Конспект урока по русскому языку на тему: Повторение и систематизация знаний по теме «Причастие»

Тема:  Повторение и систематизация знаний по теме «Причастие» Цели:   Закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить   орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников.                                                       Ход урока Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу М.Ломоносов                                                         ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Повторение и систематизация знаний по теме «Причастие»

Цели: Закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников.

Ход урока

Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу

М.Ломоносов

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга , метущий комнату и прочее, мы говорим: карета, которая скачет, слуга , который метёт, заменяя выразительную кратность причастия вялым оборотом.

А.С.Пушкин.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Поэтическая минутка

Учитель: «Как мимолетное виденье,

Он промелькнул.

И вот - он прах.

Но стало вечностью мгновенье, Запёчатлённое в словах»

3. Слово учителя.

Мы не случайно начали урок с поэтичной «пушкинской минутки» . Очень хотелось, чтобы вы ещё раз почувствовали эту живительную силу пушкинского стиха. И, думаю, не сложно было заметить, что в каждом отрывке присутствовали причастия, так как урок наш преследует цель закрепления полученных знаний о причастии на основе использования пушкинского наследия.

4. Работа с эпиграфом к уроку:

  • Почему Ломоносов, говоря о причастии, использовал выражение « заключая в себе имени и глагола силу?»

  • Какие признаки глагола содержит в себе причастие?

  • Какая «сила имени» заключена в причастии?

5. Словарная работа.

Задание: выписать причастия


  1. Сижу за решёткой в темнице сырой ...
    (вскормлё( н, нн) ый) «Узник».

«Полтава».

2. Весёлым треском трещит ...

(затопле (н, нн) ая) «Зимнее утро».

3. Или бури завываньем ...

(утомле (н, нн) а) «Зимний вечер».

4. И медлят поминутно спицы ...

(наморще ( н, нн) ых) «Няне».

«Руслан и Людмила».

5. Между колёсами телег,

полузавеш -(н, нн) ы х коврами; «Цыгане»,

горит огонь.

6. Теперь отдыхай. Уж не ступит нога
В твоё позлащённое стремя

7. Под грозной бронёй ты не ведаешь ран, Незримый хранитель могущему дан.

8. Приют убогого чухонца,
И лес, неведомый лучам,
Кругом шумит.

9. Как будто сквозь волшебный сон Седым туманом окружён, Манит, не говоря ни слова.

10. Забыт Мазепа с давних пор.

И только в дышащей святыне Грозя, гремит о нём собор.

11. Недосягаемый грозою,

И бури немощному вою

С какой - то радостью внимая…

12. Победой прославлено имя твоё,

Твой щит на вратах Цареграда,

13. Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Учитель: - Определить действительные и страдательные причастия.

-Какие признаки дают возможность определить их?

Задание: дать толкование лексическое слов, используя причастные обороты , обозначить определяемое слово и причастный оборот.

Слова: герой, повесть.

- Расскажите о правилах обособления причастного оборота.

6. Синтаксическое конструирование.

Чтение второго эпиграфа.

Что , по мнению Пушкина, придаёт выразительность русской речи?

А чтобы убедиться в этом, опять обратимся к наследию поэта.

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

Причастный оборот, находящийся после определяемого слова

В «Станционном смотрителе» ярко выразился присущий Пушкину дух гуманности.

Причастный оборот, находящийся после определяемого слова

Руслан, объемлющий свой взор,
Вдруг видит прямо над главой-

Причастный оборот, находящийся перед определяемым словом

Зари последний луч горел

Над ярко позлощенным бором.

Причастный оборот, находящийся перед определяемым словом

7. Закрепление правила правописания -Н-, -НН- в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени

Пример:

-НН-

а) ЕСТЬ ПРИСТАВКА (кроме НЕ-)

Везде невежества убийственный позор...

ода «Вольность»

б) Есть суффиксы - ОВА, - ЕВА -. И, зачарованный красою, Быть может, вновь к губам прильну.

в) ЕСТЬ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО:

Мазепа, в думу погруженный, Взирал на битву

«Полтава»

г) ОТ БЕСПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА:

Может быть, еще спасенный, Снова пристань я найду

«Предчувствие»

-Н-

а) ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА:

Кабы я была царица, - говорит одна девица,- То на весь крещеный мир Приготовила б я пир.

«Сказка о царе Салтане»

б) В кратких причастиях;
Шум и песни под шатрами,
И огни разложены»

«Цыгане»

7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ СЛИТНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ «НЕ» С ПРИЧАСТИЯМИ (АЛГОРИТМ).

ПРИМЕР АЛГОРИТМА ( из поэмы «Руслан и Людмила»):

Слитно:

1 Без НЕ не употребляется:

Был слышен падший скорбный стон

Всех, ненавидящих молитвы.

2. Нет противопоставления с союзом «А»:
Внезапно он ...

Рукой незримой поражен.

3. Нет зависимого слова :

С зарёю двинулись с холмов Неукротимые дружины.

РАЗДЕЛЬНО:

1. Есть зависимое слово:

Другой - Фарлаф, крикун надменный, В пирах никем не побежденный.

2. Есть противопоставление с союзом « А» :
Не пораженный он стрелою,

А опрокинут булавою.

3. Краткие причастия:

« Но между тем, она, незрима, От нападений колдуна Волшебной шапкою хранима. Что делает моя княжна?

8. Творческая работа Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно…

А.С.Пушкин

А). Работа по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники».

- Рассмотрите внимательно картину. Каким настроением проникнута она? Опишите ее.

- Спишите текст, согласовав причастия с определяемым словом.

- Вставьте пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограмм.

Это было началом нов.й пейзажн.й ж.вопис(е,и). Левитан стремился передать общее сост.яние пр.роды, «погоду пейзажа», передать влажность воздуха, как бы (опутавший) предметы и (стёрший) его оч.ртания.

Серая и з.л.тая осень, печалью (дышащий) с холста, щемила у зрителей сердце.

По д.р.жке Сокольнического парка идёт м.л.дая жен(?)щина в ч.рном. Она одна среди осе(н,нн).. рощ(е,и). Одиночество, (окружающий) её ощущением грусти и задумчивости, тревожит душу.

(Пр.обр.тённый) Третьяковым и (пом.щённый) в его галере(е,и) картина усилила уважение к автору, способствовала его пр.знанию. (По К.Г.Паустовскому)

Б). Работа по развитию письменной речи.

Используя предложенные опорные словосочетания, и впечатления от картин русских художников, написать сочинение-миниатюру «Лес поздней осенью».

Потемневшее осеннее небо. Нависшие тучи. Оголённые деревья. Дорожка, покрытая увядшими листьями. Покосившийся мостик. Мелкий дождик, сеющийся с утра. Улетающие на юг птицы. Листва, шуршащая под ногами.

9. Итог урока.

Сегодня мы закончили изучения очень важной темы «Причастие самостоятельная часть речи». Большую помощь в изучении и закреплении материала нам оказало творчество А. С. Пушкина. Думаю, и в дальнейшем мы ещё не раз будем обращаться к Пушкинскому наследию, и ещё не раз на уроках русского языка прозвучит чарующая музыка пушкинского слова.

УЧИТЕЛЬ:

Текут года. Звенят негромко реки,

Рассветы зажигают петухи.

Но неподвластны времени вовеки

Его бессмертные стихи.

Нас делая добрее и красивей,

Шуршат страницы книги под рукой...

Ариной Родионовной Россия

Склоняется над пушкинской строкой

10. домашнее задание.

Из повести «Станционный смотритель» выписать Словосочетания, иллюстрирующие случаи написания не с причастиями.



© 2010-2022