Конспект урока по произведению Н. Лескова Левша

конспект урока по произведению Н. Лескова " Левша"       Цели: раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;  развивать навыки аналитического чтения произведения;  воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;  Наглядность: портрет писателя  слова, эпиграф к уроку , иллюстрации к произведению Тип урока : урок - исследование   Организационная структура урока   Этап №1 Организационный  момент Методы и приёмы 1. Постановка целей урока. Оформление записей в тетрадях.         Сегодня у нас урок - праздник и, надеюсь, урок - открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие оттого, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где "баснословный" склад легенды, яркая игра со словом поражают с первых её строк.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № Дата____________

Учитель___________________

Тема: Н.Лесков « Левша»

Цели:

  • раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;

  • развивать навыки аналитического чтения произведения;

  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;

Наглядность: портрет писателя слова, эпиграф к уроку , иллюстрации к произведению

Тип урока : урок - исследование

Организационная структура урока

Этап №1

Организационный момент

Методы

и приёмы

1.

Постановка целей урока. Оформление записей в тетрадях.




Сегодня у нас урок - праздник и, надеюсь, урок - открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие оттого, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где "баснословный" склад легенды, яркая игра со словом поражают с первых её строк.


№2


1.

Сегодня нам с вами предстоит работа по дальнейшему исследованию сказа Николая Семёновича Лескова «Левша». Возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущем уроке.

Тема нашего урока определена: «Загадка русской души»

Эпиграфы урока определены (Они на доске).
«Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ»
Н.С.Лесков.
«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».

эврист

2.

Какую же цель мы с вами ставим перед собой, исходя из темы урока и опираясь на эпиграфы. (Загадку чьей души нам предстоит разгадать?) - Левши
А какую проблему будем решать?

a) Нам предстоит разгадать с вами, каким героем является левша: положительным или отрицательным?

На столах учащихся находятся : листы оценки своей деятельности на уроке, листы для сбора информации по образу левши, листы для составления кластеров и синквейнов
Итак, в роли кого мы с вами сегодня будем выступать?
(В роли читателя, исследователя, мыслителя)





№3

Формирование умений и навыков.


1.

Общая проблема: проблема униженности и бесправия народа, гибели талантов в России.

словес

2.


Чтобы вспомнить сюжет произведения, я предлагаю вам игру :«Рассыпанные открытки». (Вызвать 6 учащихся. Найти своё место. Что изображено на открытке?)
( 1. Англичане дарят русскому императору блоху.
2. Николай Павлович посылает Платова в Тулу.
3. Работа тульских мастеров.
4.Левша на царском приёме.
5.Левша в Англии.
6.Возвращение левши в Петербург и его бесславная смерть).

Беседа по вопросам на восприятие текста

в какой главе он появляется? (в 6 главе. Зачитать.)
как выглядит левша? (проследим по тексту, учебник, стр.262.
как попадает левша к императору? Как держится с ним?
(глава 13. Чтение по ролям).

исслед

3

Составление кластера - глава 16 (Какие качества левши проявляются в этих эпизодах?
(Патриотизм, преданность своему делу, своей Родине, горячая любовь к ней, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одарённость и вместе с тем поразительное невежество).

Левша безобразный внешне, красив душой.






ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Проводит физминутку ученица.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из - под ладошек.
И направо! И ещё
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.



№4

Применение умений и навыков



Работа с текстом. (15 глава)

- Мы расстались с героем, когда англичане отправили Левшу в Россию. Каким путём и почему? Что с ним случилось в дороге? (Отправили на корабле, так как Левша не знает языков. В дороге герой затосковал, мог «род помешательства достать»)

- Почему Левша не остался в Англии? Что тянет его домой? (Идет работа с текстом: «Мы Отечеству верно преданные», «у меня дома родители есть», «Мы к своей Родине приверженные»)

- А что для него Родина? (Прежде всего дом, семья. Родина - это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине - отказаться от веры - это величайший грех для русского человека. Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о родителях, о Туле, о семье. Все это в душе Левши)

Вывод: Левша - плоть от плоти русского народа. Он настоящий патриот.

- А кто такой патриот? (Дети читают цитату, записанную на доске: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, он жаждет единодушия с отечеством» (Н.С. Лесков))

- Как же Родина встретила Левшу? (главы 16-20) (Работа с текстом. Выбор ключевых слов: «свалили в квартале на пол», «обыскали», «платье сняли и часы», «деньги обрали», «на холодном парате в больнице лежал», «вези не покрытого», «роняют, уши рвут», «он весь избился», «на полу в коридоре посадили» и т.д.)

- Что можно сказать о судьбе Левши? (Горькая, жестокая, плохая, неблагодарная….)

- И трагическая. В чём трагизм судьбы героя? (Талант его России не нужен. Даже перед смертью Левша думает не о себе, а ос воем Отечестве. Пытается передать государю, чтобы ружья кирпичом не чистили. Горестная судьба героя и имя его обречены на забвение)

- Как же автор относится к своему герою? (Лесков восхищается талантом мастера, выступает за народ, за таких простых мужиков, каким был Левша. (Обращение к эпиграфу))

- В чем смысл слов английского шкипера: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»? (Человек, не красивый внешне, красив душою. У него душа человеческая.)

- Какое значение в сказе имеет 20 глава? Ведь она особенная и по стилю повествования отличается от сказа. (Здесь говорит сам автор. Он вспоминает старину и говорит о том, что потомки с гордостью и любовью вспоминают прошлое, потому что это наша история. Наша гордость. Прошлое вдохновляет народную фантазию, желание творить, как они)

- Чем же для нас стал Левша, герой, у которого нет даже имени, да и прозвище пишется с маленькой буквы? Талантливый мастер. Герой с «человечкиной душой»).

аналит

1.

Работа с иллюстрациями

- Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги Всмотритесь в иллюстрацию.

- Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?
- Как вы думаете, какие черты характера и внешности отображены?
- За каким делом изображен Левша?
- Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?


2.

- А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Аболон полведерский - Аполлон Бельведерский
Буреметры морские - барометры морские
Мерблюзьи мантоны - верблюжьи манто
Огромные бюстры - огромные бюсты
Преламут - перламутр
Верояции - вариации
Мелкоскоп - микроскоп
Египетская керамида - египетская пирамида
Нимфозории - инфузории
Валдахин - балдахин

- Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов?
- Действительно, многие сцены в произведении заставляют улыбнуться. Например, вот эта.
- Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?
- Как изображены герои ? как переданы настроение и поведение героев произведения?
- Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может, расскажете запоминающийся эпизод?
- А мне запомнился и понравился донской казак Платов, лежащий на «укушетке». В





№5

Работа по повторению


1.

Подготовка














№6

Развитие речи



Раз речи






№7

Наш урок завершается. Мы говорим сегодня на только о левше, мы говорим о самих себе. Ведь мы - русские. Как же я, вы, все мы вместе соотносимся с таким понятием, как русский народ?
Вывод учащихся.
Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, должны уметь многое делать своими руками, гордиться своей страной, её мастерами.
Ребята, теперь вы сами оцените свою работу на уроке:
1. На уроке я работал … активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен
3. Урок мне показался … коротким / длинным
4. За урок я … устал / не устал
5. Моё настроение стало … лучше / хуже
6. Материал урока мне был … понятен / не понятен Рефлексия урока


1.






№8

Этапы информации о домашнее задание



Написать сочинение на тему: " Как я себе представляю Левшу?"

  • «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»




  • Мое отношение к левше









№9

Оценки







__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________























УРОК №

Тема:

Цели: 1.

2.

3..

Наглядность:

Тип урока :

Организационная структура урока

Этап №1

Организационный момент

Методы

и приёмы

1.

Постановка целей урока. Оформление записей в тетрадях.






№2

Актуализация


1.

эврист

2.





№3

Работа над темой урока


1.

словес

2.

исслед

3









№4

Стадия осмысления

(закрепление)



аналит

1.


2.







№5

Работа по повторению


1.

Подготовка














№6

Развитие речи




Раз речи






№7

Рефлексия урока


1.






№8

Домашнее задание



Упр

стр










№9

Оценки







____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© 2010-2022