Урок по литературе по теме «Анализ текста эпического произведения» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок по теме: «Анализ текста эпического произведения» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») дает конкретные положительные общеучебные результаты, повышает учебную мотивацию обучающихся. Считаю целесообразным при изучении текста произведения использовать данный подход. На сайте размещена презентация к данному уроку: » Презентация к уроку «Анализ текста эпического рода литературы»(роман Ф. М. Достоевского«Преступление и наказание», ч.1,гл.1).» Данный урок содержит информацию по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ текста эпического произведения (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть1, глава1).

Не секрет, что творчество Ф. М. Достоевского является сложным для восприятия подростков в сравнении с творчеством любого другого классика русской литературы.

Каковы же причины столь сложного восприятия произведения?

  1. Учащимся весьма трудно объяснить, почему же все, что было написано писателем в 19 веке, продолжает доставлять нам нравственную радость.

  2. Художественное мышление Ф. М. Достоевского отличается от всех других типов художественного осмысления действительности (творчество писателя относится к числу «трудных искусств»).

  3. Писательская манера классика, язык резко отличаются от привычных, традиционных для русской классики норм.

  4. Каждый видит у Ф. М. Достоевского «свое», отсюда частые споры вокруг непонимания творчества писателя.

  5. Особенности психологии подросткового возраста.

Передо мной в процессе изучения романа «Преступление и наказание» стоят задачи разнопланового характера:

во- первых, пробудить интерес к творчеству Достоевского,

во- вторых, вывести изучение романа на уровень, соответствующий требованиям, предъявляемым к учащимся десятых классов, Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования второго поколения;

в- третьих, учитывая особенности подросткового возраста, в котором психика столь неустойчива, с осторожностью, современно, верно представить воспитанникам теорию наполеонизма как чудовищную, разрушительную силу античеловеческого характера.

Представляю один из возможных вариантов начала работы над текстом романа «Преступление и наказание».

Само название подсказывает мне выбор русла, в котором будет строиться наша с ребятами деятельность.

Прошу воспитанников задуматься над названием произведения, провести ассоциативную линию образов, предметов, действий.

Провожу своеобразное «зашагивание», помогающее мне перейти на определенную волну.

- Ваши ассоциации с названием романа. Предположение об идейно - тематической направленности произведения?

Преступление - общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Любое преступление антинравственно, ведет к наказанию.

Включаю элементы игры. Считаю, что данный прием будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

Формируем следственную группу из состава класса:

- следователи;

- оперуполномоченные;

эксперты - криминалисты;

- судмедэксперты (в случае обнаружения трупа);

- статисты.

Итак, нам предстоит познакомиться с материалами дела.

Роман «Преступление и наказание» является социально - психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени (выясняю временные рамки повествования). В нем показана психология человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем.

Проблемный вопрос: Что привело Раскольникова к страшному преступлению?

Для этого необходим скрупулезный анализ психологии нашего героя.

- Что мы узнаем о герое из материалов дела?

Имя главного героя раскрывает главную идею - идею раскола, произошедшего в отдельном человеке.

- Каков психологический портрет героя?

Где, в каких условиях проживает наш герой?

Каморка походила больше на шкаф, чем на квартиру.

- Слова вроде бы обычные… «Каморка», «шкаф»… Каково лексическое значение данных слов?

Каморка - маленькая комната, чулан.

Шкаф - предмет мебели для хранения вещей.

- Что объединяет эти два слова?

Не предназначены для жилья… А там живет человек!!!!

Итак. Комната Раскольникова - точка отсчета. Отсюда мы начинаем следить за шагами героя к преступлению.

- Каково состояние нашего героя?

«… чувствовал какое-то болезненное и трусливое состояние…»

- Как часто Раскольников испытывал такое состояние?

И каждый раз… Следовательно, постоянно. Развилась ипохондрия - болезненное состояние.

- Да, он был задавлен бедностью, кругом должен хозяйке, но это ли тяготило его?

«…Но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, чтобы та ни замышляла против него…»

Далее следует чтение и анализ эпизода: «На какое дело…»

Обращаем внимание на пунктуацию отрывка, изобразительно - выразительные средства языка, лексику: многоточие, вопросительные, восклицательные предложения, вводные слова, бессоюзие и т. д.

- О чем свидетельствуют данные факты?

Раскольников находился в состоянии нервного напряжения, психического возбуждения.

Из данного отрывка мы узнаем о том, что тревожит Раскольникова. Пока он называет объект тревоги - «это». Мысли, чувства, переживания давят на героя, а не только бедность.

- Что запланировано у Раскольникова на ближайшее время?

Проба - испытание, проверка.

- Чем встретила Раскольникова одна из улиц Петербурга?

Петербург Достоевского - город трущоб, до отказа набитый нищими, ремесленниками. Мелкими чиновниками, голодными студентами - «лохмотниками», «девицами, живущими от себя», семействами, где «ребятишки - то по три дня корки не видят». Это место, где нет садов, ни фонтанов. Где грязь и вонь, всякая гадость. Здесь много распивочных, где все до того пропитано перегаром, что, кажется, «от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». Достоевскому была очень хорошо знакома подобная картина, ведь он жил в Столярном переулке, возле Сенной, где на 16 домов - 18 распивочных.

Мир, в котором живет герой, предстает перед нами как безобразное чудовище.

Итак. Истоки преступления кроются в безобразном состоянии окружающего мира, который рождает безобразные мечты. Он наполнен безобразными звуками, запахами, думами - все это заслоняет красоты Северной Пальмиры. Это отдельный образ в системе романа.

Достоевский не любил Петербург. Он ассоциировался у него с именем Петра Первого, которого он считал кровавым тираном и злодеем № 1 на Руси, именно его вина в том, что появились скитальчество и лишние люди. Раскольников унаследовал от Петра «ген государственного злодейства» (полонение России иноземными традициями и идеями).

Но вместе с Раскольниковым из душной каморки «выползает» Нечто - тяжелое, душное, гадкое, противное человеческой сущности. Оно движется вместе с героем вдоль улиц, обволакивает его в распивочной, оседает в его ополоумевшей голове. Это еще один образ романа, а имя ему - ПРЕСТУПЛЕНИЕ! Оно сродни призраку с дьявольским началом, который искушает наших героев. Раскольников же - главный объект ЕГО эксперимента.

- Какая , на первый взгляд, мелочь заставила Раскольникова понервничать?

«…Я так и знал!....я так и думал!...весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа…»(«….. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская…»)

Улика! Что-то преступное…

Петербург - центр русских немцев, шире - всех иностранцев. «Немцами» называли всех чужеземцев - европейцев, которые с петровских времен тысячами въезжали в Россию.

За этими деталями С. Белов обнаруживает противопоставление души русской нации, ее природы и характера уму и сознанию, которые опираются на теории, философию, пришедшие из Германии. Он толкует имя Раскольникова Родион Романович как «раскол родины Романовых».

- Сколько по времени Раскольников находится в таком состоянии? Месяц.

Герой посещает Алену Ивановну, делает пробу своего будущего «предприятия».

- Каково было состояние Раскольникова, когда он вышел из квартиры старухи - процентщицы? (Вздор, нелепость, ужас, грязь, пакостно, гадко.)

Раскольников пребывал в состоянии невротическом: чувствовал вину, тревогу, беспомощность, бессилие, противоречивость, презирал себя.

На дом каждый представитель следственной группы продолжает исследовать материалы дела в рамках своего вопроса. Содержание следующего урока будет строиться по принципу отчета о работе в группах.

Литература.

Абельтин Э. А., Литвинова В. И. «Преступление и наказание « Ф. М. Достоевского.








© 2010-2022