Склонение имен существительных (5 класс)

Открытый урок по русскому языку на тему "Склонение имен существительных" был проведен в 5 классе с казахским языком обучения в 2014 году.   Была проведена работа с электронным учебником по теме. Были подготовлены слайдовые материалы и показаны на интерактивной доске. Учащиеся работали с большим интересом. Задания не требуют большого количества времени, поэтому можно использовать на уроках. Разработка урока окажет помощь также студентам филологических факультетов педагогических институтов в их по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Таниева Бибигуль Сериковна

Учитель русского языка и литературы общеобразовательной средней школы №55 г.Актобе, Казахстан

Тема урока: Склонение имен существительных. (5 класс)

Цель урока: Выработать навыки правописания падежных окончаний имен существительных.

Задачи:

- Закрепление полученных знаний о падежах русского языка и склонения существительных;

- Развитие познавательного интереса учащихся и умения различать падежные окончания существительных;

- Привитие интереса и уважения к русскому языку.

Тип урока: нетрадиционный.

Вид урока: урок-закрепление.

Методы и приемы: слово учителя, элементы беседы, индивидуальный и фронтальный опрос, взаимопроверка, метод интерактивной технологии; работа с дидактическим материалом, творческая деятельность учащихся.

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, экран, ученическая доска.

Технологическая часть: Слайдовые материалы, видеоролик, дидактические материалы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

А) Проверка готовности класса к уроку.

Б) Раздать оценочные листы.

В) Эмоциональный настрой к уроку.

Слово учителя: Зима прекрасна своими морозными и ясными днями, вьюгами, метелями, буранами. Часто мы не обращаем внимания и не видим красоту природы зимой. Ребята, перед вами отроются зимние сюжетные картины под классическую музыку А. Вивальди. Почему-то говорят, что природа засыпает! Нет, она живет! Сейчас в этом вы убедитесь.

Экранизация. Зимние зарисовки под музыку А.Вивальди.

  1. Проверка домашнего задания.

А) Опережающее задание.

Слайд № 2. Тема «Зима»:

- Природа зимой;

- Зимой в лесу;

- Зимние виды спорта.

Примечание: Ребята, не забудьте ставить отметки на оценочных листах по разделам.

Слово учителя. Повторение по теме.

Слайд №3.

- Что такое склонение?

- Сколько падежей в русском языке?

Склонение имен существительных (5 класс) Склонение имен существительных (5 класс)

Склонение имен существительных (5 класс) Склонение имен существительных (5 класс)

Склонение имен существительных (5 класс) Склонение имен существительных (5 класс)

Ответы учащихся.

Слово учителя. Запишите сегодняшнее число и тему урока.

Слайд №4. Тринадцатое февраля.

Классная работа.

Склонение имен существительных.

Слайд № 5. Устный практикум.

Задание. Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже.

А) Володя отправил письмо (Серёжа, Аня, мать, дядя).

Б) Поезд подъезжал к (Астрахань, Вологда, Тула).

В) Школьники побывали в (зоопарк, театр, музей).

Примечание: Ребята, не забудьте ставить отметки на оценочных листах по разделам.

3.Закрепление. Работаем сами. (Работа с дидактическим материалом.)

Вид проверки: взаимопроверка. Критерий оценки:

Слайд №6. «5» - 10-9 б.

«4» - 8-6 б.

«3» - 5-3 б.

«2» - 2-0 б.

Практикум №1. Поставьте вопросы и укажите падеж имен существительных.

Образец: Скоро наступит ( что?) зима (И.п.).
Дети вышли из (…?) комнаты (…п.).

Валя была рада (…?) книжке (…п.).
Буря сломала (…?) дуб (…п.).
Над (…?) избой (…п.) вьется дымок.
Кругом лежал (…?) снег (…п.).
Над (…?) деревней (…п.) вился дымок.
Желтая луна освещала (…?) лес (…п.).

Он учился в (…?) школе (…п.).

Воробей прыгает по (…?) дереву (…п.).

Алексей проснулся от (…?) шума (…п.).

Практикум №2. Поставьте вопросы и укажите падеж имен существительных.


Образец: Водитель работает (на чем?) на грузовике (П.п.).

Машинист водит (…?) машину (…п.).

Дуб стоял (…?) под снегом (…п.).

Газеты пишут (…?) о спорте (…п.).

Грузы везет (…?) тепловоз (…п.).

Мы жили (где ?) в деревне (…п.).

Павел увидел (…?) тепловоз (…п.).

Почту отправили (куда?...?) на вокзал (…п.).

Ученик начертил (…?) квадрат (…п.).

Девочка полила (…?) цветок (…п.).

Он убежал за (…?) братом (…п.).

Примечание: Ребята, не забудьте ставить отметки на оценочных листах по разделам.

Слово учителя . Работа на доске.

Слайд №7.

1.Разберите по членам предложения. Укажите, какими частями речи они выражены.

В воздухе медленно кружились первые снежинки.

2. Произведите фонетический разбор слова зима.

Слово учителя .

Слайд №8. Контроль знаний учащихся.

Тест.

1. Именительный падеж имен существительных отвечает на вопросы …

А) кого? чего?

Б) кому? чему?

В) кто? что?

2. Найди существительное в родительном падеже.

А) дому

Б) дома

В) о доме

3.Выбери существительное в родительном падеже.

А) увидеть кошку

Б) взять тетрадь

В) ходить около дома

4.Выбери существительное в дательном падеже.

А) помочь маме

Б) думал о море

В) ложка меда

5.Выбери существительное в винительном падеже.

А) помочь маме

Б) взять книгу

В) играть на улице

6.Выбери существительное в творительном падеже.

А) приехать к другу

Б) стоять перед домом

В) спал на диване

7.Выбери существительное в предложном падеже.

А) сидеть на скамье

Б) вырвал из тетради

В) дошел до дома

8.В каком словосочетании допущена ошибка?

А) ехать на машине

Б) слова из песни

В) мечтать о собаки

Слайд №9. Ключ к тесту. 1 - В

2 - Б

3 - В

4 - А

5 - Б

6 - Б

7 - А

8 - В

Примечание: Ребята, не забудьте ставить отметки на оценочных листах по разделам.

Слайд №10. Резервный материал.

Задание. Исправьте ошибки.

В зоопарки всегда много людей. Ветки черёмухи стояли в кувшини на окошке. Кисти белых цветов сирени выделялись в зелене листьев. В вази на тумбочке, около кровати, стояли маки. Дача дедушки стоит на окраине деревни. Наташа пробежала по комнати к кровате Тани.

Примечание: Ребята, не забудьте ставить отметки на оценочных листах по разделам.

4.Обобщение урока.

Слово учителя. Каждый оценивает свой вклад на уроке, свою активность, эффективность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (Слайд №11. ):

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

5.Домашнее задание.

Слайд №12. Проверьте себя! (Учебник, стр. 126-127.)

Запишите каждое слово в нужном падеже:

а) В Д.п.: ладонь, стакан, балкон, сирень.

б) В П.п.: сугроб, парта, коробка, корабль.

в) В Р.п.: море, скатерть, деревня, книга.

6.Итог урока. Комментирование оценок по оценочным листам.



© 2010-2022