Урок по русскому языку в 5 классе «Правописание –тся и –ться в глаголах»

Тип урока: открытие нового знания Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах. Результаты: Предметные: отработать способ действия при выборе написания –ться и -  тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы. Личностные: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость. Метапредметные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания -ться и -тся в глаголах.

Результаты:

Предметные: отработать способ действия при выборе написания -ться и - тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

Личностные: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


  • Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

  • Как много улыбок засветилось. Спасибо!

  • А это моё настроение... Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (JI) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

а) Словарная диктовка.

Настораживает шорох, плывет аромат, стеречь табун, исчезать в темноте, таять в тумане, удивляет запах, багровый закат, лиловые тучи, идти по берегу, оглушительно лаять, уберечь от опасности.

- Найдите глаголы в неопределенной форме, в форме 3 лица. Выделите у них окончания.

- Почему неопределённая форма глагола так называется?

  • Обсудите результат в группе по 4 человека

  • Сделайте вывод.

Пишут под диктовку и осуществляют

самопроверку с помощью ИКТ.

Выдвигают гипотезы, обсуждают в группах,

дают ответ

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)





III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое JI3 слова и алгоритм его определения

-Какова главная цель урока? Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Тема нашего урока: «Правописание -ться и -тся в глаголах. Запишите её в тетрадь».

бросит ? ся

нравит ? ся

удивит ? ся

вернут ? ся

- Что мы должны написать на месте пропусков? - Почему возможны два варианта написания? - От чего зависит написание -ться и -тся в глаголах?

- Учитель подводит итоги дискуссии. Помни:

вопрос - твой помощник! В неопределенной форме глагола пишите окончание -ть, в форме 3 лица окончание -ет (ит); ут (-ат) и т.д.




Дети формулируют цель урока. Наблюдают за формами глагола, делают вывод о неоднозначности возможного ответа. Учащиеся предлагают варианты. Делают вывод по теме урока: выбор написания зависит от формы слова; форму глагола устанавливаем по вопросу).

Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К). Саморегуляция в ситуации затруднения (Р)


IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


  1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.



- Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. Проверьте работу друг у друга

Друзья (что делают?) познаются(3-е л.) в беде

Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)

  1. Коллективная работа.

Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

  1. Испытывать волнение волноваться - волнуется

  2. Допускать ошибки ошибаться - ошибается

  3. Принять решение решиться - решится

Выполняют задание в парах. Проверяют и оценивают. Осуществляют коллективную проверку.

Выдвигают предложения, обосновывают их.

Анализ объектов; подведение под правило; выдвижение гипотез и их обоснование (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К). Оценивание усваемого содержания (JI). Контроль, коррекция, оценка

(Р).


Выдвижение гипотез и их обоснование (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К). Оценивание усваемого содержания (JI). Контроль, коррекция, оценка

(Р).


3. Создание проблемной ситуации.

-Внимание! Проблема! В чем разница в написании слов?

Переносица - переносится; водица - водиться

Учитель подводит итоги обсуждения.

Коллективно разрешают проблемную ситуацию, делают вывод.

Работают индивидуально, выполняют творческое задание с последующей коллективной проверкой. (Например, болит переносица - собрание переносится;

чистая водица - не надо с ним водиться).

Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

У. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


  • Исследование какой темы вели на уроке?

  • Удалось решить поставленную задачу?

  • Какие получили результаты?

  • Где можно применить новые знания?

  • Оцените свою работу на уроке. Работу класса

  • Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дома: написать текст из 4-5 пр-й, включив в него глаг. на -тся и -ться

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)






© 2010-2022