Из опыта работы по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Автор работы:Бахорь И.Н.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5.

Тайшет

2015

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

Русский язык - это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, свои секреты, которые помогут подготовить учеников к трудному экзамену, повысить качество компетенций обучающихся в области языкознания.

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего - это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами и текстом.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы учащиеся умели и хотели самостоятельно добывать знания.

Единый Государственный Экзамен стал неотъемлемой частью нашей жизни, а жизнь уже давно доказала, что успешность определяется не объектом знаний, а умением его применять. Возможно, именно этим и обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки экзамена в формате ЕГЭ. Процесс этот трудоемкий. Для успешной сдачи экзамена мало грамотно писать, необходимо понять специфику экзамена.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие те или иные компетенции (лингвистическую, языковую, коммуникативную).

Цели и задачи обучения при подготовке к ЕГЭ

Цель: формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Задачи:

-обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

-развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

-совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

-совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

-повышать уровень грамотности учащихся.

Хочу поделиться опытом своей работы по подготовке к сдаче ЕГЭ, организуемой для всех обучающихся класса по всем видам КИМов в форме демонстрационных материалов (презентаций).

Я считаю, нельзя добиться успеха, если сам плохо представляешь структуру экзамена.

Структура экзамена такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, есть задания по теории языка, требующие знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания - от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного. Поэтому учитель должен сам написать не одно сочинение, и прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему быть полезным своим учащимся.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку состоят из 3 частей: часть А (измерение уровня базовых компетенций), часть В (измерение повышенного уровня компетенций обучающихся по русскому языку) и часть С ( измерение речевых компетенций обучающихся).

Материалы составлены по образцу заданий контрольно-измерительных материалов. Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10-11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ и состоит из блоков: "Часть А", "Лингвистический анализ текста. Часть В", "Практикум по стилистике", "Проверочные работы", находящихся в файловом архиве в разделе "Методическая копилка".

Цель этих демонстрационных материалов вполне конкретная: помочь ученикам, учителям, и даже родителям, всем, кто интересуется данной проблемой, лучше ориентироваться в вопросах¸ связанных с частями А и В, С экзамена.

Использование демонстрационных материалов на уроке способствует увеличению плотности изучаемого материала, одновременному повторению нескольких разделов языка, приучает обучающихся к типажу заданий ЕГЭ, отрабатывают навыки самостоятельной работы, умения выбирать вариант ответа, выстраивая логические цепочки, сопоставляя и сравнивания полученные знания по разделам языка.

Подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в 5 классе, когда учащиеся на уроках знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения.

Я практикую ведение словарей-справочников, куда учащиеся записывают не правила, а систематизируют знания в таблицы, сами самостоятельно разрабатывают алгоритмы рассуждения.

С пятого класса включаю в учебный процесс тестовые формы контроля, помогаю овладевать техникой работы с тестами. Но целенаправленная работа идет с десятого класса, непосредственно знакомство со всей справочной литературой, которая помогает самостоятельно готовиться к экзамену, работа с КИМами, с заполнением бланков, с СД-дисками и интернет-ресурсами.

В 10 классе сразу же в первой неделе сентября провожу диагностический диктант, с целью выявления пробелов в области орфографии, пунктуации, теории языка. Отдельным блоком при подготовке к ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом.

Опыт работы показывает, что самая сложная часть ЕГЭ - это часть С. Учащимся предлагается создать новый текст на основе прочитанного, т.е. написать сочинение-рассуждение небольшого объема- 150 слов.

Многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?

Я провожу занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников стараюсь научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Таким образом решается задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах даю задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.

Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту.

Стараюсь научить детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я, учащимся, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.

Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо - желательно, нельзя - необходимо.

Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.

Важная композиционная часть сочинения - это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

В старших классах предлагаю учащимся использовать план работы над частью С на ЕГЭ по русскому языку.

1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст...» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно построить по-разному: в виде назывных предложений («Родная речь»…), в виде вопросительных предложений ( « Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.)

2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (Ученики должны четко знать определение проблемы. Проблема - вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.)

З. Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой им проблеме)

4. Выразить своё отношение к авторской проблеме. Привести не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу позицию. Проверить вопросом: «Какую мысль я доказываю?»

5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности.

Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знании.

Опираясь на свой собственный опыт, я пришла к выводу, что нужна система подготовки к ЕГЭ, так как, имея по программе всего один урок в неделю в 10-11 классах, невозможно осуществить качественную подготовку. Я проанализировала весь курс русского языка общеобразовательной школы и могу с уверенностью сказать: начинать готовиться к ЕГЭ можно и нужно с 5 класса.

Обязательное условие - введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения. Тесты может составить и сам учитель, можно использовать и те, которые предлагаются современными пособиями, тем более выбор есть.

С 5-7 класс происходит изучение всех орфограмм. Считаю целесообразным составление таблиц орфограмм, которые мы активно используем на уроках. При изучении каждой орфограммы обязательно акцентирую внимание на особенности графического выделения орфограммы, а также того, в какой морфеме находится орфограмма. Это позволяет учащимся не только на слух запоминать правило, но и зрительно представлять слово, позволяет тренировать зрительную память, что является актуальным при сдаче Единого Государственного Экзамена.

Невозможно изучение теории без закрепления практических навыков. В данном случае важно, чтобы эти практические навыки сформировались, а на последующих этапах закреплялись. Подбираю по всем этим темам тестовый материал.

Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и содержанием заданий, умеют выполнять упражнения части А и В. В 10-11 классе остается только текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению части С.

10 класс - активно использую обобщающие таблицы, которые есть у каждого ребёнка для работы. После уроков дети отрабатывают пройденные задания на время. Определённый срок - определенное количество вариантов.

Для повышения орфографической зоркости использую контрольные работы по орфографии, пунктуационной - комплексный анализ текста. С целью повторения орфографии в сильном классе предлагаю учащимся создать текст на определенный тип орфографического правила по типу текстов.

Выводы, которые были сделаны мной в процессе создания системы подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ:

  1. Ознакомление родителей и детей с ЕГЭ, начиная с 5-го класса.

  2. Теория русского языка - по зачётной системе с 5-9 класс (устная или письменная форма).

  3. Использование тестовых материалов разного уровня в связи с изучаемой темой и решение заданий ЕГЭ по ним..

  4. Продолжение работы по комплексному анализу текста.

  5. Создание методической базы, банка тестовых заданий.

  6. Подготовка к изложению - анализ текстов с учётом подготовки к части С ЕГЭ, работа с текстом.

  7. Постоянное использование уроков литературы ( анализ текстов с учётом требований в части С), выполнение заданий по русскому языку с извлечением примеров из художественной литературы, конкретного произведения или по выбору.

  8. Включение факультативных и элективных занятий в систему подготовки к ЕГЭ: «Говорим и пишем правильно», «Искусство устной и письменной речи».

  9. Диагностика разного уровня подготовки учащихся.

  10. Индивидуальные консультации с учащимися, работа в парах, групповая работа.

  11. Организация информационной работы при подготовке в формате ЕГЭ по русскому языку.

Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, работа в этом направлении продолжается, появляются новые приемы и методы, которые апробируются на практике и будут проанализированы.

Самое главное, на мой взгляд, в любой работе - это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая его деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий».


© 2010-2022