Рабочая программа по русскому языку 10 - 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край, муниципальное образование Кавказский район,

станица Казанская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20 имени Н.Г.Чернышева станицы Казанская муниципального образования Кавказский район

Утверждено

Решением педагогического совета

от________20___года протокол № 1

Председатель педсовета

_________/Сухорученко Р.А./

Рабочая программа

По русскому языку

Уровень обучения среднее общее образование 10- 11класс

Профильный уровень

количество часов 207

учитель Чередниченко Ирина Юрьевна

Программа разработана на основе программы к урса « Русский язык.10-11 классы» / Гольцова Н.Г. - 5 -е издание - М.:ООО « ТИД « Русское слово - РС» , 2008.

Пояснительная записка

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

Задачи курса - использование фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического анализа, базирующегося на ранее полученных знаниях; использование орфографического и пунктуационного анализа для обеспечения прочных знаний ,повышения качества грамотного письма, культуры владения языком, совершенствования умений и навыков нормативного использования языковых средств.

Рабочая программа 2-го вида составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений « Русский язык 10-11 классы» / Н.Г.Гольцова.- М.: « Русское слово», 2008

Рабочая программа составлена из-за увеличения количества часов согласно УПОУ. Согласно учебному плану школы на данный предмет выделено 102 часов в год (3 часа в неделю). Так как в авторской Программе нет деления материала по часам, то в данной рабочей программе распределение по темам произведено с учетом сложности учебного материала и необходимости уделить больше времени формированию практических навыков грамотного письма и подготовке к ЕГЭ.

Таблица тематического распределения количества часов(10класс)

№ п/п

Разделы, темы

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение.

Программой не предусмотрено


2

2

Лексика. Фразеология. Лексикография.

17

2.1

Слово и его значение

9

2.2

Особенности лексики русского языка

8

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

5

4

Морфемика и словообразование.

4

5

Морфология и орфография.

20

5.1

Принципы русской орфографии

3

5.2

Особенности орфографии в корне слова.

9

5.3

Правописание приставок.

5

5.4

Употребление прописных букв.

3

6

Части речи

44

6.1

Имя существительное.

6

6.2

Имя прилагательное.

6

6.3

Имя числительное.

4

6.4

Местоимение.

5

6.5

Глагол.

8

6.6

Причастие.

5

6.7

Деепричастие.

3

6.8

Наречие.

5

6.9

Слова категории состояния.

2

7.

Служебные части речи

12

7.1

Предлоги

2

7.2

Союзы и союзные слова

3

7.3

Частицы;

3

7.4

Междометие

4

8.

Итоговый урок

1

11класс

Разделы, темы

Авторская программа

Рабочая программа

1

Синтаксис и пунктуация

Программой не предусмотрено

67 ч.

1.1

Основные понятия синтаксиса и пунктуации

3 ч.

1.2

Словосочетание

3 ч.

1.3

Предложение

2ч.

1.4

Простое предложение

10 ч.

1.4.

Простое осложненное предложение

22 ч.

1.4.1

Однородные члены предложения

6 ч.

1.4.2

Обособленные члены предложения

9 ч.

1.4.3

Знаки препинания при словах и конструкция, грамматически не связанных с предложением

7 ч.

1.5

Сложное предложение

14ч.

1.6

Предложения с чужой речью

3 ч.

1.7

Употребление знаков препинания

10 ч.

2

Культура речи

16 ч.

2.1

Норма литературного языка

10 ч.

2.2

Качества хорошей речи

6 ч.

3

Стилистика

14 ч.

4.

Из истории русского языкознания

5 ч.

Перечень контрольно-практических работ: (10 класс)

Контрольное изложение с творческим заданием по тексту С.Гейченко

Сочинение .Лингвистический анализ текста А.С.Пушкина «Пророк».

Контрольный диктант по теме «Лексика»

Сочинение

Лингвистический анализ текста с орфографическим заданием

Проверочный диктант по теме «Правописание звонких и глухих согласных»

Контрольный диктант по теме «Орфография»

Сочинение - миниатюра «Незабываемое утро».

Контрольное сочинение - рассуждение по проблеме, поднятой в рассказе «Несерьёзные дети».

Изложение с творческим заданием по тексту Д.С.Лихачёва

контрольные

рабочие

Диктанты

2

1

Изложения

1

1

Сочинения

2

1

Перечень контрольно-практических работ (11 класс)

Сочинение с элементами рассуждения о русском языке.

Диктант по теме« Простое осложненное предложение»

Изложение публицистического стиля с элементами сочинения «Самое большое». Контрольное сочинение « Что такое патриотизм».

Контрольное изложение по тексту художественного стиля «Каравай заварного текста».

Контрольный диктант «Герой нашего времени»

Контрольный диктант « Июльская гроза»

Контрольное сочинение» «Культура в современном обществе»

контрольные

рабочие

Диктанты

2

1

Изложения

1

1

Сочинения

2

1

Содержание учебного материала.(10 класс)

Введение

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Нормы и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях ( стилях); основные функциональные стили современного русского языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно- выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения.

Морфемика и словообразование.

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари.

Словообразовательный разбор.

Основные способы словообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография.

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетание ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Лексико- грамматические разряды имён существительных.

Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатуры.

Число имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных.

Морфологический разбор имён существительных.

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имён прилагательных.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Имя числительное.

Имя числительное как часть речи. Лексико- грамматические разряды имён числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Склонение имён числительных.

Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных, определительных местоимений.

Глагол.

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное(условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразования глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий .

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма.

Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие.

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий.

Гласные на конце наречий.

Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния.

Лексико- грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.

Морфологический разбор слов категорий состояния.

Служебные части речи.

Предлог.

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

Частицы.

Частица как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ ,их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие.

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий.

Правописание междометий.

Функционально - стилистические особенности употребления междометий

Содержание учебного материала (11класс)

Синтаксис и пунктуация

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание.

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетаний

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение.

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение.

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции 6 ч.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания.

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Типы норм литературного языка : орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».

СТИЛИСТИКА.

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.

Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. 1 См. параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 10 -11 классов.

1.Учащиеся должны знать основные функции языка в современном мире ; истоки русского языка, основные функциональные стили русского языка, уметь аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили русского языка.

2.К концу 11 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

По лексике. Употреблять в речи нужное по смыслу значение многозначного слова, иностранного; дать толкование лексического значения слова, соотносить слова и его лексическое значение; должны знать основные лексические изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты, употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности; находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа; уметь пользоваться справочной литературой для получения необходимой информации.

По фонетике. Соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию; объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова; выполнять фонетический разбор слова.

По орфоэпии. Соблюдать орфоэпические нормы обыденной речи.

По морфемике и словообразованию. Находить значимые части слова, различать процессы слово-и-формообразования, выполнять словообразовательный разбор предложенных к анализу слов.

По морфологии и орфографии. Делать морфологический разбор частей, находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

По синтаксису. Делать синтаксический разбор предложений.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем, тезисов, конспектов, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; формулировать основную мысль своего высказывания; развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения; отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи.

Список рекомендованной учебно-методической литературы:

1.Гольцова Н. Г. Программа к учебнику «Русский язык .10-11 классы.» Учебное пособие. М.:ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008 г.

2.Розенталь Д.Е.Справочник по правописанию и литературной правке.

М.:Рольф,1996г.

3.Кудинова О.А., Юнусова Б.С.Русский язык. Контрольные работы.10-11классы.

М.:Эксмо,2007 г.

4.Воронина Н.В., Егорова. Т В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы.

М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2007 г.

5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография и пунктуация. М.: Айрис - пресс, 2007 г.(Домашний репетитор)

6.Коротченкова Л. В. Русский язык.10 кл. Тесты: В 2 ч.- Саратов: Лицей, 2010 г.

7.Учебник: Русский язык 10-11 классы. Гольцова Н. Г.,Шамшин И.В.

М. :ООО «Русское слово-РС»,2010 г.

8. ege.edu.ru; fipi. ru; examen.ru

9. «Фраза» Программа- тренажёр по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Согласовано Согласовано

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР

________ /Худякова М.В./ _________/Кудинова Е.А./


Согласовано Согласовано

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР

__________________________ ___________________________


© 2010-2022