Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет. Литература

Класс:7

Урок №:

Дата:

Тема. Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака

Цели урока:

  • познакомить с основными фактами биографии Б.Л.Пастернака;

  • показать своеобразие картин природы в лирике Пастернака, способы создания поэтических образов;

  • развивать творческие способности, навыки анализа поэтического текста, подвести к пониманию настроения, чувства поэта, определить способы создания образов.

Оборудование: учебник, портрет, презентация «Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака»

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня мы с вами впервые встретимся с поэтом Борисом Пастернаком и познакомимся с его творчеством.

- Как вы думаете, какие мы должны поставить перед собой цели на этот урок?

1. Познакомиться с биографией автора.

2. Познакомиться с произведениями Б.Пастернака

3. Учиться анализировать поэтический текст

4.Учиться выразительно читать литературные произведения.

II. Фронтальный опрос(устно)

  • Что такое метафора?

  • Дайте определение синтаксическому параллелизму?

  • Что такое сравнение?

  • Что такое антитеза?

  • Что такое парцелляция?

  • Что такое литота?

  • Что такое градация?

  • Что такое архаизмы?

  • Что такое профессионализмы?

  • Что такое диалектизмы?

  • Что такое лексический повтор?

  • Что такое перифраз?

  • Что такое оксюморон?

  • Что такое эпитет?

  • Что такое инверсия?

III. Изучение нового произведения.

1. Слово учителя.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика живописи и выдающейся пианистки. От отца и матери будущий поэт унаследовал их талант. Он мог стать хорошим профессиональным живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки и в течение 6 лет брал уроки музыки у профессоров консерватории. В 1913 г. Пастернак закончил обучение в Московском университете (на философском отделении) и продолжил учебу в университете Марбурга (Германия). В 1915-1917 гг. поэт жил на Урале, служа на частных химических заводах. Пастернак создает замечательные по своему мастерству и вдохновенности лирические произведения и поэмы. В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом.

Поэзия Пастернака метафорична, философски глубока, в ней чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и одухотворенность. Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы.

2. Чтение статьи «В творческой лаборатории Б. Л. Пастернака» (с. 140-141).

Работа со статьёй учебника (стр.142)

-Прочитайте 1 абзац и подумайте над вопросом

Какие обстоятельства жизни способствовали развитию творческих способностей Пастернака?(Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству (родители - одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним).

Прочитайте второй абзац и подготовьте вопросы по содержанию.

(Каково было первое творческое пристрастие Пастернака?, Когда у Пастернака пробуждается интерес к поэзии? Когда поэтическое искусство становится главным делом его жизни?

В 1915-1917 гг. поэт жил на Урале, служа на частных химических заводах. Пастернак создает замечательные по своему мастерству и вдохновенности лирические произведения и поэмы. Революцию он не принял душой и в числе многих российских интеллигентов иммигрировал из России. В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех…

Как вы понимаете эти слова Пастернака?

Творчество поэта разнопланово и многогранно, но центральное место в лирике Пастернака принадлежит природе.

3. Чтение и анализ стихотворения «Июль».

- Каков образ природы у Пастернака? Какими приемами он создается? (Природа одухотворена и олицетворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком.)

- С каким чувством описывает поэт летний месяц июль?

- Вызывает ли у вас природа в стихотворении поэта удивление, восхищение? Почему?

Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями, одно из них посвящено природе. Стр. 145 «Июль»

Прослушивание стихотворения в грамзаписи.

- Какое настроение вызывает у нас это стихотворение? (весёлое, задорное)

Одна из задач, которые мы ставили перед собой на сегодняшний урок - это анализировать поэтический текст. А что значит анализировать поэтический текст? (Обратимся за справкой в словарь литературных терминов)

Приступим к исследованию прочитанного. Прочитайте самостоятельно первые пять четверостиший.

- Кто же является главным героем стихотворения? (июльский ветер, воздух)

- Как автор называет своего героя? (привиденье, домовой, баловник-невежа, призрак, двойник, жилец приезжий, летний дачник, отпускник)

-Если бы не было названия стихотворения, смогли бы мы понять о ком или о чём идёт речь?

- Когда мы смогли понять, кто герой этого произведения?

-Какими качествами обладает наш герой? (нечёсаный растрёпа, весельчак, болтун)

-Кто может быть наделён такими качествами? (человек)

- С каким литературным приёмом мы сталкиваемся? (олицетворение)

- С какими действиями героя мы сталкиваемся? (мелькает, бродит, болтается)

- Какое средство художественной выразительности является главным в этом стихотворении? (олицетворение)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным термином - персонификация.

Определите размер стихосложения (ямб)

- Как поэт передаёт в стихотворении не только краски, но и звуки лета? (прочитать)

Б. Пастернак-великий мастер слова. Природа в лирике поэта восторг и наслаждение, радость и удивление.

Выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака «Июль»

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Б.Пастернака «Никого не будет в доме…»

4. Чтение и анализ стихотворения «Никого не будет в доме…».

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Б.Пастернака «Никого не будет в доме…»

Прослушивание грамзаписи.

- Какое настроение вызвало это стихотворение? (грустное). Какие слова на это указывают? (никого, сумерки, мокрые комья снега, унынье)

-Как вы думаете, о чём это стихотворение? (об одиночестве)

Перечитайте это стихотворение, попробуйте разделить его на части. Сколько получилось частей? (На две части. Первая из них состоит из четырех строф. Перед нами возникает немного грустная картина: сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна, мокрые комья снега, крыши. Строки «Зимний день в сквозном проеме / Незадернутых гардин…» вызывает чувство грусти, тоски, уныния и почему-то вины. Вторая часть состоит из двух последних четверостиший. Картина изменяется самым неожиданным образом, и эта внезапность ощущается уже в первых строках: «Но нежданно по портьере / Пробежит вторженья дрожь…».)

-Какие картины рисует автор в первой части? (сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна, мокрые комья снега, крыши.)

-Меняется ли картина во второй части стихотворения и каким образом?(да, коренным образом, появляется надежда на изменение, появление литературной героини)

- Каким словом назван приход лирической героини?(вторженье)

-С чем сравнивается ее появление? Меняется ли интонация стихотворения? (Приход героини назван «вторженьем», ее появление можно сравнить лишь с «будущностью», с ней приходит мир, жизнь. Вокруг все меняется. «Белых мокрых комьев» теперь нет, а есть снежные хлопья, которые теперь являются единым целым с ней. Ее платье даже не названо платьем, а «чем-то белым», из тех материй, из которых «хлопья шьют». Материал - хлопья, хлопок - делает героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира. Автор создает удивительно красивую картину: в белом, сотворенном из снега платье выплывает она, недоступная и любимая. Таким образом, сквозь обычное будничное «просвечивается» самое главное, самое важное в жизни. Интонация стихотворения изменяется: грусть, тоска уступают место восторженности и восхищению.)

- Как вы понимаете строки стихотворения Б. Л. Пастернака: «Только белых мокрых комьев / Быстрый промельк маховой…»; «И опять зачертит иней…»?

-Какой видит автор свою героиню? Прочитайте (воздушной, недосягаемой, оторванной от мира)

Это стихотворение было написано в 1931 году, когда, расставшись с женой и сыном, Борис Пастернак создаёт новую семью. Это время было тяжёлым для всех, и стихотворение связано с личными переживаниями поэта.

А теперь обратимся к средствам художественной выразительности. На примере этого стихотворения давайте вспомним, что такое аллитерация. Найдите примеры аллитерации (Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдёшь)

Анафора - в переводе с греческого "анафора" обозначает единоначатие.. Анафора - это повторение речевых явлений, таких как слова, звуки, строфы или обороты, расположенные в начальных частях речевого потока. Эта стилистическая фигура широко применяется в поэтической речи. Кроме того, существует много видов анафоры, среди которых различают следующие:

  • звуковая - основана на повторении одних и тех же звуков в начале;

  • морфемная - повторение частей слова или морфем;

  • лексическая - повторение одних и тех же слов;

Находим анафоры

Метафоры: завертит мной, кольнут виной

IV. Подведение итогов урока.

- Сегодня на уроке мы познакомились с биографией Б.Пастернака, познакомились и проанализировали его произведения.

- Что мы можем сказать о лирике Пастернака? (она своеобразная, загадочная, недосказанная, его (автора) не всегда легко понять)

Но мы с вами должны пытаться постигать мир Б.Пастернака и других великих поэтов.

- Природа в изображении Б. Пастернака - не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…».

Поэт учит в большом видеть малое и наоборот - учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает. Все творчество Пастернака - это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.

V. Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений Б. Пастернака; прочитать статьи в учебнике об А. Т. Твардовском (с. 144-147).



© 2010-2022