Доклад Проектная деятельность на уроке русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность на уроках русского языка.

Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.

Л.Н. Толстой

Педагогика, где роль учителя сводится лишь к передаче знаний, постепенно уходит. Ребёнку необходимо творческое развитие его способностей; в репродуктивной педагогике это невозможно. Развитие ребёнка - развитие личности. Слушая из урока в урок учителя, ребёнок, к сожалению, привыкает не работать. Творческий потенциал ученика гаснет на глазах. Что есть знание, образование, обучение в традиционной системе познания? Это деятельность учителя, который понуждает, вынуждает, властвует над волей ребёнка. В такой ситуации ученик угадывает, что от него требует учитель, кстати, он может получить угаданное и без помощи учителя.

Я же думаю, что этот закон современной инновационной школы должен трактоваться по-другому: увидеть и увлечь. Именно это и стало законом деятельности большинства педагогов, так как современный этап развития нашего общества выдвигает особые требования к школьному образованию. Цель его - воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска, самостоятельно выбрать средства и способы решения, уметь контролировать и оценивать собственный способ самостоятельной деятельности, организовывать дискуссию по выработке критериев правильности решения, а также показать продукт своей деятельности.

Огромную популярность в последнее время приобретает метод проектов, так как именно проектная форма педагогической деятельности предполагает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и предусматривает продуманное и обоснованное сочетание форм деятельности с многообразием методов и средств обучения и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

Метод проектов привлек меня и моих учеников предъявляемыми к нему требованиями:

  • проект разрабатывается по совместной инициативе учащихся и учителя (это ли не самое главное в инновационной педагогике);

  • работа по проекту является исследовательской, в принципе моделируя серьёзную научную работу;

  • проект педагогически значим, то есть учащиеся сами приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия;

  • проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает и должен допускать гибкость и изменения в ходе работы;

  • проект позволяет постепенно двигаться к цели.

Какие же цели мы преследуем, используя метод проектов на уроках русского языка?

Образовательные - развивать в учениках языковую рефлексию, продумать работу с учеником так, чтобы он задумался над тем, как мы говорим, почему мы так говорим, как эти знания использовать в дальнейшем. Ученики, работая над своей темой, учатся собирать языковой материал, анализировать, делать выводы, учатся читать специальную литературу, осваивать терминологию и т.п., то есть приобщаться к культуре исследования и углублять свои знания по языку, а также в других областях науки.
Воспитательные - воспитание терпимости к чужому мнению, внимательного, доброжелательного отношения к версиям и суждениям других учащихся, личной ответственности за выполнение коллективной работы и т.п.

Развивающие - развитие умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие устойчивого интереса к различным источникам знаний, развитие творческих способностей учащихся, умения предъявить свою работу другим и т.п.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Существуют различные типы проблемных ситуаций:

  • проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на «проблемный» вопрос, дать объяснение новому факту в учебной ситуации;

  • при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

  • при наличии противоречия между теоретической возможностью решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа решения, а также между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то её конкретное решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов предполагает совокупность учебно-воспитательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Актуальность проектной методики мы видим прежде всего в практиконаправленной деятельности.

Несмотря на тематическое разнообразие проектов можно выделить основные этапы и содержание проектной деятельности:

Приложение № 1.

Этап

Содержание деятельности

поисковый

Определение тематического поля и темы проекта.

Поиск и анализ проблемы.

Выдвижение гипотезы проекта.

Постановка цели проекта.

Обсуждение методов исследования.

аналитический

Анализ имеющейся информации.

Поиск оптимального способа достижения цели проекта.

Построение алгоритма деятельности.

Пошаговое планирование работы.

практический

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого участника группы.

Промежуточное обсуждение полученных данных.

презентационный

Оформление конечных результатов.

Подготовка и проведение презентации, «защиты» проекта.

контрольный

Анализ результатов.

Корректировка.

Оценка качества проекта.

Внутренняя оценка работы каждого участника группы.

Внешняя оценка работы групп.

Приложение № 2.

Наиболее характерны для учебных проектов следующие организационные формы работы:

  • групповое обслуживание, «мозговой штурм», «круглый стол»;

  • самостоятельная работа учащихся;

  • консультации с экспертами;

  • творческий отчёт, просмотр, «защита» проекта.

Целевая установка определяет и требования к темам, предлагаемым ученикам. Кстати, слово «предлагаемые» здесь не подходит, потому что тема выбирается совместно учеником и преподавателем. Тема должна быть интересной ученику и учителю. Тема должна обогатить как ученика, так и преподавателя.

Проектная работа, по-моему, будет иметь большее значение для ученика и учителя, если замысел работы, идея возникнут при изучении той или иной темы на уроке или на занятиях спецкурса.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Так, для уроков русского языка можно использовать лингвистические проекты, направленные на изучение языковых особенностей, фольклора, этимологии слов, литературные исследования, творческие проекты (сочинение сказок для усвоения программного материала),
составление опорных схем-конспектов при изучении орфограмм и пунктограмм.

Как способ усвоения теоретического материала крупными блоками опорные схемы были предложены в методической системе В.Ф. Шаталова. Опорный сигнал по Шаталову - это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятую информацию» В настоящее время опорный конспект приобретает целесообразность при закреплении и усвоении программного материала на любом уроке. По мере того, как учитель при объяснении новой темы включает в рассказ опорные схемы, школьники учатся так же систематизировать и обобщать новые сведения и отображать их на бумаге в виде рисунков, символов, сигналов, ключевых слов.

Главные задачи применения опорных схем-конспектов:

- усвоение новых знаний,

- быстрое запоминание материала,

- систематизация знаний,

- обобщение накопленных фактов,

- развитие образного и ассоциативного мышления.

Первой проектной работой учащихся 7 классов стал проект по теме «Причастие». Учащиеся подготовили презентацию «Коварное причастие», в которой определили отличие причастий от других частей речи, в частности от прилагательных, и составили опорные схемы-конспекты при изучении данной орфограммы.

Следующим стал проект «Словарь изобразительно-выразительных средств». Эта тема оказалась интересной и трудной одновременно. Создание словаря - увлекательное и полезное занятие, которое развивает речь, богатство языка, помогает правильно и образно построить предложение, текст. Используя наш словарь, учащиеся смогут глубоко понять художественное мастерство писателей и поэтов, использующих замечательные и неожиданные изобразительно-выразительные средства в своих произведениях. Работа началась с того, что детям была предложена теоретическая часть, специально разработанная, рассказывающая о каждом изобразительно-выразительном средстве.

Следующим этапом работы стал компьютерный сбор материала. Наконец, последний и, несомненно, важный этап деятельности - это оформление и дизайн словаря. Для решения этого вопроса была необходима проработка и обобщение большого объема специальной литературы, позволяющей создать и оформить словарь, а также теоретическое приложение к нему по всем правилам создания таких приложений.

Опрос учащихся убедил нас в актуальности выполняемой работы.

Замысел следующего проекта - своего рода интеграция литературы и русского языка - родился на уроке русского языка в 10 классе.

Название: Эссе как жанр сочинения на литературную тему.

Творческое название:

Эссе - оценка произведения на основе его анализа или индивидуальная импровизация?

Вопрос учебной темы: Каковы особенности жанра эссе?

(На примере произведения М. Цветаевой «Мой Пушкин»).

Время: отведённое под проект:

5 занятий.

Продукт проекта:

урок-презентация.

Задачи, поставленные перед учащимися на первом этапе:

Найти, используя справочную литературу, определение жанра эссе, его особенности.

Задачи, поставленные на втором этапе:

  1. Прочитать произведение М. Цветаевой «Мой Пушкин».

  2. Систематизировать и приобрести новые знания по творчеству М. Цветаевой.

  3. Проанализировать первые впечатления поэтессы о произведениях Александра Сергеевича Пушкина.

  4. Изучить, что значило для М. Цветаевой защитить Пушкина от «других» и что означало в её понимании слово «мой».

  5. Понять, какое влияние оказал Пушкин на Марину Цветаеву в детстве.

  6. Определить, как Пушкин повлиял на становление поэта и прозаика М. Цветаеву.

Задачи, поставленные на третьем этапе:

  1. Выявить особенности эссеистического стиля в произведении М. Цветаевой «Мой Пушкин».

  2. Выбрать форму представления результатов.

  3. Систематизировать и оформить материалы на слайдах.

  4. Написать эссе «Какие новые грани личности М. Цветаевой открывает для вас произведение «Мой Пушкин»?

  5. Рефлексия. Оценивание работы каждого участника проекта, работы групп в целом.

При работе над проектами совместно было выделено несколько важных участков в общем плане действий по осуществлению проекта, которые были добровольно распределены между участниками творческой работы. Перед распределением ролей до каждого члена проекта были доведены цель и методика её достижения. Участники проектов представляли себе не только свою проблему, но и работу соседей. Однако даже в случае наилучшего понимания учениками постановки задачи может возникнуть явный диссонанс между адекватностью восприятия системы понятий, предлагаемой руководителем, с собственным представлением этой же проблемы участниками проекта. Это происходит в силу разницы целей, преследуемых ими обоими: учитель стремится получить максимальный результат в плане формирования определённого знания у членов коллектива, последние же стремятся применить уже известные им навыки и знания в плане интерпретации цели, поставленной учителем. Выход из этой ситуации достаточно прост: нужно убедить участников проекта в справедливости тех установок, которые являются для учителя очевидной истиной. Если учащиеся принимают сторону учителя, то они будут стараться самостоятельно подтверждать теорию учителя, которая уже принадлежит и им.

Представим себе, что проект прошёл успешно. Каждая группа собрала необходимую для решения проблемы их проекта информацию. Учащиеся обработали данные, провели исследование, сделали выводы, предложили пути решения проблемы, представили результаты своей работы на заключительной конференции.

Особую роль в данной технологии играет оценочный механизм. В большей степени доминирует самооценка учащегося, что расширяет творческий потенциал личности школьника. Можно использовать систему рейтингов, которая разрабатывается совместно учителями и учениками, например, таблица самооценки. (См. Приложение №3)

Приложение № 3

Мои достижения

Баллы (0-4)

1.

Я освоил работу со справочной литературой.

2.

Я могу систематизировать исследуемый материал.

3.

Я умею строить гипотезы.

4.

Я могу критически мыслить, чтобы задавать вопросы и составлять суждения.

5.

Я могу делать чёткие и аргументированные выводы.

Настала очередь учителей-координаторов ответить на вопрос: какова же педагогическая эффективность всей учебной деятельности учащихся, перечисленной выше? (Педагогическую эффективность учебного проекта мы понимаем как успешную реализацию поставленных дидактических и решения методических задач проекта, которые были сформулированы на подготовительном этапе, и ради решения которых и была организована деятельность учащихся в рамках учебного проекта).

После проведения проекта полезно сравнить, насколько прогнозируемые результаты совпадают с реальными, каковы причины недостижения поставленных целей. Это позволит более тщательно подходить к разработке дидактических целей учебных проектов в будущем.

Чтобы более детально оценить проект, вашему вниманию предлагаются параметры внешней оценки. Оценить проект можно по трехбалльной системе (1 -плохо, 2 - удовлетворительно, 3 - хорошо).

Приложение № 4

Параметры внешней оценки.

Параметры внешней оценки

Баллы

1.

Адекватность изучаемой тематике.

2.

Значимость проблемы.

3.

Целесообразность используемых методов исследования.

4.

Корректность обработки собранных данных.

5.

Степень активности каждого участника.


6.

Коллективность принимаемых решений.

7.

Характер взаимоотношений в работе, взаимовыручка и поддержка.

8.

Доказательность предлагаемых решений, чёткость выводов.

9.

Эстетика оформления результатов проекта.

10.

Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Итого:


Подсчитав количество баллов, можно оценить работу.

Максимальное количество баллов - 30 (100 %)

Более 20 набранных баллов соответствует 70 % и оценке 3 (удовлетворительно)

Более 24 набранных баллов соответствует 80 % и оценке 4 (хорошо)

Более 27 набранных баллов соответствует 90% и оценке 5 (отлично)

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым результатом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результат и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Список литературы.

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.

  2. Бухаркина М.Ю. Дидактический раздаточный материал. Разработка учебного проекта. М., 2003.

  3. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.

  4. Махмутов В.Н. Организация проблемного обучения. М., 1977


© 2010-2022