Урок русского языка «Развитие умения находить грамматическую основу предложения. »

"Урок русского языка во 2 классе, программа «Школа 2100». В данном уроке определены предполагаемые учебные результаты. Представлена индивидуальная и групповая деятельность на уроке. Деятельность учеников заключается в постановке вопросов, классифицировании слов по вопросу, установке в предложении действующего лица или предмета. Полностью раскрыта и решена проблема урока. Подведен итог урока и проведена рефлексия. На этом уроке учащиеся пользуются интерактивным оборудованием, тем самым развивая с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?


Урок 50.

Тема: Развитие умения находить грамматическую основу предложения.

Цель:

- дальнейшее овладение родным языком;

- развитие умения находить грамматическую основу предложения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.





- Откройте тетрадь.

- Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

- Какую запись должны сделать дальше?

- Напишите слова «Классная работа».

4 3

Словарная работа с введением новых слов.

Знакомство с правописанием слова рябина.

- Отгадайте загадку.

Весною зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

- Почему её так назвали - рябина? Кудрявые соцветия рябины в пору цветения выделяются из общей белизны своей пестротой. Рябые, говорили в народе.

- А что это за красные кораллы? (Ягоды рябины.) У Сергея Есенина есть такой красивый образ - «костёр рябины красной».

- Кто-нибудь знает, что такое кораллы, видел их? (Ярко-красный или розовый камень, являющийся известковым отложением морских животных, из него делают украшения.)

Запись слова рябина в тетрадях (с элементами чистописания отдельных соединений по усмотрению учителя).

Звуко-буквенный анализ слова рябина. Выделение опасного места [р'иб'ина].

- Как легче запомнить написание этого слова?

Ассоциации детей, возможно, курочка Ряба.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

1 3 1 1. Лингвистический эксперимент.

- Откройте Рабочую тетрадь.

- Что вам было предложено в задании № 6? (Схема и предложение.)

- Какой вариант ответа вы выбрали? (4.)

- Попробуйте закрыть первые два слова в каждом примере.

- Можно ли сказать, что слова молоко, деревья и объявление отвечают на вопрос что? (Да.)

- А можно ли сказать, что они составляют центр предложения? (Нет.) Почему?

- Для ответа на этот вопрос посмотрите ещё раз на слова-названия действий. Кто? или что? будет эти действия производить? (Кошка, ветер, Мишка.)

- Какое здесь будет действующее лицо в каждом примере?

- В каком слове часто заключается подсказка к поиску центра, главных слов в предложении? (В слове-названии действия.)

Вывод. Главные слова (грамматическая основа) в предложении тесно связаны по смыслу, кто-то в предложении должен производить действие. Он называется действующее лицо.

2. Формулирование задач урока.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? (Продолжим находить главные слова в предложении.)

- Составим план урока.

План (примерный).

  1. Учиться находить грамматические основы.

  2. Учиться составлять предложения по схемам.

  3. Учиться подбирать слова-названия действий по вопросам.

-Урок русского языка «Развитие умения находить грамматическую основу предложения.»Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

- Какой кружок обозначает это умение?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений - применение знания.

1 2 3 2 1 4

Работа в учебнике.

Класс делится на группы по 4-5 человек.

1-е задание: упр. 89 - на умение находить грамматические основы.

- Прочитать задание и договориться в группах о работе.

Взаимопроверка:

- Прочитайте грамматическую основу каждого из четырёх первых предложений. Остальные группы оценивают правильность выполнения.

Читают от групп по очереди по одному предложению.

Вопрос-провокация:

- Можно ли в концовке стихотворения найти грамматическую

основу нашла гриб? Почему? Кто будет находить? Гриб? А кто же будет действующим лицом в предложении? (Я.) Значит, какая будет грамматическая основа? (Я нашла.)

2-е задание: упр. 90 - на умение составлять предложения по схемам.

Пронумеровать схемы и составить предложения по двум любым схемам.

Взаимопроверка:

- От каждой группы читают предложения, а остальные определяют, какой схеме они соответствуют.

Вывод: что обязательно должно быть в предложении? (Центр, главные слова, грамматическая основа.)

3-е задание: упр. 91 - на умение восстановить вопросы в диалоге на основе ответов-названий действий.

- Восстановите в диалоге нужные слова. Обоснуйте свой выбор.

Каждая группа предлагает свой вариант диалога. Обосновывают по одному примеру от группы.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось восстановить вопросы?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

-Урок русского языка «Развитие умения находить грамматическую основу предложения.»Урок русского языка «Развитие умения находить грамматическую основу предложения.»Что мы сейчас делали?

- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



ΙV. Итог урока.

- Над развитием какого умения работали на уроке? (Находить главные слова (грамматическую основу) в предложении, составлять предложения по схемам.)

- Понравилась ли вам работа в группах? Почему?

Можно обсудить, получить помощь, лучше понять. 4 4

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- За что?



V. Домашнее задание.

1. Упр. 73 («Дидактический материал»).

2. П. Задание № 10, тема 6 в Рабочей тетради.

Деятельность учеников:

- Ставить к словам вопросы.

- Классифицировать слова по вопросу.

- Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Урок русского языка «Развитие умения находить грамматическую основу предложения.»

© ООО «Баласс», 2012

5

© 2010-2022