Интегрированный урок по русскому языку и литературе Никто не забыт, ничто не забыто. . (10 класс)

Урок посвящён 70-тилетию ПОБЕДЫ над фашистской Германией. Это"Урок мужества".Учащиеся работают над прозой и поэмой. Работа носит творческий эвристический характер.Кроме того, данный урок - это ступень к подготовке к экзамену по литературе в 11 классе с целью допуска к ЕГЭ.В процессе работы учащиеся вспоминают разделы"Фонетики","Морфологии","Синтаксиса".Ученики делают вывод о том, что грамматика - это не только свод правил,а путь к пониманию темы,идеи произведения,авторской позиции и проблемы про...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

Г. КОНАКОВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ





Методическая разработка урока, внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы.


Методическая разработка интегрированного урока

(русский язык и литература)

для 10 класса

«Урок мужества…»


«Никто не забыт…». Лингвистический анализ текста.



Чаповская Иветта Павловна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ №8 г. Конаково


2015год

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе

Тема урока «Никто не забыт…» (лингвистический анализ текста:

отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» и из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». (2 урока).

  1. ОБОРУДОВАНИЕ: а) диски с кадрами фильмов «Освобождение», « А зори здесь тихие…», б) видеоаппаратура, в) плакат «Родина-мать зовёт!», г)диски с записью песен «Священная война» и «Журавли», д) выставка книг о войне:

а) М. Шолохов «Судьба человека».

б) А.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…».

в) А.Дементьев «Баллада о матери».

г) М.Дудин «Подвиг твой бессмертен».

д) В.Белов «Такая война».

е) С. Алексиевич « У войны не женское лицо».

ж) Г.Бакланов «Вещие сны».

з) Р. Гамзатов «Журавли».

Цель урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬННАЯ: обобщение работы элективного курса «Лингвистический анализ текста», повторение сложных вопросов по фонетике, морфологии и пунктуации.

  2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание у молодого поколения чувства патриотизма через уроки русского языка и литературы, воспитание уважения к героям, отдавшим свои жизни за счастье других, воспитание любви к русскому языку и литературе, воспитание дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

  3. РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие устной и письменной речи учащихся, развитие умения логически мыслить, используя литературный язык, развитие умения слушания, умения применять полученные знания в любой ситуации, развитие умения выделять главное, сравнивать и обобщать.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.

Дидактические.

  1. Систематичность и последовательность обучения.

  2. Обобщение и систематизация полученных знаний в процессе обучения на элективном курсе по теме « Лингвистический анализ текста».

  3. Доступность (контроль базовых знаний и умений).

  4. Принцип научности (использование теоретических знаний по лингвистике и литературе).

  5. Связь теории с практикой.

Общеметодические.

  1. Структурно-семантические (задания на выявление знаний по фонетике, морфологии, синтаксису).

  2. Стилистические (работа с художественными текстами - лирика и проза).

Формы организации: групповая

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Формирование коммуникативных навыков в процессе лингвистического анализа текста.

  2. Развитие умения логически мыслить и обобщать собственный опыт.

  3. Всем ходом урока показать учащимся связь русского языка и литературы и роль фонетики, морфологии и синтаксиса в раскрытии основной мысли художественного текста.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Ученики самостоятельно формулируют темы и подтемы, делают выводы и обобщения; ребята должны погрузиться в эпоху 1941-1945 годов и проникнуться духом грозного времени войны и проникнуться уважением к тем, кто ушёл в 20 лет, « недолюбив, не докурив последней папиросы»

ХОД УРОКА.

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие с полей,

Не в землю полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Р.Гамзатов.

1. Вступительное слово учителя.

Мы только изучили роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Связь времён никогда не заглохнет. Война-это страшное слово. И вот сегодня мы продолжаем говорить о том, что несёт война-гибель, ненависть, сиротство, обездоленность. Герои Л.Н.Толстого в тяжёлые минуты думали о доме, о небе, о близких.

И вот Р.Рождественский и Б Васильев продолжают рассуждать о смысле и цели жизни на Земле, о памяти погибших, о тех, « кто уже не придёт никогда…».

Сегодня мы продолжаем с вами разговор о войне, о памяти, об уважении к прошлому. И нашими помощниками сегодня будут фонетика, морфология, синтаксис.

Пояснение. Класс разделён на 2 группы: лирики (поэма Р. Рождественского « Реквием») и прозаики (повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие...). Каждая группа получила отпечатанное задание.

Задание 1-й группы (лирики).

Значение слова «реквием» (заупокойная месса).

  1. Определите основную мысль текста и выпишите ключевые слова и сочетания слов.

  2. Определите темы и подтемы.

  3. Определить роль звуков, помогающих передать все происходящие события.

  4. Сколько восклицательных предложений? Почему?

  5. А какова роль тире?

  6. Какие преобладают предложения по составу и почему (по вашему мнению)?

  7. Определите роль концовки - заключительной части поэмы.

Задания 2-й группы ( повесть Б.Васильева « А зори здесь тихие…).

  1. Определите темы и подтемы поэмы.

  2. Выпишите ключевые слова и выражения, связанные с темой и идеей поэмы.

  3. А почему именно эти слова и выражения ключевые?

  4. Выпишите глаголы и определите их роль в тексте.

  5. А почему так много глаголов в такой небольшой главе? (глава 13).

  6. Определите роль лексических повторов.

  7. Определите, какие преобладают согласные по твёрдости-мягкости? Почему?

  8. Определите роль многоточия в названии повести и объясните смысл названия произведения.

  9. Выразительное чтение отрывка с соблюдением всех фонетических, синтаксических особенностей текста.

Продолжение урока после вступительного слова учителя.

Тихо звучит мелодия « Хотят ли русские войны?» На экране проходят кадры из фильма «Освобождение»

Работает 1-я группа-отрывок из поэмы от слов « Плескалось багровое знамя…» до конца.

1-й вопрос. Учащиеся определяют основную мысль текста, темы и выписывают ключевые слова и сочетания слов.

Тематика: 1. Тема войны и мира. 2. Тема памяти. 3. Воспитание у молодого поколения чувства долга и уважения к погибшим. 4. Тема патриотизма.

2-й вопрос. Ключевые слова и выражения: «тяжёлые могилы», «бессмертные гимны», «желание выжить», «в горле сдержите стоны», «вспомним всех поимённо», «это надо-живым», «багровое знамя», «войну мы должны сокрушить».

3-й вопрос. Анализ отрывка «Плескалось багровое знамя…».

Учащиеся определяют роль звуков, помогающих передать атмосферу происходящих событий:

«багровое знамя», «багровые звёзды», «пурга накрывала», « багровый от крови закат», «раскатам ревущего грома», «светло и сурово», «начертано слово», «в горле сдержите стоны», «горькие стоны», «расскажите о них».

Вывод. Повторяются твёрдые звуки. Звук Р повторяется 15 раз, что помогает услышать звуки войны, услышать беду, боль, стон.

4-й вопрос. Учащиеся определяют роль знаков препинания в тексте.

В отрывке 38 восклицательных предложений, в которых звучит призыв и обращение к людям Земли. Автор с волнением обращается и к читателям, и к павшим, и к молодому поколению- ведь о войне невозможно спокойно говорить.

А какова роль тире?

В отрывке 21 тире.

Во имя Отчизны-

победа!

Во имя живущих-

победа!

Во имя грядущих-

победа!

Это неполные предложения. Тире-пауза. В горле слёзы, невозможно говорить на одном дыхании. Спазм перехватывает горло.

5-й вопрос. Учащиеся определяют вид предложений по составу и делают выводы. Какие преобладают предложения?

Примеры. «Помните!», «…будьте достойны!», «…расскажите о них», ««мечту пронесите…». Очень много предложений обобщённо-личные, так как поэт обращается к каждому из нас.

6-й вопрос. Учащиеся определяют роль заключительной части поэмы.

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!...

Но о тех,

кто уже не придёт

никогда,-

заклинаю,-

помните!

1960 год.

В заключительной части мы слышим тревогу поэта за будущее детей, страх перед войной, призыв к памяти.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА.

Работа 2-й группы ( повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…) глава13.

1-й вопрос. Учащиеся определяют тему и подтемы повести.

1. Тема войны и мира.

2. Тема семьи и материнства.

3. Тема ответственности человека за ближнего.

4. Тема природы.

5. Тема всенародного горя.

2-й вопрос. Учащиеся выписывают ключевые слова и сочетания слов, связанные с темой произведения: «горе», «отобьёмся», «как ни тяжело…», «полоснула очередь», «птицы примолкли», «не отступать», «ранили вслепую», «добили в упор».

3-й вопрос. -А почему именно эти слова вы считаете ключевыми?

- В них слышится и боль, и скорбь, и решительность, тяжесть, жестокость, порождённая войной.

4-й вопрос. Учащиеся выписывают глаголы и определяют их роль в тексте:

навалится, не взвидишь, отвалит, повторялось, не прошли, оставила, смыкались, слушал, ударил, умирать, стреляла, уходили(силы), убегать.

5-й вопрос. - А почему в такой небольшой главе так много глаголов?

- Глаголы передают динамику движения, борьбы жизни и смерти.

Вырисовывается такая картина: война - враг не дремлет - нужно быстро принять решение - гибель - страх - скорбь.

6-й вопрос. Учащиеся определяют роль лексических повторов в раскрытии основного содержания главы.

ПРИМЕРЫ. « не отступать», « не отдавать ни клочка земли», «держат фронт», «держат Россию», «бьют винтовки», «бьют - значит живы».

Лексические повторы передают напряжение, патриотизм, силу «русского характера».

7-й вопрос. Учащиеся подсчитывают количество согласных по твёрдости-мягкости и делают определённый вывод: « гранаты начали рваться», «сорока надрывалась», « рука проклятая ныла», «ударил», «бежал», «затяжной бой», «передышка» и т.д. В данных примерах больше твёрдых звонких согласных», что передаёт опасность, неминуемые жертвы, решительность русских солдат.

8-й вопрос. Тяжело читать последние строчки 13 главы.

«И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно было умирать в 19 лет….

А немцы ранили её вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо».

А зори-то здесь тихие… В этом многоточии - боль и скорбь. Погибли девочки, которые не успели полюбить, спеть свои песни, порадоваться жизни. Молчит природа… Она скорбит и помнит страшные дни, опалённые войной.

ПРОСМОТР ОТРЫВКА КИНОФИЛЬМА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…».

Вопрос-обобщение двум группам.

Что же объединяет поэму и повесть?

Скорбь и боль писателя и поэта.

Призыв мастеров слова помнить о тех, кто «превратился в белых журавлей».

А какова же роль грамматики?

- Это звуки жизни-войны и мира.

- Это движение в душе и природе.

- Это чувства радости и боли, это слёзы ветеранов и смех детей.

Звучит песня на стихи Р. Гамзатова « Журавли».

Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Вопросы, заданные человечеству войной…»

ПРИЛОЖЕНИЕ

В начале урока звучит песня в исполнении Марка Бернеса «Хотят ли русские войны?»

В конце урока звучит песня в исполнении Марка Бернеса «Журавли»











Список использованной литературы.

1.Б. Васильев. Повесть « А зори здесь тихие…».

2.Р. Рождественский. Поэма « Реквием».

3.«Педагогика». Под редакцией К. Бабанского. М.Просвещение.1983г.

4.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М. Просвещение. 1988 год.























1


© 2010-2022