Конспект урока русского языка по теме Словари русского языка (5 класс)

     Урок русского языка по теме "Словари русского языка" является завершающим в разделе "Лексика. Словообразование. Правописание", в результате изучения которого у пятиклассников формируется целостное представление о слове, единстве его разнообразных  языковых характеристик,о существующей зависимости лексического значения слова и морфемных значений, сочетающихся в одной словоформе. Работа на этих уроках проводится с опорой на словарики, вкюченные в учебник. Безусловно, она будет более полезной,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Словари русского языка. (5 класс). Приложение №2

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: Урок - конференция.

Цели деятельности учителя: способствовать формированию умений пользоваться словарями, составлять лингвистический рассказ.

Планируемые результаты:

Предметные - ориентируются в словарях русского языка, умеют самостоятельно ими пользоваться, составляют рассказ на лингвистическую тему по плану.

Метапредметные:

Личностные - воспринимают речь учителя, одноклассников, выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.

Познавательные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные- умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Методическое обоснование: урок проходит в виде конференции, где каждый из учащихся рассказывает о своем словаре и о том, как им пользоваться. Данные о словарях (автор, название, место и год издания, количество слов и выражений, пример словарной статьи) записываются на доске и в тетрадях учеников на специальной страничке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа по теме:

а) Работа с текстом.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

(К. Паустовский)


-Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет Паустовский? Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

*Ученые считают, что в русском языке более 500 тысяч слов.

-Где же они хранятся?

*В словарях.

Информация для любознательных (запись на доске):

17-томный Словарь современного русского литературного языка содержит - 120.480 слов.

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование - 12.000 слов.

Словарь школьника (10-11 лет) - 3.600 слов.

Какую задачу мы должны перед собой поставить?

«Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас».

( Это один из советов русского писателя М. Горького школьникам).

б) Запишем предложение.

Словари - наши добрые спутники.

- Объясните орфограммы в корнях слов.

А вот как о словарях высказался французский писатель Анатоль Франс.

А. Франс писал: «Словарь-это вселенная в алфавитном порядке».

Запишите предложение и объясните орфограммы в корне слов.

в) Каких только словарей нет! (Обращаемся к выставке словарей)

Если вы хотите узнать обо всем, что вас интересует, найти ответы на вопросы из разных областей знаний, к нашим услугам 30 томов «Большой Советской энциклопедии» или 10 томов «Малой Советской энциклопедии», а также «Энциклопедический словарь». Есть и «Детская энциклопедия».

Существуют энциклопедические словари более узкого назначения.

Есть отдельно языковые словари: лингвистические, филологические, орфографические, синонимические, словари иностранных слов, крылатых выражений, толковые словари.

Все они могут стать вашими друзьями и помощниками.

Послушайте одно поэтическое признание:

Всегда я под рукою их имел,

За словарями отводил я душу.

Как музыку Бетховена я слышал,

Так вслушиваться в слово я умел.

Слова-бойцы, слова-богатыри,

Слова для мира и слова для сечи...

Безбрежен океан славянской речи,

Читать часами надо словари.

*Запишите совет поэта, объясните орфограммы в корнях слов.

г) А теперь поговорим подробно о самом важном для нас, о словарях.

Учащиеся индивидуально рассказывают о каком-либо словаре, его значении, использовании в практической деятельности по плану (план записан на доске):

1. Название словаря.

2. Сведения об авторе.

3. Библиографические данные (место, год издания, издательство).

4. Количество слов и выражений.

5. Примеры словарных статей.

Класс кратко конспектируют представленный материал в тетрадях.

4. Рефлексия.

Что показалось привлекательным в сегодняшнем уроке?

Что было полезным?

Составьте синквейн о значимости словарей.

5. Домашнее задание.

Написать лингвистическое сочинение «Что я знаю о словарях русского языка».



© 2010-2022