Урок по русскому языку Неопределённые местоимения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 74

Класс: 6

Тема: Неопределённые местоимения. Склонение и правописание неопределённых местоимений.

Цель: Сформировать понятие о разряде неопределенных местоимений.
Задачи: 1) познакомиться с неопределенными местоимениями, с их признаками; научиться употреблять неопределенные местоимения в речи;

2) Развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательные интересы детей.

3) прививать интерес к предмету.

Тип урока: изучение и систематизация новых знаний.

Вид урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, слайды, карточки

Ход урока


  1. Организационный момент

-Добрый день!- тебе сказали.

- Добрый день!- ответил ты.

Нас две ниточки связали:

Теплоты и доброты.

Итак, ребята, начинаем урок русского языка.


  1. Повторение изученного

1) Индивидуальная работа (2 ученика у доски)

Первый ученик работает у доски в качестве редактора.

Задание: исправить ошибки:

1. Позови ихнего брата.

2. Спроси у ней о поездке.

3. Я очень тоскую по вам.

Второй ученик - поставить местоимения в начальную форму.

Со мной -, у тебя - , с ним - , у неё - , перед собой - , с кем -, к чему -.

В классе проводится опрос

  1. Ответьте на вопросы - шутки:

- Какое местоимение можно записать одной буквой (я)

- Какие два местоимения мешают транспорту? (я-мы)

- Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

3) Мозговой штурм

- Что такое местоимение?

- Сколько разрядов у местоимений? Назовите их?
- Какие местоимения указывают на принадлежность?
- Почему местоимения «я», «ты» называются личными?
- Какие местоимения помогают задать вопрос?
- Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?
- Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?


  1. Изучение новой темы

  1. Сообщение темы и цели урока

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о неопределённых местоимениях.

Цель нашего урока: Знать: об отличительном признаке неопределённых местоимений (неопределённость), образовании неопределённых местоимений, написании.

Уметь: находить неопределённые местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с не.


  1. Работа с презентацией

А.Коваль «На яхте»

Однажды куда- то на яхте

Откуда-то кто-то поплыл.

Летели какие-то чайки,

О чём-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зелёные волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

Чуть- чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то , наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад».

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чём кричат чайки.

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждёт.

Ответьте на вопросы:

- Кто плыл на яхте? (Кто-то плыл)

- Какие чайки о чём кричали? (какие-то чайки; кричали о чём-то;)

- Какие люди встретили его? (какие-то люди;)

- Какой дельфин нырял в волны?( кто-нибудь встретит.)

Давайте запишем в тетради для правил:

Местоимения, указывающие на неопределённые предметы, признаки, количества, называются неопределёнными

  1. Работа у доски

Просклоняйте местоимение некоторый по падежам, по родам, по числам (проверка)

Продолжаем работу в тетрадях для правил и записываем: Неопределённые местоимения,

кроме некто и нечто, изменяются по падежам. Некоторые неопределённые местоимения изменяются также по родам и числам.

Давайте посмотрим как образуются неоределённые местоимения ( от вопросительных местоимений с помощью приставки НЕ, приставок кое-, суффиксов -то, -либо, -нибудь)


  1. Лингвофизминутка

Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределённые местоимения.

Если слитно - приседания, через дефис - наклоны вправо-влево, если раздельно - руки вверх.

Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем, чей-либо, с кем-нибудь.


  1. Закрепление изученного

  1. Работа с упражнением учебника

  2. Самостоятельная работа по карточкам:

Задание: записать предложения, вставить пропущенные буквы, найти неопределенные местоимения, определить синтаксическую роль в предложении

1 уровень

По темному небу з…лотым узором звезд написано н…что торжественное.

Перед костром сидело н…сколько человек.

2 уровень

Кто(то) постучал в дверь. Что(то) пр..шелестело рядом, кто(то) прошел (не)видимый.

3 уровень

К кому(то) принесли от мастера ларец. Какой(то) (не) понятный звон слышен в лесах.

3) Д. Розенталь говорил: «Осторожно: местоимения!»

1)-Какие особенности местоимений могли стать причиной предупреждения Розенталя?

-Послушайте отрывки из стихотворения А. Барто

И вот он начал свой рассказ:

-Они ползут,

А он ей раз.

А тут как раз

Она ползла.

А он как даст ему

Со зла!

Она им раз!

Они ей раз!

Но тут как раз

Её он спас;

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино.

-О чем идет речь? Кто действующие лица, какие события описываются?

-Какие ошибки допущены?


  1. Итог урока

  • Назовите неопределённые местоимения

  • Почему они так называются?

  • Как изменяются неопределённые местоимения?

  • От каких местоимений и с помощью чего образуются неопределённые местоимения?

  • Расскажите о правописании неопределённых местоимений.


  1. Домашнее задание

Написать рассказ или сказку, используя неопределенные местоимения.





© 2010-2022