Доклад на педагогические чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»



















Роль урока-диспута в условиях компетентностно-деятельностного подхода на уроках литературы в старшей школе.







Учитель: Шаманаева И.Б.

Категория: первая

Образовательная область: Филология

Предмет: литература















г.Усть-Илимск, 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена общеобразовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иной педагогический менталитет.

Гуманистический подход к воспитанию ставит в центр педагогики личность ребенка и культуросообразные способы деятельности и общения воспитателя, возвышающие его самого. Педагогический гуманизм предполагает конкретные методы работы, связанные с целями, средствами и условиями природо- и культуросообразного саморазвития личности.

Современная парадигма гуманизма включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности:

1) обеспечение внутренних условий (установок, потребностей,
способностей) для развития «самости», для саморазвития;

2) создание благоприятных внешних условий (среды
обитания) для психологического и биологического
(физического) существования и развития ребенка (питание,
одежда, учебные и другие образовательные средства);

3) организация очеловеченной микросоциальной среды
(гуманистические отношения, общение, творческая
деятельность, психологический климат) как продукт
активности детей и взрослых.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательного процесса характеризуются переходом:

- от учения как функции запоминания к учению как процессу
умственного развития, позволяющего использовать
усвоенное;

- от чисто ассоциативной, статистической модели знаний к
динамически структурированным системам умственных
действий;

- от ориентации на усредненного ученика к
дифференцированным и индивидуализированным
программам обучения;

-от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Основной формой организации учебного процесса в старших классах, безусловно, остаётся урок. Принято считать, что у учащихся, осознанно выбравших учёбу в 10-11 классах, сформулирована устойчивая мотивация к изучению предметов, в том числе и литературы. Однако подобные утверждения очень часто не соответствуют действительности. Кроме того, психологи отмечают, что возникший интерес к изучению любой школьной дисциплины нуждается в постоянной поддержке.

Мотивация интереса к литературной теме, к изучаемому произведению во многом определяется эмоциональной атмосферой урока. К сожалению, в литературе необходимость её чаще декларируется, отдельные методические рекомендации содержатся только в давней статье П.Г.Золотарёвой.

И конечно, все попытки создать эмоциональную атмосферу будут тщетными, если нет контакта, добрых доверительных отношений, сотворчества, сотрудничества учителя и учеников, если не реализуется требование диалогичности урока.

Между тем в современных условиях очень важным представляется утверждение С.А.Леонова: «Для повышения интереса учащихся к литературе, к чтению художественного произведения. К их анализу и интерпретации необходимо… скорректировать взгляд учителя на урок литературы, в рамках которой взаимодействует он, то есть современный учитель, и ученик сегодняшнего дня».

«Скорректировать взгляд» на урок литературы необходимо ещё и потому, что урок-монолог без участия ученика практически невозможен.

Диалогичность, даже полифонизм в содержании урока обеспечивается вниманием к разнообразным, часто взаимоисключающим суждениям, оценкам не только литературоведов и критиков, но и самих учащихся как читателей. При этом не следует бояться наивных и ошибочных высказываний. Главное, чтобы они были аргументированы, прежде всего ссылками на текст.

Ввиду того, что старшие классы по своему назначению являются своеобразным переходным мостом между основной школой и высшими учебными заведениями, значительное место на уроках литературы должны занимать такие формы вузовского обучения, как лекции, семинары и диспуты.

Цель данной работы показать эффективность урока-диспута, который способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.








ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Диспут как приём изучения литературного произведения был известен ещё в XIX веке. Сохранившиеся документы о педагогической деятельности В.Г.Белинского и Н.Г.Чернышевского свидетельствуют об их особом интересе к спорам на уроке словесности. В трудах В.И.Водовозова и В.Я.Стоюнина мы находим примеры интересных дискуссионных вопросов.

В целом отношение к диспутам в методической науке и в практике преподавания было далеко не однозначным. Публичные диспуты А.В.Луначарского, несомненно, стимулировали внимание учителей к такой форме работы, однако строго регламентированный, идеологизированный подход к изучению литературы никак не располагал к широкому спектру мнений и оценок, являющемуся непременным условием диспута. Поэтому он, по существу, был изгнан из школы.

В период «оттепели» В.В.Голубков утверждал необходимость включения диспутов в учебный процесс: «Ценность диспута… состоит главным образом в том, что он делает речь сугубо целенаправленной, приучает мобилизовать все доказательства в защиту определённых положений, вырабатывает навыки логического и чёткого построения речи».

На современном этапе литературного образования в условиях компетентностно-деятельностного подхода к ученикам в процессе обучения значение и функции диспута значительно расширяются. В ходе подготовки участия в этой форме учебной деятельности ученик наиболее плодотворно овладевает многими компетенциями.

Прежде всего, это ценностно-смысловая компетенция - формирование мировоззрения, ценностных ориентиров, способности понимать окружающий мир, произведения искусства.

Общекультурная компетенция включает в себя знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, в частности литературы, духовно-нравственные основы жизни человека.

Подготовка и участие в диспуте создают благоприятные условия для формирования учебно-познавательной компетенции - самостоятельной познавательной деятельности, аналитических, оценочных и интерпретационных, рефлексионных умений, приёмы действия в нестандартных ситуациях.

Несомненно, что диспут представляет значительные возможности для совершенствования коммуникативной компетенции, так как предполагает развитие речевых умений(монологическая и диалогическая речи, выразительное чтение, аргументированные ответы на вопросы), умений уважительно слушать оппонента, работать в группе, целенаправленно привлекать художественные тексты и другие источники, сопоставлять, делать выводы, вести дискуссию.

На уроке-диспуте учитель учит, а ученик учится. Только это происходит в споре, в столкновении мнений. Для активности мышления на уроке учитель должен специально провоцировать спор, подсказывая ошибочные решения, строить с учащимися более демократичные отношения, создавать атмосферу общего поиска истины. В дискуссии повышается учебная активность слабых (они всегда болезненно воспринимают вызов к доске и обращенный к ним непосредственно вопрос учителя), именно в дискуссии все учащиеся комфортно чувствуют себя не только в школе, но и становятся более общительными, они начинают понимать и слушать друг друга, у них повышается самокритичность.
Диспут, таким образом, не просто одна из форм урочной работы, а более высокая духовная форма общения. Здесь школьники приобретают навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, т.е. воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за окружающих людей.
На диспут идут охотно даже «молчуны». Для себя они будут молча соревноваться, и даже если не выскажут собственной позиции, то, признав себя побежденными, осознают ошибочность своего суждения. Так дискуссия всегда предполагает решение сложных нравственных вопросов: прийти к истине сообща легче, чем в одиночку. Учащийся должен приобрести важные черты зрелого члена общества еще в школе. Ведь часто можно встретить людей, у которых есть знания и убеждения, но напрочь отсутствует умение вести деловой обстоятельный спор. Он не может обоснованно опровергнуть неправильные суждения. Не умеет, не привык, не научен отстаивать свое мнение в горячих словесных поединках. Таким образом, диспут - самая необходимая форма работы на современном уроке с современными детьми.

Урок-диспут является не только самой активной, но и самой трудной формой обучения. И путь к таким урокам лежит через длительную рассредоточенную подготовку.

Важные моменты организации урока - диспута:
1. Диспут готовится долго и тщательно.

2.Нельзя превращать урок в «президиум» специально подготовившихся докладчиков.

3. От спорящих нужно требовать доказательств.

4. Учащиеся сами по поручению учителя могут составить дискуссионные вопросы.

5. Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.

В уроке - диспуте - познавательном споре - столько преимуществ, что его смело можно назвать урок «на вырост». Урок-диспут не может проводиться стихийно, под влиянием определенного настроения в классе, так как это будет фрагмент диспута. Без тщательной подготовки не следует отводить дискуссии целый урок, ведь неподготовленная полемика может бродить по «проселочным тропам», не затрагивая сердцевины.

Интересно, что слово «полемика» происходит от греческого слова «война». На самом же деле прямой и честный спор по самой своей природе требует мирного согласия, ведь метод дискуссии - убеждение. И разговор двух людей - это уже полемика, обмен мнениями, поиск истины. Истории известны случаи, когда философы, мужественно сражавшиеся за истину, имели право гордиться тем, что брали такие укрепления, перед которыми отступали вооруженные мечом. Готовя к дискуссии, полезно напомнить ребятам мудрость древних:
-Я не в силах спорить с тобой, Сократ, пусть будет по- твоему, - сказал Агафон.
-Нет, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом - дело нехитрое.
Платон.
Этапы подготовки и проведения:

1. Выбор темы, ее правильная формулировка. Нужно, чтобы тема диспута звучала остро, а в ее названии содержался элемент дискуссии. Для того чтобы выбрать тему диспута учителю необходимо выяснить, о чем учащиеся хотели бы открыто говорить. Педагог должен помочь им выбрать тему. Для дискуссии можно воспользоваться актуальными проблемами по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Например:

- Можно ли утверждать, что смерть Базарова в финале романа - доказательство тупика революционного движения тогдашней России, или всего лишь неверие Тургенева в силу народников?

-Катерина - «белая ворона» или «луч света» в «тёмном царстве»? Почему ей не удалось осветить ни Бориса, ни Тихона?
-В поэме «Демон» как бы два финала. Один - это смерть Тамары. Второй - горный пейзаж, старинные развалины. Почему Лермонтов не оборвал поэму строчками:»Один, как прежде, во вселенной/ Без упованья и любви!..»?

-Корректно ли утверждать, что Лопахин - «новый русский» начала XX века?

2. На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа.


3. Диспут должен быть грамотно оформлен. В помещении, где он должен состояться, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы. У учащихся памятки - правила ведения дискуссии. Ведущим диспута может быть не только учитель, но и ученик, который владеет словом, может направить разговор в нужное русло.

Учитель должен направлять учеников, задавая вопросы. Мастерство учителя состоит в том, чтобы, вовремя заметить, почувствовать момент окончания дискуссии, чтобы не повторять сказанного. В конце урока нужно подвести итоги, проанализировать выводы, выставить баллы, провести рефлексию.

Рефлексия:

  • получил ли я удовлетворение после дискуссии;

  • могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;

  • насколько интересна мне культура проведения дискуссии;

  • смог ли я воспользоваться приемами доказательности;

  • какие я приобрел новые знания;

  • смог ли я понять точку зрения другого;

  • интересен ли мне живой обмен мнениями.

Трудности проведения диспутов по произведениям, не входящим в программу, значительно увеличиваются. Но усиливается и интерес учеников: ведь в этом случае они действительно могут дать полностью самостоятельную оценку проблематике и персонажам. Сложности обусловлены и небольшим количеством текстов, организацией их предварительного прочтения, а также нередко отсутствием критических источников. В этом случае учителю приходится самому создавать литературоведческую или критическую концепцию произведения.

Так, после изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» учащимся 10 класса было предложено прочитать повесть В.Ф.Тендрякова «Расплата». После был проведён диспут «Убийство Колей Карякиным отца - «случайная гримаса судьбы» или «жестокое наказание за допущенные ошибки»?

Особенностью этого диспута было то обстоятельство, что в процессе подготовки я могла предложить ученикам только текст, потому что газетные дискуссии 70-х годов оказались недостаточными. А в единичных журнальных статьях критиков повесть рассматривалась в «учительском» аспекте, как и все другие произведения автора.

Диспут проводили по следующему плану:

  1. Кто прав в споре Василия Петровича и Аркадия Кирилловича?

  2. Можно ли признать убийство даже из благородных побуждений нормальным и полезным поступком?

  3. Кто более всех виновен в случившимся?

  4. Убийство К.Карякиным отца - «случайная гримаса судьбы» или «жестокое наказание за допущенные ошибки»?

  5. В чём смысл названия повести?

В ходе диспута мнения ребят разделились. Одни говорили, что позиция Василия Петровича более убедительна, а другие утверждали, что для советского времени прав именно Аркадий Кириллович. Ожесточённые споры вызвал второй вопрос:

-убивают только на войне, в мирной жизни это не допустимо;

-а как ещё избавиться от подлецов?

-формулой «убить ради жизни» пользовались революционеры, это благородная миссия;

-Счастье и убийство несовместимы;

-Главная христианская заповедь: «НЕ УБИЙ!».

Обсуждая третий вопрос, ученики выдвинули самое большое количество версий:

-отец Рафаил Карякин: так как пил беспробудно со всеми вытекающими отсюда последствиями;

-мать Анна Карякина: своим смиренным поведением подталкивает сына к убийству;

-бабушка Евдокия: ненавидела сына, ещё нося его под сердцем;

Аркадий Кириллович: призывает своих учеников не мириться со злом, быть активными;

-сам Коля: нарушил главную христианскую заповедь.

При обсуждении 4-го вопроса мнения ребят также разделились:

«случайная гримаса судьбы»: это случайность, так как Коля, в отличие от Раскольникова, не планировал преступление заранее.

«жестокое наказание за допущенные ошибки»: убийство всё-таки не случайность, а расплата за допущенные ошибки, так как ошибались все взрослые, и их вина привела к преступлению

Объясняя смысл названия повести, ученики говорили, что название можно отнести в той или иной степени ко всем действующим лицам. Самая же большая расплата за содеянное ожидает Колю: суд, тюрьма, но моральная расплата уже началась. В сердце героя ненависть к отцу сменяется жалостью и любовью.

Следователь Сулимов: «Коля задачу поставил: ищите путь друг к другу!»

В заключении десятиклассники отметили, что именно эти слова можно взять эпиграфом к этому или другому диспуту, потому что такие уроки учат всех не только понимать, оценивать, анализировать, интерпретировать текст, но и иметь своё суждение, слушать другого, искать путь друг к другу.

На вопрос анкеты: «Ваше отношение к урокам-диспутам?» - многие учащиеся высказали свое положительное отношение:

«На таких уроках не скучаешь. Не нужно бездумно записывать то, что диктует учитель, а потом также бездумно зазубривать данный материал, готовясь к зачету. Ты урок строишь сам, своими мыслями, чувствами.»

«Иногда я не согласна с оценкой тех или иных действий героев изучаемых произведений и могу не молчать, а высказать свою точку зрения. Кому нужно мое мнение? Всем, кто находится на уроке. Кто-то со мной согласится, а кто-то поспорит. Главное - я имею право на собственное мнение и могу его озвучить без боязни, что оно не совпадёт с мнением учителя».

«Я не люблю уроки-лекции. Однообразие надоедает. Каждый день одно и тоже. И зачем ходить на такие уроки, когда можно взять лекции у одноклассников и переписать? А уроки-диспуты, как минимум, заставляют прочитать произведение, чтобы быть «в теме».

«Диспут - это азарт. Убедить, доказать, опровергнуть, поспорить. Эмоции зашкаливают».

«На таких уроках всегда неожиданные вопросы, которые заставляют включать и разум, и сердце. Часто происходит переосмысление прочитанного. Хочется ещё раз взять в руки текст…».

«Уроки-диспуты позволяют высказать всё, что у тебя на душе. И никто при этом не смеётся, не крутит у виска. Каждый имеет право на своё суждение».

Анализ результатов за три года показал следующую динамику:

Классы

2010-2011

2011-2012

Первое полугодие

2012-2013

9-а

100/58,3

10-а

100/40

10-б

100/53

10-а

100/68,4

11-а

100/50

11-б

100/53

11-а

100/83,3

Таким образом, можно убедиться, что проблемные уроки оказываются в большинстве случаев эффективно действующими средствами обучения, так как на них вырабатывается сознательное отношение к искусству слова, ораторское мастерство, развивается гражданская грамотность, воспитывается свободная личность.

А наше общество нуждается в свободной личности, способной
самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к
самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и
ответственности, и в то же время свободной от нравственной
ущербности, которая выражается в одномерности видения мира, в
желании быть всегда правой, в нетерпимости к думающему другому,
непринятии всего непохожего на установившиеся стереотипы
мышления.

Возможно, выпускники нашей школы станут юристами, адвокатами, прокурорами, судьями... И тогда навыки, полученные на уроках литературы, им пригодятся в жизненных ситуациях: умении вести дискуссию, отстаивать свои убеждения, аргументируя их, анализировать.

Но нельзя останавливаться на достигнутом. Каждый учитель должен стремиться к выполнению задач, которые определены в Концепции модернизации российского образования: «... формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». А как мы убедились, одним из средств достижения данной задачи являются уроки, в том числе уроки-диспуты.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В диспуте некоторые разногласия порой невозможно остановить, да и нужно ли? На то и диспут, что к нужному выводу ученики придут сами в результате раздумий и споров. Работа по развитию мыслительной деятельности учащихся, по развитию правильных нравственных ориентиров будет мало эффективна, если на поставленные вопросы можно отвечать готовыми истинами. И, наоборот, процесс развития правильных ориентиров особенно интенсивен там, где дается работа уму, когда надо думать, искать, находить, отстаивать свои взгляды. К верному решению кое-кто из ребят придет потом, в последующие годы. Из класса в класс идет переосмысление некоторых, может быть, неверных выводов первого диспута, или, наоборот, подтверждение своей правоты.

Таким образом, диспут станет эффективным средством для формирования мировоззрения, системы взглядов, убеждений.









ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка "Как работать с дополнительной литературой"

  1. Прочитайте ее страницы.

  2. Определите свою позицию по дискуссионному вопросу.

  3. Сопоставьте свою оценку с авторской.

  4. Подумайте, какую позицию и как будете отстаивать.

Во время выступления необходимо раскрывать тему и ее выбор, уточнить условия, указать на ключевые моменты, создать необходимое настроение. Важен сам момент спора, умение анализировать свои взгляды. Ведущий дискуссии (учитель) должен рассуждать с учениками. Внимание! Не надо добиваться однозначной оценки.

Памятка "Как вести дискуссию"

  1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.

  2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.

  3. Говори просто и ясно, логично и последовательно

  4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.

  5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.

  6. Не повторяйся и не повторяй слов других.

  7. Помни, что лучшие доказательства - точные факты.

  8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек

Памятка "О порядке действий мысленно"

  1. Выслушайте вопросы и определите мысленно проблему.

  2. Сформулируйте гипотезу.

  3. Дайте предложение, четко ее аргументируя.

  4. Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найдите сильные и слабые стороны.

  5. Возразите их доказательства.

  6. Что дала вам дискуссия?



Литература

1. Активные формы преподавания литературы; Сост. Р.И. Альбеткова. - М.: Просвещение, 1991. - 172 с.

2. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе: Сб. науч. тр., - М.: МГПИ, 1998. - 140 с.

3. Демидова Н.Д. Место и роль литературно-критических статей в анализе произведения: Преподавание литературы в старших классах - М.: Учпедгиз, 1964г.

4. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М.: Учпедгиз, 1962г.

5. Золотарёва П.Г. К вопросу об эмоциональной стороне уроков литературы: Учёные записки ЛГПУ им. А.И.Герцена. - Мурманск, 1968г.

6. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе.
- М.: Педагогика, 1981.

7. Древа У. Организация урока. - М.: «Просвещение», 1984.

1. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. - М.:
«Просвещение», 1986.

9. Кларин М. Учебная дискуссия. //Инновационное обучение.

10. Кулешова Л. Е. Нестандартные формы организации урока. -
Краснодар, 1993.

11. Курбатов В. И. Культура речевого общения. - Ростов на
Дону, 1992.

12. Ладыженская Т. А. Риторика. - М.,1998.

13. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии:
Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

14. Фоменко В. Т. Современный образовательный процесс:
содержание, технологии, организационные формы. - Ростов
на Дону, 1996.

15. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология.- Краснодар,
1993.

16. Закон Российской Федерации «Об образовании»

17. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.


© 2010-2022