Методическая разработка открытого урока на тему В Петербурге Достоевского или Лик мира сего

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное областное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Липецкий индустриально-строительный колледж»





Методическая разработка

Открытого урока по литературе «В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего».

Методическая разработка открытого урока на тему В Петербурге Достоевского или Лик мира сего














Липецк 2015

Методическая разработка открытого урока

Преподаватель: Колесникова Н.Ф.

Группа: 4-14

Тема: «В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»»

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Образовательные - рассмотреть образ Петербурга в русской литературе; показать необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает.

  • Развивающие - развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения, развивать творческие способности студентов..

  • Воспитывающие - воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям, способность к сотрудничеству.

Оборудование урока: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; аудиозапись музыкального произведения: Мендельсон ре минор (1часть); презентация «Достопримечательности Санкт-Петербурга»; ПК учителя; мультимедийный проектор; раздаточный материал.

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.


Ход урока

Организационный момент (5 -7 мин.) (Мобилизация внимания студентов. Создание мотивации к действиям на уроке. Создание ситуации, при которой студенты сами определяют цель и задачи урока)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад - "Онегина" глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский...

(С.Я. Маршак)

Сегодня на уроке мы отправляемся в заочное путешествие в литературный Петербург.

У каждой эпохи свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.

Ребята, а какой Санкт-Петербург в вашем представлении? Современный Петербург?

Стадия вызова.

На фоне музыкального произведения: Мендельсон ре минор демонстрируются слайды с видами современного города.

История литературного Петербурга началась в 18 веке и связана с именами Ломоносова, Сумарокова, Державина

Для поэтов XVIII (2 мин): Ломоносова, Сумарокова, Державина - Петербург предстает как "преславный град", "Северный Рим", "Северная Пальмира". Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование (стихотворения звучат).

Воспевают город и художники слова 20 века (2 мин.): А. Блок, А. Ахматова.

В 19 веке появляется город-призрак, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.

Петербург в описании А.С. Пушкина (2 мин.)

Презентация (слайды)

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит...
А.С. Пушкин

Петербург для поэта - воплощение петровского духа, "Петра творенье", символ созидательных сил России.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит…

Образы Петербурга и его творца Петра в поэме «Медный всадник» двойственны. Петербург - город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог "маленького человека".

Петербург в описании Н.В. Гоголя (3 мин.)

Презентация (слайды)

Все мы вышли из его шинели.
Ф. Достоевский

В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В "Петербургских повестях» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

В повести "Невский проспект" (Невский проспект - своего рода символ Петербурга, его лицо-маска):

В повестях "Нос", "Шинель" и "Записки сумасшедшего" большое композиционное значение имеет образ петербургского департамента, гротескные характеры чиновников и тема "маленького человека".

Определенные параллели к этому можно найти и в "петербургской" вставной новелле из "Мертвых душ" - "Повести о капитане Копейкине".

Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.

Петербург в описании Н.А. Некрасова (3 мин.)

(фрагмент из стихотворения "Размышление у парадного подъезда" читает ученик).

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н. Некрасов

Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира - владельцев "роскошных палат" и обитателей подвалов, "счастливцев" и "несчастливцев".

С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где "каждый дом золотухой страдает", где "штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ", где мерзнут дети на "ложе своем". На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает "сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются"

Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.

Фрагмент из книги Н.А.Некрасова "Петербургские улицы":

"И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.

И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного".

Петербург в описании Ф.М. Достоевского (3 мин.)

Презентация

В белую ночь мгновенно озарил душу
Достоевского скорбный облик Петербурга.
Н. А. Анциферов

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы "Записки из мертвого дома", "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы".

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них - дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. И в этом мы сегодня убедимся.


Беседа по содержанию романа «Преступление и наказание»

- Какое влияние оказал город на судьбы героев романа "Преступление и наказание?" - этот вопрос станет нашим путеводителем по страницам романа Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание".
- Вспомните схему анализа образа города: из каких частей она состоит?

Методическая разработка открытого урока на тему В Петербурге Достоевского или Лик мира сего

Работа в группах (по количеству рядов): восстановите образ города у Достоевского.
Задания для групповой работы (7 мин).
1 группа: дайте характеристику пейзажам в романе

часть 1, гл.1 -«отвратительный и грустный колорит» городского дня;

часть 2: гл.1: повторение предыдущей картины

часть 2, гл.2: «великолепная панорама Петербурга»;

часть 2, гл.6: вечерний Петербург;

часть 4, гл.5: вид из окна комнаты Раскольникова;

часть 4, гл.6: грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова.


2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни

часть 1: гл.1: пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми;

часть 2: гл.2: сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние;

часть 2: гл.6: шарманщик и толпа женщин у распивочной;

часть 5: гл.5: смерть Катерины Ивановны.


3 группа: составьте описания интерьеров

часть 1, гл.3: каморка Раскольникова;

часть 1, глава 2: описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова;

часть 1, глава 2: угол Мармеладовых;

часть 4, глава 3: трактир, где исповедуется Свидригайлов;

часть 4, глава 4: комната Сони.


Составляющие образа

Характерные признаки

1.

Пейзаж

Темно, душно, грязно, пыль, "грязь, вонь и всякая гадость", "грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади".
Вызывает чувство омерзения общее в описании - впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.
Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.

2.

Сцены уличной жизни

- ребенок, распевающий "Хуторок";
- пьяная девочка на бульваре;
- сцена с утопленницей;
- пьяные солдаты и другие - у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни - мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего - то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

3.

Интерьеры

Каморка Раскольникова - "шкаф", "гроб"; грязно, кругом - желтые обои.
Комната Мармеладовых - "закопченная дверь", "дырявая простыня" в качестве перегородки.
Комната Сони - "уродливый сарай".
Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить - в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.
Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.

- Чем необычен Петербург Достоевского? (Это город-гигант, поражающий своими контрастами: роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты разодетые женщины - трущобы, глухие дворы).

- Что вы узнали о Петербурге? Каким его изображает писатель?
Город-гигант. Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.

Петербург Достоевского - город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского - город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Петербург Достоевского - это город одиночества.

Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

Вывод: создание образа Петербурга - важный приём для раскрытия идеи романа.

Дом задание (1 мин.): напишите (на выбор) сочинение-миниатюру «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание») или составить синквейн.
































© 2010-2022