему традиций и новаторства

Выразительное чтение, обсуждение вопросов

С.124-133

Индивид.

задания



49

С.Есенин. Слово о писателе. «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая».

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление особенностей мировосприятия поэта

Выразительное чтение,

Наизусть стихотворение Есенина


50

Выразительное чтение наизусть стихотворений С.Есенина

1

Урок развития речи

Отработка навыка выразительного чтения

Выразительное чтение наизусть

С.134-139



51




И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня».

1

Урок усвоения новых знаний

Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Устный и письменный отзыв о прочитанном

С.140-148.



52

М.М. Пришвин

Рассказ «Москва-река».


Урок усвоения новых знаний

Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Обсуждение произведения

С.149-162

Индивид.

задания



53

К.Г. Паустовский. «Мещёрская сторона». Человек и природа в художественном мире писателя.

1

Урок усвоения новых знаний

Малая родина; образ рассказ­чика в произведении.

Чтение и обсуждение фрагментов рассказа

С.163-166

наизусть



54

Н.А. Заболоцкий

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...».

1

Урок усвоения новых знаний

Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду­ховный труд - основное нравственное достоинство человека

Художественные сред­ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи­ческие средства (роль глаголов и местоимений).

С.167-170



55

А.Т. Твардовский. «Прощаемся мы с матерями», «На дне моей жизни».

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о поэте. Выявление объединяющего начала стихотворений Твардовского

Выразительно-художественные сред­ства речи

С.170-185

вопросы



56

А.Т. Твардовский

Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин»

1

Урок усвоения новых знаний

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина.

Различные виды чтения.

С.185-192, наизусть отрывок



57

Выразительное чтение фрагментов поэмы «Василий Тёркин»

1

Урок развития речи

Отработка навыка

выразительного чтения

Выразительное чтение наизусть

С.193-196



58






Лирика поэтов- участников Великой Отечественной войны.

1






Урок усвоения новых знаний


Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

Bс. H. Лобода. «Начало».

Выразительное чтение

С.197-226, вопросы



59

Б.Л. Васильев

Слово о писателе.

Рассказ «Экспонат №...».

1

Урок усвоения новых знаний

Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен­ной убогости, лицемерия.

Обсуждение нравственных проблем.

С.227-249



60

В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Микроскоп»

1

Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения о писателе. Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Чтение по ролям, исследовательская работа с текстом

С.250- 255

Наизусть



61

Русские поэты 20века о России.

1

Урок-встреча в литератур-ной гостиной

Стихотворения А.А. Ахматовой. М.И. Цветаевой и других поэтов.

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Выразительное чтение

С.256-262



Из зарубежной литературы(9ч.)

62

У. Шекспир. Слово о писателе. Сонеты.

1

Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Выразительное чтение и анализ

С.263-274



63

Промежуточная аттестация.

Сочинение №3

1

Урок контроля



64

Мацуо Басё. Хокку. Поэт-странник. Р.Бернс. Стихотворение «Возвращение солдата».Своеобразие лирики поэта.

1

Урок усвоения новых знаний

Сообщение о поэте; выразительное чтение; анализ текста. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Анализ текста стихотворения.

С.275-285

С.286-305



65

Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» (часть третья).

1

Урок усвоения новых знаний

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героя.

Работа с текстом

С.306-322



66

А.де Сент-Экзюпери.

«Планета людей.»

1

Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения об авторе.

Выборочный пересказ

С.323-331



67

Я. Купала Стихотворения «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».

1


Основные биографические сведения. Отражение судьбы бело­русского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский - переводчики Я. Купалы.

Выразительное чтение и анализ



68



Рекомендации летнего чтения

1








69-70

Резерв

2







© 2010-2022